Схиархимандрит Авраам
Благая часть

Том 3. Исцеление от душевной проказы

Исцеление от душевной проказы[*]

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня за Божественной литургией читается Евангелие об исцелении Господом десяти прокаженных. Когда Господь Иисус Христос входил в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас (Лк. 17, 12–13). Мы не будем умалять значения и величия этого необыкновенного чуда, благодаря которому десять прокаженных человек, видимо настолько больных, что они даже не смели близко подходить к здоровым людям, получили исцеление. Мы знаем о другом случае, подобном этому, когда прокаженный дерзнул упасть перед Спасителем на колени со словами: Если хочешь, можешь меня очистить (Мк. 1, 40), и Господь, прикоснувшись, исцелил его.

В то время существовало предписание об изоляции прокаженных, и по закону Моисееву они не имели права общаться со здоровыми людьми. Нарушить это предписание десять прокаженных не могли: проказа, видимо, так поразила их тела, что никто бы не потерпел их приближения. Проказа — это страшная болезнь, в наших краях почти неизвестная, а на юге в старину весьма распространенная. При ней тело человека покрывается страшными язвами, заживо разлагается и гниет до тех пор, пока смертельная болезнь не коснется жизненно важных органов и человек не погибнет. Мучение это длится долгие годы. Чудо исцеления десяти прокаженных имеет для нас, живущих спустя многие столетия после этого события, еще и некий таинственный смысл. Хотя у нас нет подобных телесных болезней, но наше душевное состояние можно совершенно обоснованно сравнить с проказой.

Действительно, мы больны страшной душевной проказой, и души наши разлагаются. Грехи овладели нашим сердцем, нашим существом до такой степени, что мы не смеем приблизиться к Господу: совесть не допускает нас к Нему, да и наши грехи стали как бы некоей стеной между нами и Богом. По этой причине мы можем вопить к Нему только по слову Евангелия, остановившись вдали, причем делать это нужно громким голосом, то есть напрягая все душевные силы: Иисус Наставник! помилуй нас! — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!»

Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились (Лк. 17, 14). Неужели Господь Иисус Христос не знал о страданиях этих десяти человек или о мучениях всех остальных людей? Но своим воплем прокаженные обратили на себя внимание Спасителя и, можно сказать, убедили Его в том, что способны принять благодеяние Божие — исцеление. И мы, вопия ко Господу Иисусу Христу, достигаем того, что Он видит нас, хотя мы далеко отстоим от Него и едва ли сами видим Его — только неким смутным чувством веры скорее предугадываем Его присутствие, чем видим и знаем Господа. Но когда мы в молитве вопием к Нему громким голосом, напрягая все наши душевные силы и внимание, — потому что внимание есть как бы внутренний умственный вопль, — тогда Господь начинает видеть нас. Он обращает к нам Свой взор и вразумляет нас, проверяя прежде всего наши намерения и веру.

Пойдите, покажитесь священникам, — сказал прокаженным Господь. Из евангельского повествования мы знаем, что эти люди до священников не дошли, но они отправились к ним, поверив Господу, что это сделать необходимо: священники должны были засвидетельствовать, есть болезнь или нет. Прокаженные шли с надеждой на исцеление, хотя и не понимали, каким образом это должно произойти: возможно, они думали, что их исцелят священники, прочитав положенные молитвы и совершив соответствующий обряд.

И когда они шли, очистились, — так и мы, еще ничего не сделав, но только показав свое доброе намерение, повинуясь заповеди Господа, получаем очищение от своей проказы. Может быть, в нас и остаются некоторые душевные немощи и страсти, но в то же время мы исцеляемся от опасности погибнуть из-за бесчисленных грехов, разъедающих нашу душу.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин (Лк. 17, 15–16). Многие люди, получив у Господа исцеление от смертельно опасных греховных язв, почувствовав некоторое успокоение и, как им кажется, безопасность, впадают в беспечность и нерадение, забывают о первоначальной ревности, благодаря которой Господь обратил на них внимание и исцелил их от грехопадений. И только весьма немногие, уже имея возможность дерзновенно приблизиться к Богу и пасть к Его ногам, возвращаются к Нему и опять вопиют громким голосом, но теперь благодарят Его.

Нам необязательно повторять какие-либо благодарственные молитвы, хотя это и естественно. Важно иметь благодарность и любовь, возникшие в нас в ответ на благодеяния, которые мы получили от Спасителя. Мы можем с чувством благодарения вопиять ту же самую молитву Иисусову. Первая часть Иисусовой молитвы и есть величайшее, прекраснейшее, самое возвышенное благодарение, которое мы можем принести Спасителю. Исповедуя Его Господом, Христом и Сыном Божиим, мы тем самым благодарим Бога за то, что Он послал к нам Своего Единородного Сына, Который Своей крестной смертью искупил нас от греховной проказы.

И это был Самарянин: у любого из нас могут быть некоторые недостатки, например неполное знание апостольского и святоотеческого предания, несовершенство разума или рассуждения, подобно самарянам, которые заблуждались, но если при этом человек искренен и испытывает необходимое чувство благодарности, то он достоин припасть к ногам Спасителя и благодарить Его; достоин вопиять к Нему громким голосом: внутренне напрягаясь и приближаясь к Спасителю, невидимо припадая к Его Божественным стопам, смиряясь и одновременно благодаря.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? (Лк. 17, 17). Как я уже говорил, многие слишком рано успокаиваются и довольствуются тем начальным очищением, которое даровал им Спаситель, когда они отстали от своей прежней суетной, греховной жизни. Они не стремятся к большему, не стремятся благодарить Бога день и ночь за то, что Он избавил их от душевной проказы, хотя в этом благодарении заключается величайшее счастье для человеческой души.

Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 18–19). Человек получает нечто гораздо большее, чем исцеление от душевной проказы, — он получает избавление от смертельной опасности: от угрозы гибели в вечности. Здесь уже, пожалуй, не нужно прибегать к таинственному аллегорическому толкованию, потому что произошедшее с самарянином, можно сказать, буквально совпадает с душевным состоянием каждого из нас, если мы ведем себя подобно ему. Мы восстаем от своего грехопадения, становимся полноценными людьми, обретаем свободу. Более того, мы имеем в своей душе величайшее утешение — слышать: Вера твоя спасла тебя. И мы понимаем, что наша вера, которая заставила нас и вопиять ко Господу, когда мы были еще тяжкими грешниками, и благодарить Бога всей душой, — эта вера, как прекрасно говорит преподобный Иоанн Лествичник, спасает нас. Она может иметь различные проявления, но самым кратким, последовательным и глубоким образом выражается в словах Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Имея эту веру, будем вопиять ко Господу издали, не смея пока еще подойти к Нему; когда же получим некоторое исцеление, то приблизимся и припадем к Спасителю в смирении и одновременно благодарении. Не будем отходить от Него и полностью исцелившись. Не отойдем от Господа и тогда, когда обретем утешение и получим прощение грехов, но будем следовать за Ним непрестанно. Аминь.

 



[*] Слово на постриг в рясофор. Ново-Тихвинский женский монастырь, 22 декабря 2002 года.