Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
09.09.2019
В разделе "Беседы с монашествующими" появилась беседа игумении Домники "Позволим Христу найти нас"
29.08.2019
Появилось расписание богослужений на сентябрь-ноябрь в храме св. Александра Невского и в храме Всемилостивого Спаса
29.08.2019
Обновлены актуальные нужды социальной службы
24.08.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "13 чудесных дней в Меркушино"
Архив новостей





Книги издательства



Об источнике воды живой в каждом из нас

(Евангелие от Иоанна, 27 зачало, глава VII, стихи 37-52, глава VIII стих 12)

Сегодня православные христиане празднуют день Святой Троицы. Мы вспоминаем, как в пятидесятый день по Воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, в десятый по Его Вознесении на небеса, Дух Святой сошел на апостолов и просветил их обилием благодати. Прежде всего необходимо объяснить, как сошел Дух Святой. Если Сын Божий, по воплощении получивший имя Иисус, явился в мир Своей Ипостасью и принял естество человеческое, то Дух Святой сошел не Своим существом, но Своей силой, Своими энергиями, или, иначе говоря, действиями. Нужно это понимать и различать исхождение Духа Святого от Бога Отца и схождение Его на апостолов, которым Он принес благодать, сойдя Своей силой. В этом – отличие пришествия Сына Божия от явления в мире Утешителя Духа Святого. А как именно явился Дух Святой, описывает дееписатель, апостол и евангелист Лука.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (ст. 1–3). Святые отцы говорят, что если на Господа Иисуса Христа в то время, когда Он принял крещение от Иоанна Крестителя на Иордане, Дух Святой сошел в виде голубя, знаменуя желание Бога примириться с людьми (голубь – птица мирная и кроткая), то на апостолах Дух Святой явился в виде огненных языков, показывая, что ученики Спасителя отныне преисполнятся огненной ревности, пламенной любви к Богу и ближнему. На самом же деле Дух Святой как Бог – безубразный, невидимый, непостижимый не только для человеческих чувств, но и для человеческого разума, Он превосходит всякое представление о чем-либо и не имеет никакого вида. Образ голубя или огненных языков Он принимает на Себя только для нашего назидания, в действительности не являясь ни тем, ни другим.

«И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (ст. 4). Действием Святого Духа ученики Спасителя получили дар языков для того, чтобы они могли проповедовать по всему миру. Апостолы, по крайней мере двенадцать ближайших учеников Господа Иисуса Христа, были в основном самыми простыми людьми, которые не то что языков, но и грамоты не знали, не умели читать и на своем родном языке (за исключением, может быть, апостола Матфея, который, по преданию, происходил из левитского сословия, а левиты были людьми образованными, книжными). Апостолы получили дар языков и обрели возможность беспрепятственно проповедовать истину Слова Божия самым разным народам, что они впоследствии и делали.

Надо сказать, что уже с окончанием апостольского века этот дар в верующих иссяк, и в позднее время нехристианским народам проповедовали с помощью средств, так сказать, научных, то есть переводов Священного Писания и богослужебных книг. Занимались этим люди образованные, такие как равноапостольный Кирилл. Но и тут действовала благодать. Из предания известно, что азбука, которую изобрел равноапостольный Кирилл для того, чтобы перевести Священное Писание на славянский язык, – так называемая кириллица – была дарована ему через откровение: она вдруг представилась ему в уме, он записал ее и после этого стал переводить священные книги. Еще один случай: преподобный Ефрем Сирин путешествовал по Египту и захотел побеседовать с одним знаменитым старцем, который не знал ни греческого, ни сирийского языка, так же и Ефрем Сирин не знал языка коптского, а переводчика у них не было. Они помолились, и этот старец по вдохновению свыше стал говорить на сирийском, родном языке Ефрема Сирина. Они несколько часов беседовали о духовных предметах, а после того как попрощались, старец потерял знание сирийского языка. Это значит, что оно было даровано ему по нужде, как и апостолы по нужде получили дар языков.

И если сейчас какие-нибудь совершенно невежественные люди (невежественные не в смысле необразованные, ибо образование ничего не значит для христианина, а невежественные духовно, не имеющие истинного духовного опыта) начинают мудрствовать, что ныне таким же образом может сходить Дух Святой и первое, необходимейшее Его дарование заключается в способности, не учась, говорить на иностранных языках, то это свидетельствует о том, что они находятся в прелести. Так мнят прежде всего члены секты пятидесятников. Надо сказать, что, к сожалению, это ложное учение в XX столетии стало распространяться среди различных христианских конфессий, и даже среди православных находятся люди, которые думают, что обладают даром языков. Мистический опыт этих «православных», якобы по действию благодати говорящих на других языках, ничем не отличается от опыта пятидесятников. Всевозможными средствами, порой самыми нелепыми, они приводят себя в экстатическое состояние и начинают произносить на иностранных языках иногда, попросту говоря, тарабарщину, а иногда – вещи гораздо более страшные. Один человек рассказывал мне такую историю. Некий пресвитер-баптист, придя со своими друзьями в собрание пятидесятников, увидел, как на членов этой секты, по их выражению, «сошел Дух Святой» и они стали говорить на различных языках. Пресвитер тот знал немецкий язык. И вдруг он слышит, как один человек по-немецки хулит Бога, сам того не понимая и не зная, что он говорит. Вот к чему может привести прелесть – слепое, неразумное, горделивое желание подражать святым апостолам. По своему невежеству эти прельщенные люди думают, что самым главным, основным и начальным признаком действия благодати в человеке является дар языков, но это не так.

«В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (ст. 5–11). Обратите внимание, что люди, слышавшие, как апостолы говорят на разных языках, понимали, что они произносят: все апостолы прославляли великие дела Божии. Я же вам привел случай, как пятидесятник, сам того не зная, на немецком языке хулил Бога. Так нечистый дух издевается и смеется над прельщенными. Но самое главное различие между истинными и ложными духовными явлениями раскрывается как раз в сегодняшнем евангельском чтении, повествующем о том, как Господь Иисус Христос еще до Своих страданий, Своего Воскресения и Вознесения на небеса предсказывал Своим ученикам о той великой благодати, которая им будет дарована.

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (ст. 37–39). В этом евангельском чтении описано как будто бы нечто совершенно отличное от того, что произошло с апостолами в день Пятидесятницы. На них сошел Дух Святой в виде огненных языков, здесь же говорится о реках воды живой, которые истекут из чрева. Под чревом нужно понимать не собственно чрево – живот, а духовную внутренность человека, каковой является душа. Тело – это внешняя сторона человеческого существа, душа – внутренняя. Когда из души человека начинают истекать реки воды живой, это и есть признак действия в нем благодати. Благодать может являться в виде огненных языков, как было с апостолами, каким-либо иным образом, а может быть совсем невидимой, но внутренний ее признак несомненно такой – она истекает из сердца человека, из его души.

По описаниям внутреннего опыта подвижников мы знаем, что действие в сердце молитвы Иисусовой выражается в том, что она течет в нем, как ручеек или река. Когда у одного старца спросили, есть ли у него непрестанная Иисусова молитва, он сказал: «Течет», указав жестом направление этого течения от головы к сердцу. Выражение Спасителя «Реки исходят из чрева воды живой» необыкновенно точное. Ручеек молитвы есть только начальное действие благодати. Когда же благодать переполняет сердце, она, как из до краев наполненной чаши, начинает изливаться и заполняет сначала всю душу, а потом и тело, словно некий сосуд. Так учит святитель Игнатий (Брянчанинов), который проповедовал истины, пережитые им самим. Поэтому и свои труды он назвал «Аскетическими опытами», этим названием подчеркнув, что все, о чем он учит, есть именно опытное знание, а не какие-нибудь отвлеченные мысли.

Итак, благодать, истекая из сердца человека, наполняет душу, а потом освящает и самое тело, о чем и говорит святитель Игнатий, толкуя слова пророка Давида «Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе?» (Пс. 34, 10), то есть вся плоть человека проповедует об этом действии благодати. Некоторые подвижники, жившие уже в послеапостольские времена, в IV столетии, которое называют «золотым веком» монашества, были преисполнены великой благодати. К одному старцу пришел монах и спросил: «Как нужно молиться?» Тот ответил: «Если хочешь, молись так…» – и, когда он поднял к небу руки, они засветились и стали как огненные. Вот человек, на котором исполнились слова Спасителя, что «из чрева его истекут реки воды живой». Некий монах нечаянно стал свидетелем того, как молился Арсений Великий: он стоял весь огненный. Благодать столь обильно действовала в этом подвижнике, что просветилось и его тело.

Бывает и иное действие благодати. Проповедь святителя Иоанна Златоуста была настолько прекрасной, возвышенной, мудрой, действенной, что люди из других стран приходили послушать его в Антиохию, а затем в Константинополь, где он проповедовал. Они оставляли все свои дела и шли слушать проповедь, а по ее окончании вновь уходили, так что святитель Иоанн был вынужден их увещевать, чтобы они остались на богослужение. Недаром женщина воскликнула из толпы: «У тебя – золотые уста», и таким образом возникло прозвище «Златоуст». Вот еще одно проявление Божественной благодати, ибо дарование Святого Духа часто дается человеку не только ради его собственного спасения, но и для пользы других.

Вспомним и мучеников, тела которых терзали самым жестоким образом, но которые не отрекались от своей веры. Человек собственными силами не может выдержать то, что испытывали они. Каким невероятным мучениям подвергали христиан первых трех столетий! В уме не укладываются ни их терпение, ни изобретательность и жестокость их мучителей. Например, одному мученику вложили в уши раскаленные железные пруты, так что истекли его глаза, но он, тем не менее, остался верен Христу. Всех истязаний не перечислить. Каким образом мученики терпели? Просто ли это были мужественные люди? Ведь среди них были и женщины. Одна мученица оказалась в заточении, будучи беременной, – римляне никого не жалели. В темнице она разрешилась от бремени, роды были тяжелые, и стражники ей говорили: «Вот видишь, ты и этого не можешь терпеть, как же ты вынесешь, когда тебя будут терзать?» А она ответила: «Сейчас страдаю я, а когда меня будут мучить ради Христа, страдать за меня будет Христос». И действительно, она мужественно вытерпела все муки. Почему так происходило, объясняет преподобный старец Силуан Афонский, наш русский подвижник. Он говорит, что, когда благодать действует в человеке, она освящает и самое тело его. Если бы обильная благодать не содействовала мученикам, не пребывала не только в их сердце, душе, но и теле, то они не могли бы выдержать этих страшных истязаний. Благодать Божия облегчает страдания, а иногда делает так, что человек их совсем не чувствует. Мученику Иакову Персянину отсекали по одному члены тела: сначала пальцы на руках, на ногах, потом – руки. На каждое из этих истязаний он отвечал подходящим стихом из Священного Писания. Когда же отсекли ему ногу, он вскрикнул, и его мучители, обрадовавшись, сказали: «Вот видишь, мы же говорили, что ты будешь жестоко страдать». А он ответил на это: «Безумные, до сего момента я вообще ничего не чувствовал, а эту боль дал мне ощутить Спаситель, чтобы я понял, что терплю не своею силою, но благодатию Божиею». Вот проявление действия благодати в подвижниках – истинное, а не мнимое. Оно не сопоставимо с тем, что бывает у прельщенных пятидесятников, или харизматиков, как еще иначе их называют.

Итак, из сердца человека исходит река воды живой. Вначале это тоненький ручеек. Но давайте рассудим: как может распознать прежде всего сам человек, что в сердце его действует благодать, начинает течь вода живая? Что считать первым признаком, зарей явления благодати? Мы знаем из Деяний апостольских, что апостолы прославляли Бога за Его дивные дела, то есть молились Ему. Если при обильном действии благодати люди прославляют Бога и обращаются к Нему, то при первоначальном ее явлении человек также, безусловно, должен обращаться к Богу, но при этом, скорее, просить о помиловании. Таким образом, первым признаком того, что в твоей душе открылся источник воды живой и началось твое духовное обновление, является непрестанная молитва.

«Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» (ст. 40–42). Никто даже и не пытался исследовать, откуда же был Иисус Христос (ведь Он действительно родился в Вифлееме), поскольку относились к Нему весьма предвзято.

«Итак, произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он» (ст. 43–49). Но тут же один из этих самых начальников иудейского народа, из числа которых якобы никто не уверовал, возражает фарисеям.

«Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (ст. 50–52). Иными словами, фарисеи отвечали Никодиму так: «Видимо, и ты тоже невежественный, тоже из Галилеи, поэтому ты ничего не понимаешь и не имеешь права ничего говорить».

«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (ст. 12). Действительно, тот, кто следует за Господом, имеет «свет жизни». Как мы убедились, сравнение благодати с потоком воды живой (то есть текущей, проточной) вполне справедливо, ощущения подвижников, испытавших действие благодати, в точности соответствуют этому выражению Спасителя. Слова Его «Кто последует за Мною <…> будет иметь свет жизни» также очень точны, потому что благодать Божия ощущается в душе человека и как Божественный свет. Она одновременно и поток, и свет.

Апостолы Христовы прославляли Бога, получив благодать во время сошествия Святого Духа в виде огненных языков. Но и мы имеем ту же самую благодать, что апостолы, – хотя это может показаться странным – и обязаны так же прославлять Бога, быть такими же, как они. Благодать, даруемая в таинстве миропомазания, не меньше, чем та, действие которой испытали ученики Христовы в день Пятидесятницы. Люди, гораздо более нас преуспевшие в духовной жизни, те, кого мы называем святыми, например: Серафим Саровский, Сергий Радонежский, святитель Игнатий (Брянчанинов), многие другие и древние, и близкие к нам по времени святые – ощущали именно ту благодать, которая изначально была им дарована в таинствах крещения и миропомазания. Никакой иной, большей этой, быть не может. И если мы не чувствуем действия благодати, то в этом наша вина. Понуждая себя прославлять Бога, каяться пред Ним, как бы углубляясь в свою душу, мы находим источник воды живой, который есть в каждом из нас и даруется нам через Церковные таинства. Если мы откроем его, то и в нас потекут реки воды живой. А понуждать себя к этому нужно непрестанной покаянной молитвой. Наиболее удобны слова молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или «грешную». Бог сошел на землю и искупил нас Своими страданиями, очистил Своим Воскресением и послал нам Святого Духа. Какое еще большее благодеяние мог оказать людям Бог? Поминая имя Господа Иисуса Христа, Сына Божия, мы в краткой форме прославляем Бога. В этих словах: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий» – суть нашего прославления. По учению святителя Игнатия (Брянчанинова), на человека, непрестанно призывающего Господа Иисуса Христа, нисходит Дух Святой. Это происходит совсем не так, как мнят пятидесятники, которые считают признаком благодати то, что человек начинает произносить какие-то слова, сам не зная, что говорит, иногда даже хулит Бога. Действием Святого Духа христианин немногие слова Иисусовой молитвы повторяет со столь напряженным вниманием, столь искренним сердечным чувством, что подчас в своем сердце, в своей душе видит Господа Иисуса Христа, Сына Божия – не в переносном смысле, а в буквальном. Он созерцает Его Божество, приходит в трепет, ужас, умиление, испытывает Божественную любовь, смирение, осознает свое ничтожество, склоняется пред всяким человеком и от любви Божественной и любви к ближнему готов каждого обнять и приветить. От действия молитвы Иисусовой в душу человека сходит такая благодать, что ему хотелось бы в этот момент умереть, лишь бы не прекратилась эта сладость. Вот каковы признаки истинного действия благодати.

Когда в Деяниях апостолов о сошествии Святого Духа читают люди малодуховные, они обращают внимание больше всего на те слова, где говорится собственно об огненных языках, о даре языков, но не на суть этого повествования. Дело не в том, что апостолы говорили на разных языках, а в том, о чем они говорили – о великих делах Божиих. Великие же дела Божии, самые важные из которых совершились благодаря воплощению Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, постигаются не чтением книг (хотя и оно также необходимо), а духом, просвещенным благодатью. Поэтому кто понуждает себя к Иисусовой молитве, тот по-настоящему и подражает апостолам, прославлявшим великие дела Божии. Хотя мы произносим слова молитвы с покаянием, но первая ее часть представляет собой именно прославление Бога. Каемся же мы при этом, чтобы оградить себя от прелести, от гордости.

Нет большего прославления Бога, чем призывание имени Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Нет большей тайны Божией, более великого дела Божия, чем воплощение Спасителя. И потому, понуждая себя к Иисусовой молитве, мы в большей или меньшей степени сподобляемся той благодати, о которой сказал Господь: «Из чрева (то есть из внутренности, из сердца нашего, а не откуда-то извне. – иг. А.) истекут реки воды живой».

2 июня 1996 года

.



Calendar
  Сентябрь 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

21.09.2019
Рождество Пресвятой Богородицы

25.09.2019
Перенесение мощей св. прав. Симеона Верхотурского (1704г.)

27.09.2019
Воздвúжение Креста Господня. Частица Животворящего Креста пребывает в монастырском храме

10.10.2019
Посещение монастыря Государем Императором Александром I (1824г.)

15.10.2019
Память священномученика Киприана и мученицы Иустины. Помолиться перед мощами этих великих святых вы можете в монастырском храме

15.10.2019
Преставление праведного воина Феодора Ушакова (1817 г.)


перейти к разделу
Мы созданы для радости


Блажен монах, окончательно умертвивший свою волю: он встанет одесную Распятого.
прп. Иоанн Лествичник







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1603 8791 9823
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb