Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
04.10.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Жажда Бога. Жизнь и учение приснопамятного старца Эмилиана"
01.10.2019
Обновлен каталог архиерейских облачений
28.09.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "«Троица» преподобного Андрея Рублева - это бездна богословия"
24.09.2019
Обновлены актуальные нужды социальной службы
Архив новостей





Книги издательства



О лени и трудолюбии в духовной жизни

(Евангелие от Иоанна, 41 зачало, глава XII, стихи 1-18)

Сегодня мы вспоминаем торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, когда после воскрешения праведного Лазаря — а об этом чуде узнали уже многие жители Иерусалима — Господь со славой, при народном ликовании вошел во врата Святого Града. И по сей день известно то место, где находились так называемые Златые врата, через которые Спаситель прошел в город. Сейчас городские стены там совершенно другие: они построены в XVI веке, но, тем не менее, это место на них отмечено (ныне оно заложено камнем). Кроме того, совсем недавно, в конце XIX века, были проведены раскопки на Елеонской горе, которая находится между Вифанией и Иерусалимом, где были найдены остатки той самой древней дороги, вымощенной камнем, по которой Спаситель спускался из Вифании и при народном ликовании шел в Святой Град.

Как говорит Евангелие, толпа, бывшая со Спасителем, свидетельствовала, что Господь наш Иисус Христос «вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых» (ст. 17). «Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (ст. 18), — то есть воскрешение четверодневного мертвеца. Это событие было необыкновенным, непостижимым и одновременно настолько реальным и ощутимым, что народ с ликованием встретил Господа Иисуса Христа, воспевая его и выкрикивая: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (ст. 13). Этот крик как бы невольно вырывался из сердец людей. Мы не знаем точно, кто так прославлял Спасителя, может, даже и те, кто недавно относился к Нему враждебно. Но несомненно, что любящие Спасителя и верующие в Него восклицали именно так, а Его непримиримые враги не смели в это время даже возвысить голоса и высказывали свое неудовольствие тихо, потому что всеобщее ликование вызвало в них страх. Они боялись, что, если скажут что-либо против Иисуса, народ возмутится, отринет их, и авторитет их окончательно упадет; может быть, боялись даже и физической расправы.

К сожалению, страх их оказался напрасным. Прошло совсем немного времени, и те же толпы народа, которые с такой славой и восторгом встречали Спасителя, забыли о Нем, а некоторые даже переменили свое радостное настроение на враждебное отношение, поддавшись интригам и внушению фарисеев и архиереев. Последние же были лицемерами и хотели избавиться от Господа, потому что завидовали и потому что боялись лишиться почета и материальных выгод, которые они имели благодаря народному почитанию и уважению. Какие же размышления это у нас вызывает? Вот люди видят необыкновеннейшее, непостижимое чудо: воскрешен четверодневный мертвец, плоть которого уже распадалась, в особенности если учитывать, что все это происходило в жарком климате Палестины. Казалось бы, слава этого чуда столь велика, что уже никто не должен сомневаться в том, что Иисус есть Сын Божий и действительно Царь Израиля — Царь духовный, вечный. Не такой царь, чей престол после его смерти займет другой, как это обычно бывает в жизни. Ведь даже члены одной царской династии сменяют друг друга, образуя при этом более или менее длинную череду монархов до тех пор, пока и сама династия не сменится другой. Значит, никого из людей нельзя назвать истинным царем избранного народа Израиля. В то время таким избранным народом был еврейский, а ныне — всякий православный народ, будь то русские, румыны или греки, ибо Православная Церковь есть новый Израиль. И этим чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос показал, что именно Он и есть истинный Царь Израилев — Царь вечный.

Но прошло, повторяю, совсем немного времени, все было забыто, и, может быть, та же самая толпа кричала Пилату: «Распни, распни Его!» (Лк. 23, 21; Ин. 19, 15). Хотя Пилат больше думал о своем благополучии и карьере, он, тем не менее, не хотел наказывать человека, который очевидно ни в чем не был повинен, и потому желал отпустить Спасителя. Он стал возражать иудеям, говоря: «Невиновен я в крови Праведника Сего», на что они восклицали: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 24–25) — то есть призвали проклятие не только на себя, но и на своих потомков. Как же это объяснить? Вера в величайшее чудо воскресения из мертвых, которого никакой «чудотворец», а тем паче ученый, мудрец или государственный деятель никогда не мог совершить и не совершит, — и тут же забвение! Оказывается, что веры как состояния ума еще недостаточно для нашего спасения.

В Евангелии есть и другой пример человека, который верил в воскресение мертвых, но был при этом тяжким грешником, усугублял свои грехи все новыми и новыми согрешениями и умер без раскаяния. Это Ирод. Услышав о чудесах, которые творили ученики Спасителя, — а к тому времени Ирод уже казнил Иоанна Крестителя — Ирод, несмотря на то что ему пытались возражать, с уверенностью сказал: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому такие чудеса совершаются им и его учениками» (см. Мф. 14, 2; Мк. 6, 14–16; Лк. 9, 7–9). Конечно, Ирод ошибался — это ученики Спасителя творили чудеса. Но для нас важно то, что он твердо верил в воскресение из мертвых, — и, тем не менее, эта вера никак не удерживала его от совершения всех его беззаконных дел, в том числе и по отношению к Спасителю. Мы помним, что Понтий Пилат, желая снять с себя ответственность за суд над Спасителем и узнав, что Он родом из Галилеи и как бы состоит под властью Ирода, послал Спасителя к нему. Ирод же, вместо того чтобы отпустить невиновного человека, решил польстить Пилату и проявил свое подобострастие. Ирод и Пилат до того времени были в плохих отношениях, и теперь Ирод решил воспользоваться случаем извлечь из происходящего политические выгоды и примириться с Пилатом ради собственного блага и блага своего крошечного государства. Он отослал Иисуса обратно к Пилату, вместо того чтобы взять на себя ответственность за справедливое освобождение совершенно невиновного человека, пусть он даже и не считал Его пророком.

Итак, мы видим, что вера в воскресение из мертвых ничего не принесла ни Ироду, ни евреям, которые уже не просто верили, но даже точно знали, что Лазарь воскрешен из мертвых. Мы должны ужаснуться от этих примеров и посмотреть на себя, чтобы проверить, живем ли мы согласно своей вере в то, что Иисус есть пришедший в мир Сын Божий, Одно из Трех Лиц Пресвятой Троицы. Мы веруем в то, что Он пришел спасти грешников от их грехов и погибели, что Он явится и в последний день, когда все по Его зову восстанут из мертвых и Он будет судить каждого по его делам. Мы верим, но наша вера нас мало к чему обязывает: не потому, что она ошибочна, — умом мы веруем правильно, но потому, что сердце наше либо вовсе холодно, либо испытывает религиозный восторг лишь в какие-то мгновения, подобно тому как происходило с евреями, современниками Спасителя. Проходит немного времени, этот восторг исчезает, и мы вновь погружаемся в суету. Пусть на словах мы не отрекаемся от Господа, но своими делами показываем, что мы ничем не лучше людей неверующих, а подчас и хуже их. Наша вера настолько слаба, что может дать нам силы лишь для какого-то краткого религиозного взлета. Например, пришел праздник — Вербное воскресенье, Пасха или Крещение. Мы хотим приобщиться к святыням, которыми Церковь благословляет своих чад. Может быть, кто-то раз в году — в Великий пост — исповедуется, искренне кается и причащается. Но потом этот небольшой религиозный подъем проходит, и человек испытывает душевное состояние, которое подобно тому, что моряки называют «мертвой зыбью»: нет никакого движения, никакого ветра, который бы наполнил паруса ладьи нашей души, чтобы она устремилась к Богу. Поэтому постараемся предаться нынешнему искреннему взлету нашей души и увлечься им.

Кроме того, мы должны иметь терпение и трудиться духовно. Все понимают, что такое лень, и общеизвестно, что трудолюбивого человека окружающие уважают, а ленивого — презирают. Но есть и духовная лень, которая обычно святыми отцами называется унынием: лень к молитве, к посещению храма Божия, к чтению Священного Писания и святоотеческих книг. Мы знаем, что все это нужно сделать, но все откладываем и откладываем и сами себя доводим до такого противоестественного душевного состояния, что уже и совесть перестает нас укорять, настолько мы к нему привыкаем. Душа наша окаменела, однако это не значит, что мы уже не способны к покаянию. Даже и в таком состоянии мы обязаны себя заставить делать то, что положено, хотя бы нам и не хотелось. Вы прекрасно понимаете, что и в обыденной жизни не все делают то, что нравится, — не всякий занимается таким трудом, который ему по душе. Даже если мы исполняем какое-то любимое, приятное нам дело, то и тогда бывают периоды каких-либо трудностей, возникают препятствия, и в это время мы испытываем неудовольствие. Однако никто не бросает начатого предприятия, но доводит его до конца, потому что знает, что иначе он просто не получит хлеба насущного. Человек трудится, невзирая на то, нравится ему это или нет, несмотря на то, что периоды удовольствия от труда сменяются неприятными ощущениями. Здравый смысл говорит ему, что его труд необходим для содержания его самого и его семьи.

Тот же здравый смысл должен руководить нами и при духовном служении. Мы должны принуждать себя духовно трудиться, хотя бы нам это и не нравилось. Ведь Спаситель сказал: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» — по-русски: «Усилием берется, и употребляющие усилие приобретают его» (см. Мф. 11, 12). Усилие нужно во всем: и в телесном, и в духовном. После падения первых людей Господь сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). Мы видим, что эти слова сбываются на всех людях, и жить иначе нам невозможно, — и при своих духовных занятиях мы также должны проливать пот, пот духовный. Преподобный Исаак Сирин премудро рассуждает, что Господь наш Иисус Христос, пролив кровавый пот во время молитвы в Гефсиманском саду, заменил пот телесных трудов потом молитвенным. И отныне для того, чтобы насытить свою душу небесными, духовными благами — благодатью Божией, мы должны также проливать молитвенный пот. Трудиться необходимо для поддержания не только нашего телесного существования, но и нашей духовной жизни. Иначе с нами может случиться то же, что произошло с иудеями, современниками Спасителя: после воскрешения Им праведного Лазаря они восторженно встречали Господа Иисуса Христа, когда Он входил в Иерусалим, а через некоторое время отвернулись от Него и впали в полное безразличие и равнодушие к Его судьбе. Некоторые из них, может быть, даже участвовали в том страшном осуждении Спасителя на смерть, когда толпа кричала Пилату: «Распни, распни Его!» Пилат желал отпустить Спасителя, сначала наказав Его, но иудеям этого было мало, они желали Ему смерти, и притом смерти мучительной и позорной.

И мы так же: сначала приходим в религиозный восторг, а потом остываем и, пренебрегая заповедями Божиими, становимся распинателями Спасителя. Чтобы такого с нами не происходило, мы должны этот восторг, охватывающий нас в праздники, — а правильнее, эту благодать Божию, как бы простирающуюся из храма и привлекающую в Церковь даже тех, кто почти никогда не думал о вере, — сохранить и трудами укоренить в своем сердце. Вот тогда наша жизнь преобразится и мы, несмотря на свои греховные немощи, станем людьми искренно верующими, а не такими, которые сначала восторженно приветствуют Спасителя, а спустя некоторое время совершенно забывают о том, как еще недавно с восторгом восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (см. Мф. 21, 9; Мк. 11, 9–10; Ин. 12, 13).

8 апреля 2001года

.



Calendar
  Октябрь 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31  

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

25.10.2019
Преставление схмон. Евфросинии (Мезеновой) (1917 г.)

06.11.2019
Празднование иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»


перейти к разделу
Праздник праздников


Избери себе, монах, Моисееву кротость, чтобы каменное сердце твое претворил Бог в озера водные.
прп. Ефрем Сирин







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1603 8791 9823
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb