Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
07.12.2019
Обновлены актуальные нужды социальной службы
29.11.2019
В разделе "Беседы с монашествующими" появилась новая беседа "Рождественский пост - путь в Вифлеем".
26.11.2019
Появился устав трапезы на Рождественский пост.
14.11.2019
В разделе "будни и праздники" появился рассказ "Как подарить Рождество, или 15 лет радости"
Архив новостей





Книги издательства



Исполнение воли Божией – пища, насыщающая человека

(Евангелие от Иоанна, 12 зачало, глава IV, стихи 5-42)

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали такие слова: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина (самарянка) говорит Ему (Господу): знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (ст. 24–25). «Мессия» и «Христос» – оба эти слова имеют одно и то же значение: «Помазанник». «Мессия» – слово еврейское, «Христос» – греческое.

«Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (ст. 26). Увидев, что женщина со вниманием выслушала преподанное ей, хотя и краткое, но необыкновенно значительное поучение о том, Кто есть Бог и как нужно Ему поклоняться, Господь уже более откровенно говорит ей, что Христос – это Он Сам. Не нужно удивляться, что такие краткие слова Спасителя произвели столь великое действие на душу самарянки. Ведь и в обыденной жизни мы замечаем, как слова человека, касающиеся даже вещей ничтожных и малозначащих, если они произнесены им с внутренней убежденностью, сильно воздействуют на нашу душу. Можно себе представить, какая могущественная Божественная сила действовала в речах Спасителя (а впоследствии – Его апостолов), так что немногие Его слова часто производили в душах искренних людей целый переворот.

«В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?» (ст. 27). Смущение учеников было сугубым по той причине, что, во-первых, Господь беседовал с самарянкой – а иудеи, как я уже говорил в других проповедях, не сообщались с самарянами, почитая их еретиками, – и, во-вторых, потому, что Христос говорил с женщиной в уединении, без свидетелей. Все это учеников смутило, но они не посмели ничего сказать, так как благоговели перед своим Учителем.

«Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала; не Он ли Христос?» (ст. 28–29). Она оставила водонос, то есть забыла уже о воде и о своей просьбе указать ей источник «воды живой», иначе – воды текущей, свежей (ст. 10–15). Теперь ум ее переполняли мысли, действительно ли Тот, Кто с ней беседовал, – Христос? И она поспешила поделиться этими мыслями и чувствами со своими соплеменниками.

«Они вышли из города и пошли к Нему» (ст. 30). В отличие от иудеев, считавшихся правоверными, но, тем не менее, относившихся к Господу безразлично, самаряне всем городом вышли Ему навстречу. Потому Господь и стал беседовать с самарянкой, что предвидел искренность ее сограждан.

«Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете» (ст. 31–32). Ученики, хотя и были людьми ревностными, любили Господа и желали Ему послужить, однако же еще не были просвещены Духом и часто все воспринимали поверхностно, внешне. «Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?» (ст. 33). Они подумали, что кто-то, может быть, и эта самарянка, опередив их, дала Ему пищу.

«Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (ст. 34). Остановимся несколько на этих словах и поразмыслим над ними, ибо они свидетельствуют о великом и нужном для всех нас: исполнение воли Божией насыщает душу человека. Если мы, творя волю Божию, то есть исполняя ту или иную заповедь, не чувствуем духовного насыщения, значит, либо мы делаем что-то неправильно и нам лишь кажется, будто мы исполняем волю Божию, либо нам совершенно безразлично, угождаем мы Богу или нет, что еще страшнее. А вот Господь Иисус Христос как человек – не как Сын Божий, всегда имеющий с Отцом одну и ту же волю, но именно как человек, – желал насытиться волей Божией. Вот пример для всех нас: Спаситель был идеальным, совершенным человеком и, когда мы видим в Его поступках нечто человеческое, то подражать этому не только достойно, но и необходимо для нашего спасения. Если бы мы имели такое же чувство насыщения от исполнения воли Божией, какое было у Спасителя, тогда, конечно же, с радостью исполняли всякую заповедь и даже всякую скорбь терпели бы с удовольствием ради того, что и в ней также выражена воля Божия.

Спаситель сказал в Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6). И все прочие заповеди блаженства Господь не только преподал нам, но и Сам в первую очередь их исполнил. Сегодняшним евангельским чтением Церковь как раз и являет пример того, как Спаситель исполнил заповедь об алкании и жаждании правды. Господь не пил, потому что Самарянка в течение этого разговора переменилась настолько, что оставила водонос и ушла, так и не успев зачерпнуть Ему воды. Он и не ел, так как отказался от пищи, принесенной учениками. И этим Спаситель показал, что Он действительно «алчущий и жаждущий правды», то есть праведности, состоящей в исполнении воли Божией, которое воистину насыщает. Мы знаем, как необыкновенно строго подвизались некоторые угодники Божии: пребывали в строжайшем посте, добровольно принимали на себя всевозможные лишения и скорби, а иногда терпели эти скорби и невольно, подвергаясь гонениям, унижениям, голоду. Однако же они не роптали, но словно насыщались и упивались страданиями, видя во всем волю Божию. Есть свидетельства о том, что некоторые епископы-исповедники, в сталинские времена находившиеся в лагерях, когда их наконец-то выпускали из заключения, уходили с печалью по той причине, что среди лагерных скорбей, среди кощунств, матерщины, безбожия, не имея возможности совершать богослужение и причащаться, они, тем не менее, испытывали столь великую благодать, что уже не хотели оставлять эти места. Когда такие исповедники уединялись где-нибудь в лесу и молились, то лес начинал стонать, как бы соучаствуя им в их молитве. Вот пример того, как в близкое нам время люди, исполнявшие волю Божию, насыщались тем, от чего все отвращаются, – насыщались скорбями. Вот чего должны мы искать и чему подражать. Я не призываю вас искать скорбей, ибо всякий разумный человек их боится, а ищущий искушений показывает тем самым свою самонадеянность. Мы должны искать воли Божией, насыщаться не земными благами, а духовными, благодатью Божией.

«Не говорите ли вы, – продолжал Спаситель, – что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (ст. 35–36). Под «сеющим» святые отцы подразумевают Бога, а под «жнущим» – апостолов, потому что Слово Божие, проповедуемое людьми, на самом деле не ими насаждается в сердца уверовавших, но Бог делает так, чтобы сердце человека принимало Его Слово. Иному много, красиво и убедительно говорят – а он остается безразличным, его с детства воспитывают в вере – а он пребывает теплохладным или вовсе оставляет веру. На другого же, напротив, несколько услышанных им слов действуют живительно.

Во времена моей молодости, когда духовных книг почти не было, верующие и вообще интересующиеся религией люди вынуждены были читать даже атеистические книги, лишь бы найти в них цитаты из Священного Писания. Эти немногие цитаты, окруженные всевозможной хулой, действовали на них подобно огню и обращали в христианство. Таким людям ничто не могло помешать, они отбрасывали хулу атеизма, словно шелуху.

Можно привести и противоположный пример. Вспомним дореволюционных крестьян. Почти все они были воспитаны в христианстве, однако из их среды вышли и революционеры, и красноармейцы, и сельские активисты, раскулачивавшие своих односельчан. И все эти «выходцы» были людьми, воспитанными в вере, но отпавшими от нее.

Итак, жнущий – это человек (апостол, проповедник, священник), а сеющий – это, конечно же, Бог. «Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (ст. 37–42). Я часто повторяю в своих проповедях, что в Евангелии описана лишь малая часть совершенного Спасителем. И здесь – еще один тому пример. Сказано очень кратко: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». А что именно Он им говорил, какие чудеса Он сотворил в Самарии – об этом ради краткости не упоминается.

Мы не случайно (ибо устав Православной Церкви не случаен) вспоминаем сегодня беседу Господа с самарянкой, но для того, чтобы по примеру этой женщины также возжелать духовной воды, также земному предпочесть небесное и затем воистину убедиться всею душою, всем сердцем, что Иисус есть Христос, Воскресший из мертвых.

17 мая 1998 года

.



Calendar
  Декабрь 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

19.12.2019
Память свт. Николая Чудотворца. Приглашаем поклониться частице мощей этого святого!

31.12.2019
Память прав. Симеона Верхотурского (1694 г.)


перейти к разделу
Каждый может стать прозорливым


Монах вначале ничем другим не занимается, как только тем, чтобы провести весь день без греха. И тогда приходит Дух Божий и открывает нам тайны Божественного Бытия, чего не достигает человек на путях отвлеченного богословия.
Архим.Софроний (Сахаров)







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1603 8791 9823
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb