Схиархимандрит Авраам
Благая часть

Том 3. Восходя на гору богопознания

Восходя на гору богопознания[*]

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогая сестра! Сегодня, в праздник Преображения, ты сподобилась принять иноческий постриг. Теперь ты не только в душе имеешь намерение начать иной образ жизни, но и объявила об этом.

В день Преображения мы вспоминаем явление во всей Своей Божественной славе Господа нашего Иисуса Христа трем избранным ученикам: апостолам Петру, Иакову и Иоанну. Событие это было столь удивительным, потрясающим и убедительным (хотя последнее слово слабо описывает то, что пережили ученики), что даже спустя многие годы и Петр, и Иоанн вспоминали его как величайшее доказательство Божественности Христа. Господь Иисус Христос совершил великие и бесчисленные чудеса, о которых апостол Иоанн сказал: Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему миру вмeстити пишемых книг (Ин. 21, 25). Часто евангелисты просто упоминают о том, что Господь исцелил многих, находившихся рядом с ним, и только о каких-то особенных случаях повествуют более подробно. Господь Иисус Христос воскрешал людей из мертвых, и воскрешение Лазаря Четверодневного — непостижимое, потрясающее чудо. Распятие Спасителя на кресте сопровождалось великими знамениями: солнце превратилось во тьму, церковная завеса разодралась, земля потряслась; после Его воскресения многие умершие восстали. Даже сотник-язычник воскликнул: «Воистину Человек этот праведник! Воистину Человек этот — Сын Божий!» (см. Мф. 27, 54). Наконец, само воскресение Христово из мертвых и Его вознесение с такою очевидностью и силой свидетельствуют о Его Божественности, что все остальное надо было бы отнести на второй план. Тем не менее спустя уже многие годы после вознесения Спасителя апостол Петр, еще раз убеждая своих учеников в том, что Иисус есть Сын Божий, говорит в своем послании: Не ухищренным бо баснем послeдовавше сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но самовидцы бывше величествия Онаго. Приемь бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу к Нему такову от велелeпныя славы: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже Аз благоизволих. И сей глас мы слышахом с небесе сшедшь, с Ним суще на горe святeй (2 Пет. 1, 16–18).

Иными словами, апостол Петр пережил преображение Господне как полное и несомненное познание того, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий, и он свидетельствовал об этом как очевидец. В славянском тексте говорится, что апостолы были самовидцами, а в русском переводе — очевидцами Его величия. Иначе говоря, Петр, Иаков и Иоанн стали очевидцами величия Сына Божия. Самое главное заключается не в том, чтобы стать свидетелем чудес, но в том, чтобы познать Божество Спасителя. Тысячи и тысячи людей видели чудеса, совершаемые Спасителем, и знали Его по плоти. Однако они не знали Его по-настоящему: за человеческим естеством скрывалось естество Божественное, через человеческое естество действовал Сам Бог. Апостолы же постигали и то и другое, видели и человеческое и Божественное. Мы не имеем сейчас возможности знать Господа Иисуса Христа по плоти, как говорит об этом апостол Павел, ныне же не знаем Его по плоти (см. 2 Кор. 5, 16). Слова эти нужно понимать буквально, потому что мы живем уже спустя почти две тысячи лет после того, как Господь Иисус Христос вознесся Своею пречистою плотью на Небеса и воссел одесную Бога Отца. Однако мы можем знать Господа Иисуса Христа именно как Бога. Зная Его по Божеству, когда Он открывает нам Свою Божественную славу, мы воспринимаем Его человеческое естество, Его человеческое воплощение. Мы понимаем, что Тот, Кто открывается нам в нашей душе, в нашем внутреннем мире по Божеству, есть Тот же Сын Человеческий, когда-то явившийся людям, и проповедовавший, и творивший чудеса, и воскресший Своею пречистой плотью. Мы понимаем, что Один и Тот же есть Сын Божий и живший на земле Иисус Христос, познаём это опытно, хотя и не можем этого объяснить. Причем Он открывается нам так, что об этом никто не знает, разве что по некоторым внешним признакам опытный человек может догадаться о внутреннем состоянии другого человека, стремящегося к богопознанию. В нашей телесной жизни есть много таинственных, сокрытых от нас вещей, которыми мы пользуемся, хотя не имеем возможности дать им объяснение. Если кто и пытается их как-то объяснить, правильно или неправильно, то обычно обращается к своему житейскому опыту, а не руководствуется догадками и гипотезами. Тем более в духовной жизни на первом месте стоит опыт — опыт богообщения, общения с Господом Иисусом Христом.

Апостол Иоанн Богослов в своем послании также упоминает о преображении Спасителя, хотя не столь откровенно, как апостол Петр. Однако человек, знающий аскетическую литературу, понимает, что речь идет об этом же событии. Иоанн Богослов говорит о Божественной славе Спасителя, о Божественном свете, который Он дал узреть апостолам не столько телесными глазами, сколько очами души: Еже бe исперва, еже слышахом, еже видeхом очима нашима, еже узрeхом, и руки наша осязаша, о Словеси животнeм: и живот явися, и видeхом, и свидeтельствуем, и возвeщаем вам живот вeчный, иже бe у Отца и явися нам (1 Ин. 1, 1–2). Можно, конечно, понимать слова «явися нам» в общем, историческом смысле, но, наверное, каждый из вас, имея даже малый молитвенный опыт, понимает, что духовный человек говорит о том, что непосредственно переживал, а не о том, к чему пришел путем каких-то умозаключений.

Иже бе у Отца и явися нам: еже видехом и слышахом. Я думаю, что здесь говорится прежде всего о том, что видел и слышал апостол Иоанн Богослов на cвятой горе Фавор. Еже видeхом и слышахом, повeдаем вам, да и вы общение имате с нами: общение же наше со Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом. И сия пишем вам, да радость ваша будет исполнена. И сие есть обeтование, еже слышахом от Него и повeдаем вам, яко Бог свeт есть, и тьмы в Нем нeсть ни единыя (1 Ин. 1, 3–5). Разве эти слова не свидетельствуют о том знании, которое впервые получил апостол Иоанн Богослов на горе Фавор? Хотя в дальнейшем, в особенности после сошествия на апостолов Святого Духа в день Пятидесятницы, он имел опыт богообщения, постоянно и неоднократно переживал близкое присутствие Бога, однако впервые он приобрел этот опыт, когда Спаситель преобразился.

Что же произошло на горе Фавор? Мы говорим привычные слова: «Господь преобразился». Однако святые отцы, более тонко и точно размышлявшие о сущности евангельского повествования и догматов, говорят, что в действительности преобразились ученики Спасителя. Вернее сказать, Спаситель преобразил своих учеников так, что они смогли увидеть Его присносущную и вечную Божественную славу. Господь Иисус Христос как Сын Божий и Бог, как само совершенство не может стать более или менее славным, потому что Он неизменен. Если бы слава Его стала больше, значит, ранее Он был несовершенным, и наоборот, если бы Он умалил Свою славу, значит, из совершенного превратился бы в существо, потерявшее полноту совершенства. Следовательно, на горе Фавор преобразились сами ученики Спасителя.

Для обозначения этого события мы обыкновенно употребляем выражение «преображение Господне», называющее событие, но не претендующее на то, чтобы передать точный смысл происшедшего. Например, обычно мы говорим о том, что Господь Иисус Христос сошел с Неба на землю, но Он, строго говоря, не сходил на землю, потому что Он присутствует везде. Если говорить точнее, то Он воспринял в Свою Божественную Ипостась человеческое естество. В Ветхом Завете пророки употребляли такие выражения, как «Господь гневается» или «Господь забыл человека», потому что людям они понятны. Но в Божестве не может быть никаких изменений. Выражение «гнев Божий» употребляется для того, чтобы сделать понятным для нас следующее явление: если мы ведем себя противно заповедям Божиим, то именно из-за нашего греховного поведения обстоятельства становятся такими, что по-человечески это воспринимается как наказание, гнев Божий. Однако в действительности это не гнев Божий, но скорее следствие наших дурных поступков. То, что мы воспринимаем иногда как гнев Божий или забвение нас Господом, есть, хотя и непонятное нам, проявление безграничной Божественной любви, которая никогда не может измениться. Так же и в описании события на горе Фавор: употреблено человеческое выражение о преображении Спасителя, хотя на самом деле изменилось душевное состояние ближайших учеников Господа.

Во время молитвы не Господь приближается к нам: в том смысле, что Он в большей или меньшей степени присутствует в нас и вокруг нас, но мы сами меняемся таким образом, что видим прежде закрытое от нас нашими грехами, страстями, суетой, и вообще всей плотской жизнью. Эта телесная жизнь увлекает нас и закрывает то, к чему мы должны стремиться всей душой: жизнь духовную, жизнь с Богом.

С этого праздника Преображения, дня твоего пострижения, дорогая сестра, когда ты восприняла начаток ангельского образа, ты должна подражать по мере своих сил тому святому, чье имя ты сейчас получила в постриге, — апостолу Иоанну Богослову. Причем подражать не настолько, насколько у тебя есть желания, а так, как говорит евангельская заповедь: Возлюби Господа Бога твоего… всею крепостию твоею (Мк. 12, 30). Степень крепости у каждого своя, но мы обязаны любить Бога именно всей своей крепостью. Как Иоанн Богослов безраздельно и преданно любил Господа, был послушен Ему и, смиряясь, редко выражал свое мнение, но всегда следовал за Ним, так и ты должна устремляться за Спасителем, как бы восходя вслед за Ним на гору Фавор.

Из повествования Евангелия следует, что апостол Иоанн Богослов как будто бы ничего не говорил на горе Преображения: от лица всех апостолов, выражая их чувства, говорил апостол Петр. Однако мы видим из послания апостола Иоанна Богослова, что его переживания и опыт богопознания в тот момент были не меньшими, чем у апостола Петра. Молись своему святому, подражай ему, люби Господа всеми своими душевными силами и знай, что какая бы толща веков ни отделяла нас от событий, которые описываются в Евангелии, мы в сравнении с апостолами ничем не обделены и имеем возможность познать Господа так же, как познали Его они. Об этом говорит опыт наших святых отцов и преподобных матерей. Устремись же к этому познанию, не оглядываясь ни на что земное и мужественно устраняя все препятствия, встречающиеся на этом мысленном пути, — наши немощи и страсти, которые мы, восходя на святую гору Фавор, гору богопознания, должны оставить у ее подножия. Аминь.

 

 



[*] Слово на постриг в рясофор. Ново-Тихвинский женский монастырь, 19 августа 2002 года.