Схиархимандрит Авраам
Благая часть

Том 3. Истинное духовное видение

Истинное духовное видение[*]

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всем нам известна притча Господа Иисуса Христа о Страшном суде. Ежегодно она читается перед началом Великого поста за богослужением, посвященном воспоминанию об этом грядущем событии. Егда же приидет Сын Человeческий в славe Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престолe славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы: и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите, благословеннии Отца Моего, наслeдуйте уготованное вам Царствие от сложения мира: взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бeх, и введосте Мене: наг, и одeясте Мя: болен, и посeтисте Мене: в темницe бeх, и приидосте ко Мнe (Мф. 25, 31–36).

Как учит нас церковный Устав, все православные христиане обязаны задуматься о Страшном суде хотя бы в день воспоминания об этом событии. На самом деле всякий из нас должен постоянно думать о смерти и о том суде, который ждет каждого человека. Тем более должны думать об этом монашествующие, которые избавились от мирской суеты ради того, чтобы заботиться о спасении своей души. Для нас совершенно необходимо размышление над этой притчей, потому что все мы должны стремиться стать одесную Спасителя и страшиться участи оказаться ошуюю.

Притча эта глубока и имеет много значений, но сегодня хочется обратить особенное внимание только на одно из них, на одну сторону этого поучения, сказанного Спасителем. Тогда отвeщают Ему праведницы, глаголюще: Господи, когда Тя видeхом алчуща, и напитахом? или жаждуща, и напоихом? когда же Тя видeхом странна, и введохом? или нага, и одeяхом? когда же Тя видeхом боляща, или в темницe, и приидохом к Тебe? (Мф. 25, 37–39). Обратите внимание на эти слова: Когда Мы Тебя видели? Действительно, кто из нас удостоился видеть Спасителя в самом буквальном смысле слова? Лишь немногие из святых угодников Божиих. Тем не менее Господь наш Иисус Христос преподает нам такой урок: тайна духовной жизни открывается нам через вопрос, заданный от лица тех, кого Господь помиловал, кого мы называем праведниками. Тайна эта как будто бы и лежит на поверхности, потому что проста, но из-за нашей страстности скрыта от нас.

И отвeщав Царь речет им: аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мнe сотвористе (Мф. 25, 40). Итак, помогая ближнему, мы видим в нем Христа и помогаем Ему. Поэтому если человек жаждет истинного духовного видения, то он не должен желать видеть Господа буквально, то есть естественным зрением, как видели Его старец Силуан, блаженный Нифонт или первомученик Стефан, архидиакон. Нам это недоступно. Однако видеть Христа в своем ближнем обязан каждый из нас. Перед нами стоит человек, который в чем-то нуждается, и в нем — Христос. Стоит человек, возможно, немощный и страстный, сравнить которого можно с тем, кто наг и нуждается в одеянии, потому что можно быть нагим и от добродетелей и иметь нужду в пище духовной. Нельзя понимать эту притчу односторонне и думать, что мы можем помочь нашему ближнему только вещественно. Видя такого человека, пусть даже страстного и немощного, нуждающегося в нашем милосердии и помощи, мы должны понимать, что в этом человеке — Христос. Тогда никто не будет отвлекать нас от молитвы, никто не будет мешать нам молиться, но во всяком человеке мы будем видеть не только образ и подобие Божии, но и образ Христов. Человеку, не имеющему опыта непосредственного богообщения (такими, к сожалению, мы и являемся по немощи нашей), трудно представить себе, чтó есть Бог и чтó есть образ и подобие Божии. И притом представить так, чтобы это стало сердечным ощущением человека, его жизненным ориентиром. Гораздо проще увидеть образ Христов. Господь Иисус Христос, придя на землю и восприняв на Себя человеческое естество, стал идеальным, совершенным Человеком. Изображение этого совершенного Человека мы видим в Евангелии, в Его словах и, в особенности, святых делах и поступках. Как открывает нам Сам Господь, Он присутствует в каждом человеке. Таким образом, не имея опыта и силы духа, не имея благодатного знания о том, чтó есть образ Божий, мы хотя бы из чтения святого Евангелия знаем, чтó есть образ Христов. Поэтому в каждом человеке мы должны видеть Христа и всякому человеку служить, как служим Христу.

Высшая любовь простирается на всех людей. Мы знаем, что выдающиеся подвижники благочестия, такие как преподобный старец Силуан Афонский, Софроний (Сахаров) или древние святые, как видно из жития Макария Великого, молились о всех людях, и даже о язычниках. Мы, конечно, не достигли такого состояния. Есть расхожее выражение: «Я молюсь на него», — так обычно говорят, когда кого-то очень сильно любят. И мы, видя в каждом человеке Христа, должны молиться на человека. Если мы научимся этому, то, возможно, наступит время, когда мы сможем молиться и за всех людей. Постепенно, упражняясь в умном делании и борьбе со своими страстями, мы насаждаем в нашем сердце настоящую евангельскую любовь.

В своих проповедях я часто повторяю изречение одного греческого подвижника. Возможно, оно недостаточно рационально и красноречиво, но при всей своей простоте оно исполнено опыта и потому очень ценно для нас: «Если хочешь найти любовь, ищи ее в Иисусе». Таким образом, когда мы ищем в молитве Иисусовой любовь, когда мы молимся от всей души и боремся со своими страстями и пороками, боремся с соблазнами, подстерегающими и осаждающими нас непрерывно день и ночь, тогда постепенно в нашем сердце водворяется истинная евангельская любовь. Не может человек любить Бога, если он не любит ближнего. Не может любовь Божия пребывать в человеке и никак не проявляться. Истинная любовь прежде всего проявляется в отношениях с ближними и находит свое выражение в том, что мы чувствуем и видим в каждом человеке образ Божий, образ Христов. Это и есть истинное иночество, истинное монашество. Как говорил преподобный Антоний Великий, ближний — это наша жизнь и смерть. Старец Силуан Афонский, рассуждая о том, почему святой праведный Иоанн Кронштадтский не рассеивался, находясь постоянно среди людей, говорил: «Потому что он пламенно молился за них».

Про нас можно сказать, что мы хотя и не имеем еще дерзновения молиться за людей, но если будем любить ближнего, то ничто не сможет отвлечь нас от любви к Богу. Наоборот, всякий ближний, когда мы служим ему, когда просто смотрим на него с благоговением, как на образ Христов, приводит нас к Богу, а не удаляет от Него. Аминь.



[*] Слово на постриг в рясофор. Ново-Тихвинский женский монастырь, 27 августа 2003 года.