Ново-Тихвинский женский монастырь: О самопонуждении и смирении Господь сказал бывшему расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Если человек, пребывающий в таком здоровом духовном состоянии, будет грешить, то с ним случится еще худшее, чем то, что было до исцеления. Человек, познавший благодать и имеющий ее, но пренебрегающий ею, не прибегая к помощи благодати во время искушения, испытания, скорби, потеряет ее, и с ним будет нечто гораздо худшее, чем было до того, как он покаялся, до его духовного исцеления. Из жизни угодников Божиих мы знаем такие случаи. Например, преподобный Иаков Отшельник, имевший дар чудотворения, впал в блуд и убийство, потому что посчитал, что уже не способен падать. Можно привести много других примеров. Иаков Отшельник согрешил делом, а один другой подвижник, имевший великую благодать, потерял ее, сказав слово осуждения. Он подвизался в одной местности, а потом переселился в другую. Однажды, по прошествии долгого времени, к нему пришел монах из той местности, где он жил раньше. Подвижник стал расспрашивать его, как живут братья, известные ему, и узнав об одном из них, что тот оставил монашество и женился, сказал пришедшему: «Худо он сделал». За эти слова Божественная благодать оставила его, и он потом десятки лет проводил в подвиге, чтобы вернуть ее. Вот и другой случай: два родных брата подвизались в пустыне. Один из них наблюдал за другим из окна своей кельи и увидел, что тот, как будто заметив что-то вдали от кельи, вдруг перепугался, перекрестился, быстро забежал в свою келью и закрылся. Первый брат решил посмотреть, что же его напугало, и обнаружил кучу золота. «Зачем он убежал, – подумал брат, – нехорошо он поступил, ведь можно было взять это золото и на него построить монастырь, много добра сделать, раздать милостыню». Он взял золото, и тогда благодать Божия его оставила, и ему было откровение: «За то, что ты осудил своего брата, ты более в земной жизни не увидишь его, и тебе понадобится много лет, чтобы вернуть прежнюю благодать. А брат твой как нестяжательный монах поступил совершенно правильно». И подвижник этот многие годы жестоко подвизался, чтобы вернуть себе благодать, которую он потерял за осуждение родного брата. Вот как бывает с людьми уже духовными, если они впадают в такие грехи, как гордость и презрение ближних. Иногда делом, иногда мыслью, но они обязательно падают.