Схиархимандрит Авраам
Благая часть

Том 3. Рабство Богу — это истинная свобода

Рабство Богу это истинная свобода[*]

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь наш Иисус Христос, Которого святые отцы справедливо называют Самоистиной и Который Сам о Себе говорит: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14, 6), сказал уверовавшим Ему иудеям: Аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8, 31–32). Он обращается этими словами к тем иудеям, которые признали в Нем пришедшего в мир Мессию. Поскольку мы также являемся людьми, верующими в Господа Иисуса Христа, то со всей справедливостью можем отнести Его слова и к себе.

Не останавливаясь подробно на словах Господа: Аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы, поясню их кратко. Для того чтобы действительно быть учениками Спасителя, мы должны не только слышать Его учение и признавать его умом, но и пребывать в Его слове: применять его к своей жизни, исполнять его. В этом случае, как говорит Евангелие, мы уразумеем истину — постигнем ее не столько от теоретического изучения, сколько от понуждения себя к евангельской жизни. Тогда с нами произойдет нечто необыкновенное: истина освободит нас.

Те люди, которые, казалось бы, считали себя верующими во Христа, пришли в недоумение: Отвещаша и реша Ему: семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже (то есть не были рабами никому и никогда. — Схиигум. А.): како Ты глаголеши, яко свободни будете? (Ин. 8, 33). Их понимание свободы и рабства было чрезвычайно поверхностным, сугубо внешним: под рабством они имели в виду порабощение одного человека другим, а под свободой соответственно подразумевали возможность жить по своей воле. Но в действительности это не так. Всякий человек, даже если он никогда ни от кого не зависел, является рабом обстоятельств, рабом своей собственной плоти и всего того, чего она требует (например, мы вынуждены трудиться для того, чтобы питать себя). Человек является рабом тех людей, с которыми он связан (например, своих близких и родственников); рабом своего воспитания, образа мыслей, привычек и взглядов. Ему кажется, что он исполняет свою волю, а в действительности он непроизвольно совершает те или иные поступки под действием неосознаваемых им многообразных сил. Сюда можно включить даже так называемые законы природы, от которых мы не свободны. Нас порабощает все. Удивительно, кстати, что иудеи в тот момент не понимали или не хотели понимать, что они не являются полностью свободными даже в политическом отношении, поскольку находились под властью римлян.

Ни комуже работахом николиже: како Ты глаголеши, яко свободни будете? Мы также задаемся вопросом: от чего нас освобождает монашество — истинно христианский, сугубо евангельский образ жизни? Ведь мы, как нам казалось, были свободными, а теперь, наоборот, порабощаемся. Но под порабощением следует понимать порабощение слову Божию: Аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете. В ином месте Спаситель сказал: Возмите иго Мое на себе (Мф. 11, 29). Поработив себя Христу, мы сможем научиться от Него кротости и сердечному смирению и тогда обрящем покой душам нашим (Мф. 11, 29), то есть обретем свободу. Свободу от всего того, что заставляет человека служить не Богу, не тому, чего на самом деле хочет душа, а своей плоти, другим людям, необходимости и, самое страшное, греху и страстям. Эта внутренняя свобода настолько значительна, важна и могущественна, что Господь пренебрегает всем внешним как чем-то ничтожным, оставляя нам только необходимость служить немощам плоти, трудиться ради своего пропитания. Хотя, как мы знаем, некоторые преподобные отцы и матери достигали такой свободы во Христе, что почти не нуждались в удовлетворении телесных потребностей.

Если мы действительно хотим быть истинными учениками Христовыми, то понудим себя пребывать в Его слове (особенно удобно и уместно делать это при помощи молитвы Иисусовой, потому что, молясь, мы пребываем умом в Господе), и тогда свобода будет становиться для нас все более и более ощутимой. Когда же мы, наконец, почувствуем некое веяние свободы в своей душе, тогда она станет для нас желанной и мы поймем, что свобода во Христе дороже любых земных благ, даже власти. Когда Господа Иисуса Христа искушал диавол в пустыне, говоря Ему: «Поклонись мне, и я покорю Тебе все царства земные», Спаситель отвечал ему: Написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему единому служи (см. Мф. 4, 10).

Мы рабы Бога, и в этом смысле мы не можем быть совершенно свободными. Зато мы свободны от всего того, что препятствует служению Богу. Сам апостол Павел говорит: «По немощи естества вашего говорю, что раньше вы были рабами греха, а теперь вы стали рабами Божиими» (см. Рим. 6, 17–20). Мы, по немощи своей, не можем понять того, что есть истинная, полная свобода, поэтому нам надо представить себе эту свободу как рабство Богу. На самом деле это рабство настолько соответствует внутренней природе человека и всем его стремлениям, что чем более человек порабощается Христу, тем более он освобождается. Он уже не заставляет себя служить Богу, но воля Божия действует в его сердце, как его собственная. Аминь.

 



[*] Слово на постриг в рясофор. Ново-Тихвинский женский монастырь, 10 мая 2003 года.