Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Апостольские поучения

Неделя 31-я по Пятидесятнице

Неделя 31-я по Пятидесятнице

1 Тим. 280 зач. (1, 15–17)

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

 

О смирении святого апостола Павла

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали знаменитые слова апостола Павла: «Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз» (ст. 15). Они нам известны, потому что почти дословно содержатся в молитве перед Причащением, составленной святителем Иоанном Златоустом: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз». Иоанн Златоуст, Феодорит и другие святые отцы восхищаются смирением апостола Павла и говорят, что он превзошел в нем всех людей. Конечно же, слова апостола Павла выражают его искреннее убеждение и не являются каким-то литературным приемом, к которому он прибегает с целью произвести на нас впечатление. Он даже предваряет эту мысль вступлением: «Верно и всякого принятия достойно слово» (ст. 15), то есть убеждает нас в том, что произносит эти слова не по необходимости, но исключительно ради нашей пользы.

Священное Писание написано человеческой рукой, но мы знаем, что через людей, составивших его, говорил Дух Святой, как сказал пророк Давид: «Язык мой — трость книжника скорописца» (см. Пс. 44, 2). Тогда мы приходим к чрезвычайно поразительной, парадоксальной мысли, будто Дух Святой открывает нам страшную истину: тот, кого мы называем святым первоверховным апостолом и кто сам говорит, что он поставлен возглавлять проповедь христианства среди язычников, подобно тому как апостол Петр — среди иудеев (см. Гал. 2, 7), — самый первый из всех грешников. Так сказано в Священном Писании, а оно не может погрешать. Можем ли мы воспринимать эти слова буквально?

Апостол Павел говорит о себе так, вовсе не имея в виду подверженность плотским грехам или страстям, — так некоторые превратно толкуют его слова «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня» (2 Кор. 12, 7). Апостол Павел и до обращения был человеком чистым, он ставит себя в пример тем, кто желает вести девственный образ жизни (см. 1 Кор. 7, 8). Он был гонителем Церкви, но обратившись к вере, не просто покаялся в этом, но и превратился в одного из величайших апостолов: не ложны его слова о том, что он потрудился более всех апостолов (см. 2 Кор. 11, 23). Он говорит, что непорочен перед законом (см. Флп. 3, 6), что не погрешил и в своем служении: «Я ничего не знаю за собою» (1 Кор. 4, 4). Он прикровенно, будто о ком-то другом, рассказывает о себе, что был восхищен до третьего неба (см. 2 Кор. 12, 2–4). Когда апостол Павел молился об избавлении от страданий, под которыми одни понимают болезни, другие — гонения, воздвигнутые на него врагами веры, Сам Господь явился ему и сказал: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (см. 2 Кор. 12, 7–9). И этот человек тем не менее считал себя самым первым из грешников.

Тайна этого откровения состоит в том, что человек, в котором обильно действует Дух Святой, как Он действовал в святом апостоле Павле, приобретает опытное знание того, что он самый первый из всех грешников. Он не просто понимает, осознаёт это умом, но и переживает глубоко в душе. Это знание не укладывается в наши обычные представления, оно иррационально, нелогично, чуждо всякого последовательного рассуждения, но оно подлинно. Апостол Павел постиг то, что нужно считать себя первым из всех грешников, что Господь пришел спасти всех грешников, и в первую очередь — его, и благодаря этому стал избранным сосудом Божиим. Или можно сказать наоборот: признаком избранничества Божия и особой близости человека к Богу, особого действия в нем благодати является глубочайшее переживание, опытное ведение того, что он самый худший из людей, самый страшный грешник.

А ведь есть люди, творящие ужасные преступления. Не будем обращаться к каким-либо другим историческим источникам — возьмем пример из Евангелия. Иуда Искариотский совершил преступление, называемое богоубийством, а апостол Павел говорит о себе, что он — самый первый из грешников, значит, считает себя хуже даже Иуды. Прийти к этому логически невозможно, это можно постичь только собственным духовным опытом. Если бы мы достигли такой меры познания своей греховности, какая была у апостола Павла, значит, стали бы подобными ему. И он призывает нас к этому, восклицая: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». Мы должны понимать, что если к нему относятся эти слова, то к нам — в еще большей степени.

Апостол Павел продолжает: «Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (ст. 16). В этих словах опять проявляется искренность его смирения: он уверен, что его, столь страшного грешника, худшего из всех людей, Господь помиловал для того, чтобы никто впоследствии не отчаялся, чтобы каждый увидел долготерпение Господа Иисуса Христа к человечеству и к каждому человеку в отдельности. Очень важна именно конкретность: «Христос Иисус пришел в мир спасти (вообще всех. — Схиархим. А.) грешников», — говорит апостол Павел и уточняет: «Из которых я первый», то есть «Он пришел спасти самого худшего грешника — меня».

К сожалению, в нас нет ясного понимания, живого представления того, что Господь пришел спасти меня. Мы думаем обо всем человечестве в целом. А если бы мы сосредоточили мысль на самих себе, то нам было бы легче постичь, что мы грешные люди. Я уже не говорю — худшие из всех грешников: немало искренно считать себя просто грешником и не колебаться в этом мнении. Да, мы думаем, что мы грешники, но, когда приходит искушение, своими поступками мы показываем, что на самом деле считаем себя праведными: нам кажется, что к нам отнеслись несправедливо, а уж тем более мы не можем потерпеть унижение.

Апостола Павла ужалила ядовитая змея и не причинила ему вреда (см. Деян. 28, 3–5); повязки, пропитанные его потом, исцеляли людей (см. Деян. 19, 12); ему являлись ангелы (см. Деян. 27, 23) и Господь Иисус Христос; он был восхищен до третьего неба, но считал себя первым из всех грешников. Из слов апостола Павла мы должны сделать очень простой вывод: покаяние необходимо и самым совершенным людям.

Если бы мы поняли, что долготерпение Божие безгранично, обратились к Богу с искренней верой, смирились и без всякого исключения каждое мгновение от всей души считали себя грешными, то еще во временной жизни, находясь в этом теле, постигли бы вечную жизнь и приобрели надежду на то, что унаследуем ее. Апостол Павел не боялся смерти, а жаждал ее, потому что через смерть он соединился бы со Христом и пребывал с Ним неразлучно (см. Флп. 1, 23). Такое дерзновение имеет по-настоящему смиренный, глубоко кающийся человек, и его надежда, конечно же, не напрасна. Кто считает себя худшим из всех грешников, тот осознаёт, что Иисус пришел спасти именно его, чувствует, переживает это и видит, что спасение его совершается. А кто возомнил себя уже спасенным и совершенно не думает о том, что необходимо покаяние, как бы считает, что он лучше святого апостола Павла и находится в большей безопасности, тот на самом деле обольщается и поддается самоуспокоению. Нужно отличать спокойствие, происходящее от покаяния и смирения, от спокойствия, которое бывает плодом самообольщения, — в этом случае человеку только кажется, будто бы все хорошо, будто он уже спасен.

«Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (ст. 17). Апостол Павел воздает благодарение Богу и за то, что помилован он, такой великий грешник, и за то, что на его примере, как ему представляется, увидят бесконечное долготерпение Божие. Почему я сказал «как ему представляется»? Потому что мы искренне считаем его святым, а он искренно считал себя самым страшным грешником и говорил: «Если Господь помиловал меня, гонителя Церкви, то тем более каждого из вас помилует, только вы обратитесь к Нему». Действительно, мы должны благодарить Бога денно и нощно за величайшую Его милость к нам. Но для того чтобы мы не только умом сознавали ее, но и чувствовали, что она коснулась и, можно сказать, объяла нас, нужно приобрести, пусть это звучит странно, покаяние святого апостола Павла.

Слова апостола Павла — это еще одно подтверждение того, что учение святителя Игнатия (Брянчанинова) о необходимости покаяния и для новоначальных, и для совершенных абсолютно верно и истинно. Апостол Павел считал, что Господь пришел спасти его, потому что он грешник, и спасает его, и не терял именно такого осознания этой истины до конца жизни. Это доказывает, что таково душевное состояние всякого истинного христианина, и потому апостол Павел должен служить для нас, по его же словам, примером и образом искреннейшего смирения и покаяния. Аминь.

16 декабря 2007 года