Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Апостольские поучения

Вознесение Господне

Вознесение Господне

Деян. 1 зач. (1, 1–12)

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! чтó вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

 

 

О вечном присутствии Христа в наших душах

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, когда мы празднуем Вознесение Господне, за богослужением читается начало книги Деяний святых апостолов. Из первых стихов мы узнаём о том, что происходило перед Вознесением. Господь, собрав Своих учеников, повелел им не отлучаться из Иерусалима и дал обетование, что через несколько дней они будут крещены Духом Святым. А далее начинается повествование о самом событии Вознесения Господня — великом и непостижимом чуде, совершенном на глазах у многих святых апостолов.

«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (ст. 9). Как это происходило, мы не знаем. В Евангелии апостол Лука описывает Вознесение так: Спаситель стал благословлять учеников и, благословляя, начал подниматься (см. Лк. 24, 50–51). И вот «облако взяло Его» и поднимало все выше и выше, пока Он не скрылся из виду.

Но вернемся к Деяниям апостольским. «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его (отсюда мы можем предположить, что оно длилось довольно долго. — Схиархим. А.), вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! чтó вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (ст. 10–11). Видимо, настолько ученики были потрясены этим зрелищем, что не могли от него оторваться. Когда Спаситель уже скрылся из их глаз и ничего более не было видно, они всё смотрели на небо и не могли понять, чтó произошло. Тогда явились два ангела и заставили пребывавших в изумлении учеников прийти в себя.

Как замечают некоторые толкователи, если сравнить Вознесение Господне с Его Воскресением, то мы обнаружим, что при Воскресении начало не было видимым, а конец был видим: никто не был очевидцем того, как Спаситель воскрес, но видели Его уже воскресшим. Здесь же наоборот: начало было видимым, а окончание — нет. Ученики видели, как Спаситель возносился на небо, а чем закончилось Вознесение — не знали. Лишь ангелы открыли им, что Он придет так же, как и ушел. Это необыкновенное, великое событие, произошедшее на глазах апостолов, еще раз удостоверило их в том, что Иисус есть Христос, Сын Божий, Который сошел с неба на землю.

Если мы обратимся к евангельским текстам, то увидим, что апостол Матфей, не повествующий непосредственно о Вознесении Господнем, некоторыми своими словами как будто бы противоречит тому, что говорит евангелист Марк, который, хотя и очень кратко, сообщает о Вознесении.

Вот что говорит апостол Матфей: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 16–20). Спаситель будто бы просто уверяет учеников, что пребудет с ними «во все дни до скончания века», но само это уверение косвенно указывает на то, что Он должен их покинуть. Ведь если бы Ему действительно предстояло пребывать с апостолами видимо, как то было во время Его проповеди, когда они постоянно Его сопровождали, тогда не потребовалось бы некоего особенного уверения. Таким образом, смысл слов Спасителя следующий: несмотря на то что видимо вы со Мной разлучитесь, Я все же буду с вами. Буду с вами и с вашими учениками всегда, до тех пор, пока существует мир. Я не покину его так, чтобы оставить Своих последователей без Своего присутствия, но присутствие это будет обнаруживаться иным образом.

Евангелист Марк говорит о Вознесении Господа кратко, но очень впечатляюще, дополняя рассказ евангелиста Луки в Евангелии и книге Деяний: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19). Не просто исчез в небесной дали, но «воссел одесную Бога». И мы, спустя уже почти две тысячи лет после этого непостижимого для человеческого разума события, в каком-то смысле даже более удивительного, чем Воскресение Христово из мертвых, не будучи его свидетелями, верим, что оно было. Разум и здравый смысл, опирающийся на наш личный повседневный опыт и на опыт других людей, говорит о том, что такого быть не может. Однако Господь Иисус Христос еще на Тайной вечери, предсказывая ученикам Свое от них отшествие, предупреждал, что для веры в Него нужно не простое человеческое доверие к чужому рассказу, но присутствие Святого Духа. Апостол Иоанн Богослов повествует об этом так: «А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16, 5–11).

Итак, присутствие Святого Духа Утешителя учит нас такой истине, которая названа здесь правдой — вероятно, в противовес тому, что представляется человеку измышлением, фантазией. «О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня». По человеческому естеству мы Христа не видим, но в то же время Он, восседая как Человек одесную Бога Отца, невидимо, таинственно для чувств телесных, но явно для чувств духовных, пребывает с нами «во все дни до скончания века». Пребывал в Церкви Христовой и будет пребывать.

Но ощущаем ли мы присутствие Господа Иисуса Христа? Обетование Евангелия неложно. Оно — слова Самого Спасителя. И как сбылось то, что было Им предсказано о Его смерти, Воскресении и Вознесении, так должно сбыться и то, что касается Его вечного присутствия в Церкви Христовой среди верующих людей. Или, правильнее сказать, в самих верующих людях, в их сердцах. Если же мы не чувствуем этого, то можем сделать два вывода: один, кощунственный, что эти слова неправильны и верить им нельзя, другой — что мы сами виноваты, не ощущая вечного присутствия с нами Господа Иисуса Христа — Того, Кто сидит одесную Отца и Кто должен пребывать в нашем сердце.

Праздник Вознесения Господня учит нас тому, что мы должны радоваться отшествию от нас Христа. Ибо благодаря Его отшествию произошло событие, которое мы скоро будем отмечать, вспоминая, как Святой Дух в виде огненных языков сошел на святых апостолов и исполнил их благодати Божией.

Чему же учит Дух Святой? Каковы признаки Его пришествия в наши сердца? Ведь Дух Святой был дан не только апостолам в самые первые времена существования Церкви Христовой, но и всем последователям Спасителя. Признаки эти таковы: «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня». Итак, твердая и ясная вера в Вознесение Господне — такая, словно бы мы были свидетелями этого чуда, словно бы сами видели его глазами святых апостолов, — есть признак пришествия Духа Святого и присутствия Его в нас. И когда Он приходит и открывает нам истину о Вознесении Спасителя, мы понимаем, что, хотя не видим Господа Иисуса Христа глазами, Он в то же самое время вполне реально, действенно пребывает внутри нас.

И мы сегодня, собравшись ради воспоминания события Вознесения Господня, этим самым показываем свою веру. Через несколько дней мы будем праздновать день Пятидесятницы, когда на Церковь Христову сошел Дух Святой. Вначале Он сошел на святых апостолов, а потом через их учеников был передан христианам всех времен. И пребывая со всеми нами, Он научает нас этой великой истине. Поэтому с верой будем взирать на великое событие Вознесения Христова, вновь и вновь удостоверяясь в том, что Иисус есть Сын Божий, что Он сошел в мир, воплотившись от Пресвятой Девы, и уже со Своей человеческой плотью восшел явно в глазах учеников на небеса и воссел одесную Бога Отца, где Он как Единосущный Отцу Сын Божий и Бог всегда пребывал от века. Аминь.

17 мая 2007 года