Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Апостольские поучения

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

Деян. 14 зач. (5, 12–20)

Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

 

 

Об истинной вере и о подражании святым апостолам

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы совершаем память события, ради которого сегодняшний воскресный день назван Неделей о Фоме. Вспоминаем явление воскресшего Господа Иисуса Христа святым Его ученикам и апостолам в присутствии апостола Фомы, сомневавшегося в том, что Господь воскрес.

В этот день читается зачало из книги Деяний, в котором рассказывается о проповеди святых апостолов. Какая связь между этим повествованием и названным событием? Нужно понимать, что святые апостолы, в особенности в Иерусалиме, проповедовали прежде всего благую весть о Воскресении Христовом. Это было самым главным — солью их проповеди. Остальные события земной жизни Спасителя, о которых не было известно язычникам, жившим в других местах, происходили, можно сказать, на глазах иудеев. Тайна же Воскресения Христова была открыта только избранным — нескольким сотням Его ближайших учеников. Ради этой проповеди в Иерусалиме совершались многочисленные великие чудеса. О большинстве из них святой Лука, составитель Деяний апостолов, лишь кратко упоминает и только о немногих, самых примечательных, рассказывает подробно.

«Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (ст. 12). Какие именно «многие знамения и чудеса», он не поясняет. «И все единодушно пребывали в притворе Соломоновом» (ст. 12), то есть в пристройках вроде портиков, в крытых помещениях, окружавших храм Господень. «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях» (ст. 13–15). Далее рассказывается о таких чудесах, которых не совершал даже Господь наш Иисус Христос (по крайней мере, Евангелие об этом умалчивает). Это нечто удивительное и непостижимое. Если Евангелие рассказывает о том, что прикасавшиеся к воскрилию риз Спасителя исцелялись, то Деяния апостольские говорят об апостоле Петре нечто большее: «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (ст. 15). Люди не просто хотели, чтобы тень апостола Петра упала на кого-то из страждущих. Они верили, что его тень может исцелить. И вера эта была оправданна. Хотя в человеческий разум не укладывается, что даже тень апостола, падавшая на какого-нибудь больного, могла обладать чудодейственной силой исцеления, но именно так и было.

«Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (ст. 16). Перечисляется множество чудес, исцелений, изгнаний демонов, но ни о чем подробно не рассказывается, потому что это, наверное, трудно было бы сделать и очень удлинило бы повествование.

Из читавшихся в дни Страстной седмицы Евангелий мы хорошо помним, что апостолы бежали от Спасителя, а апостол Петр даже трижды отрекся от Него. Но теперь эти самые люди совершали великие чудеса. Тень апостола Петра исцеляла больных, как и повязки, пропитанные пóтом апостола Павла. Какой же была сила веры, приобщившая учеников к благодати Святого Духа, что даже грязная вещь, которую нельзя носить, пока ее вновь не приведут в порядок, исцеляла людей! Тень, обычно не привлекающая к себе никакого внимания, также обладала силой чудотворения, потому что заключала в себе образ святого апостола Петра.

«Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу» (ст. 17–18). Они завидовали Господу Иисусу Христу, потому что народ почитал Его, видя знамения, совершаемые Им, так они исполнились зависти и по отношению к Его ученикам. Тем более что теперь без всяких рассуждений обнаруживалась вина саддукеев в распятии Господа Иисуса Христа, ведь если ученики преданного ими на смерть совершали столь великие чудеса, значит, и Тот был свят и непорочен, а казнили Его несправедливо.

«Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни» (ст. 17–20). Следующий стих не входит в сегодняшнее апостольское чтение, может быть, он не столь существен, но для того, чтобы мы поняли, что ученики исполнили все, что повелел им Ангел, я прочту его. «Они, выслушав, вошли утром в храм и учили» (ст. 21). Те, которые некогда малодушно бежали, отреклись и сидели при запертых дверях «страха ради иудейска» (Ин. 20, 19), как говорит Евангелие, теперь невозбранно и безбоязненно, после того как подверглись аресту и были освобождены ангелом из темницы, снова вошли в храм и учили. Можно сказать, это был вызов тем, кто их арестовал.

Чудо преображения святых апостолов, может быть, еще удивительнее, чем те чудеса, которые они совершали своими руками. Из обыкновенных людей они превратились в непоколебимых духом героев, не имевших, с одной стороны, никакой возможности защитить себя физически, а с другой — готовых претерпеть любые скорби ради возлюбленного Господа Иисуса Христа. Это стало возможным потому, что они проповедовали воскресшего Спасителя, сами будучи глубоко убежденными в истине Его Воскресения. Сейчас мы не говорим о том, что на них сошел Дух Святой в день Пятидесятницы и преобразил их, — это само собой разумеется. Но чтобы принять Духа Святого, нужно было подготовиться. Недаром Господь являлся им на протяжении сорока дней и утверждал их в вере, недаром перед этим им были попущены всевозможные скорби и даже их отпадение. Это было нужно для того, чтобы они смирились. Спаситель в очень благородной форме напомнил апостолу Петру о его отречении. Наверное, при этом и другие ученики вспомнили о своем малодушии. Лишь после такой сорокадневной подготовки сошел на апостолов в день Пятидесятницы Дух Святой и сделал их совсем иными людьми. Однако основу всего этого составляла вера в Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Вера не в смысле доверия, но в смысле особого духовного знания, в сущности своей гораздо более достоверного, чем то, которое приобретается посредством человеческих чувств. Хотя и обычное человеческое знание также было составной частью веры святых апостолов в Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа, ведь они, о чем неоднократно упоминается в их посланиях, ели и пили с Ним, осязали Его и никогда не могли этого забыть.

Вот как истинная, христианская вера в благую весть, вера в сверхъестественное преображает человека и делает его из обыкновенного таким, что его качества превосходят все человеческие представления о преданности, твердости, мужестве, непоколебимости. Все это святые апостолы показали на деле. Вспомним, как на Тайной вечери Спаситель предсказал апостолу Петру, что тот трижды отречется от Него. Апостол Петр не хотел этому верить, потому что в тот момент ему казалось, что он готов идти за Господом «и в темницу и на смерть» (Лк. 22, 33). Но Спаситель подтвердил Свое пророчество: «Прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мк. 14, 30). Так и произошло. После Своего Воскресения Господь явился ученикам на озере Тивериадском, восстановил апостола Петра в апостольском служении через троекратное вопрошение: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин. 21, 17), а затем Он сказал ему такие примечательные слова: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21, 18). Апостол Иоанн Богослов поясняет: «Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин. 21, 19). Евангелие от Иоанна, как мы знаем из Предания, написано было позже других Евангелий и, очевидно, уже после смерти апостола Петра.

Мы видим из сегодняшнего апостольского чтения, а также из дальнейшего повествования книги Деяний (в ней описывается еще один арест и пребывание в темнице апостола Петра), что он действительно не побоялся пойти и в темницу, и на смерть за Спасителя. Но прежде, чтобы смириться в глубочайшей степени, ему нужно было познать свое собственное совершенное ничтожество, ничтожество человека самого по себе, а потом получить уверение через явление воскресшего Господа и утверждение Духом Святым. И лишь тогда апостол Петр достиг того, чего пламенно желал: у него появилась готовность умереть за Спасителя, что он впоследствии и исполнил.

Нам нужна не просто отвлеченная вера, пусть даже искренняя — мы должны пережить нечто подобное тому, что пережили апостолы. Конечно, у каждого своя мера, но если заранее говорить, что мы не способны ни к чему возвышенному, и предъявлять к себе очень скромные требования, то это может обессилить нас и обезоружить. Апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). А если мы пытаемся подражать апостолу Павлу, то что мешает нам подражать и апостолу Петру, и прочим апостолам, и всем святым Божиим человекам? Но подражание должно быть разумным. Мы не можем подражать им в даре чудотворения — это зависит не от нас. Но подражать им в смирении, преданности воле Божией — это наш долг. Подобно святым мы должны надеяться только на Господа и жить только Им, как говорил о себе апостол Павел, «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Тогда мы преобразимся и будем осенены благодатью Божией. Скорее всего, мы не будем совершать чудес, однако мы на самих себе испытаем чудо изменения, станем безраздельно преданными воле Божией, выраженной в евангельских заповедях, и будем строго блюсти ее. Так мы можем и должны подражать и всем святым апостолам, и апостолу Петру, превратившемуся из малодушного и горделивого человека в смиренного и мужественного проповедника истины Христовой. Аминь.

15 апреля 2007 года