Схиархимандрит Авраам
Благая часть

Том 3. О монашестве и живом слове Евангелия

О монашестве и живом слове Евангелия[*]

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, брат, ты принял обручение ангельского образа. Ты дал обеты служить единому Богу и жить только ради Него. В душе ты давно уже старался в меру своих сил и разума их исполнять. Теперь ты принес их принародно, а самое главное — в присутствии Самого Господа Иисуса Христа, Которого символизирует находящееся здесь Евангелие. Все обещания, которые ты даешь мне, недостойному, приемлет Сам Спаситель.

Что такое монашество? Ради чего мы избираем этот странный, непонятный для большинства людей образ жизни? Преподобный Иоанн Лествичник сказал, что монах — это тот, кто на всякое время и на всяком месте думает только об исполнении евангельских заповедей. Казалось бы, просто. Все мы, православные христиане, ежедневно читаем Евангелие. Но иногда нам кажется, что ничего нового мы там уже не найдем. Иным даже представляется (конечно, несправедливо), что вообще незачем вновь и вновь перечитывать Евангелие. Лучше почитать какую-нибудь душеполезную книгу и из нее почерпнуть для себя нечто новое и важное. Однако никакая душеполезная книга не может сравниться со святым Евангелием. Любая из них имеет цену и значение только потому, что наполнена евангельским духом и так или иначе происходит из Евангелия, объясняя его, приспосабливая к нашему разуму. Ничего принципиально нового в этих книгах нет, а иначе это было бы противно нашей православной вере.

Читая святое Евангелие, мы вновь и вновь находим в нем изречения, мысли, вдруг озаряющие наш разум и указывающие нам путь к спасению в данных конкретных условиях. Через неизменное, давным-давно написанное и сохраняемое в точности с древнейших времен Евангелие, через его живой текст с нами говорит Господь Иисус Христос, призывая Своих избранников к безоговорочному следованию за Ним, к пламенной ревности.

Как был призван к монашеству отец отцов, преподобный Антоний Великий? Придя в храм на богослужение, он молился, и вдруг его потрясли евангельские слова о том, что Бога необходимо любить больше, чем отца и мать. Он, несомненно, знал эти слова и раньше: читал или слышал их во время богослужений. Но именно теперь Господь коснулся его сердца. Через слух и разум Господь проник в его душу и призвал жить только ради одного Евангелия, не входя в компромиссы с миром, со всеми теми обстоятельствами, которые под благовидными предлогами отвлекают нас от истинно христианского, то есть евангельского, образа жизни.

Мы не можем придумать ничего нового, ничего дополнительного к христианскому вероучению. И монашество не есть нечто вновь изобретенное, как будто прибавленное к тому, что было проповедано Спасителем. Монашество — это истинно евангельский образ жизни. Как говорит преподобный Иоанн Кассиан, в древности христиане имели пламенную ревность и жили только ради Бога, а в последующие столетия, в особенности после прекращения или ослабления гонений на последователей христианства, ревность стала ослабевать. Тогда ревнители стали удаляться от нерадивых христиан и селиться отдельно. Как правило, они избирали безбрачный образ жизни. Так появилось и начало распространяться монашество. Другой, не менее авторитетный писатель, ученик святого апостола Павла, священномученик Дионисий Ареопагит говорит, что все апостолы и ближайшие ученики Господа были монашествующими и все монашеские обеты существовали с древнейших, самых первых апостольских времен.

Монашество переживало периоды подъема и упадка, расцвета и оскудения монашеской ревности. Но это не значит, что мы должны поддаваться общему духу. Пусть вокруг нас будет охлаждение и безразличие, мы должны жить по заветам наших духовных учителей, святых отцов, и подражать им невзирая ни на какие внешние обстоятельства. В этом смысле справедливо изречение апостола Павла: Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Мы должны подражать преподобным отцам, как они подражали Господу. Можно сказать даже более дерзновенно, словами апостола Иоанна Богослова: если мы хотим пребывать с Господом Иисусом Христом, то должны поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2, 6), то есть подражать Самому Господу. Ибо Он не только заповедал нам, как нужно жить, но и показал пример правильной, идеальной, исключительно богоугодной жизни.

Славянский текст еще более емко передает это изречение апостола Иоанна: Якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит. Мы должны ходить, как Господь Иисус Христос. В этом состоит все монашество. Мы должны всей душой, всем существом своим прилепляться к Господу Иисусу Христу, подражать Ему, как бы сливаться с Ним. Для того мы и понуждаем себя к непрестанной Иисусовой молитве, для того и стремимся содержать в уме заповеди Господа Иисуса Христа и помнить о Его жизни, и прежде всего о Его страданиях ради нас. Мы должны любить богослужение (в особенности, Божественную литургию) и частое воссоединение с Господом, восстановление теснейшего союза и общения с Ним в таинстве причащения. Мы должны возлюбить Господа Бога всеми силами своей души, всем напряжением своего существа — всею крепостию, как заповедал нам Спаситель (Мк. 12, 30).

Любовь к Богу проще, яснее, откровеннее всего проявляется в нашем подражании Господу Иисусу Христу и в стремлении к соединению с Ним. Евангельская жизнь состоит не только в том, чтобы помнить о заповедях, но и в том, чтобы стремиться к соединению с Тем, Кто дал нам эти заповеди. Тогда уже не мы сами, а Господь будет таинственным образом совершать в нас дивные дела. Он покажет нам Свое всемогущество, соединенное с милосердием, победив наши грехи и немощи и сделав нас истинными христианами.

Молись, трудись, понуждай себя. Неудивительно, что в нас есть немощи и недостатки. Господь снисходит к нам, но Он не снизойдет, если мы не будем понуждать себя к борьбе, к брани, к труду для соединения с Ним. Прощаются грехи, но не прощаются нерадение, лень и уныние. Господь снисходит к нам в наших немощах, но не в нашей теплохладности. Поэтому будем понуждать себя изо всех сил при благоприятных и неблагоприятных обстоятельствах, как внешних, так и внутренних, — и Господь покажет нам Свою милость, соединившись с нами. И мы с надеждой, радостью и душевным миром перейдем, когда придет время, в жизнь вечную. Аминь.



[*] Слово на постриг в малую схиму. Мужской монастырь Всемилостивого Спаса, 16 апреля 2002 года.