Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефоны для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151.

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
23.06.2019
Появилось расписание богослужений на Петров пост в храме святого Александра Невского и в храме Всемилостивого Спаса
21.06.2019
Появился устав трапезы на Петров пост
20.06.2019
Появилась программа торжеств праздника в честь Тихвинской иконы Божией Матери
17.06.2019
Появилось слово игумении Домники "Главный дар Святого Духа"
Архив новостей





Книги издательства



Слово во вторник первой седмицы Великого поста после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского
О том, что и мы причастны греху Адама.

Второй день мы читаем Великий канон Андрея Критского. Ради того, чтобы нам можно было внимательнее вникнуть в него, канон разделен на четыре части, и мы читаем его в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии. Как я говорил во вчерашней проповеди, сам этот канон без всяких рассуждений и толкований является самой сильной и проникновенной проповедью, какую только можно себе представить. Но по причине нашей немощи, по причине того, что в духовном отношении мы, быть может, недостаточно образованы и не обладаем необходимой для совершенного понимания этого канона глубиной мысли, мы внимательнее рассмотрим и разъясним хотя бы некоторые его слова, чтобы покаянное чувство сильнее отпечатлелось в нашей душе и настроило нас с самых первых дней Великого поста стяжать сокрушенное и смиренное сердце, которое сожалеет о своих грехах и которое Господь не уничижит. Тогда пост действительно принесет нам пользу.

Во второй песне Великого канона есть такие слова: «Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды». Автор канона отсылает нас к повествованию Книги Бытия о грехопадении Адама и в немногих лаконичных словах, как он это часто делает, на основе библейского повествования и святоотеческого толкования на него изображает обширную картину: «Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды». Наши прародители Адам и Ева, нарушив заповедь Божию, вкусили от древа познания добра и зла. Древо это носит такое название не потому, что оно по своему существу и происхождению представляло из себя что-то особенное, но потому, что Господь назвал его так пророчески. Он, как всеведущий, знал, что после вкушения от этого древа Адам и Ева из-за преслушания отпадут от одного бесконечного и безраздельного Добра и увидят разницу между добром и злом, ибо до грехопадения зла еще не существовало в человеческом мире. Итак, Адам и Ева должны были около этого дерева опытно, а не теоретически (как следовало бы человеку, желающему угождать Богу) познать добро и зло. Опытно же познать зло — значит согрешить. Я сказал «должны были» не в том смысле, что это было необходимостью, но в том, что Господь предвидел, что это произойдет, хотя Он предупредил Адама и заповедал ему не вкушать от древа познания добра и зла. Когда Адам нарушил эту наилегчайшую и, можно сказать, почти условную заповедь — запрещение, данное только для того, чтобы человек помнил о своей ограниченности и надобности хоть в чем-то себя удерживать, — тогда грех обнажил его «первыя боготканныя одежды», как говорит Андрей Критский. Эти слова он относит к себе, но каждый из нас уподобляется Адаму в падении и потому должен подражать ему и в покаянии.

Что же это была за первая боготканная одежда и как понимать это загадочное, символическое выражение? Библия повествует, что Адам и Ева были нагими и не стыдились этого. Не нужно думать, как полагают некоторые наивные люди, что наши прародители, подобно детям, в умственном отношении были еще совершенно неразвиты и поэтому чувство стыда было им незнакомо. Именно в этом тропаре Андрей Критский говорит, что человек был облечен в боготканную одежду. Конечно, Бог не может ткать, и боготканная одежда — это благодать Божия, Божественный свет, окутывавший тела Адама и Евы. Вспомним повествование Божественного Евангелия о том, как Господь наш Иисус Христос преобразился на Фаворе. Не только преобразились Его Лик и Тело, но и одежды Его изменились, стали белыми, точно свет или снег (евангелисты немного по-разному описывают это впечатление), и так же испускали из себя сияние, как и Лик Спасителя, хотя, возможно, и в меньшей степени. На Фаворе Господь показал, каким был человек до своего грехопадения: он был облечен в одежду из света, он весь сиял, и потому его телесная природа была скрыта действием пребывавшего в человеке Святого Духа. Человек не знал своей телесной природы и телесной немощи. Чтобы сравнить это с чем-то знакомым нам по опыту, приведу такой пример: мы не задумываемся, как функционируют наши внутренние органы, однако же это не мешает нам заниматься обычной деятельностью. Только тогда мы начинаем вспоминать о том, что у нас есть тот или иной внутренний орган, когда он начинает болеть и мы бываем вынуждены обратиться к врачу. Здоровый же человек как будто и не помнит о своем теле. Нечто подобное было и с первыми людьми: они совершенно не задумывались о своей телесной природе, потому что жили только духовной жизнью. Они были уверены, что для них благодать Божия является чем-то совершенно естественным, как бы самой их природой. Ведь действительно Дух Святой — это есть Душа души человеческой, как говорят святые отцы, например Симеон Новый Богослов. Адаму и Еве пребывание Духа Святого в их душе казалось естественным и неотъемлемым, так что они впали в беспечность, не думая, что через нарушение заповеди могут подвергнуться разительному изменению, названному Господом смертью. В самом деле, это была душевная смерть. Если смерть телесная есть разлучение души с телом, то смерть душевная есть разлучение благодати Святого Духа с человеческой душой. Душа становится мертвой и обращается к жизни телесной, вместо того чтобы быть устремленной горй, к Богу.

Когда Адам согрешил и грех обнажил его от «первыя боготканныя одежды», Господь сшил ему «кожныя ризы» для того, чтобы прикрыть его наготу, и для того, чтобы он помнил о своем падении. Первую одежду Адам и Ева сделали себе сразу по падении. Это было опоясание из смоковничных листьев, в связи с чем некоторые отцы предполагают, что деревом познания добра и зла была смоква. Поскольку же эта одежда была недостаточно целомудренной, Господь создал кожаные ризы. Некоторые толкователи Священного Писания предполагают, что Господь на глазах Адама умертвил нескольких животных, для того чтобы на их примере он увидел, что такое смерть и что его ждет. Действительно, Адам мог неправильно истолковать произошедшее с ним, ибо ему было сказано, что в тот день, в какой он вкусит от древа познания добра и зла, он «смертью умрет». Но в тот день он умер не телесно, а только духовно, и для того чтобы показать, что Адама в конечном счете ждет и телесная смерть, Бог умертвил на его глазах животных, а из их шкур сделал первозданным людям более целомудренные ризы.

Для нас все это — далекая и непонятная история, иногда кажущаяся даже наивной и детской, но вот как рассуждает преподобный Андрей Критский: «Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды». Он глубоко проник чувством в это повествование и понял, что с ним неоднократно происходило то же самое и что каждый человек таким образом повторил грех Адама. За всю историю человечества мы знаем только одного человека, который, как учит Церковь, никогда не сотворил никакого греха, — это Пресвятая Дева Мария. Она ни разу не поддалась пребывавшей в Ней, как и в прочих людях, наклонности ко злу и греху, той наклонности, которую мы называем первородным грехом. Поэтому Она сделалась способной принять в Себя Сына Божия и еще на земле столь очистилась действием Святого Духа, что удостоилась, подобно Спасителю, воскресения из мертвых прежде всеобщего воскресения и Страшного Суда. Все же остальные люди так или иначе — жизнью, поступками, внутренним состоянием, мыслями, словами — показывали, что они такие же, как Адам, и, оказавшись на его месте, тоже совершили бы грех, вкусив от запрещенного древа, поскольку и они поступали в своих жизненных обстоятельствах подобным образом. И потому преподобный Андрей Критский, как человек духоносный, справедливо и премудро рассуждая о себе, говорит и о каждом из нас: «Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды». Разве мы не были вновь облечены в боготканную одежду церковными Таинствами? Но ведь мы видим, что на нас не сбываются предсказания Спасителя о том, что истинно верующие должны будут изгонять демонов и говорить новыми языками и что если они выпьют какой-нибудь смертельный яд, то он никак им не повредит (см. Мк. 16, 17–18). Разве мы не видим, что не можем даже заповеди соблюсти, в особенности заповедь о смирении и любви, тогда как их исполнение является обязательным для всякого христианина? И потому слова этого тропаря относятся к нам, действительно, в полной мере.

Мы сами сознательно собственной своей жизнью повторили грех Адама, и грех этот обнажил нас, лишил «первыя боготканныя одежды», то есть той благодати Божией, которая даруется всем в Таинствах Крещения, Миропомазания, Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин. Впадая в такое состояние, то есть лишаясь благодатной одежды, мы можем сказать тропарем, который в каноне Андрея Критского помещен вслед за только что нами рассмотренным: «Обложен есмь одеянием студа, якоже листвием смоковным, во обличение моих самовластных страстей». Когда Адам пал, он сделал себе опоясание из смоковничных листьев и тем самым показал, что в нем появился стыд, ибо он согрешил и лишился благодати. Стыд — это доказательство того, что был совершен первородный грех и что теперь он живет во всех нас.

Желая усугубить наше покаяние и призвать нас к большему стыду, к большему осознанию того глубокого падения, в каком мы оказались, преподобный Андрей Критский не брезгует прибегнуть к самому, казалось бы, постыдному и неприятному сравнению. И в следующем тропаре он развивает мысль об одежде и наготе человеческой еще дальше, ведь бывает одежда более постыдная, чем сама нагота. Вот как говорит преподобный Андрей: «Одеяхся в срамную ризу, и окровавленную студно, течением страстнаго и любосластнаго живота». С чем он сравнивает наше поведение и наш внутренний облик? Со «срамной ризой, окровавленной студно», то есть с непристойной одеждой, окровавленной бесстыдным образом — «течением страстнаго и любосластнаго живота». То есть Андрей Критский сравнивает наше состояние с одеждой, оскверненной нечистотой. Вот как дерзновенно, мудро, точно изображает наше падшее состояние преподобный Андрей. В этом он уподобляется пророку Исаии, который, ради того чтобы как-то задеть наше сердце и заставить нас опомниться, также употребляет дерзкие образы. О них, может быть, стыдно даже и говорить, но, тем не менее, они содержатся в Священном Писании, поскольку Библия открывает нам правду не только об истории, но и о нашем внутреннем состоянии. Пророк Исаия говорит, что наша праведность — как порт жены-блудницы (см. Ис. 64, 6). Еще более дерзновенны обличения пророка Иезекииля, пользующегося образами, о которых я даже не посмею сейчас говорить вслух.

Все это нужно для того, чтобы мы с нашим окаменевшим сердцем, нашей привычкой к жизни суетной и поверхностной, безразличием к собственному спасению опомнились или хотя бы немного пришли в себя, чтобы посмотрели на себя трезво и увидели, что мы действительно ведем себя так, будто мы одеты, как говорится в этом сравнении, в «срамную ризу, и окровавленную студно, течением страстнаго и любосластнаго живота». Что может быть позорнее и стыднее? Но такова наша жизнь. Конечно, Андрей Критский говорит все это не для того, чтобы мы пришли в крайнее уныние, отчаялись и оставили все наши, может быть и немногие, добрые дела, но для того, чтобы заставить нас искренне прибегнуть к Богу, внутренне пообещать Ему, что мы изменим свою жизнь во всем, в чем ведем себя нерадиво или лукаво. Восстанем из этого страшного, постыдного состояния, в каком мы находимся, но не ради того, чтобы нас оценили люди, а ради Единого Бога и своей собственной совести. И тогда, возможно, милость Божия — не наши труды, а именно милость Божия — вернет нам ту первую боготканную одежду, которой мы обнажились своими собственными грехами.

14 марта 2000 года

.



Calendar
  Июнь 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

09.07.2019
Празднование Тихвинской иконы Божией Матери

20.07.2019
Память сщмч. Павла Чернышева (1918 г.)

27.07.2019
Память сщмч. Константина Богоявленского (1918 г.)


перейти к разделу
Когда Отец берет за руку


Блажен монах, который каждочасно почитает себя достойным всякого бесчестия и уничижения.
прп. Иоанн Лествичник







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb