Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Слово с амвона
Подвижный круг проповедей
Неподвижный круг проповедей
Рождество Пресвятой Богородицы
Память праведного Симеона Верхотурского
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Неделя по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня
День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
День памяти праведного Авраама праотца и племянника его Лота
Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных
Введение во храм Пресвятой Богородицы
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Неделя Святых праотец
Неделя перед Рождеством, Святых отец
Рождество Христово
Неделя по Рождестве
Неделя перед Богоявлением
Обрезание Господне
Святое Богоявление
Неделя по Богоявлении
Сретение Господне
Обретение главы Иоанна Предтечи
День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Благовещение Пресвятой Богородицы
Память Святителя Игнатия Брянчанинова
Рождество Иоанна Предтечи
День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
День памяти святых страстотерпцев
Память преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары
День памяти равноапостольного великого князя Владимира
День памяти прп. Серафима Саровского
День памяти пророка Илии
День памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба
Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня
День памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца
Преображение Господне
Успение Пресвятой Богородицы
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Покров Пресвятой Богородицы
Беседы о духовной жизни
Публикации
Слова после постригов
Стихотворения
Теологические сонеты
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
07.12.2019
Обновлены актуальные нужды социальной службы
29.11.2019
В разделе "Беседы с монашествующими" появилась новая беседа "Рождественский пост - путь в Вифлеем".
26.11.2019
Появился устав трапезы на Рождественский пост.
14.11.2019
В разделе "будни и праздники" появился рассказ "Как подарить Рождество, или 15 лет радости"
Архив новостей





Книги издательства



О сознательном выборе Православной веры

Сегодня мы совершаем память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Я не буду пересказывать его жизнеописание, а скажу лишь о том, как правильно относиться к великому событию крещения Руси и подвигу равноапостольного Владимира. Бытует такое мнение (или, может быть, нарочно распространяется людьми, не желающими признать исторической правды), что князь крестил Русь насильно, крещение народа было неосознанным, поскольку не было основано на народной вере. И делается следующий вывод: такое крещение нарушает принцип свободного принятия вероучения, а плоды этого крещения оказались сомнительными – русские якобы не до конца осознавали суть христианства и поэтому одновременно с Православием в России на протяжении веков удерживалось множество языческих суеверий и предрассудков.

Так ли это на самом деле? Действительно ли русские приняли православную веру неосознанно, случайно? Вспомним, как обратился к вере князь Владимир. До своего Крещения это был человек, безудержно стремившийся к власти, и ради занятия великокняжеского престола он даже совершил несколько вероломных убийств, в том числе пролил кровь своих братьев. Известен он был и развратом. Как и всякий человек, совершивший тяжкие грехи, какого бы исповедания и вообще каких бы убеждений он ни был, князь чувствовал угрызения совести и желал умилостивить языческих богов, думая, что если станет приносить им жертвы и умножать идолов, требуя их всенародного почитания, то они его простят и совесть перестанет его мучить. Однако это языческое мнимое благочестие никаких плодов его душе не принесло, он не чувствовал ни малейшего успокоения и мира. Тогда он обратился к размышлению о принятии веры в Единого Бога.

К тому времени идея о Едином Боге распространилась и на языческие народы. Святитель Григорий Палама, живший несколько позже, рассуждая о магометанстве, говорит, что единобожие магометан – это косвенное влияние христианства, то есть идея христианского единобожия проникла за пределы самой этой религии и оказала влияние на народы, оставшиеся в заблуждении. Действительно, мы знаем, что Магомет находился под влиянием Священного Писания Нового и Ветхого Завета. Сам он был неграмотным, читать не умел, но знал Писание в пересказе. Конечно, Священное Писание в своем Коране он исказил, ссылаясь на якобы бывшие ему откровения, но тем не менее мысль Григория Паламы совершенно правильна и в данном случае влияние христианства на магометанское учение совершенно очевидно. Под влияниям христианства многим религиям приходилось пересматривать старые основы вероучения, для того чтобы выдержать, выражаясь светским языком, конкуренцию с христианством. Так, в индуизм и буддизм было привнесено учение о милосердии, любви, вечном боге (последнее касается индуизма). Влияние христианства было огромным, что не могло не отразиться на умах знаменитых язычников. Князь Владимир о христианстве знал: в то время среди русских уже было значительное число верующих. Его бабка, святая равноапостольная княгиня Ольга, построила несколько храмов в Киеве и его окрестностях. Кроме того, русские, торгуя с разными странами, охотнее всего вступали в торговые отношения с Византией – самой богатой и культурной страной того времени. При заключении договоров с византийскими купцами те из русских купцов, которые были христианами, клялись на кресте и Евангелии. Так что в то время среди русских торговых людей были верующие христиане, о чем Владимир не мог не знать.

Как человек благоразумный, мудрый, он подверг исследованию все те варианты единобожия, какие существовали в его время. Во-первых, это было Православие, сохраняемое и проповедуемое греками-византийцами. Во-вторых, христианство в западной традиции, формально еще не отделившееся от единой православной Церкви, но по сути уже создавшее свои особые положения и с IX века подвергавшееся критике со стороны православных богословов. Ко времени крещения Руси уже целое столетие шли серьезные богословско-канонические споры по вопросам расхождения между Православием и западным христианством. Наконец, князь должен был знать и нехристианские религии, проповедующие единобожие: магометанство и иудаизм, основанный на Ветхом Завете с отвержением Завета Нового, так как уже в последующие столетия по Рождестве Христовом возник Талмуд, то есть комментарии, изменяющие трактовку Ветхого Завета в сравнении с традиционной древней. С политической точки, зрения магометанство в то время было не менее, если не более, привлекательно, чем христианство: магометане совершили множество великих завоеваний. Они захватили весь Восток, Северную Африку, покорили Испанию, войска арабов-магометан проходили до Китая и Персии. Был велик успех магометанства и в деле проповеди своего вероучения, и потому оно не могло не привлекать внимания государственного деятеля. Кроме того, оно обеспечивало солидарность с мусульманскими народами, взаимную поддержку и помощь.

Западное христианство, с политической точки зрения, также было привлекательно, поскольку и Запад начал подниматься от безгосударственности и раздробленности к осознанию своего величия.

Иудаизм не был столь привлекательным, поскольку иудеи были рассеяны, не имели своего государства. Предание рассказывает о том, что, когда князь Владимир, говоря с иудеями об их религии, спросил: «Где ваша родина?», они ответили: «Бог нас наказал за наши грехи, и мы изгнаны с нашей родины». Тогда он воскликнул: «Так неужели вы хотите, чтобы и нас Бог наказал и изгнал с нашей земли, если мы примем вашу религию?!» Именно это убедило князя отказаться от иудаизма, хотя он имел преимущество перед прочими религиями своей глубокой древностью: другие религии как бы произросли из него.

Единство с Византией на религиозной основе могло предоставить для Руси выгоду. В то же время, как мы видим из поведения и равноапостольной княгини Ольги, русские боялись, чтобы вместе с религиозным влиянием Византии не возникла и вассальная зависимость от этого государства. По преданию, когда равноапостольная Ольга крестилась в Константинополе, то правящий в то время император Константин VII Порфирогенит из политических соображений захотел вступить с ней в брак. Но она поступила мудро, можно даже сказать – хитро, сделав так, что при Крещении император стал ее крестным отцом. По Церковным канонам крестный не может вступить в брак со своей крестницей, и Константин, восхищенный ее мудростью, признал свое политическое поражение. Сделала она это для того, чтобы византийские государи не претендовали на Россию.

О всех этих факторах нужно помнить, для того чтобы понимать, что принятие Православия не было политическим шагом, имевшим только временные цели.

К князю Владимиру прибыли послы четырех религий: двух ветвей христианства, магометанства и иудаизма. Князь выслушал всех внимательно, рассудил обо всем, и принятое им решение не было легкомысленным шагом. Греческий монах, с которым Владимир вел беседу, привез с собой икону Страшного Суда и, комментируя изображенное на ней, а вместе с тем открывая князю истины христианства, произвел огромное впечатление на князя Владимира, совесть которого была осквернена тяжкими преступлениями. Князь пришел в страх и трепет. Итак, первым моментом, заставившим вождя русских обратиться в Православие, было покаяние.

Как человек благоразумный, князь не удовлетворился беседой с послами и отправил своих представителей в страны, где исповедовались эти религии. Его послы были на Западе, были в Казанском каганате, где господствующее значение имели две религии: в массах народа – магометанство, а среди господствующего класса – иудаизм. Но, посещая храмы этих стран, они не нашли ничего привлекательного. Когда же они прибыли в Византию и побывали на прекрасном, благолепном богослужении в храме Святой Софии, то исполнились такой сладости и умиления, что, вернувшись к князю, сказали ему: «Мы не знали, где находились, на Небе или на земле!» Храм этот, являясь неподражаемым шедевром архитектуры, прекрасен и по сей день, хотя, тот блистательный вид, какой он имел в цветущие времена Византии, сейчас потерял.

Поэтому вторым моментом, имевшим значение в обращении русских, является любовь к прекрасному, к благолепию. Таким образом князь пришел к решению о принятии Православия.

Но и после принятия решения князю пришлось перенести некоторые испытания: за свое промедление с Крещением он был наказан Богом слепотой. По совету своей невесты, византийской царевны Анны, он крестился и прозрел очами телесными и духовными. Это чудо окончательно удостоверило его в истинности христианства, сохраняемого и проповедуемого греческой Церковью.

Итак, мы видим, что князь Владимир принял Православие отнюдь не случайно. Путь от языческого неверия к истинному христианству был для него по времени, может быть, и быстрым, но в смысле выбора решения – осторожным и медленным. Он медлил даже тогда, когда пришел к выводу о необходимости принятия Православия, и решение его было очень взвешенным и продуманным. Сама форма христианства – Православие – принята обоснованно, князь сравнил ее с западным вероисповеданием. Как же можно говорить, что крещение Руси было некоей исторической случайностью?

Кто-нибудь может возразить: да, князь принял веру сознательно, но народ был крещен насильно. Однако для трезвого понимания происшедшего нужно понимать, что отношения между государем и народом (особенно в странах, где государственность еще не была развита) походили в те времена не на отношения начальника к подчиненным, а скорее на отношения отца к детям.

Главы народов были тогда действительно вождями, руководителями. Русские люди говорили: если князь и бояре, люди неглупые, приняли христианство, значит и нам нужно. Это свидетельствует не о том, что русские – люди простые и неразумные, а о том, что князь Владимир пользовался необычайной любовью и доверием народа, что он заслужил, вероятно, заботой о своих подданных. Никакой демократии в то время не было. Все решалось так, как только и могло решаться в условиях того общественного строя. Нельзя критерии современного общественного сознания переносить на 1000 лет назад и требовать от наших предков проведения референдума или свободных выборов, поскольку такой формы выражения мнения тогда просто не существовало.

Конечно, могли быть (и действительно были) злоупотребления, когда некоторые соратники князя Владимира, принявшие христианство, но не до конца его осознавшие, употребляли насилие при обращении киевлян к новой религии. Но если бы народ в общей своей массе не принял христианства, то насильное насаждение веры отдельными людьми не помогло бы ее принятию. Нужно отдать должное и князю, так как очень многое зависит от личности вождя, но, с другой стороны, – повторим – если бы народ сам с искренней верой не принял предлагаемой религии (пусть не все еще в ней понимая, многого не умея исполнить), то и самый гениальный, мудрый и энергичный проповедник ничего бы не добился. Плодоносность принятия Православия мы видим: русский народ стал великим народом не только в государственном, национальном, политическом, но и в религиозном отношении. Он стал великим христианским народом, породив сонмы святителей, преподобных, блаженных, а в последние десятилетия, в годы беспрецедентных гонений на православных людей в России, – сонмы новомучеников. Потому все упреки в том, что христианство в России является исторической случайностью, не имеют никакого основания, являются грубой исторической натяжкой для оправдания собственного неверия и отступления от православных традиций, сложившихся русском народе. Если мы для сравнения обратимся к истории принятия христианства Византийской империей, то увидим, что там этот путь длился три столетия – от первых гонений до того, как император Константин Великий провозгласил веротерпимость, после чего христианство стало государственной религией. Три века шла борьба в народе, пока последний не осознал христианство своей религией. Сейчас в Греции Православие стало настолько родным и естественным, что когда по настоянию Евросоюза требовали удалить из греческих паспортов графу о вероисповедании, то большинство греков через референдум отказалось от этого новшества, предпочитая сохранить старую традицию указывать в паспорте даже не национальность, а вероисповедание. Три столетия шла борьба, разрешившаяся принятием христианства через орудие Божие, каковым являлся император Константин Великий. Так же и у нас несколько десятков лет (если начать счет со времен равноапостольной Ольги) продолжалась подобная борьба, окончившаяся благодаря князю Владимиру, который провел народ по предопределенному ему историческому пути колебаний и сомнений к крещению. Путь этот был недолгим по времени, но весьма важным по значению.

Вот сколь велика роль князя Владимира в истории нашего народа. Он – исключительная личность, но в тоже время и орудие Промысла Божьего. Он – исключительная личность, но нельзя забывать, что и русский народ к тому времени в своей основной массе был готов к принятию христианства и отвержению языческих заблуждений. И, как показал последующий исторический опыт, оказался народом преданным, верным христианству при самых трудных испытаниях, не раз выпадавших на его долю. Потому и мы должны, подобно святому князю, знать Православие и верить сознательно, помня о том, как он в свое время исследовал вероучение, стремясь удостовериться в его истинности. Мы должны принять Православие не только всей душой, но и всеми умственными способностями, для того чтобы, утвердившись в нем, стать достойными духовными чадами нашего великого прародителя в вере.

28 июля 2002 года

.



Calendar
  Декабрь 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

19.12.2019
Память свт. Николая Чудотворца. Приглашаем поклониться частице мощей этого святого!

31.12.2019
Память прав. Симеона Верхотурского (1694 г.)


перейти к разделу
Цветы Великого поста


Монашеская жизнь - это не есть почетное звание или титул почести, а это непрерывный подвиг доброделания, т.е. труд над очищением своего ума и сердца от скверных помыслов и пожеланий. А цель в конечном своем существе должна сводиться к тому, чтобы воскресший Господь сподобил бы всех нас узреть Его в Царствии Небесном…
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1603 8791 9823
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb