Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Апостольские поучения

Неделя о мытаре и фарисее

Неделя о мытаре и фарисее

2 Тим. 296 зач. (3, 10–15)

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

 

Удел христианина

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем притчу Господа нашего Иисуса Христа о горделивом, тщеславном фарисее и смиренном кающемся мытаре. Может быть, в связи с тем, что эта притча иногда приводит к мысли, что лучше грешить и каяться, чем совершать добрые дела и пребывать в гордости, сегодня читается зачало из Послания святого апостола Павла к Тимофею, в котором говорится о необходимости вести правильную жизнь. Конечно, нужно и добрые дела совершать, и пребывать в постоянном покаянии.

Мы будем следовать за мыслью апостола Павла, рассматривая по порядку стихи Священного Писания.

«А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь» (ст. 10–11). Апостол Павел обращается к Тимофею с ободряющим словом, с утешением, может быть, даже с благодарностью, напоминая ему о его преданности, твердости в прошлом и тем самым призывая его и в будущем быть таким же. Он говорит: «А ты последовал мне в учении», или, по-славянски, «ты же последовал еси моему учению». С нами, к сожалению, часто бывает так, что мы слышим какое-либо назидание и, может быть, понимаем его и помним о нем, но не делаем жизненных выводов. Последовать учению апостола Павла, иначе говоря, учению христианскому, евангельскому — это не значит просто услышать его и понять, научиться красиво говорить и рассуждать, но значит принять его так, чтобы и думать, и жить, сообразуясь с ним и в мыслях, и в поступках.

Апостол Павел далее говорит, что Тимофей последовал ему в житии, или, как еще можно перевести, в поведении. Значит, нужно не только следовать учению, но и подражать в поведении. У апостола Павла слово не расходилось с делом, как это, к сожалению, бывает у нас. Как он говорил, так и вел себя, так и жил. Мы, священники, конечно, не имеем права говорить так, как живем, потому что тогда мы извращали бы христианское учение. Не мы, грешные, немощные, обыкновенные люди, являемся образцом, а святые апостолы, угодники Божии. На них нужно взирать, с них брать пример, с тех, у кого учение не расходилось с поведением, при этом не соблазняться поведением тех учителей, которые учат правильно, но по человеческой немощи, ограниченности не всегда всё точно исполняют. Однако это не значит, что нам все извинительно. Если такое расхождение есть, то в этом необходимо каяться и стараться, чтобы наша жизнь в точности соответствовала Евангелию. Кроме того, нужно, чтобы само расположение, то есть намерение, желание, было правильным. Об этом прекрасно рассуждает святитель Тихон Задонский в своей книге «Об истинном христианстве», в главе «О сердце человеческом». Есть дела по видимости добрые, но поскольку намерение у человека дурное, постольку дела его оказываются грехом. Можно делать что-то ради славы или корысти. Например, пошел человек защищать Отечество, все думают: какой он мужественный, готов своей жизнью пожертвовать ради сродников по плоти. А он делает это ради славы, а может быть, даже ради обогащения, грабежа. В глазах людей человек выглядит патриотом, а по сути он грабитель. Поэтому правильным должно быть не только учение, поведение, но и намерение. Это немаловажно. Нужно понимать, что мы, как существа телесные и духовные, одновременно существуем в двух мирах. Не должно быть такого, что внешне мы как будто действуем правильно, а духовно совершаем преступление.

Подобно тому как апостол Тимофей во всем следовал за апостолом Павлом, должны и мы подражать ему. В одном из своих Посланий он прямо так и говорит: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). Подражать святым людям легче, чем Христу. Впрочем, апостол Иоанн Богослов говорит, что мы должны ходить так, как Он, Господь Иисус Христос, ходил (см. 1 Ин. 2, 6), а апостол Петр — что мы должны последовать стопам Его (см. 1 Пет. 2, 21). Мы призваны подражать и Самому Господу, но из-за того, что нам трудно понять, как это осуществить в своей жизни, нам легче смотреть на жизнь людей подобострастных (см. Иак. 5, 17), то есть подобных, нам и замечать, в чем мы можем быть похожи на них. Подражая им, мы должны иметь веру правую, а не любую, лишь бы искреннюю, как некоторые безумно говорят. Должны быть долготерпеливы, иметь любовь и быть готовыми, подобно апостолу Павлу и его ученику апостолу Тимофею, претерпеть гонения и страдания, какие бы они ни были. К сожалению, мы не таковы. За свои добрые дела мы ищем вознаграждения не столько от Бога, сколько от людей. Мы желаем похвалы, одобрения и если этого не получаем, то считаем, что с нами обошлись несправедливо не только люди, но и Сам Бог. Мы как будто не имеем награды, а награда — это Царство Божие внутри нас (см. Лк. 17, 21), а не человеческие слова или расположение.

Господь избавлял апостола Павла до тех пор, пока это было нужно для его служения. Пришло время, и он стал жертвой Богу, как он сам о себе говорил: «Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста» (2 Тим. 4, 6). Если мы ждем избавления от скорбей, то не просто ради того, чтобы жить благополучно и спокойно, — подобно апостолу Павлу мы должны быть готовы ко всему, — а ради того, чтобы беспрепятственно совершать служение Богу. Смысл слов апостола Павла таков: Господь избавит нас от всех скорбей, если это необходимо для угождения Ему и, в особенности, для спасения других людей, но никто и ничто нам не поможет, если нам предстоит пострадать ради Него. И не нужно стремиться к бесполезной земной безмятежности.

«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (ст. 12). Размышляя о предыдущих стихах, мы могли бы сказать, что слова о гонениях и страданиях относятся только к апостолу Тимофею. Но нет, не так нужно их понимать. Апостол Павел говорит, что все желающие благочестиво жить во Иисусе Христе будут гонимы. Все! Речь, конечно, идет о благочестиво живущих христианах, а не о благочестиво живущих мусульманах, индуистах или иудеях. И среди них есть люди по-своему благочестивые, благонравные, добрые, живущие по совести, хотя и во многом заблуждающиеся. Но не нужно думать, что безразлично, как жить благочестиво, — во Христе Иисусе или нет. Под благочестием нужно понимать одновременно и нравственность, и правильную веру, ведь можно и во Христе Иисусе жить не благочестиво, допустим, исказив веру или ведя безнравственную жизнь.

Итак, благочестие — это соединение правой веры и добродетельной жизни. Достигнуть этого можно только тогда, когда мы будем пребывать во Христе Иисусе, а не только верить в Него. Мы стремимся к соединению с Господом, понуждаем себя к непрестанной Иисусовой молитве, но это всего лишь начало. Только после того как соединимся с Ним, мы, собственно, начинаем жить во Христе Иисусе. А до тех пор мы в каком-то смысле даже не способны исполнить заповеди, потому что без Него, как Он Сам сказал, открыв одну из тайн добродетельной жизни, мы не можем творить ничего (см. Ин. 15, 5). Ничего, никакой даже наималейшей, ничтожнейшей в человеческих глазах заповеди или добродетели. Поэтому и необходимо с Ним соединиться и всегда пребывать в Нем. И если мы будем так жить, то будем гонимы. Не награда ожидает нас, не похвала, не избавление от всех скорбей, не беспечальная и по-человечески счастливая жизнь, но гонение. Как говорит апостол Павел, гонение от сродников и даже лжебратий (см. 2 Кор. 11, 26), то есть тех, которые именовались христианами, но враждебно к нему относились. Я умалчиваю обо всем прочем, что испытал апостол Павел. Кроме того, как он выражается, «наша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных» (см. Еф. 6, 12). Значит, мы бываем гонимы не только людьми, иногда самыми близкими, братьями и сестрами во Христе, но и демонами. То, что они невидимы, не делает брань с ними легче, наоборот, она бывает невыносимо тяжелее, мучительнее, чем даже телесные страдания. Хотя, нужно оговориться, выше подвига мученического ничего нет.

Итак, мы должны приготовиться к этой участи: все желающие жить благочестиво будут обязательно гонимы. Это, можно сказать, признак благочестия. Апостол Павел не мог говорить иначе, чем его Господь, а Спаситель сказал: «Когда на вас будут клеветать, будут вас гнать и злословить, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (см. Мф. 5, 11–12; Лк. 6, 22–23). Эти слова мы поем почти на каждой литургии, поэтому они известны всем.

«Злые же люди и обманщики (или, как в славянском переводе, чародеи, потому что в греческом языке это слово имеет двоякий смысл: «обманщик, шарлатан» и «чародей, заклинатель». — Схиархим. А.) будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (ст. 13). Парадоксально: те, которые угождают Богу, будут гонимы, а те, которые преуспевают во зле, наоборот, будут жить беспечально. Не только во зле преуспевая, но и, может быть, служа самому диаволу и демонам, эти люди, тем не менее, будут получать какую-то награду. За что, от кого? Конечно же, от диавола, имеющего до времени некоторую свободу действовать на земле, чтобы соблазнить как можно больше людей и прельстить даже избранных, как сказано в Евангелии (см. Мф. 24, 24). Тем более он будет поощрять тех, кто ему служит. Эти люди будут, как говорится по-славянски, «преуспевать на горшее», прельщая других и одновременно прельщаясь сами.

Мы часто говорим, что главное, чтобы человек был искренний. Но он может быть искренним, однако прельщенным, обманутым. Он обманут или самими демонами, диаволом, или другими людьми: своими друзьями, современниками или теми, кто жил когда-то давно. Да, он заблуждается искренне, но тем не менее он заблуждается, он прельщен! И, будучи искренне убежденным в чем-то ложном, он именно поэтому с большей легкостью прельщает других людей. Искренность в лучшем случае свидетельствует о том, что человек не лицемерит, но не о том, что он не заблуждается. Глядя на преуспеяние таких людей во зле, на их земное благополучие, власть, славу, мы не должны досадовать и говорить: «Почему в мире такая несправедливость?» Святой апостол Павел узнал от Бога и открыл нам, каков путь истинных христиан: если ты совершаешь добро — будешь презрен, если служишь диаволу — будешь в славе.

 «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (ст. 14). Мы тоже, подобно апостолу Тимофею, знаем, кем научены. Мы, как и он, ученики святого апостола Павла, ученики апостолов, пророков и святых отцов, бывших преемниками апостолов не только в том смысле, что через рукоположение получили от них по преемству епископскую благодать, но и, самое главное, в том, что последовали их учению в своей жизни. Мы можем быть уверены в истинности учения, воспринятого нами от этих людей, потому что не слова и рассуждения, но прежде всего жизнь человека доказывает верность его слов. Взирая на жизнь апостола Павла и подобных ему людей, живших в последующие века, будем твердо держаться этого учения. Люди праведной, самоотверженной жизни были, есть и будут до конца мира. Такими были, например, новомученники и исповедники Российские, жившие в сравнительно недавнее, можно сказать, в наше время.

Далее апостол Павел напоминает святому Тимофею о том, что тот с детства изучал Священное Писание. Он был наполовину язычником, наполовину евреем, и воспитывали его в благочестии. Известно, что у иудеев принято обучать детей грамоте с пятилетнего и даже четырехлетнего возраста. Сейчас, наверное, эта традиция утрачена, а когда-то начинали обучать грамоте совсем маленьких детей, правда, только мальчиков. Чтобы им было интересно, буквы делали из печенья и мазали чем-нибудь сладким. Это может показаться смешным, однако это говорит о том, какое значение придавали иудеи вплоть до недавнего времени обучению грамоте, потому что грамота — это доступ к Священному Писанию. Евреев иногда называли народом книги. К сожалению, кроме Священного Писания, Пятикнижия Моисея и пророческих книг, они изучали и другие, ложные книги: Талмуд, в более позднее время — Каббалу, так что хорошее извращалось человеческим преданием, осужденным Спасителем. Но об апостоле Тимофее этого сказать нельзя. В то время самой книги Талмуд не существовало и люди более прилежали Священному Писанию. Оно еще не было извращено интерпретацией Талмуда. Для нас это пример того, какое громадное значение имеет Священное Писание, — его нужно постоянно изучать, ему нужно постоянно следовать. Святые апостолы, даже некоторые из двенадцати, сами бывшие свидетелями Слова, как говорит апостол Лука (см. Лк. 1, 2), то есть бывшие с Господом Иисусом Христом в дни Его земной проповеди, тем не менее носили при себе Священное Писание Нового Завета, Евангелие от Матфея (потому что тогда больше ничего не было). Они не говорили: «Мы сами все знаем, сами все видели». Но носили Евангелие с собой, для того чтобы читать. А мы, живя спустя столько времени после этих событий, не хотим все время возобновлять в своей памяти жизнь и учение Господа Иисуса Христа, пребываем в нерадении.

Апостол Павел говорит: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение» (ст. 15). Мы должны искать мудрости в Писании, но только нельзя это делать самостоятельно. У апостола Тимофея был учитель — святой апостол Павел, который объяснял ему, как правильно понимать Священное Писание. Для того чтобы все понять правильно, мы должны держаться духоносных, то есть вразумляемых Духом Святым, людей. Кроме того, нужно помнить, что мудрость — это не отвлеченное книжное знание. Для достижения ее иногда прилагаются огромные усилия, но не с целью превзойти других в умственном отношении, а с целью достичь спасения через веру. Как говорит преподобный Макарий Оптинский, кто читает книги, даже Священное Писание, из любопытства, тот получает скорее вред, чем пользу.

Все у нас должно быть ради спасения, а спасение совершается в Господе Иисусе Христе. Не будем роптать из-за трудностей, они у нас, слава Богу, отнюдь не такие тяжкие, какие были у апостолов и христиан апостольского времени. Не будем роптать и унывать, зная, что скорби — удел истинных христиан. Если же мы хотим жить беспечально, то должны избрать путь лжи, заблуждения. Конечно, благоразумный человек, желающий своего спасения, на это не пойдет. Одно дело, если человек заблуждается, не познав пути истины, и другое дело, если он познал истину и потом возвращается к прежнему, как пес на свою блевотину, по словам апостола Петра (см. 2 Пет. 2, 22), — в таком случае второе ему будет горше первого (см. Мф. 12, 45), ибо лучше не знать, чем, познав, отречься. Это касается и веры вообще, и жизни в монашестве в частности. Нельзя нам обращаться вспять. Мы должны терпеть гонения и от людей, и от демонов, быть мужественными, зная, что награда будет в сердце и на небесах, а не на земле, в материальном мире, где до второго пришествия царствует грех и диавол. Можем ли мы от него ожидать одобрения, похвалы и награды? И нужна ли нам такая похвала? Потому углубимся в себя, будем искать утешения во Христе Иисусе, будем всегда пребывать в Нем, и тогда, с Божией помощью, научимся постепенно тому, о чем говорил апостол Павел: подражанию ему, следованию за Господом Иисусом Христом. Аминь.

28 января 2007 года