Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Апостольские поучения

Неделя 13-я по Пятидесятнице

Неделя 13-я по Пятидесятнице

1 Кор. 166 зач. (16, 13–24)

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью.

Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, марáн-афá. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

 

Об истинной любви к Богу

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении есть удивительные слова: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа» (ст. 22). «Анафема» в переводе с греческого значит «да будет отлучен». «Маран-афа» на арамейском диалекте, на котором евреи говорили во времена Спасителя, имеет приблизительно тот же смысл. Когда мы слышим эти слова, то, с одной стороны, не можем не устрашиться, а с другой, желая себя оправдать, относим их не к себе, а к врагам веры Христовой. Но если мы будем откровенными перед собой, то сможем ли мы сказать, что действительно любим Господа Иисуса Христа и к нам не относится это страшное прещение, предупреждение о том, что ждет людей, которые не имеют любви к Спасителю?

Господь наш Иисус Христос, посылая учеников на проповедь, сказал им: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф. 10, 34–36). Эти слова, безусловно, относятся к тому предмету, о котором мы сейчас рассуждаем. Любовь к Богу, к Господу Иисусу Христу бывает столь сильна, что истинного христианина она не только разлучает с самыми ближайшими родственниками, но и приводит иногда к вражде с ними.

 «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10, 37). Можем ли мы о себе сказать, что наша любовь к Господу так велика, что превзошла привязанность к самым родным людям, то есть отцу и матери? Иногда бывает, что человек как будто бы отрекается от своих родственников и следует за Господом, но не потому, что он предпочел любовь к Богу любви к своим родным, а потому, что у него к родным любви никогда и не было, он безразличен к ним, и собственно отречения не произошло. Просто был избран, может быть, более удобный для него образ жизни.

Нужно иметь в виду, что во времена земной жизни Спасителя нравы еще не были так испорчены, любовь к родственникам была незыблемым фундаментом нравственной жизни не только у иудеев, которые, согласно предписаниям закона Моисеева, особенно хранили ее, но и у язычников. Спаситель говорит: «И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10, 37). Значит, любовь к Господу Иисусу Христу должна превзойти даже любовь к своим детям (что уже совсем не вмещается в разум человеческий). «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38).

Но и это еще не все. На прощальной беседе со своими учениками, на Тайной вечери, Господь наш Иисус Христос открыл им, каковы должны быть признаки истинной любви к Нему: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21). Итак, внешний признак любви — это соблюдение заповедей Господних, а внутренний, духовный — явление Господа Иисуса Христа самому подвижнику. Далее Спаситель объясняет, как происходит это явление, и, хотя Он говорит не прямо, нетрудно понять, что имеется в виду: «Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 22–23).

Понятно, что если Господь Иисус Христос может явиться непосредственно в Своей плоти, как, например, Он являлся преподобному Серафиму Саровскому или преподобному Силуану Афонскому, то Отец, не имеющий никакого вида и образа, может явиться только в душе человека так, что человек духом, умом узрит Его без какого-либо вещественного представления. Вспомним Преображение Спасителя: Господь может явиться как свет, облако или голос, но эти явления нельзя будет сравнить с каким-либо явлением вещественного мира. Кроме того, Отец и Сын, конечно же, не без участия Духа Святого, сотворят обитель внутри человека, в его сердце. Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет в своем дневнике, что когда он причащался Святых Христовых Таин, то ясно ощущал в душе своей, в сердце своем присутствие Пресвятой Троицы.

Итак, из признаков Божией любви Господь Иисус Христос выбрал только самые непосредственные признаки, хотя можно было найти много других. Во-первых, любовь к Господу Иисусу Христу должна быть выше, чем любовь к отцу, матери и детям. Во-вторых, она выражается в соблюдении заповедей: кто не в своем воображении только, но на деле любит Господа, тот слушает слово Божие, соблюдает заповеди, и в душе его пребывает Пресвятая Троица. Признаки безразличия, отсутствия любви также названы: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Ин. 14, 24). Можем ли мы утверждать, что соблюдаем слова Божии? Если кто-нибудь и осмелился бы сказать это, то, пожалуй, можно было бы заподозрить его в самообольщении, в слепоте духовной.

Вернемся к словам апостола Павла «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа». Как это нужно понимать? Проклятие ли это со стороны апостола Павла или это предупреждение о том, что может произойти с теми, кто не имеет любви к Господу?

Действительно, кто не имеет этой любви, тот сам себя отлучает от Него или, выражаясь современным языком, разлучает с Господом. Разве отсутствие любви само по себе не является анафемой — разъединенностью с Иисусом Христом? Кто не любит Господа Иисуса Христа, тот сам навлекает на себя это проклятье, то есть анафему, если мы будем переводить это слово буквально. Своим безразличием, своей теплохладностью мы сами разлучаем себя с Господом. Апостол Павел предупреждает нас и всех, кто не имеет пламенной веры и постоянного усердия к стяжанию любви Господней, что мы будем разлучены с Ним не только в сем веке (а это мы, к сожалению, уже чувствуем, потому что Господь далек от нас или, правильнее сказать, мы удалились от Него), но и в веке будущем.

Перевод слов «маран-афа» довольно-таки пространный. В Синодальном переводе Нового Завета к тексту сделано примечание о том, что «маран-афа» значит «да будет отлучен до пришествия Господа». Можно истолковать эти слова и так: «тот, кто отлучен, будет наказан в пришествие Господне».

Но не для того апостол Павел это писал, чтобы коринфяне, к которым обращено его послание, отчаялись. И я рассуждаю на эту тему не для того, чтобы привести вас в смущение или уныние, а для того, чтобы вы понудили себя к покаянию и через покаяние пришли к исполнению заповедей, соединению своего ума с Господом Иисусом Христом и самоотвержению ради Него. Слова эти сказаны для того, чтобы мы исправились и стали истинными христианами, а не только назывались именем Его, будучи на деле с Ним разлучены. Господь Иисус Христос тому, кто из любви к Нему соблюдает заповеди, является непосредственно, является в его сердце и пребывает в нем, и силою Божией такой человек может не только исполнять заповеди, но и совершать великие дела ради спасения ближних.

Апостол Павел, перечисляя свои страдания и скорби ради апостольской проповеди, говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). В ином месте, когда апостол Павел утверждает, что потрудился более других апостолов, он делает такое примечание: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15, 10). Когда Господь будет с нами, когда Он будет действовать в нас, мы сможем соблюдать заповеди, потому что Господь будет содействовать этому, пребывая в нас. Он даже будет действовать вместо нас, и мы будем изумляться тем великим делам, какие будут совершаться. Только тогда мы сможем сказать, что любим Господа Иисуса Христа, как любил Его апостол Павел, как любили Его другие апостолы, истинные подвижники, истинные рабы Божии во все времена существования Церкви Христовой. Аминь.

24 сентября 2006 года