Схиархимандрит Авраам
Благая часть

Том 2. О явлении Господа любящим, ищущим и не теряющим надежды

О явлении Господа любящим, ищущим и не теряющим надежды*

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогая сестра, отныне ты носишь имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Евангелие от Марка говорит про нее такие слова: Воскрес же Иисус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалини, из неяже изгна седмь бесов (Мк. 16, 9). Мария, одна из преданнейших учениц Господа Иисуса Христа, в свое время была не только далека от Бога, но и одержима даже не одним, а семью бесами. Господь Иисус Христос не презрел ее душевную нечистоту, а призвал Марию на Свое служение и исцелил. Она, как об этом подробно повествует Иоанн Богослов, одной из первых увидела воскресшим своего возлюбленного Учителя.

Во едину же от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб, и виде камень взят от гроба. Тече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глагола има: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его. Изыде же Петр и другий ученик и идяста ко гробу. Течаста же оба вкупе, и другий ученик тече скорее Петра и прииде прежде ко гробу, и приник виде ризы лежаща, обаче не вниде. Прииде же Симон Петр вслед его, и вниде во гроб, и виде ризы едины лежаща и сударь, иже бе на главе Его, не с ризами лежащ, но особь свит на единем месте. Тогда убо вниде и другий ученик, пришедый прежде ко гробу, и виде и верова. Не у бо ведяху Писания, яко подобает Ему из мертвых воскреснути (Ин. 20, 1–9).

Они уверовали не тому (как можно было бы предположить), что Спаситель воскрес, а словам Марии Магдалины о том, что Его нет во гробе, — ведь сначала это казалось им совершенно невозможным. Но они не проявили терпения и в растерянности ушли: Идоста же паки к себе ученика (Ин. 20, 10). Мария же, как говорит Евангелие, стояше у гроба вне плачущи. Якоже плакашеся, приниче во гроб (Ин. 20, 11). Конечно, сейчас мы прекрасно знаем это повествование, предвидим, что будет, но Мария, находясь в тот момент у гроба, не имела никакой надежды. У нее не было даже того утешения, которое она предполагала найти в оказании последней услуги своему возлюбленному Учителю — в помазании Его миром. И Мария плакала в безысходном отчаянии, но не ушла от гроба. Мы не знаем, какие чувства она испытывала. Возможно, она, паче чаяния, на что-то надеялась, а может быть, ее заставляла там пребывать, и плакать, и приникать ко гробу любовь к Господу Иисусу Христу, не объяснимая никакими умственными рассуждениями.

И виде два Ангела в белых ризах седяща. И, когда, казалось бы, уже не на что было надеяться и нечего ожидать, эта любовь к Господу Иисусу Христу сделала ее достойной лицезреть ангелов, своим явлением возвестивших ей о воскресении Спасителя или по крайней мере показавших, что здесь произошло не какое-то обычное человеческое событие и что ее не постигла, так сказать, дополнительная скорбь помимо смерти возлюбленного Учителя. И виде два Ангела в белых ризах седяща, единаго у главы и единаго у ногу, идеже бе лежало тело Иисусово. И глаголаста ей она: жено, что плачешися? Глагола има: яко взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его (Ин. 20, 12–13).

Но человек, любящий Господа Иисуса Христа, не может утешиться даже духовными явлениями, пока не сподобится созерцания Того, к Кому он стремится всей своей душой, — Самогó возлюбленного нашего Учителя и Господа. И сия рекши обратися вспять и виде Иисуса стояща, и не ведяше, яко Иисус есть (Ин. 20, 14). Возможно, Мария Магдалина не могла узнать Господа потому, что это не было ей духовно открыто, или же по той простой причине, что глаза ее были застланы слезами, ведь она не ожидала увидеть живым Того, Кого она, как ей казалось, не могла увидеть уже и мертвым. Глагола ей Иисус: жено, что плачеши? кого ищеши? Она же мнящи, яко вертоградарь есть, глагола Ему: Господи, аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его, и аз возму Его (Ин. 20, 15). Этим она показывала свою необыкновенную любовь к Иисусу Христу и преданность Ему и упрашивала «садовника», не боясь унизиться, смириться перед ним — для того только, чтобы послужить своему Господу и по смерти Его. Но вместо этого неожиданно поняла, что говорит с Господом: услышала Его голос и свое имя. Узнала Господа по произношению и знакомой интонации (а может быть, еще и с помощью духовного действия).

Глагола ей Иисус: Марие. Она же обращшися глагола Ему: Раввуни, еже глаголется Учителю. Глагола ей Иисус: не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему (Ин. 20, 1617). Спаситель сказал: Не прикасайся Мне. Но не потому, что Мария была хуже прочих учеников, которые дерзали прикасаться к Его телу, — ведь Он даже и Сам призывал к этому, дабы они убедились, что Он воскрес из мертвых, что им явился не призрак, не дух, но воистину совершенный Человек, обладающий душой и телом. Господь сказал так потому, что Мария имела веру бóльшую, чем другие. Ей достаточно было только одного слова и не нужно было прикосновений, как апостолу Фоме, или другим апостолам, или женам-мироносицам, которые припали к Его ногам и обняли их. Не нужно было, потому что эти слова всё ей объясняли: Не у бо взыдох ко Отцу Моему, то есть: «Не нужно ко Мне прикасаться и проверять, Я ли это. Я еще не взошел к Богу, поэтому подлинно Я стою перед тобой».

Иди же ко братии Моей и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). Так закончилось это необыкновенное явление. Господь здесь назвал Себя братом всех Своих учеников, потому что сказал: Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему. И конечно же, усыновил Богу Отцу и равноапостольную Марию Магдалину и сделал ее Своей сестрой по благодати, подобно тому как Сам Он был Сыном Божиим по природе.

Мария всегда оставалась преданной Господу Иисусу Христу, искала Его тогда, когда уже, казалось бы, не на что было надеяться, ведь она нашла даже не мертвеца, но только пустой гроб. Так бывает и в нашем сердце, когда мы не просто молимся с некоторой сухостью, но ощущаем в душе совершенную пустоту. Конечно, в этом случае больше нашей вины, но провести аналогию мы, тем не менее, имеем право. И если мы будем приникать к этому «гробу», к нашему пустому сердцу, и все же не отходить от него, и плакать, и молиться, и искать Господа, то вдруг неожиданно благодать Божия посетит нас и мы увидим, ощутим в сердце своем то, чего никак не ожидали: присутствие Живого Бога. Живого, потому что Он, умерший из-за наших грехов, воскреснет ради нашей любви, ради нашей преданности Ему.

Вот в этом подражай святой равноапостольной Марии Магдалине, никогда не теряй надежды, ищи Бога тогда, когда найти Его кажется уже невозможным. Ищи Его, плачь, кайся, молись — и Он утешит тебя невидимым для других, но истинным явлением Своим. Аминь.



* Слово на постриг в рясофор. Ново-Тихвинский женский монастырь, 28 апреля 2001 года.