По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Слово на постриг в мантию отца И.
о духовной брани

Проповедь произнесена в Спасском мужском монастыре г. Екатеринбурга

Брат И., ты принял малую схиму, ангельский образ. Ты дал обеты перед невидимо присутствующим здесь Господом, Божией Матерью, святыми ангелами, святыми мучениками, преподобными отцами. Преподобный Иоанн Лествичник сказал, что монах — это тот, кто во всякое время и во всяком месте думает только об исполнении евангельских заповедей. Потому невидимое присутствие здесь Господа весьма уместно символизируется Евангелием, лежащим на аналое перед тобой. И ты фактически пообещал Господу, что впредь, раскаявшись в своем прежнем греховном житии, будешь руководствоваться не какими-то человеческими мнениями, суевериями, не своими страстями, а Евангелием. Но когда человек берет на себя, как сказал Господь, иго Евангелия (см. Мф. 11, 29), тогда его падшее естество, его ветхий человек противится, восстает против этого ига, потому что жизнь по Евангелию — это смерть для ветхого греховного человека, хотя, одновременно, и воскресение для человека нового, для человека, который сотворен по образу и по подобию Божиему, который должен жить подобно Христу, по словам апостола Павла: Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16).

И вот тогда начинается жестокая брань, которой мы не желаем, как всякий человек естественно не желает мучений и страданий, но эта брань неминуема, если человек, христианин, хочет достичь царства Небесного, если он хочет исполнить Евангелие, т.е. исполнить свой долг, вернуться к тем крещенским обетам, которые мы по неведению, по нерадению, даже может быть по лукавству нарушали и которыми пренебрегали. Мы вновь получаем ту возможность, что была нами потеряна, когда мы презрели эти крещенские обеты. Благодать Божия, дарованная всякому христианину в таинстве Крещения, вновь получает в нас, если так можно выразиться, возможность стать (с нашей, конечно, помощью) действительностью.

Когда мы умственным взором смотрим на преподобных наших отцов, на мучеников Христовых, показавших непостижимую, непонятную для нас пламенную любовь к Богу, нам кажется, что это действительно были не люди, а ангелы во плоти. Но это не так. Они были обыкновенными людьми, такими же, как и мы, имевшими нередко сильнейшие страсти, против которых подвизались всеми силами своей души. Они были такие же, как мы, но благодать, дарованная им в таинствах крещения и миропомазания, действовала, а не была забыта, не была погребена. И они исполняли великие добродетели, я уже не говорю о творимых ими чудесах, потому что добродетель, любовь к Богу и ближнему, — это, можно сказать, высшее чудо. И апостол Павел говорит, что любовь есть совокупность всех совершенств (см. Кол. 3, 14) и что это путь превосходящий даже творение чудес, говорение на ангельских языках, пророчества и любые другие, как нам кажется, необыкновенные духовные дарования, — любовь выше всего (см. 1 Кор. 13, 1-2). Однако эти люди, исполнившие заповедь о любви, извне не получали ничего нового, особенного — просто благодаря их усердию, понуждению себя, в них стала действовать благодать крещения. И хотя диавол противился, возбуждал в них страсти, внушал соблазнительные мысли, искушал их душу, дух и тело, подвергал тяжким испытаниям и от демонов, и от людей, через которых действовали демоны, но они вышли победителями. Они стали не какими-то особенными, как нам кажется из-за нашего нерадения, а теми, кем они должны были быть, — настоящими христианами, которые жили по Евангелию, не оправдываясь тем, что какие-то обстоятельства мешают им повиноваться Христу.

Ведь мы часто, почти всегда, хотя вроде бы и помним о Евангелии, но находим оправдания своим душевным немощам, греху, действующему в нас: обстоятельства ныне не те, люди, нас окружающие, искушают, нет благоприятных условий для молитвы, нет возможности уединиться, обязанности, возложенные на нас, являются препятствием, мысли наши отвлекаются на суетное. Говорим, что само наше тело препятствует нам исполнять заповеди: болезни, телесные страсти, действующие в нас как будто против нашей воли и желания. Наши душевные чувства, мысли, умственные способности, мнения также являются тем, что нам мешает. И мы видим, что как будто бы и вокруг нас, и в теле нашем, и в душе есть много обстоятельств, враждующих против Евангелия и делающих исполнение его невозможным. Но человек является абсолютно свободным существом. И если бы он был сам по себе, один, если бы Бог не был ему помощником, то, может быть, он и не смог бы одолеть всех враждующих против него в нем самом и вокруг него препятствий, но поскольку Бог содействует нам и (если мы будем ревностными монахами) должен, как сказано, «и вставать, и ложиться» вместе с нами — непрерывно, непрестанно быть с нами, — то нет нам никакого извинения.

Мы свободны в своем желании, мы соединяем, конечно, при Божией помощи, свою волю, свое немощное усилие с всемогущей силой Божией, чтобы все эти, казалось бы, непреодолимые препятствия и вне нас, и в себе самих — преодолеть. Да и в душе нашей есть способности, наклонности к добру, ведь человек не является существом абсолютно злым, подобно демонам, в нем осталось много доброго. Если мы будем действовать по своему естеству, то с Божией помощью и в душе, и в теле, и в том, что вокруг нас, найдем многочисленных союзников для исполнения заповедей Божиих, для жизни по Евангелию. Поэтому не будем ужасаться и смущаться, когда, может быть, с новой большей силой восстанут на нас все страсти, в нас живущие: будь то гордость, гнев и прочие многочисленные плотские страсти — все, что исчислено святыми отцами. Не будем ужасаться — с нами Бог; если мы от Него не отступим, если мы с крайним напряжением всех наших сил, всей крепости своей, как заповедовал нам Господь Иисус Христос, приступим к Нему и будем держаться за Него, то Он нас также никогда не оставит.

В пророческих книгах, цитата из которых сегодня была прочитана во время пострига, есть слова, где Господь сравнивает Себя с любящей матерью, говоря так: Разве забудет мать чадо свое (см. Ис. 49, 15). Это действительно кажется невозможным, но еще поразительнее окончание этой мысли: Но даже, если мать забудет чадо свое, — говорит пророк от лица Божьего, то есть говорит сам Господь, — то Я не забуду тебя (ст. 15). Поэтому если только мы сами не отступим от Бога (не отступим не в смысле падения в страшный грех отречения, а не отпадем своим нерадением, теплохладностью, лукавством), то и Бог никогда нас не оставит и всегда нам поможет. И так, в борьбе с дьяволом, в борьбе со своими собственными немощами и страстями, мы с Божией помощью достигнем незаходимого дня. Уже в этой жизни мы будем как бы предвкушать, а в будущей сподобимся вполне благ царства Небесного, ради которого (мы должны всегда помнить об этом) и отреклись от мира. Не для того чтобы быть лучше других, а чтобы сделать все, что возможно, все, что в человеческих силах, для стяжания царства Небесного, царства Божия, которое в нас есть (см. Лк. 17, 21) и которое в полной своей силе откроется каждому помилованному Богом христианину в будущем веке.

31 марта 2001 года