Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
04.10.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Жажда Бога. Жизнь и учение приснопамятного старца Эмилиана"
01.10.2019
Обновлен каталог архиерейских облачений
28.09.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "«Троица» преподобного Андрея Рублева - это бездна богословия"
24.09.2019
Обновлены актуальные нужды социальной службы
Архив новостей





Книги издательства



Во вторник первой седмицы Великого поста на повечерии.
Глубина богословия в Великом каноне.

Когда читаешь воистину Божественный канон преподобного Андрея Критского, написанный (что, несомненно, ощущается при его слушании и чтении) человеком богопросвещенным (люди светские сказали бы — гениальным), конечно же, смущаешься: тебе, немощному, придется говорить проповедь, добавлять какие-то слова к его духоносным, божественным размышлениям, к которым ничего добавить невозможно. Теряешься, видя бесконечное разнообразие душеполезных мыслей. Не только каждый тропарь, но и несколько слов канона уже являются истолкованием Священного Писания, изложением важнейших богословских истин или глубокомысленным аскетическим учением.

Как человек, питавшийся скудно и бедно и вдруг оказавшийся перед накрытым пиршественным столом с разнообразнейшими яствами, пребывает в растерянности и смущении, не зная, что попробовать и в каком порядке вкушаются эти блюда, так и мы смущаемся, когда наша обязанность заставляет нас истолковывать слова этого великого человека — преподобного Андрея Критского. Слова его необыкновенно мудры и точны, и каждый слушатель канона в меру своего понимания воспринимает их так, как будто бы это крик его собственной души и он сам хотел их высказать, но не знал, как это сделать. Нет ничего выше такого искусства слова, и оно есть не только человеческая способность, гений человека, но и благодать Божия, посетившая этого духоносного писателя, святого Андрея Критского.

Обратим внимание на следующую особенность канона: он весь написан в духе покаяния. В нем приводятся примеры и положительные, укоряющие нас, потому что мы им не подражаем, и отрицательные, осуждающие нас, потому что наши дела подобны делам нравственных преступников или подобны преступлениям, совершенным некоторыми праведниками, о которых напоминает в своем каноне преподобный Андрей Критский. Все здесь проникнуто покаянием. И в то же самое время преподобный Андрей в конце каждой песни обращается к Пресвятой Троице и говорит о Пресвятой Деве Богородице, тем самым многообразно и точно напоминая нам о воплощении Сына Божия и заставляя нас постоянно держать в памяти эти истины.

Красота слова и образов совмещается здесь с математической точностью в изложении православных догматов. Этим преподобный Андрей Критский говорит нам, что невозможно каяться, если мы не имеем правой веры. Преподобный Иоанн Лествичник в древности сказал, что смирение — это добродетель, которая возможна только у одних православных. Такое выражение кажется странным: мы видим много добродетелей у людей, не только верующих неправославно, но и маловерующих и не верующих совсем. Можно даже согласиться, что у них есть такие христианские добродетели, которых нет и у нас, истинно верующих в Господа. Но смирения у них быть не может, потому что если бы эти люди были смиренны (то есть в них действовало бы истинное смирение, а не только его видимость), тогда бы они, конечно, смирили свой разум перед истинным Православием или, говоря просто, перед истиной.

Нет истины Православия, истины католичества или истины буддизма. Истина одна, и она содержится в Православной Церкви. В ком нет смирения, тот не может это понять, отказаться от собственного горделивого ума, от своих горделивых притязаний и принять учение Церкви. Преподобный Андрей Критский показывает, что покаяние должно всегда совмещаться с Православием, что истинная вера бывает верой правильной не только в отношении нравственности, но и в отношении умственных воззрений человека. Православие и покаяние должны естественно совмещаться, они, так сказать, минимально необходимы для спасения. И сейчас мы попробуем прикоснуться к тем догматическим истинам, которые раскрывает преподобный Андрей в своих Троичнах и Богородичнах.

«Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления». Уже здесь содержится то, что современные богословы, рассуждая о творениях святых отцов, называют антиномией — противопоставлением двух несовместимых в человеческом, земном рассуждении понятий — Троицы и Единицы. Святой Андрей дерзновенно подчеркивает эту истину, не боится ее исповедовать и как бы выпукло показать нам. «Пресущная Троице, во Единице покланяемая...» Разве Троица и Единица, три и один — это одно и то же? Конечно, мы понимаем, что это абсурдно: три человека — не один человек, три вещи — не одна вещь. Но все же Три — это Одно, а Одно — это Три, потому что Пресущная Троица — то есть высшая всякого существа, высшая всего сущего — заключает в себе единое Божеское естество, в равной мере принадлежащее всем Трем Лицам Пресвятой Троицы.

Безначальный Отец через рождение и изведение дарует Сыну и Духу Святому полноту естества. Здесь, в самом начале канона, в первом Троичне, преподобный Андрей Критский прежде всего исповедует именно эту истину, одновременно обращаясь к Самόй непостижимой для нас, но истинной Троице. Невозможность что-то постигнуть не означает, что непонимаемое нами не существует. Многие из предметов даже земного, человеческого мира для нас совершенно непонятны, но люди живут, пользуются законами, которые установлены Творцом, и наслаждаются благами жизни. Кто из нас, например, понимает, как пища превращается в тело человека? Или почему растения, животные, человек рождают себе подобных? Каким образом из малого семени вырастает целое существо? И много других непостижимых для человека вещей можно было бы перечислить, однако мы не рассуждаем о них, а принимаем эти вещи такими, каковы они есть. Мы живем и наслаждаемся даром жизни. Так и Божественные истины, кажущиеся нам далекими из-за нашей малодуховности, мы должны принимать как высшую реальность, непостижимую для человеческого ума, тем не менее истолкованную святыми отцами — не произвольно, не по собственному разумению, а на основании евангельского повествования, евангельского учения Господа Иисуса Христа. Православные догматы справедливо называются догматами евангельскими.

Таким образом, уже в первом тропаре мы видим, что покаяние совмещается с правой верой в Пресвятую Троицу. Далее в Богородичне преподобный Андрей обращается к Божией Матери с такими словами: «Богородице, надежде и предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Владычица Чистая, кающася приими мя». Казалось бы, обычные слова, но само именование Девы Марии Богородицей — это также есть догмат, заключающийся в одном слове, догмат о том, что от Пресвятой Девы воплотился и родился Сын Божий и Бог. Он родился от Нее только по человеческому естеству, но человеческое естество было соединено с ипостасью Сына Божия, и поэтому родился Сам Сын Божий и Бог.

На Третьем Вселенском Соборе святые отцы, отстаивая истину Православия, ради этого догмата рисковали жизнью, так как государственная власть покровительствовала в то время еретическому учению Нестория. Несторий бесчувственно именовал Пресвятую Деву иногда человекородицей, подчеркивая этим, что Она родила лишь человека, а иногда — Христородицей, как бы найдя некий компромисс, а по сути по-прежнему искажая истину. Ведь таким образом он утверждал, что Христос, родившийся от Пресвятой Девы, не был Сыном Божиим, но был лишь каким-то особенным, избранным человеком. В самом слове «Богородица» уже заключена истина Православия о домостроительстве Божием (догматическое богословие делится на две основные части: собственно богословие, то есть учение о Боге, и домостроительство, то есть учение о Воплощении Сына Божия ради нашего спасения, что по-гречески звучит как «икономия»).

Переходим к следующему Троичну: «Единаго Тя в Триех Лицах, Бога всех пою, Отца и Сына и Духа Святаго». Мы верим в Единого Бога и одновременно — верим в Троицу. Не в трех богов мы веруем, а в Единого Бога, Который есть Отец, Сын и Святой Дух в едином Существе, един в Трех Лицах. Слово «Лица» нужно понимать образно, не как точное соотношение с человеческим существом, потому что Бог есть Существо совершенно безόбразное, не имеющее никакого вида, духовное и безграничное. А то, что безгранично, не может быть облечено в какой-то образ или иметь какой-либо вид, и выражения канона нужно понимать, как говорят святые отцы, богоприлично. Мы верим в одного Бога, в Единого Бога, но Он един в Трех Лицах.

В следующем Троичне преподобный Андрей рассуждает о Существе Божием: «Троице простая, несозданная, безначальное естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою покланяющыяся державе Твоей». «Троица простая» — то есть Троица есть не сложение Трех Существ, но Одно совершенно простое Существо. Представьте себе три одинаково ярких света, повсюду распространяющихся, которые одновременно естественным образом сливаются в один свет и между которыми не может быть никакого разделения. Хотя и это также лишь образ, только до некоторой степени намекающий нам на тайну Божественного бытия Пресущной — то есть вышеестественной, сверхсущественной — Троицы.

«Троице простая, несозданная» — в этих словах подчеркивается, что Бог безначален, никогда не имел никакого начала и существовал прежде всех веков, всего видимого и невидимого творения, всего духовного и телесного, вещественного и умственного. Естество Божие безначально, и хотя мы говорим о том, что Сын и Дух через рождение и исхождение берут начало в Отце, но это начало не по времени, а по образу бытия, по времени же Сын и Дух также собезначальны Отцу. Поэтому Божественное Естество справедливо названо Естеством безначальным. «В Троице певаемая ипостасей» — мы воспеваем одного Бога в Трех Ипостасях. Если ранее употреблялось слово «Лицо» и Андрей Критский говорил, что поет Бога единого в Трех Лицах, то здесь уже речь идет о Трех Ипостасях. Что такое Ипостась?

Это греческое слово настолько точно показывает и объясняет нам образ бытия Трех Личностей Святой Троицы, что его даже не смогли перевести с греческого, и во всех языках это слово так и звучит — ипостась. Ипостась есть отдельное существо какого-либо вида, например, каждый человек представляет собой ипостась человеческого вида. Но человеческие ипостаси во многом отличаются друг от друга по разным признакам, случайным в философском смысле слова: по нахождению во времени и пространстве, по уму, способностям, воспитанию — и можно было бы найти много разных признаков, нравственных, физических, умственных и духовных. Лица же Пресвятой Троицы, Ее Ипостаси, во всем совершенно подобны друг другу, и все свойства у Них общие. Например, когда мы говорим, что Бог есть любовь или Бог есть благо, то это относится и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу — ко всем Лицам Пресвятой Троицы. Называя Бога Всемогущим и Вездесущим или Премудростью, мы произносим имена, также общие для всех Лиц Пресвятой Троицы. Только в одном Ее Лица отличаются — в образе бытия: Отец безначален, потому что Он ни в ком ином не берет начало, Сын — рожден, Дух Святой — исходит. Безначалие, рождение, исхождение (иначе еще говорят: отцовство, сыновство и исхождение) — только этим и отличаются лица Пресвятой Троицы. Слово «Ипостась» объемлет образ бытия, непостижимый для ограниченного человеческого существа.

Поэтому не будем говорить, что это слишком мало или слишком много, не будем пускаться своим умом в исследования, для нас опасные, поскольку мы люди приземленные и наш ум не способен самостоятельно созерцать Божественные истины. Святые отцы, изъяснившие евангельские догматы — подчеркиваю, не создавшие, а изъяснившие, — были настолько просвещены разумом, что в откровениях, видениях, единении своего ума с Богом созерцали истины Божественного бытия и говорили о них, пережив их на опыте. Один из величайших учителей Православной Церкви, который вслед за апостолом Иоанном Зеведеевым получил имя Богослова, святой Григорий Богослов, сказал: «Хорошо рассуждать о Боге, но лучше очищать себя ради Него». И вот эти люди, очистившие себя ради Бога, говорили о том, что видели своими духовными глазами, что совершенно явственно и реально ощущали и переживали. Мы же только следуем за ними, как малые дети за своими взрослыми и опытными родителями.

«Троице простая, несозданная, безначальное естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою покланяющыяся державе Твоей». Держава Пресвятой Троицы, Единого Бога — одна. Нельзя сказать, чтобы было Царство Отца, или Сына, или Святого Духа, хотя иногда такие выражения и употребляются в Священном Писании — ради нашей немощи, чтобы мы хотя бы таким образом приняли Божественные истины. Когда, например, в молитве «Отче наш» говорится: «Да приидет Царствие Твое», это не значит, что Царствие принадлежит исключительно Богу Отцу. Оно равно принадлежит и Сыну, и Святому Духу, и держава у Них общая.

Следующий Богородичен: «От Отца безлетна Сына, в лето, Богородительнице, неискусомужно родила еси, странное чудо, пребывши Дева доящи». «От Отца безлетна Сына», то есть безвременно, вне времени Сын был рожден от Отца, и «в лето», что значит в переводе со славянского «во времени», Он был рожден Богородительницей. Здесь подчеркивается вещь неизъяснимая: «От Отца без матери Рожденный прежде всех веков в последние времена родился от Матери без отца», как сказано в другом церковном песнопении. Тот, Кто был Сыном Божиим, стал Сыном Человеческим. Тот, Кто от Бога Отца принимает Божественное Естество, усвоил Себе естество человеческое от Пресвятой Девы Марии. И удивляется великий писатель, преподобный Андрей Критский: «Странное чудо, пребывши Дева доящи», «неискусомужно родила», — то есть не познав того, что является обычным для женщины при рождении детей. Он восхищается и изумляется не с неверием, а с глубочайшей верой. «Странное чудо, пребывши Дева доящи» — непостижимая вещь: Дева молоком питает Богомладенца.

«Тя, Троице, славим, Единаго Бога: Свят, Свят, Свят еси, Отче, Сыне и Душе, простое Существо, Единице присно покланяемая». Славим одного Бога, но эти слава и святость принадлежат Пресвятой Троице, Которая есть Отец, Сын и Дух — и одновременно простое Существо, Троица в Единице, присно (то есть всегда) покланяемая.

В Богородичне сказано: «Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная безмужная Мати Дево, Бог, создавый веки, и соедини Себе человеческое существо». Словами «мое смешение» преподобный Андрей подчеркивает, что Господь наш Иисус Христос воспринял полностью (конечно, кроме греха) все человеческое естество — разумную душу, дух и тело, а не только тело и неразумную душу, как безумствовал еретик Аполлинарий, утверждавший, что во Христе место человеческого разума заняла Ипостась Сына Божия. Если бы Он не воспринял какой-нибудь части человеческого естества, то и не искупил бы ее. Не воспринял бы ума — и наиважнейшая часть человеческой души осталась бы не очищенной, не искупленной, не освобожденной от власти греха и диавола. «Бог, создавый веки», стал человеком, «соедини Себе человеческое существо» — Творец навеки, непреложно, как сказано в песнопении, соединился со Своим творением, то есть с человеком, и показал этим чрезвычайную любовь к нему. Человеколюбие Божие безгранично, бесконечно, ибо Вездесущий, Всемогущий, Вечный Бог воспринял на Себя человеческое естество, чтобы спасти нас, Свое падшее творение, оказавшееся неверным, отступившее от Него.

«Троице простая, нераздельная, единосущная, и естество едино, Светове, и Свет, и свята Три, и Едино свято поется Бог Троица; но воспой, прослави живот и животы, душе, всех Бога». В этом тропаре подчеркивается, что Троица одновременно есть простая и нераздельная, и даже мысленно мы не можем Ее разделять или говорить о некотором подобии троебожия. Троица простая, нераздельная, единосущная. Как говорит Афанасий Великий, не односущная, то есть одно существо, но единосущная, потому что быть единым и быть одним — это разные понятия. «Светове, и Свет» — это три Света и одновременно один Свет. «Свята Три, и Едино Свято» — три святости и одновременно одна святость, Бог в Троице. Преподобный Андрей восклицает: «Воспой, прослави живот и животы», то есть жизнь и жизни. Вот в таком напряжении держит наш ум преподобный Андрей для того, чтобы наша вера была правильной, удерживалась на золотой середине между крайностями человеческого разума.

Мы должны отречься от веры в свой разум и воспринять эту Божественную истину, нашу правую веру, как она есть, как она была открыта Самим Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом. Восприняв ее, мы должны следовать ей, не уклоняясь, хотя бы нам и было что-либо непонятно. Нам нужно смириться, и тогда мы можем надеяться на милость Божию — если, пребывая в правой вере и покаянии, мы до конца сохраним их, если будем беречь правую веру, которая единственно дает нам возможность в покаянии совершить свой земной путь, очиститься от грехов и надеяться, что Пресвятая Троица по молитвам Пресвятой Девы Богородицы нас спасет, очистит от грехов и помилует в этой жизни и будущей.

.



Calendar
  Октябрь 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31  

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

25.10.2019
Преставление схмон. Евфросинии (Мезеновой) (1917 г.)

06.11.2019
Празднование иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»


перейти к разделу
Записки православного гида


Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чем не должен иметь своей воли.
прп.Варсонуфий и Иоанн







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1603 8791 9823
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb