Схиархимандрит Авраам
Благая часть

Том 3. «Внемли себе…»

«Внемли себе…»[*]

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Самую главную монашескую заповедь, главное монашеское делание можно выразить одним словом: «внимание». Для того, кто знает, какие понятия обнимает это слово, в нем заключено целое учение. Можно сказать, что всякий человек — и начинающий свой монашеский подвиг, и достигший его середины, и приближающийся к совершенству или уже стяжавший его — должен стремиться к вниманию, потому что в нем, можно сказать, заключено все Евангелие. Внимание — это единение с Богом. Внимание — это и Божественное озарение, и созерцание, и понуждение себя к устной молитве, и старание удержать ее в течение дня во время послушания. Все — и начало, и конец монашеского подвига — обнимается этим словом. Выразить, в чем состоит совершенство и преуспеяние, в чем заключается действие благодати, можно просто: во внимании. Кто пренебрегает этим деланием, тот пренебрегает монашеством.

Святые отцы, говоря о трезвении, всегда подразумевают под ним то, что человек истрезвляется от некоторого рассеяния и приобретает внимание, стяжевает особенную внутреннюю собранность, способность сосредоточить все силы своего ума, все душевные чувства в нескольких словах Иисусовой молитвы. С неимоверным усилием со своей стороны и с помощью благодати Божией, без которой это усилие невозможно, человек приобретает возможность созерцать огромный мир, находящийся внутри него, пренебрегая многообразием мира внешнего — тем, что у людей невежественных в духовном делании, гордых и суетных, считается единственно важным, ценным и вожделенным.

О важности внимания говорилось еще в Ветхом Завете. Пророк Божий Моисей Боговидец сказал: Внемли себе: да не будет слово тайно в сердцы твоем беззакония (Втор. 15, 9). В Новом Завете Господь наш Иисус Христос также говорит подобные, близкие даже по внешней форме слова: Рече же ко учеником Своим: не возможно есть не приити соблазном: горе же, егоже ради приходят: унeе ему было бы, аще жернов оселский облежал бы о выи его, и ввержен в море, неже да соблазнит от малых сих единаго. Внемлите себе. Аще согрeшит к тебe брат твой, запрети ему: и аще покается, остави ему: и аще седмищи на день согрешит к тебе и седмищи на день обратится, глаголя: каюся, — остави ему (Лк. 17, 1–4). Можно подумать, что слова «внемлите себе» относятся только к данной ситуации, то есть вниманием можно уберечь себя от соблазнов, злопамятства и гнева. Однако в другом евангельском эпизоде Спаситель говорит нечто подобное, но уже по иному поводу.

Начинающим же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша, зане приближается избавление ваше. И рече притчу им: видите смоковницу и вся древа: егда прошибаются уже, видяще сами вeсте, яко близ жатва есть. Тако и вы, егда узрите сия бывающа, вeдите, яко близ есть Царствие Божие. Аминь глаголю вам, яко не имать прейти род сей, дондеже вся сия будут: небо и земля мимо идет, а словеса Моя не имут прейти. Внемлите же себе (Лк. 21, 28–34). Здесь говорится, конечно же, о признаках кончины мира. Однако Спаситель советует не столько думать об этих признаках, ибо они сами будут бросаться в глаза людям, живущим духовной жизнью, сколько внимать себе, быть сосредоточенными на себе самих. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той (Лк. 21, 34). Спаситель прямо говорит, что внимать себе нужно вопреки стремлению человека к различным суетным заботам. Яко сеть бо приидет на вся живущия на лицы всея земли; бдите убо на всяко время молящеся (Лк. 21, 35–36). Хотя здесь и отсутствует слово «внимание», но раскрыто внутреннее его содержание.

Бдите. Как спящий человек видит сны и они представляются ему реальностью, так человек, погрязший в суете, предполагает, что он занимается важной и необходимой деятельностью. Однако по сути он погружен в духовный сон и видит не действительность, а сновидения, призраки и мечты. Поэтому нам необходимо проснуться, истрезвиться. Мы должны бодрствовать над собою, однако такое бдение невозможно без молитвы. Без нее невозможно и собрать ум внутрь себя. Ничто так не способствует сосредоточению ума, как Иисусова молитва. Благодаря ей, с Божией помощью, можно сконцентрировать ум так, чтобы он приобрел ту силу, которая дарована ему свыше, от Бога. Из-за нашей рассеянности эта сила расходуется на бесчисленные ненужные стремления и становится как бы несуществующей.

Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим (Лк. 21, 36). Убежать не в том смысле, чтобы избавиться от всех скорбей и испытаний, грядущих в этот мир, а в том, чтобы избегнуть грехопадения, хотя и подвергаясь испытаниям. И стати пред Сыном Человеческим, то есть предстать пред Господом, и когда Он явится во славе, и уже сейчас — духом. Один подвижник сказал, что истинная молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием. Если мы, избегая суетных соблазнов, приобрели внимание и духовное бдение, то внутренне предстаем умом пред Сыном Человеческим — пред Господом Иисусом Христом. Это не какой-то психологический эффект, но подлинная реальность. Испытавший ее знает, что она имеет гораздо большее значение и гораздо более реальна, чем та действительность, которая всеми людьми считается совершенно неоспоримой.

Евангелист Марк не употребляет слово «внимание», но, передавая речь Спасителя, говорит о том же: Блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет (Мк. 13, 33). Замечательные краткие слова, можно сказать содержащие в себе всю суть монашеской, то есть истинно христианской, жизни. Эти три слова: блюдите, бдите и молитесь — заключают в себе все, что мы должны делать. Иначе говоря, мы должны хранить себя, смотреть за собой, бодрствовать и молиться. Не весте бо, когда время будет. Мы не знаем ни времени Страшного суда, ни времени испытаний и искушений, которые попустит нам Промысл Божий. Не зная этого, мы должны всегда бдеть во время бодрствования и стремиться к тому, чтобы бодрствовать духом даже тогда, когда мы спим телесно. Если мы с помощью Божией, упражняясь в молитве Иисусовой, стремимся к внутренней собранности и сосредоточенности, то это бодрствование простирается на нашу душевную жизнь и во сне — благодать Божия хранит нас и почивающих на одре. Возможно, бессознательно, в каких-то фантастических формах, но и во сне мы боремся с грехом. Бывает, однако, и противоположное состояние, когда человек, бодрствуя, пребывает в духовном сне и под действием страстей видит то, чего нет на самом деле. Он воспринимает действительность настолько превратно, что в его глазах она совершенно искажается. Разве не бывает подобного с нами под действием страсти гнева, блуда или уныния? Поэтому мы должны проснуться, истрезвиться, перестать видеть эти кошмары и сладострастные сновидения, мучающие нас во время бодрствования. Мы должны увидеть действительность в свете Евангелия. Читая Евангелие, мы обретаем в нем мерило, которое показывает нам, каково должно быть состояние человека, внемлющего себе. Приобретается же это состояние с помощью молитвы Иисусовой и усердного понуждения себя к внутренней собранности.

Внемли себе — эта заповедь была дана еще великим пророком Моисеем, но, наверное, как и многие другие его изречения, не была понята его современниками. Однако Господь раскрыл ее полноту в святом Евангелии и в точности повторил те же самые слова: Внемли себе. Вот два слова, которые мы должны всегда помнить и повторять, пробуждая себя от нерадения и возбуждая к ревности. Таким образом, с Божией помощью мы сможем совершить свой монашеский подвиг, сможем пройти это поприще достойно. Аминь.



[*] Слово на постриг в рясофор. Ново-Тихвинский женский монастырь, 6 апреля 2003 года.