Схиархимандрит Авраам
Благая часть

Том 2. Бог — помощник в бранях на пути исполнения Евангелия

Бог — помощник в бранях на пути исполнения Евангелия*

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогой брат! Ты принял малую схиму, ангельский образ. Ты дал обеты невидимо присутствующему здесь Господу пред лицом Божией Матери, святых ангелов, святых мучеников, преподобных отцов.

Преподобный Иоанн Лествичник сказал, что монах есть тот, кто на всяком месте и во всякое время думает только об исполнении евангельских заповедей. Поэтому Евангелие, лежащее на аналое перед тобой, символизирует то, что здесь невидимо присутствует Господь Иисус Христос. И ты пообещал Спасителю, что, раскаявшись в своем прежнем греховном житии, отныне будешь руководствоваться не какими-то человеческими мнениями и суевериями, не своими страстями, а Евангелием.

Но когда человек берет на себя, как сказал Господь, иго Евангелия, его падшее естество противится, восстает против этого ига. Жизнь по Евангелию — это смерть для ветхого греховного человека, хотя одновременно и воскресение для человека нового — того, в котором прояснен образ Божий и который должен жить, уподобляясь Христу, по словам апостола Павла, сказавшего: Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). У человека, стремящегося исполнять евангельские заповеди, начинается жестокая брань. Никто из нас, естественно, не желает мучений и страданий, однако эта брань неминуема, если мы, христиане, стремимся достичь царства Небесного, если хотим жить по Евангелию, хотим исполнить свой долг, то есть вернуться к тем крещенским обетам, которые мы по неведению, нерадению, а может быть, даже и по лукавству нарушали и которыми пренебрегали. И тогда благодать Божия, дарованная всякому христианину в таинстве крещения, вновь получает в нас, если так можно выразиться, свободу, возможность действовать во всей полноте — конечно, с нашей помощью.

Когда мы умственным взором смотрим на преподобных отцов, на мучеников Христовых, показавших непостижимую для нас пламенную любовь к Богу, нам кажется, что это были не люди, а ангелы во плоти. но это не так. Они нередко имели сильнейшие страсти, но подвизались против них всеми силами своей души. Они были обыкновенными людьми, такими же, как мы, но благодать, дарованная им в таинствах крещения, миропомазания, причащения, действовала в них, а не была как бы погребена. Святые совершали великие добродетели. Я уж не говорю о творимых ими чудесах, потому что любовь к Богу и ближнему — это высшее чудо и высшая добродетель. Апостол Павел говорит, что любовь есть совокупность всех совершенств (см. Кол. 3, 14), это путь превосходнейший (см. 1 Кор. 12, 31) — даже больший, чем творение чудес, говорение на ангельских языках, пророчества и любые другие, как нам кажется, необыкновенные духовные дарования. Любовь выше всего.

Эти люди, исполнившие заповедь о любви, не получили извне чего-либо нового, особенного, но в них, благодаря их усердию, понуждению себя, стала действовать благодать крещения. хотя диавол и противился им, возбуждая страсти, внушая соблазнительные мысли, искушая их душу, дух и тело, хотя он подвергал святых тяжким испытаниям и от демонов и от людей, через которых действовали демоны, но они вышли победителями, стали тем, кем должны были быть. Не какими-то особенными людьми, как нам кажется из-за нашего нерадения, а теми, кем должны были быть, — настоящими христианами. Они жили по Евангелию, не оправдываясь тем, что какие-то обстоятельства мешают им повиноваться Христу.

Мы почти всегда находим оправдания своим душевным немощам, действующему в нас греху: мол, обстоятельства ныне не те, окружающие люди нас искушают, нет благоприятных условий для молитвы, нет возможности уединиться. Мы жалуемся на то, что обязанности, возложенные на нас, препятствуют нам помнить о Евангелии и наши мысли отвлекаются на суетное. Говорим, что исполнять заповеди препятствует нам само наше тело: болезни, плотские страсти, действующие в нас будто бы против нашей воли и желания. наши душевные чувства, мысли, умственные способности, сложившиеся мнения также якобы мешают нам исполнять заповеди.

И мы видим, что наше тело, душа, жизненные обстоятельства — как будто бы противятся исполнению Евангелия, делают это исполнение невозможным. Но человек является существом абсолютно свободным в выборе пути. Если бы он был одинок, если бы Бог не был ему помощником, то человек, может быть, и не смог бы одолеть всех этих препятствий. Но поскольку Бог содействует нам и, как говорится в чинопоследовании пострига, «встает и ложится» вместе с нами, — конечно, если мы являемся ревностными монахами, — то есть находится рядом с нами непрестанно, то нет нам никакого извинения. Мы свободны в своих желаниях и, соединяя при помощи Божией свою волю, свое немощное усилие со всемогущей силой Божией, можем преодолеть все эти, казалось бы, непреодолимые препятствия, как внешние, так и внутренние. Кроме того, в нашей душе есть наклонность к добру, ведь человек, в отличие от демонов, не является существом абсолютно злым — в нем осталось много доброго. Если мы будем действовать по своему естеству, то с Божией помощью и в душе, и в теле, и в том, что вокруг нас, найдем многочисленных союзников для исполнения заповедей Божиих, для жизни по Евангелию.

Поэтому не будем смущаться, когда на нас, может быть, с новой, большей силой восстанут любые живущие в нас страсти, плотские или душевные: гордость, гнев и прочие тьмочисленные — все, о которых говорят святые отцы. Не будем ужасаться этому — с нами Бог. Если мы от него не отступим, если мы с крайним напряжением всех наших сил, всей крепостью своей (см. Mк. 12, 30), как заповедал нам Господь Иисус Христос, приступим к нему и будем держаться за Него, то он нас также никогда не оставит. В книге пророка Исаии, цитата из которой сегодня была прочитана в чине пострига, Господь сравнивает себя с любящей матерью, говоря так: Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? (Ис. 49, 15). Действительно, кажется невозможным, чтобы мать забыла свое дитя. Но окончание этой фразы еще поразительнее: Аще же и забудет сих жена, — говорит пророк от лица Божия, то есть говорит сам Господь, — но Аз не забуду тебе (Ис. 49, 15). Поэтому, если только мы сами не отступим от Бога (я сейчас говорю даже не о страшном грехе отречения, а о том, что мы можем отвернуться от Господа своим нерадением, теплохладностью, лукавством), то и Он никогда нас не оставит и всегда нам поможет.

Так, в борьбе с диаволом, в борьбе со своими собственными немощами и страстями, мы с Божией помощью достигнем незаходимого дня. Уже и в этой жизни мы будем предвкушать вечные блага, а в будущей сподобимся вполне царства Небесного, ради которого (о чем мы должны всегда помнить) отреклись от мира. Отреклись не потому, что мы лучше других и не для того, чтобы быть лучше других, а чтобы сделать все, что в человеческих силах, и через такое понуждение себя улучить царство Божие — восхитить то царство, которое в нас есть (см. Лк. 17, 21) и которое в полной своей силе откроется каждому помилованному Богом христианину в будущем веке. Аминь.



* Слово на постриг в малую схиму. Мужской монастырь Всемилостивого Спаса, 31 марта 2001 года.