Схиигумен Авраам
Беседы о кончине мира

О том, как распознать признаки последних времен

Беседа вторая
О том, как распознать признаки последних времен

Некогда одного подвижника монахи просили дать наставление. Он их в ответ спросил: «Вы Евангелие читали?» Они ответили: «Да, читали». Тогда он им сказал: «Вот и исполняйте». Через некоторое время они снова обратились к нему: «Отче, дай нам наставление». Он вновь спросил: «Вы Евангелие читали?» Монахи, помня его предыдущий ответ, решили сказать: «Нет, не читали». Тогда он им ответил: «Так прочтите и исполняйте».
Нечто подобное, вероятно, получится и у нас с вами: я, в общем-то, не скажу в этой беседе ничего нового. Но в связи с тем, что сейчас очень напряженно, можно сказать, с неразумной ревностью обсуждается вопрос, который сам по себе выеденного яйца не стоит, — о принятии индивидуального налогового номера, — мне хотелось немного поговорить на эту тему. Кроме того, в беседе мы затронем вопрос о последних временах: посмотрим, что говорит об этом в Евангелии Господь наш Иисус Христос.

Мнение о том, что ИНН — это печать антихриста, к сожалению, иногда исходит даже от духовных людей, и тогда оно становится опасным, поскольку слова таких людей часто принимаются на веру без всякого рассмотрения. В одной из бесед мы с вами уже говорили, что ошибаются не только опытные духовники, но и святые отцы. Например, известны грубые догматические ошибки у двух знаменитых учителей Церкви: святителя Григория Нисского и блаженного Августина. Может быть, вы читали небольшую, но очень интересную книгу отца Серафима Роуза «Вкус истинного Православия». В ней он как раз рассуждает о том, почему святые отцы ошибались и как к этому правильно относиться.

Я хочу привести также рассуждение преподобного Нила Мироточивого из книги «Посмертные вещания». В этой книге описаны явления преподобного Нила спустя два с лишним столетия после его кончины некоему афонскому иноку, которому он открыл судьбы афонского монашества и преподал советы о том, как спасаться в последние времена. Говоря о служении духовника и служении епископа, преподобный Нил сравнивает Церковь с овчарней, то есть загоном для овец (может быть, он заимствовал это сравнение из Евангелия), и говорит, что диавол — это волк, который родил семерых волчат, то есть семь смертных грехов, пытающихся задрать овец — христиан. А пастух, то есть Господь, оставил овчарку и ее щенка. Овчарка, охраняющая ограду (то есть догматическое учение Церкви) — это епископ. А щенок — это духовник, который находится внутри, во дворе, и охраняет людей от нравственных преткновений [1]. Каждый знает свое дело. Это очень мудрое сравнение.

Бывает так, что человек, упражняющийся в каком-либо деле, имеет в нем опыт, но опыт этот узок, и если этот человек переходит к другому делу, которое ему как будто бы близко, но которым он постоянно не занимался, то может в этом деле ошибиться. Епископ, постоянно упражняющийся в учении Церкви, охраняющий церковную ограду от проникновения в нее ересей, в духовном отношении может оказаться неопытным (имеется в виду в узком смысле слова, то есть в отношении внутренней жизни). Сам он живет праведно, но не имеет опыта, чтобы наставлять других. А духовник, всё внимание сосредоточивший на внутренней жизни, на изучении аскетической литературы, может оказаться малосведущим в догматических вопросах и вообще вероучительном Предании Церкви.

Безусловно, и опытный монах может сделать, так сказать, церковную карьеру, стать епископом и в результате обладать и нравственным и вероучительным опытом. Этому можно привести много примеров. Например, святитель Антоний Воронежский был выдающимся подвижником. Преподобный Максим Исповедник, простой монах, не имевший даже священного сана, был великим учителем Церкви, защитником догматов и одновременно писал богомудрые аскетические наставления. Преподобный Иоанн Дамаскин, выдающийся догматический писатель, также писал аскетические наставления. Между прочим, в одном из своих творений он говорит, что Патриарх Иерусалимский Иоанн не делал без него, как он выражается, «ни единого вероучительного вдоха» [2], то есть обращался к нему за советом по разным догматическим вопросам. Дай Бог, чтобы мы все такими стали, но это ведь редчайшие исключения.

Можно, конечно, задать вопрос: «А почему мы должны быть уверены, что вы, отец Авраам, не ошибаетесь?» Для того чтобы понять, правильно я говорю или неправильно, есть один простой способ: читать святых отцов. Никто, наверное, от меня никогда не слышал, что не нужно читать святых отцов. А только, наоборот, выражение неудовольствия оттого, что люди пренебрегают этим чтением. По крайней мере, в аскетической литературе вы, желающие жить монашеской жизнью, должны быть начитаны. У каждого в голове должна быть целая библиотека, чтобы в случае необходимости он сразу подбирал, так сказать, нужную книгу, нужную страницу, нужное изречение и совет. Хорошо бы, конечно, иметь также хотя бы минимальные знания в области догматики, истории и так далее.

Схиархимандрит Андроник (Лукаш), великий глинский старец, был человеком, можно сказать, малограмотным, но он благословил отца Иоанна (Маслова) поступить в академию — и тот впоследствии стал магистром богословия, хотя был простым деревенским парнем. У каждого свои способности и свой путь в жизни. Каждый должен служить Церкви теми способностями, какие дал ему Бог. Поэтому я всегда приветствую развитие всех способностей, какие у человека есть.

А сейчас обратимся к основной теме нашей беседы — к пророчествам Господа Иисуса Христа о последних временах. Предсказания Спасителя о кончине мира я буду брать из трех Евангелий: от Матфея, Луки и Иоанна, потому что в каждом из этих повествований есть свои тонкости: то, что говорит один евангелист, не всегда содержится у другого. Начнем с Евангелия от Матфея. «И изшед Иисус идяше от церкве. И приступиша к Нему ученицы Его показати Ему здания церковная. Иисус же рече им: не видите ли вся сия? аминь глаголю вам, не имать остати здe камень на камени, иже не разорится. Седящу же Ему на горe Елеонстeй, приступиша к Нему ученицы на единe, глаголюще: рцы нам, когда сия будут? и что есть знамение Твоего пришествия и кончина вeка?» (Мф. 24, 1–3)

Обратите внимание на то, как ученики восприняли предсказание Спасителя о том, что храм и Иерусалим будут разрушены. Для них это событие отождествлялось с кончиной мира. После гибели Иерусалима в 70 году или окончательного разрушения в начале II века, как мы знаем, прошло почти две тысячи лет. Но тогда ученики восприняли слова Спасителя однозначно: когда будет разрушен храм и святой город, наступит кончина мира. (Иерусалим был разрушен до основания, вспахан и засеян солью, и на его развалинах были построены языческие храмы. Это был новый город, который даже назывался иначе — Элия Капитолина.) Иудеи в то время поклонялись Богу в единственном храме, они тогда еще не понимали, что Богу можно поклоняться в любом месте. Мы видим, что православные храмы построены во многих странах, на разных континентах, и везде христиане служат Богу с одинаковой ревностью, с одинаковой пользой для души. А тогда для поклонения Богу было одно место — Иерусалимский храм, в синагогах же читали Священное Писание, беседовали, назидались, но жертвоприношений там не совершали.

Итак, апостолам казалось, что если город, в котором только и сохранилось истинное благочестие, в котором поклоняются истинному Богу, будет разорен, то, значит, придет кончина мира. Но мы видим, что этого не произошло. И Сам Господь вразумляет их, говорит, что это не так: «И отвещав Иисус рече им: блюдите, да никтоже вас прельстит» (Мф. 24, 4). Он сразу их останавливает: «Смотрите, будьте осторожны: всё будет не так, как вы себе представляете. Пусть никто вас не обманет, говоря, что с разрушением Иерусалима будет кончина мира». Далее Он говорит: «Мнози бо придут во имя Мое, глаголюще: аз есмь Христос, и многи прельстят» (Мф. 24, 5). Гибель государства или города, пусть даже самого благочестивого, не является обязательным признаком кончины всего мира. «Услышати же имати брани и слышания бранем. Зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти: но не тогда есть кончина» (Мф. 24, 6). «Когда вы услышите о войнах, — говорит Спаситель, — не думайте, что уже наступает конец света».

Конечно, раньше не было таких войн, как сейчас, но и те воспринимались людьми как предвестники конца света. И в наше время появляются слухи о возможности термоядерной или какой-то другой страшной войны в том или ином месте. Вот, мол, была первая мировая война, вторая мировая война, сейчас будет третья. Разве эти слухи не вызывают у людей мыслей о кончине мира? Кажется: всё, конец, более страшного бедствия уже быть не может. Но ведь так думали и апостолы. Господь предостерегает их, а вместе с ними и всех нас. «Услышати же имате брани и слышания бранем. Зрите, не ужасайтеся (хотя это страшно: миллионы людей гибнут. Но еще не нужно ужасаться. — Схиигум. А.) подобает бо всем сим быти, но не тогда есть кончина. Востанет бо язык на язык, и царство на царство; и будут глади и пагубы и труси по местом» (Мф. 24, 6–7). Будут страшные войны, восстанут царство на царство, народ на народ, но это еще не кончина мира.

Другой евангелист, апостол Марк, пересказывая слова Господа, говорит так: «Востанет бо язык на язык, и царство на царство; и будут труси по местом, и будут глади и мятежи» (Мк. 13, 8). Обратите внимание, он добавляет очень важную подробность: «и мятежи», то есть бунты, революции. В России в 1917 году была революция. Казалось: всё, православное царство погибло. Даже при всех недостатках государственного устройства, при неправильном отношении к Церкви, это было могущественное православное царство, в котором огромные массы народа исповедовали Православие и, как могли, угождали Богу. Значит, мятеж, или, как говорится в русском переводе Евангелия от Луки, «смятение», не есть признак кончины мира. Да, это страшно, мучительно, это может принести нам смерть. Мы помним, как много людей погибло после революции: кто за веру, кто за какую-либо другую мнимую вину. Очень много людей умирало в лагерях, а если не в лагерях, то от голода. Кажется, что большего бедствия, чем подобное «смятение», быть не может. Но это еще не кончина мира, так должно быть. «Егда же услышите брани и нестроения, не убойтеся» (Лк. 21, 9). У евангелиста Марка говорится «мятежи», у Луки — «нестроения», то есть смятения, неустройства.

Посмотрим на наше государство. Нельзя сказать, что у нас сейчас мятеж, но нестроение есть несомненно. Мы видим, что во многих важных вопросах государство оказывается беспомощным: оно не защищает нас, например, от наркомании, которая является страшным соблазном, гибелью для многих людей; не может защитить граждан в экономическом, социальном отношении — многие люди бедствуют и так далее. Однако всё это не является признаком кончины мира, как мнят об этом многие легкомысленные «ревнители благочестия» нашего времени, не желающие обращаться к единому непогрешительному источнику истины — Священному Писанию, Святому Евангелию. Они и сами прельщаются и других прельщают.

Апостол Матфей говорит так: «Вся же сия начало болезнем» (Мф. 24, 8), то есть это не конец, а только начало. Ведь если человек заболел, то это не значит, что он уже умер. Может быть, эта болезнь будет в нем развиваться долго, и человек проживет еще много лет. Возможно, через многие годы он умрет именно из-за этой болезни, но сейчас-то — только ее начало. Миру и всем людям, живущим в нем, тоже надлежит болеть, страдать.

Господь говорит о том, как мы должны себя вести, когда приблизится кончина мира, и о том, как мы это узнаем, как мы это почувствуем. «Начинающим же сим бывати, — пересказывает апостол Лука слова Господа, — восклонитеся (то есть воспряньте. — Схиигум. А.) и воздвигните главы ваша (поднимите головы. — Схиигум. А.)» (Лк. 21, 28). Бывает, что человек угнетенный, унылый, видя, что приближается радостное событие, как бы приободряется. Так ли ведут себя предсказатели кончины мира? Наоборот, они нагоняют на народ страх, смущают людей, повергают их в уныние и отчаяние. Это говорит о том, что они не имеют в себе того духа, того правильного отношения к действительности, какое должны иметь истинные христиане, живущие по Евангелию. Мы должны будем обрадоваться этому событию, потому что скорби в то время будут столь велики, что гибель мира христиане последних времен будут воспринимать как избавление. Разве сейчас так? Нет, конечно. Наоборот, люди, боясь принять этот несчастный, ничтожный ИНН и отказываясь от работы, от получения обычных доходов, загоняют себя в угол, в тупик. Ничего духовного они не приобретают, а только теряют, более того, подвергают опасности будущее своих детей, лишая себя возможности по-христиански их воспитать.

Будем читать и рассуждать дальше. «И рече притчу им: видите смоковницу и вся древа: егда прошибаются уже, видяще сами весте, яко близ жатва есть. Тако и вы, егда узрите сия бывающа, ведите, яко близ есть Царствие Божие. Аминь глаголю вам: яко не имать прейти род сей, дондеже вся сия будут. Небо и земля мимо идет, а словеса Моя не имут прейти» (Лк. 21, 29–33). Дальше сказано: «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущия на лицы всея земли. Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим» (Лк. 21, 34–36). Мы должны бодрствовать в отношении собственной жизни на всякое время, преуспеваем ли мы духовно или испытываем нерадение и оскудение благодати, скорби ли у нас (житейские или духовные) или, наоборот, благополучие и умиротворение. Слова «на всяко время» можно понимать и в отношении исторического времени — когда бы мы ни жили: в благоприятное ли, как нам кажется, время для спасения, например в дореволюционной России, или в весьма неудобное, скажем после революции, — всегда мы должны бодрствовать и молиться.

Ученики, слушая это предсказание Господа, недоумевали, как же всё-таки им узнать, где это будет происходить. Им казалось это настолько странным, что они даже задавали такой примитивный вопрос: где это будет? Они не понимали, что это будет сразу во всем мире. Вот как говорит об этом евангелист Лука: «И отвещавше глаголаша Ему: где, Господи? Он же рече им: идеже тело, тамо соберутся и орли» (Лк. 17, 37). Евангелист Матфей приводит эти слова еще более откровенно: «Идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орли» (Мф. 24, 28). Что это значит? Есть такое необыкновенное, непонятное явление, мне кажется, необъясненное — по крайней мере, я не знаю ему научного объяснения. На том месте, где будет происходить битва и должно погибнуть много людей, заранее собираются вороны и орлы. В старину опытные люди по этому признаку понимали, что будет много погибших. Можно было бы привести множество исторических примеров, упоминание об этом явлении есть, например, в описаниях Куликовской битвы.

Я думаю, эти слова нужно понимать так: орлы, то есть истинные христиане, почувствуют кончину мира подобно тому, как птицы чувствуют приближение смерти людей. И мы, если будем иметь в себе благодать, почувствуем, что мир уже приближается к своей кончине, что он должен погибнуть, превратиться в труп, мертвое тело. И поэтому не столько нужно наблюдать внешние признаки, которые иногда бывает очень трудно угадать, сколько заботиться о своем внутреннем состоянии. Это нужно для того, чтобы прийти в такое восприятие действительности, при котором мы внутренним, непостижимым для нас самих чувством, ставшим под действием благодати Божией нашей природой, будем чувствовать, какие сейчас времена — действительно ли наступает кончина мира, или говорить об этом еще рано.

Можно еще прочитать из Евангелия от Марка о том, как мы должны над собой бодрствовать: «Блюдите, бдите и молитеся» (Мк. 13, 33). Замечательные слова, необыкновенно глубокие! В трех словах сказано всё, что необходимо для спасения всякому христианину, и что в особенности приличествует монаху. И далее: «Не весте бо, когда время будет. Якоже человек отходя оставль дом свой, и дав рабом своим власть, и комуждо дело свое, и вратарю повеле, да бдит. Бдите убо, не весте бо, когда Господь дому приидет, вечер, или полунощи, или в петлоглашение, или утро; да не пришед внезапу, обрящет вы спяща. А яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» (Мк. 13, 33–37). Здесь прямое и ясное указание на то, что это относится не только к апостолам, но и ко всем людям, в том числе и к нам, слушающим сейчас Евангелие и пытающимся его понять. «А яже вам глаголю, всем глаголю: бдите». Сказано еще проще, одним словом — «бдите». Вот что нужно делать, чтобы кончина мира или наша собственная кончина, которая рано или поздно обязательно придет, не была для нас внезапной. И мы не должны успокаивать себя тем, что мы, возможно, еще долго проживем.

Мы не должны надеяться на свой разум и рассуждать на темы, которые недоступны для нашего понимания. Бывает, что человек прекрасно образованный, имеющий обширные знания, путается в вопросах духовной жизни по той причине, что считает себя мудрым. Господь ведь сказал: «Исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем» (Мф. 11, 25). Мы должны научиться быть душой младенцами, чтобы всегда и во всем надеяться на Бога, а не на свой разум и силы. Мы должны полагаться на волю Божию и заботиться только об одном: чтобы бодрствовать над собой, очищать свою душу и быть готовым на всякое время сохранить себя от искушений, соблазнов, быть готовым ко всякому испытанию. Иначе может получиться так: мы будем ждать опасности со стороны ИНН, а придет антихрист и скажет: «Я помогу вам, избавлю вас от ИНН, защищу от глобализации». И мы пойдем за антихристом. Преподобный Ефрем Сирин предсказал, что антихрист будет выдавать себя за ревнителя Православия. Ему незачем будет прельщать людей уже погибающих, сектантов и еретиков. Прежде всего он будет стараться прельстить и увлечь за собой тех, кто исповедует истинную веру и еще может спастись [3].

Это всё, что я хотел вам сказать, братья. Это полезно знать, конечно, всем — и мирянам и монашествующим. Но с нас, монашествующих, спрос будет больше, чем с мирян, потому что мы отреклись от всех земных попечений именно для очищения своей души. И поэтому, чем бы мы ни занимались, какое бы служение (или, как принято говорить, послушание) мы ни несли, мы должны бодрствовать над своей душой, не поддаваться беспечности и понимать, что на первом месте должно быть бодрствование, а на втором — всё остальное. Может получиться так, что мы, будучи в монастыре, можем оказаться в числе тех, кто отяготил свое сердце «объядением и пиянством» и, в особенности, «печальми житейскими». У нас должна быть одна печаль — о своей душе, о спасении, покаянии, а у тех, кто преуспел или несет особенное послушание, — и о спасении своих ближних.

***

Вопрос. В народе существует мнение о том, что перед концом света состоится VIII Вселенский Собор, который будет еретическим. Что вы об этом думаете?

Ответ. Мнение это совершенно нелепо. Люди просто не знают церковной истории. Уже были соборы, которые претендовали на роль Вселенских, например второй Ефесский собор, так называемый «разбойничий», на котором была провозглашена монофизитская ересь. Там были делегаты со всех концов мира, но он не был признан Вселенским по той причине, что еретический собор не может быть Вселенским. Во времена иконоборчества также были соборы, претендовавшие на роль Вселенских.

Почему-то считают, что Вселенских Соборов должно быть именно семь — это тоже мнение, не имеющее исторического основания. Когда-то был I Вселенский Собор, потом II и так далее. Получается, до VII Вселенского Собора люди не знали истины во всей полноте? И разве после VII Вселенского Собора не было догматических споров, которые нуждались бы в подтверждении той или иной истины веры или в доказательствах в ее защиту? Например, при Патриархе Фотии был Собор, который некоторые святые отцы называют VIII Вселенским Собором. На нем была осуждена вставка «филиокве» (filioque), которой католики исказили Символ веры. Вспомним и святителя Григория Паламу, отстаивавшего православное учение о Божественных энергиях. Правда, Вселенский Собор тогда не созывали — времена изменились и такой возможности не было. Истина Православия была явлена во всей полноте и до семи Вселенских Соборов, но это не значит, что после них Православие не будет нуждаться в защите своего учения в той или иной форме, пусть это будет Поместный Собор или писания каких-либо святых отцов и тому подобное. Как до Вселенских Соборов были учителя Церкви, защищавшие Православие, допустим священномученик Ириней Лионский, так и после эпохи Вселенских Соборов были великие учителя, например святители Фотий Константинопольский и Григорий Палама. Поэтому считать, что VIII Вселенский Собор будет еретическим — это просто невежество.

Вопрос. Господь сказал, что о дне и часе кончины мира никто не знает, кроме Отца Небесного. Почему же тогда святые отцы дерзали предсказывать даты?

Ответ. Во-первых, таких попыток было не так уж и много — всё-таки люди проявляли благоразумие. Во-вторых, отцы, которые пытались предсказать дату кончины мира, считали, что сбываются признаки последних времен. И кроме того слова о том, что никто не знает дня и часа, некоторые отцы понимали буквально, то есть дня и часа мы не знаем, а вот, например, год (хотя бы приблизительно) угадать можем.

Вопрос. Господь в Евангелии говорит: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16, 2). Если отнести это пророчество к концу света, то получается, что в конце времен гонители будут преследовать истинных христиан, как людей Богу не угодных?

Ответ. Может быть, да. Конечно, прежде всего это пророчество нужно относить к самым первым временам христианства. Они кажутся нам очень далекими, и мы полагаем, будто там всё было прекрасно. В действительности дело обстояло не так. Представьте себе такую ситуацию: мы — истинные христиане, благодатные, ревнители благочестия, несем всем истину, любовь, а нас никто не принимает. Более того, нас ненавидят до такой степени, что гонят, из-за чего мы должны бежать и даже оставить родину. У первых христиан так и было. Кого-то убивали, а те, кто спасались бегством, жили всю жизнь на чужбине. Люди, которых они любили: родные по плоти и те, кто говорили с ними на одном языке, — их ненавидели, презирали, преследовали по всему миру. Изгнанники никогда не имели возможности вернуться к себе на родину, поскольку знали, что это грозит им смертью, как было с апостолом Павлом, которого иудеи хотели убить. И это в то время, когда иудеи считались ему как будто бы единоверцами и прежде всех должны были обратиться к Богу, поскольку благовествование было обращено в первую очередь к ним. Поэтому не нужно преуменьшать значение первых гонений и скорбей, испытанных апостолами и первыми христианами, — они были очень страшными и тяжелыми. О том, что он и прочие апостолы были изгнаны из отечества, апостол Павел говорит как об одной из самых тяжких скорбей, ими перенесенных. Представь себе, что ты говоришь только на русском языке, а тебе пришлось бежать, допустим, в Северную Корею и мучиться там всю жизнь. Разве это не скорбь, когда человека лишают отечества? Когда его преследуют те, кому он больше всего желает добра?

Но процитированные слова вполне допустимо отнести и к последним временам. Наверное, можно предположить, что люди, которые будут почитать антихриста богом, станут преследовать православных как изуверов, противящихся всеобщему благу. Нечто подобное было и в другие времена, когда гнали православных христиан, например во времена иконоборчества, монофизитства или других ересей. Притом эти еретические учения заражали даже государственных правителей и пользовались их покровительством. Поэтому гонения были такими, от которых практически невозможно было укрыться. От этих гонений почитатели икон, например, бежали на окраины Римской империи: кто в западную ее часть, кто в отдаленные уголки, такие как Крым. Некоторые спасались бегством на Ближний Восток — хотя он в то время и был завоеван магометанами, но там никто не боролся против Православия.

11 марта 2001 года


[1] См.: Горе духовникам, небрегущим о спасении душ // Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого Афон-ского. Ч. 3. Гл. 33. С. 219–221.

[2] Иоанн Дамаскин, прп. О Трисвятой песни // Творения. М., 1997. С. 220. (Святоотеческое наследие. Т. 3).

[3] См.: Ефрем Сирин, прп. Толкования на послания Божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам // Полн. собр. творений: в 4 т. Т. 4. С. 125–132.