Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Апостольские поучения

Рождество Христово

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Гл. 209 зач. (4, 4–7)

Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

 

О Божественном усыновлении

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем чтении из Послания апостола Павла говорится о том, какое значение для нас имеет пришествие в мир Спасителя.

Обратимся к Синодальному переводу: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону» (ст. 4). «Полнота времени» обозначает, что наступил тот день, когда все исполнилось для того, чтобы пришел в мир Господь наш Иисус Христос. Многие и многие поколения праведников ожидали этого и, может быть, испытывали некое нетерпение. Им казалось, что это событие должно вот-вот произойти, поскольку оно было открыто им в Духе, но они уходили из этого мира, так и не став очевидцами пришествия в мир Христа Спасителя.

Но то, что кажется людям как будто бы промедлением, на самом деле является исполнением времени. И если те, кто пребывал в законе, так бесчеловечно обошлись с Господом Иисусом Христом, предали Его мучительной, позорной смерти, то что произошло бы, если бы Он пришел в то время, когда люди были совершенно чужды даже здравых представлений о нравственности?

Так или иначе, каким бы продолжительным или коротким ни показался нам этот срок, но пришла полнота времени и Бог послал от Себя Сына Своего. Слово «послал» говорит о том, что Сын не был рожден в какой-то момент времени, а пребывал вечно с Отцом и собезначален Ему. Хотя Он имеет начало в Отце, но во времени так же бесконечен, как и Бог Отец.

«Родился от жены» –– это значит, что Господь родился не обыкновенным образом –– не через жену, а от жены, то есть заимствовал от нее человеческое естество не так, как это обычно бывает, когда люди появляются в мир.

«Подчинился закону» — это значит, что Господь наш Иисус Христос принял закон для того, чтобы, с одной стороны, исполнить его, а с другой — показать его бесполезность, потому что по закону Он был осужден, и закон оказался несправедливым. Поскольку в законе совершилось такое необыкновенное преступление — богоубийство, то он упразднен и, таким образом, крестной жертвой Господа Иисуса Христа все мы освобождены.

«Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (ст. 5). Конечно, речь идет прежде всего об иудеях, но в широком смысле эти слова из Послания апостола Павла к галатам можно отнести и ко всем людям. Галаты, как известно, раньше были язычниками. Они приняли христианство, но считали, что помимо Евангелия необходимо придерживаться и ветхозаветных предписаний. Апостол Павел показывает им, что закон не имеет уже никакого значения, ибо все, кто был под законом, искуплены кровью Спасителя. Кто под законом — тот раб, а кто выкуплен — тот становится сыном.

 Поскольку никто не мог исполнить закона, то каждый, на кого распространялись его предписания, подчиненный ему, был осужден на смерть, всякий был преступником. Но искупленный от закона уже освобождался от налагаемых им обязательств и получал от Бога силу и власть быть свободным от греха. Не так, чтобы постоянно подвергаться порицанию за совершение греха и нарушение закона, а так, чтобы быть освобожденным от закона по той причине, что он уже не нуждается ни в каких запрещениях и свободно исполняет волю Божию. Например, у царя есть рабы, служащие ему из страха, и есть дети, которые не служат, а просто исполняют волю отчую. И более того, Сам Бог Отец –– потому что под царем мы имеем в виду Бога Отца –– заботится о Своих сынах, и в дому Божием все делается ради усыновленных Ему христиан.

«А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!“» (ст. 6). Мы усыновлены и сделались по благодати братьями Христу. Как бы дерзновенно это ни звучало, но так Он Сам сказал Марии Магдалине, когда явился ей по Воскресении: «Иди скажи братьям Моим, что восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (см. Ин. 20, 17). В лице апостолов Он сделал всех нас Своими братьями, сыновьями Небесного Бога Отца. Мы должны не только понять это умом, но и получить свидетельство этого — действие Духа Святого в нашем сердце. Именно Дух Святой, когда сходит в наше сердце, которое является средоточием духовной жизни, вопиет к Богу и дерзновенно называет Его Отцом.

«Авва, Отче!» Здесь употреблены два слова с одинаковым значением — «отец». «Авва» — это арамейское слово, то есть принадлежащее к разговорному языку евреев того времени, а «Отче» — русский перевод слова греческого. Значит, не важно, кто ты по происхождению: принадлежишь ли ты к богоизбранному народу, или ты принадлежал некогда к язычникам и беззаконным. Не важно, на каком языке ты говоришь, а важно, что ты обращаешься к Богу от всей души, из сердца своего. Ты делаешь это не потому только, что умом осознаешь правильность своих рассуждений об этом, но потому, что сердце твое непроизвольно обращено к Богу и любит Его так, как родного отца. Такое дерзновение даровал нам Бог через пришествие Господа Иисуса Христа, Сына Божия!

Теперь мы имеем дерзновение обращаться к Богу и называть Его не какими-то величественными именами, а просто — своим Отцом. Мы стали родными Богу. Наш отец уже не какой-то обыкновенный человек, пусть даже искренно нас любящий, но во всех отношениях всесовершенный Бог. Всесовершенный Он, конечно же, и в любви Своей к нам.

«Посему ты уже не раб, — обращается апостол Павел как бы к каждому из нас, — но сын» (ст. 7). К сожалению, у нас нет такого духовного опыта, какой был у древних христиан, у галатов, несмотря на их некоторые заблуждения и ошибки. Но все же иногда мы чувствуем искреннюю любовь к Богу, чувствуем, что Он заботится о нас. В особенности, когда мы произносим слова, казалось бы, привычной молитвы «Отче наш», но вдруг что-то такое проснется в нас и мы от всей души называем Бога, обращаясь к Нему: «Отче наш!» Это является доказательством того, что мы уже не рабы, мы — дети Божии.

«А если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (ст. 7). Наследник чего? Раб ничего не наследует, он работает столько, сколько от него требуют, получает лишь необходимое для того, чтобы поддержать свои силы и вновь продолжать данную ему работу. Наемник работает ради того, чтобы получить договорную плату. А сын трудится из любви, и все ему принадлежит. Он не просто получает какую-то определенную плату, но является наследником всего — Царство Божие становится его Царством. И совершилось это, как говорит апостол Павел, через Христа.

В день, когда мы вспоминаем Рождество Христово, мы должны всё это понять и оценить. Что произошло, когда пришел в мир — уже более двух тысяч лет назад — Господь наш Иисус Христос? Что изменилось? Те, кто отпали от Бога, были совершенно чужды Ему и, если особо говорить о язычниках, жили подобно диким зверям, вдруг от этого зверства, я уж не говорю от подзаконного рабства, избавлены и усыновлены, сделаны детьми Божиими. Они стали наследниками Царства Божия и его — можно употребить такое выражение — равноправными гражданами. Не рабами, не подчиненными, а равноправными гражданами.

Помня о Рождестве Христовом, мы должны быть достойны той милости Божией, которая была дарована нам через пришествие в мир Христа Спасителя. Мы должны не просто представлять себе это теоретически, может быть, умиляясь на мгновенье, но исповедовать это всей своей жизнью, стяжать в себя Господа Иисуса Христа. Тогда мы не просто будем иметь возможность, дарованную нам, но не использованную нами, — достичь любви к Небесному Богу Отцу. Любовь эта станет нашей действительностью, и мы почувствуем то, что чувствовали древние христиане, к которым обращался апостол Павел. Мы ощутим, что Дух Святой вопиет из сердец наших, с дерзновением, как бы от нашего естества взывает к Богу и говорит: «Авва, Отче!».

Вспомним, например, из Евангелия, что нечистые духи, входя в людей, их устами говорили всевозможные нелепые вещи и, делая их своими орудиями, совершали безумные поступки. Противоположное этому происходит, когда в нас входит Дух Святой. Если беснование часто было следствием того, что человек вел нечестивую жизнь или родственники его имели какие-то пороки, то пришествие в человека Духа Святого является следствием его богоугодной жизни, его трудов, ревности, веры и понуждения. И тогда обыкновенный человек (я уж не говорю о том, что все мы нечисты) становится орудием Божиим, сосудом Святого Духа и возлюбленным чадом Божиим. Это не только желательно, но даже необходимо для всякого христианина, в особенности для тех, кто отрекся от всего ради того, чтобы беспрепятственно служить Богу и чтобы это усыновление сделать для себя реальным и с радостью, дерзновением и любовью, а не со страхом и ужасом перейти когда-то в вечную жизнь и наследовать вечное Небесное Царство Бога Отца. Аминь.

7 января 2007 года