Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Слово с амвона
Подвижный круг проповедей
Неподвижный круг проповедей
Рождество Пресвятой Богородицы
Память праведного Симеона Верхотурского
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Неделя по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня
День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
День памяти праведного Авраама праотца и племянника его Лота
Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных
Введение во храм Пресвятой Богородицы
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Неделя Святых праотец
Неделя перед Рождеством, Святых отец
Рождество Христово
Неделя по Рождестве
Неделя перед Богоявлением
Обрезание Господне
Святое Богоявление
Неделя по Богоявлении
Сретение Господне
Обретение главы Иоанна Предтечи
День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Благовещение Пресвятой Богородицы
Память Святителя Игнатия Брянчанинова
Рождество Иоанна Предтечи
День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
День памяти святых страстотерпцев
Память преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары
День памяти равноапостольного великого князя Владимира
День памяти прп. Серафима Саровского
День памяти пророка Илии
День памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба
Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня
День памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца
Преображение Господне
Успение Пресвятой Богородицы
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Покров Пресвятой Богородицы
Беседы о духовной жизни
Публикации
Слова после постригов
Стихотворения
Теологические сонеты
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
04.10.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Жажда Бога. Жизнь и учение приснопамятного старца Эмилиана"
01.10.2019
Обновлен каталог архиерейских облачений
28.09.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "«Троица» преподобного Андрея Рублева - это бездна богословия"
24.09.2019
Обновлены актуальные нужды социальной службы
Архив новостей





Книги издательства



О правильном распоряжении свободой воли.

(Евангелие от Луки, 54 зачало, глава X, стихи 38-42, глава XI, стихи 27-28)

Сегодня мы вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Всем известно повествование об этом чудесном событии, и потому я не буду вновь на нем останавливаться. Постараемся лучше вникнуть в смысл и значение сегодняшнего праздника.

В наше время широко распространилось такое мнение, будто бы все в мире подчинено каким-то неумолимым законам. В России это мнение получило распространение в связи с недавним господством марксистской идеологии, доктрина которой состоит в том, что человеческое общество подчинено неким законам, неуклонно ведущим его к определенным результатам, вне зависимости от деятельности отдельного человека. Различные философы и ученые (неважно, как они сами себя называют) приписывают некое неумолимое движение и природе. Например, знаменитый английский ученый XIX века Чарльз Дарвин развил теорию эволюционизма. Он полагал, будто господствовавший в природе стихийный, можно сказать, зверский закон борьбы за существование неуклонно вел к возникновению столь развитых существ, как люди. Утверждают также, будто неумолимые законы действуют не только в неодушевленной природе, но и в самой психике человека. Об этом говорят так называемые психоаналитики, последователи выдающегося ученого нашего времени Зигмунда Фрейда. Они считают, что внутренним миром человека руководят некие законы, которым человек волей-неволей вынужден подчиняться. В своих рассуждениях они употребляют слово «психика», непонятное для большинства людей, которое происходит от греческого «психи», что значит «душа». Эти люди подменяют истинное понятие о человеческой душе ложным.

Итак, мы видим, что в наше время древнее языческое учение о неумолимой судьбе, которую греки называли роком, а римляне – фатумом, под новым видом завоевало умы почти всех людей. И мы, православные христиане, имеющие совсем иную веру и убеждения, тем не менее, поневоле также попадаем под влияние окружающей нас умственной атмосферы. Мы воспринимаем общепринятые понятия как подлинные, как некий здравый смысл и тоже начинаем приписывать все события человеческой истории действию неких неумолимых законов, понятных или непонятных, раскрытых или нераскрытых, которые, однако, делают из человека песчинку, носимую какими-то стихиями.

Но не этому учит нас Божественное Откровение. Если мы посмотрим на событие Рождества Пресвятой Богородицы, то увидим, что вопреки распространенному ныне мнению, умаляющему значимость отдельного человека, рождение Пресвятой Девы и вся ее жизнь имели важнейшее значение для спасения человеческого рода, для судьбы всего человечества. По крайней мере, для спасения тех людей, которые захотят с верой обратиться к Господу Иисусу Христу, рожденному Пресвятой Девой Марией. Вспомним теперь учение Святой Церкви о сотворении мира. Рассуждая об этом, мы должны будем направить свой ум в такие глубины, которые непостижимы для человеческого разума, а потому и употребляемые нами слова будут весьма условны. Однако, говоря о Боге, мы вынуждены употреблять наиболее подходящие слова и прилагать их к Тому, Кто безграничен и непостижим, чтобы нам можно было хотя бы приблизиться к тому, что превосходит наш разум.

Некогда было такое время, когда существовал единственно Бог. Слова «существовал» и «время» здесь не совсем уместны, ибо и самого времени (представляющего собой условие существования видимого творения) не было и «существование» относится скорее к тому, что сотворено, чем к тому, что безначально и вечно. Правильнее даже было бы сказать не «вечно», а «предвечно», каковым является бытие Божие. Когда Пресвятая Троица, Непостижимый, Неисследимый, Бесконечный, Всемогущий и Благий Бог пребывал в таком блаженном, непонятном для нас, существ ограниченных, состоянии и наслаждался безграничной благостью Своего бытия, тогда, будучи Всеблагим, Он измыслил сотворить существа, которые могли бы наслаждаться Его благостью. Слово «измыслил» тоже не вполне уместно, ибо в Божественном уме это желание пребывало предвечно, в Боге не может быть никакого изменения. Существам, для которых характерно неведение, которые ограничены в своем знании, свойственно от незнания через размышление приходить к решению. Бог же, как существо всеведущее, всегда обладал совершенным знанием, или, правильнее сказать, всеведением. Все рассуждения о том, давно ли Бог сотворил мир и почему именно тогда, а не раньше, неприложимы к бытию Божию, как и сами слова «давно» и «раньше». Постичь это невозможно человеческому разуму.

Когда Бог размышлял о сотворении мира, о сотворении тех существ, которые могли бы наслаждаться Его бесконечной благостью, Он уже предвидел, что многие из сотворенных Им существ отпадут от этой благости, воспротивятся всеблагому о них Промыслу Божиему. Поэтому нужно было, говоря человеческим языком, предусмотреть и выход из этого страшного положения, то есть сотворить существа, которые, если и падут, то будут восстановлены в своем прежнем состоянии, – сотворить людей. И Божественное Предведение еще прежде сотворения всего мира знало того, через кого свершится возвращение человеческого рода после его падения к его прежнему блаженному состоянию, – Пресвятую Деву Марию. Ограниченному человеческому уму, наверное, даже и небезопасно рассуждать о таких вещах, как Божественное Предведение, ибо напряжение человека, когда он пытается постичь столь великие тайны, может превзойти его силы.

Рассмотрев факты истории, мы можем убедиться в том, что кроме Пресвятой Девы Марии не было другого человека, который был бы способен осуществить волю Божию о спасении человечества. Отсюда мы должны сделать вывод о ложности современного здравого смысла, утверждающего, что мир и даже внутренняя жизнь человека движимы какими-то неумолимыми законами. Иногда и великие вещи зависят от самих людей. Не говоря о государственных деятелях и вождях народов, которые совершали необыкновенные завоевания, изменявшие судьбы мира, мы скажем о самом важном, о том, что является единственно важным для всякого человека, – о деле спасения человечества. Мы знаем, что святые пророки Израиля, хотя они возвещали волю Божию в каком-то малом, может быть, неизвестном до времени месте земли, были избранниками Божиими и без них не могло совершиться постепенное возвращение человека к Богу. Пресвятая Дева Мария стала как бы венцом этого постепенного созревания человечества в лице богоизбранного народа. Если бы Ее не было, то не явился бы в мир Христос Спаситель и не совершилось наше спасение.

Поэтому мы должны отбросить современное мнение о том, что некие бездушные законы (рок, судьба или фатум) управляют всем миром, человечеством и отдельными людьми. Каждый из нас свободен, и от него самого зависит весьма многое, а от некоторых людей зависят даже судьбы человечества, как от Божией Матери – спасение человеческого рода. Мы не должны оправдываться обстоятельствами, но должны всегда помнить о своей свободе и распоряжаться ею так, чтобы спасти свою душу, а по возможности хотя бы немного посодействовать и спасению других людей.

В сегодняшнем евангельском чтении говорится о женщине, которая обратилась к Господу и, «возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (ст. 27). Она, может быть до конца не понимая, что перед ней Сын Божий, прославила Ту, Которая родила столь необыкновенного Человека. Господь же ответил ей: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (ст. 28). Мы должны воспользоваться своей свободой так, чтобы до некоторой степени уподобиться Божией Матери, то есть воспринять Слово Божие – Божественную проповедь, – подобно тому как Она носила в Себе ипостасное Слово Божие, бесконечное и бессмертное. Как Пресвятая Дева послужила спасению всего человечества, так и мы должны послужить хотя бы своему собственному спасению. Спасаясь сами, мы в то же время естественным образом не можем не спасать и тех людей, которые нас окружают. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи мирный дух – и вокруг тебя спасутся тысячи». Если мы, как будто бы эгоистично заботясь о спасении только своей души, подвизаясь, как кажется, лишь ради себя, приобретем душевный мир, то поневоле распространим вокруг себя атмосферу, которая привлечет к нашему образу жизни многих людей, и, таким образом, мы послужим и их спасению.

Человеческая душа бесконечно свободна. Человеческая душа бесконечно свободна. Пренебрежем же распространенными представлениями о неумолимых и непреодолимых обстоятельствах. Воспользуемся своей свободой так, чтобы подражать Божией Матери и сделать все для своего спасения, и никогда не будем оправдываться тем, будто что-то от нас не зависит.

21 сентября 2002 года

.



Calendar
  Октябрь 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31  

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

25.10.2019
Преставление схмон. Евфросинии (Мезеновой) (1917 г.)

06.11.2019
Празднование иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»


перейти к разделу
Земля святого Симеона


Взяв на себя труд подвижнической жизни, несите его с любовию и терпением.
прп. Варнава Гефсиманский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1603 8791 9823
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb