В Царьграде он был представлен к патрицию Самону, который пожелал узнать от него, кто он, откуда явился и как его имя. На эти вопросы Самона святой Василий не дал ответа. Тогда Самон приказал подвергнуть святого праведника жестокой пытке: он приказал раздеть его и бить воловьими жилами. Но и при помощи этих истязаний ему не удалось узнать ничего от святого. Избитого до полусмерти на руках отнесли в темницу и там заключили. На другой день жестокий Самон снова послал своих слуг в темницу и приказал им привести святого для нового допроса и, значит, для нового мучения. Но каково было изумление его слуг, когда они, подойдя к темнице, увидели, что темница заперта, а святой Василий стоял вне ее совершенно здрав и невредим!
– Кто отворил тебе темницу? – спросили они Василия, но он и слугам ничего не ответил. Вместе с ними святой отправился к Самону. Некоторые из бывших при этом слуг поспешили к Самону и рассказали ему обо всем происшедшем; но это нисколько не образумило его. Снова он допрашивал святого и, не получив от него ответа, снова велел бить его палками и воловьими жилами. Шесть палок было изломано при этом истязании, но праведник молча перенес мучения. Так продолжалось шесть дней, а ответа все-таки не получил нечестивый Самон. Причиной молчания святого Василия было его нежелание обнаружить перед народом своих добрых дел, совершенных им в течение всей своей жизни.
Через неделю Самон снова приказал привести к себе святого Василия и, увидев его, гневно воскликнул: «Долго ли ты, как сквернейший из людей, будешь упорствовать и не скажешь – кто ты и откуда ты?» Больно и тяжело было слышать преподобному такие слова!.. Он коротко ответил: «Скверным можно разве назвать того, кто, подобно тебе, в тайне совершает дела содомские». Самон пришел в ярость. Он в бешенстве отдал приказание повесить преподобного мученика вниз головой в одной из часовен и сам собственноручно запечатал ее своей именной печатью. Святой подвижник пробыл три дня и три ночи в таком ужасном положении. Трудно представить себе изумление Самона, когда он, войдя в эту часовню, увидел святого совершенно здоровым, с таким выражением лица, как будто он никогда не испытывал никаких мучений. Подойдя к преподобному, нечестивый Самон повторил снова свой вопрос, но и на этот раз не было ответа. Самон, думая, что в лице этого мученика он видит одного из волхвов, решил отдать его на съедение льву. Казнь была назначена на другой день. Он приказал не кормить более льва, для которого готовился в пищу человек. На другой день собралось множество народа, чтобы посмотреть на это чудовищно зверское зрелище. Поставили святого мученика на середине того помещения, которое назначено было для казни, и выпустили голодного и разъяренного зверя. Величественный лев со сверкающими глазами вышел на сцену, с яростью поглядел на находившийся за железной решеткой народ и уже готов был броситься на свою жертву, но в это время преподобный Василий сам направился к нему. Каково было поражение и изумление народа, когда грозный царь зверей, вместо того чтобы броситься на святого, так смирился перед ним, что лег у ног его, как самое покорное животное. Но и такое чудо не образумило кровожадного Самона, который казался лютее льва. Он велел утопить преподобного в море. Но Господь, Покровитель всех с верою живущих, снова сохранил Своего избранника. Едва бросили преподобного в море, как по воле Божией два дельфина подхватили его и вынесли к берегу седьмого предградия Константинополя – Евдомы. Узы, которыми он был связан по рукам и ногам, разрешились сами собой, и он, совершенно свободный, направился к «Златым вратам» города. У входа в город он присел отдохнуть. Возле него скоро сел один человек, одержимый трясучей болезнью (Виттова пляска). Тяжело было святому смотреть на этого несчастного – он возложил на него руки и обратился к Господу с молитвой об исцелении больного. Господь услышал молитву праведника, и больной тотчас получил исцеление. Не было предела благодарности исцеленного: он припал к ногам святого, целовал их и, обливаясь слезами, умолял посетить его дом. Имя исцеленного было Иоанн. Он принадлежал к простым гражданам города Константинополя. Преподобный принял предложение Иоанна и вместе с ним отправился в его дом. Жена Иоанна по имени Елена радушно приняла дорогого гостя и бесконечно была благодарна ему за исцеление мужа. Когда Иоанн и Елена узнали от святого Василия, кто он и как Господь спас его жизнь, то убедительно стали просить его остаться у них в доме. Святой с готовностью согласился. Счастливые этим супруги отвели святому отдельную комнату, в которой он проводил жизнь свою, молясь и постясь. Тихий, кроткий, милосердный, добрый, с ласкою и любовью относившийся ко всем, святой Василий был очень любим всеми узнавшими его. Но недолго он оставался в неизвестности. Его добрые дела, его благодеяния, его жизнь, полная отвержения, наконец, исцеления больных, совершенные им по его же молитве, – все это не могло быть скрыто, и весть о нем разнеслась быстро по всем окрестностям. Но не одни простые граждане стекались к нему – являлись к нему и знатные вельможи, чтобы получить совет, наставление, а если нужно, то и исцеление.
Господь дал преподобному не только дар исцеления, но и дар прозорливости и пророчества. Святому были известны и тайные дела, и мысли каждого приходившего к нему; он предсказывал многим будущее, и предсказания его всегда сбывались.
Когда умерли Иоанн и Елена, святой Василий остался один жить в их доме. И больные, и расслабленные, и нищие, и вообще все нуждавшиеся в его духовной и материальной помощи приходили к нему со всех окрестных мест. Своей усердной молитвою он исцелял больных и расслабленных, а нищим раздавал все то, что ему приносили благочестивые посетители. Но недолго святой жил в доме Иоанна. К нему явился один богобоязненный, благочестивый гражданин по имени Константин и просил перейти к нему жить. Преподобный согласился. Константин устроил ему отдельную безмолвную келью и поручил одной своей прислужнице, благочестивой вдове Феодоре, ходить за преподобным. Она так глубоко уважала святого, что служила ему как только могла усердно. К святому и сюда начал стекаться народ. В духовных беседах и душеполезных наставлениях проходил целый день, а ночью святой в своей келье предавался всецело молитве. Имя святого становилось все более и более известным. Князья и бояре приезжали к нему. Однажды его пригласили к царю Роману. Святой, придя к царю, долго обличал его в дурных поступках, и благоразумный царь не только не прогневался на него, но дал искреннее обещание исправить свою жизнь. Затем, в другой раз, святой предсказал жене царя Константина Багрянородного, Елене, что она родит дочь, а потом сына, который, достигнув совершеннолетия, сделается царем. Это предсказание буквально исполнилось.
Один мирянин, которого имя Григорий и который написал это житие, снискал особенную любовь преподобного. Он сделался учеником его и был очевидцем многих чудных дел, совершенных преподобным.
– Когда в первый раз я пришел к преподобному, – пишет Григорий в своей книге «Житие преподобного Василия Нового», – то он, не видавши меня еще никогда, назвал меня по имени и рассказал мне обо всех моих добрых и худых делах, которые я совершил в течение всей жизни. Однажды я, взяв позволение у святого, отправился во Фракию посмотреть свое поле. Во время путешествия своего я остановился ночевать в одной гостинице и там нашел довольно хороший пояс, стоимостью в две золотые монеты. Пояс принадлежал дочери содержателя гостиницы. Начали его искать, но все было напрасно. Я же молчал о находке и так рассуждал: «Лучше я продам этот дорогой пояс и деньги раздам нищим, а потерявшие, как видно, люди богатые». Господь наказал меня за это похищение тем, что я потерял свой пояс, стоящий столько же, да еще мешочек с четырьмя золотыми и несколькими серебряными монетами, которые я взял себе в дорогу. Огорченный потерею, я наконец заснул. Во сне явился ко мне святой Василий и, держа разбитый сосуд, сказал: «Видишь ли ты в руках моих разбитый и негодный к употреблению сосуд?» «Вижу», – отвечал я. Тогда преподобный сказал: «Если кто украдет и такой сосуд, то непременно за этот поступок будет наказан Богом, и если не в настоящей, то в будущей жизни, а именно: если украдет богатый, то взыщется с него в сей жизни вчетверо; а если украдет неимущий, то наказан будет за это в жизни будущей». «Я никогда ничего не крал, святой отец», – сказал я на это. «Как ты осмеливаешься говорить, что не украл ничего, когда ты скрыл пояс, найденный тобой в гостинице, и вот теперь ты потерял более чем вчетверо; но берегись, чтобы не случилось с тобою еще чего хуже этого». Произнесши эти слова, преподобный стал невидим. Тяжело я почувствовал себя, пробудившись от сна и вспомнив слова преподобного. Потом я поспешно отправился в путь.
Дома, во время собирания плодов, мне пришлось испытать гораздо большее искушение, и если бы не слова преподобного «берегись, чтобы не случилось чего еще хуже», то я не выдержал бы этого искушения.
Наконец, плоды с полей моих были собраны, и я возвратился к преподобному.
Придя к нему, я узнал, что прислужница его, Феодора, приняв иноческий чин, мирно отошла ко Господу. Все знавшие ее были огорчены ее кончиной, так она много добра сделала в своей жизни. Не менее других был огорчен и я. Но я не столько скорбел о потере ее, сколько о том, что не знал, какой участи удостоилась она по кончине своей и причислена ли она к лику святых праведников или нет.
Будучи мучим такими внутренними вопросами, я сначала ничего не говорил святому Василию, но потом, зная, что преподобный, по своей прозорливости, уже сам знает мои тайные помышления и желания, обратился к нему с убедительной просьбой, рассказать мне, какой участи удостоилась по кончине своей Феодора, которая вполне благочестиво провела последние дни своей жизни. Святой Василий, внимательно по обыкновению выслушав мою просьбу, обещал молить милосердного Господа о даровании мне этой милости. Господь услышал молитву преподобного. Когда я уходил домой, то преподобный спросил меня еще раз: «Так ты очень желаешь этого?» На это я ответил, что очень, очень желал бы. Преподобный сказал: «Ты увидишь ее сегодня, если с верою просишь об этом и если глубоко уверен в возможности исполнения просимого». Я был сильно удивлен и рассуждал сам с собой: «Как и где я увижу ту, которая отошла в жизнь вечную?»
В ту же ночь я заснул на одре своем и вот вижу некоего юношу благообразного и привлекательного, который, подойдя ко мне, сказал: «Встань, зовет тебя преподобный отец Василий, чтоб вместе пойти посетить Феодору; если ты хочешь увидеть ее, то иди с ним и увидишь».
Я постарался скорее встать; сейчас же направился к преподобному и, не найдя его у себя, спрашивал о нем у всех присутствовавших там. Мне ответили, что преподобный Василий сам ушел посетить Феодору. Больно мне было слышать это, и я с грустью воскликнул: «Как же он не подождал меня, чтобы и мне исполнить свое заветное желание и утешиться, увидевши свою духовную мать!..» И вот некто из присутствующих указал мне путь, по которому отправился святой Василий и по которому я должен был идти. Я отправился вслед за святым и вдруг на этом пути очутился как бы в неведомом лабиринте: узкая дорога, неизвестно куда ведущая, была так неудобна, что со страхом едва можно было идти по ней… Я очутился пред воротами, которые были крепко заперты; приблизившись к ним, я посмотрел в скважину, желая кого-нибудь увидеть внутри двора, чтобы спросить о святом, если только он зашел сюда. Действительно, к счастью моему, я увидел там женщину, сидящую и беседующую со своими друзьями; окликнув ее, я спросил: «Госпожа, чей это двор?» Она ответила, что он принадлежит отцу нашему Василию, который недавно пришел сюда, чтоб посетить своих духовных чад. Услышав это, я обрадовался и осмелился просить ее отворить мне ворота, чтобы и мне войти, так как я тоже духовное чадо отца Василия. Но мне без разрешения Феодоры служанка не открыла двери. Я начал сильно стучать в дверь, прося открыть. Феодора услышала, сама пришла к воротам и, увидев меня, тотчас узнала и поспешила открыть их, сказав при этом: «Вот он – возлюбленный сын господина моего Василия!» Ввела меня во двор, радуясь моему приходу и приветствуя меня целованием святым, говорила: «Брат Григорий! Кто тебя наставил прийти сюда?» Я ей подробно рассказал, как по молитве святого Василия достиг счастья видеть ее во славе, которую она приобрела, благодаря своей подвижнической жизни. Ради духовной пользы, я убедительно просил преподобную рассказать мне все: как она рассталась с телом, как прошла мимо клеветников, как пришла в эту святую обитель, как здесь живет?.. Феодора ответила мне:
– Как я могу, любезное чадо Григорий, рассказать тебе все? После того что я в страхе и трепете испытала, я многое из виденного и слышанного забыла, тем более что видела такие лица, каких в течение всей жизни не видела, слышала голоса и речи, каких не приходилось никогда слышать. Что могу сказать, так это то, что лютая мне встретилась бы смерть за мои дела неправые, совершенные на земле, если бы не молитвы отца нашего Василия… Одни молитвы его сделали мою смерть легкой. Трудно, конечно, описать болезнь телесную и те мучения и страдания, какие переносит умирающий; представь себе, однако, вот если бы кто нагим бросился в пламя и там начал мало-помалу гореть и разрушаться от огня… Вот что представляет подобная болезнь смертная, и… о, как люто разлучение души от тела, особенно же для таких грешников, как я! Когда настал час моей смерти, я вдруг увидела множество злых духов, которые явились ко мне в образе эфиопов и, став у одра моего, вели возмутительные разговоры и зверски посматривали на меня… Глаза у них были налиты кровью и казались черными, как смола. Всевозможные вещи проделывали духи, чтобы устрашить меня: и похитить собирались, и присвоить себе, и большие книги приносили, в которых были записаны все мои грехи, которые я только совершила со дня своей юности; пересматривали эти книги, как будто ожидая с минуты на минуту прихода какого-то судьи. Все это видя, я волновалась от страха: от такого трепета и ужаса я вконец изнемогла и в таких страданиях посматривала сюда и туда, желая увидеть кого-нибудь и просить, чтобы отогнали бесчинных эфиопов, но, увы, не было никого, кто помог бы мне избавиться от них. Находясь в таком мучительном состоянии, я вдруг увидела двух Ангелов в образе светлых юношей, весьма благообразных, покрытых золотыми одеждами; волосы у них были как снег. Они приблизились к одру моему и стали по правой стороне. Не было предела моей радости, когда я увидела их. Злые духи, увидев явившихся Ангелов, со страхом немедленно отошли подальше. Тогда один из Ангелов с гневом обратился к ним и спросил: «Зачем вы, мрачные враги рода человеческого, смущаете и мучите душу умирающей? Не радуйтесь, здесь вашего ничего нет». Когда Ангел проговорил это, бесстыдные духи начали высказывать все то, что я сделала от юности своей, словом ли, делом ли, или помышлением, все это они рассказали Ангелам и при этом ехидно спрашивали у Ангелов: «А что? Разве ничего нет?.. Не она ли все это сделала?» И многое, многое еще они прибавили от себя, желая как можно более оклеветать меня. Вот наконец пришла и смерть. Она налила чего-то в чашу, а чего – я не знаю, поднесла мне испить и затем, взяв нож, отсекла мне голову. Ах, чадо мое, как мне тогда стало горько, горько! И в эту минуту смерть исторгнула мою душу, которая быстро отделилась от тела подобно тому, как птица быстро отскакивает от руки ловца, если он ее выпускает на свободу.
Тогда светозарные Ангелы приняли меня на руки свои и мы начали отходить на небо. Оглянувшись назад, я увидела тело свое лежащим неподвижно, бездушным и бесчувственным, как обыкновенно лежит одежда, когда кто, раздевшись, бросит ее и потом, став пред нею, смотрит на нее. Когда святые Ангелы держали меня, приступили злые духи и сказали: «Мы имеем многие ее грехи: отвечайте нам за них». Святые Ангелы в ответ на это представили все те добрые дела, какие я когда-либо совершала; когда дала бедному хлеба, или напоила жаждавшего, или посетила больного и в темнице заключенного, или когда в церковь с усердием ходила, или страннику дала покой в доме своем, или когда прилила масла в лампаду, или фимиам дала для храма Божия, или когда примирила кого-либо из враждовавших, пролила слезы на молитве, или когда неприятности с терпением переносила, или странникам ноги омыла, или утвердила в вере людей маловерующих, или предостерегла кого-либо от греха, или пострадала за других, или поспешила к кому на дело доброе, или совершила много поклонов, или когда постилась, чтобы убить зло и покорить плоть духу, или постилась в Четыредесятницу, и к Рождеству Христову, и к празднику святых апостолов, и к Успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и во всякую среду и пяток, или когда старалась не видеть бесполезного, не слышать празднословия, клеветы и лжи. Все это собравши, они противопоставили мои грехи этим добрым делам, и последние искупили первые. Злые духи скрежетали зубами, желая похитить меня и ввергнуть в бездну; но в это время внезапно явился посреди нас духом святой Василий и сказал святым Ангелам: «Господа мои, эта душа много мне послужила, я молился о ней Господу, и Он даровал мне благостыню эту». При этом он дал им какой-то ковчежец и добавил: «Когда хотите мытарства воздушные миновать, искупайте, взяв из сего ковчежца и отдав лукавым и злым духам». Отдав ковчежец, святой отошел. Духи злобы, увидев все это, долго оставались в недоумении и безгласными, а потом вдруг, громко воскликнув, завопили: «Горе нам, напрасно мы трудились, следивши за нею, как и где она грешила». Сказав это, они мгновенно исчезли. Затем явился снова преподобный Василий и принес с собой много различных сосудов с ароматами и вручил юношам.
Открывая один сосуд за другим, юноши все ароматы возливали на меня, и я исполнилась благоухания духовного, почувствовала, что изменилась и стала очень светла. Преподобный сказал святым Ангелам: «Господа мои! Когда все необходимое совершите над ней, тогда, приведши ее в предуготовленную мне от Господа обитель, оставьте ее там». Сказав это, он отошел.
Святые Ангелы взяли меня от земли, направились вверх на небеса, восходя как бы по воздуху. И вот, на пути внезапно встретили мы мытарство первое, которое называется мытарством Празднословия и Сквернословия. Явились истязатели и требовали дать ответ за все то, что я дурно когда-либо о ком-нибудь говорила; обвиняли меня за дурные песни, которые я пела, за неприличный смех и насмешки; все это было забыто мной, так как много времени прошло с тех пор. Но Ангелы защитили меня от истязателей, и мы отправились дальше.
Поднимаясь выше к небу, мы достигли мытарства второго, мытарства Лжи.
Находившиеся там злые духи были очень мерзки, противны и свирепы. Они, увидев нас, вышли навстречу к нам, начали клеветать на меня, указывая время и место, когда и где я говорила на кого ложь, и указывали даже лица тех, на кого я сказала неправду. Ангелы, со своей стороны, защищали меня и дали из ковчежца святого Василия, и тех мы миновали без беды.
Достигли мы и третьего мытарства, мытарства Осуждения и Клеветы. Здесь находилось множество злых духов. Один из них, более старый, подошел и начал говорить о том, когда и какими дурными словами я кого оклеветала в течение всей своей жизни. Правда, многое они и ложно показывали, но, во всяком случае, мне было удивительно, как они могли помнить все действительно бывшее с такой подробностью и точностью, о какой я сама забыла. Все это мучило и терзало меня. Ангелы святые со своей стороны рассказали о моих добрых делах, прибавив при этом из ковчежца, данного святым Василием. Миновали мы эту беду.
Встретили мы на пути мытарство четвертое, мытарство Объедения и Пьянства. Слуги этого мытарства стояли как волки хищные, готовые поглотить всякого приходящего к ним. Они напустились на меня, как псы, высказывая все то, что я от юности сделала в отношении чревоугодия: вспоминали, когда я ела утром, не помолившись Богу, вспоминали, что я ела скоромное в постные дни, что ела до обеда и во время обеда через меру, что ела без меры и перед ужином, и во время ужина, во всем этом они обличали меня, стараясь вырвать из рук Ангелов; наконец, один из них спросил меня: «Не ты ли обещалась при Святом Крещении Господу Богу своему отречься от сатаны и всех дел его и от всего, что принадлежит сатане? Давши такой обет, как ты могла совершить то, что совершила?» Они выставили на вид даже счеты тем чашам, которые я в течение всей своей жизни выпила, говоря мне: «Не столько ли чаш выпила ты в такой день, и в такой-то с тобой пил мужчина, а в такой – женщина? Не была ли ты пьяна, пивши без меры и так много?» Словом, много на меня эти ненавистные враги рода человеческого клеветали, стараясь похитить меня из рук Ангелов. Тогда я сказала, что действительно все это было и что все это я помню… Ангелы, дав часть из ковчежца святого Василия, искупили все мои грехи чревоугодия, и мы отправились дальше.
Один из Ангелов сказал мне: «Видишь ли, Феодора, что приходится испытать душе умершего, когда он проходит все эти мытарства и встречается с этими злыми духами, с этими князьями тьмы?» Я отвечала: «Да, я видела и ужасно перепугалась, мне думается о том, знают ли находящиеся на земле люди, что ждет их здесь и с чем они встретятся по смерти своей?» «Да, они знают, – сказал Ангел, – но наслаждения и прелести жизни так сильно действуют на них, так поглощают их внимание, что они невольно забывают о том, что их ждет за гробом. Добро тем, кто помнит Священное Писание и творит милостыню или делает какие-либо другие благодеяния, которые впоследствии и могут искупить от вечных мук ада. Тех людей, которые живут небрежно, как будто бессмертные, думая только о благах чрева и гордости, если внезапно застигнет смерть, то окончательно погубит, так как они не будут иметь в защиту себя никаких добрых дел; души тех людей темные князья мытарств сих, сильно измучив, отведут в темные места ада и будут держать их до пришествия Христова, как и ты, Феодора, пострадала бы, если бы не получила от угодника Божия Василия дарований, которые тебя спасли здесь от всего дурного».
В такой беседе мы достигли пятого мытарства, мытарства Лености, где истязаются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, жившие чужими трудами, а сами не хотевшие трудиться, и наемники, бравшие плату, но не исполнявшие принятых на себя обязанностей. Там же истязаются и те, кои не радеют о прославлении Бога, ленятся в праздничные и воскресные дни ходить в храм на утреннее богослужение, на Божественную литургию и другие священные службы. Там же испытывается вообще уныние и небрежение как мирских, так и духовных людей и разбирается нерадение каждого о душе своей, и многие оттуда низводятся в пропасть. И я была там много испытываема, и нельзя бы мне было освободиться от долгов, если бы святые Ангелы не восполнили моих недостатков дарами преподобного Василия.
Пришли мы к мытарству шестому – Воровства. Здесь немного тоже дали злым духам и прошли свободно.
Мытарство седьмое, Сребролюбия и Скупости, прошли мы без задержания, потому что я, по милости Божией, никогда в жизни моей не заботилась о многом приобретении и не была сребролюбива, довольствовалась тем, что Бог давал, и не была скупою, но что имела, усердно раздавала нуждающимся.
Вошли мы в мытарство восьмое, мытарство Лихоимства. Представители же сего мытарства, истязующие грехи взяточничества и лести, ничего не имели против меня и поэтому со злости заскрежетали зубами, когда мы уходили от них.
Вот мытарство девятое, мытарство Неправды и Тщеславия. В них я была невиновна, и скоро мы отправились отсюда.
Достигли мы десятого мытарства, мытарства Зависти. Благодатью Христовой здесь ничего против меня не имели злые духи: ни в памяти своей, ни в книгах своих ничего в осуждение меня не нашли они. И вот мы с радостью направились далее.
Встретилось мытарство одиннадцатое, где испытывают грехи Гордости, но его мы прошли совершенно свободно, так как я оказалась невиновною в этом грехе.
Восходя дальше к небу, мы встретили мытарство двенадцатое, мытарство Гнева. Счастлив человек, который, живя, не испытывал гнева. И вот опять старейший из злых духов находился здесь и сидел на престоле, исполненный гнева, ярости и гордости. Он с яростью и гневом приказал находящимся тут слугам своим мучить и истязать меня. Последние, как псы, облизываясь, начали доносить на меня не только обо всем том, что я действительно когда-нибудь с яростью или гневом сказала, или кому словом повредила, но и о том, что я когда-то с гневом посмотрела на своих детей или строго наказала их. Все это они представили очень живо, указав даже время, когда что происходило, и лица тех, на которых я когда-то свой гнев изливала. И, повторив даже подлинные мои слова, которые я тогда произносила, сказали, при каких людях это было мной произнесено. На все это Ангелы ответили, дав из ковчежца, и мы отправились выше.
И встретилось нам мытарство тринадцатое – Злопамятства. Как разбойники, подскочили к нам злые духи и, испытывая меня, хотели что-либо найти, записанное в хартиях своих, но так как по молитве святого Василия они ничего не нашли, то зарыдали. Я во многом была грешна, но любовь питала ко всем – и к великим, и к малым, никого никогда не оскорбляла, никогда не помнила зла, никогда не мстила другим за зло. Мы без остановки пошли дальше.
Одного из Ангелов, сопровождавших меня, осмелилась я спросить: «Умоляю тебя, скажи мне, откуда знают эти злые духи, которые нам встречались в мытарствах, кто и что в жизни сделал дурное?» Ангел святой отвечал: «Всякий христианин при Святом Крещении приемлет Ангела хранителя, который невидимо оберегает его от всего дурного и наставляет на все доброе, который записывает все добрые дела, совершенные этим человеком. С другой стороны, злой ангел в течение всей жизни следит за злыми делами людей и записывает все грехи, в которых, как ты видела, испытываются люди, проходящие мытарства и направляющиеся на небо. Грехи эти могут возбранить душе вход в рай и привести прямо в бездну, в которой злые духи сами живут, и там души эти будут жить до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, если не имеют за собой благих дел, которые бы могли вырвать их из рук дьявола. Люди, верующие в Святую Троицу, приобщающиеся как можно чаще Святых Таин Тела и Крови Христа Спасителя, имеют прямо восход на небо, без всяких препятствий, и святые Ангелы являются защитниками, и святые угодники Божии молятся о спасении душ таких, праведно проживших людей. О злочестивых же и зловерных еретиках, которые не совершают в жизни своей ничего полезного, которые живут одним неверием и ересью, никто не заботится, и в защиту их ничего Ангелы не могут сказать».
Пришли в мытарство четырнадцатое – мытарство Разбойничества. В нем испытываются все те, кто с гневом толкнул кого-либо, кто бил по щекам, по плечам и шее или железом, или палкой, или каким-либо другим оружием. Святые Ангелы, дав немного из ковчежца, провели меня и через это мытарство без вреда.
Мы внезапно очутились в мытарстве пятнадцатом, мытарстве Чародеяния, обаяния, отравления, призывания бесов. Здесь находились духи змееобразные, для которых одна цель существования – вводить людей в соблазн и разврат. Ни один из них не мог и слова сказать против меня, так как в этих грехах я была невиновною. По благодати Христовой мы скоро миновали это мытарство.
После этого я спросила у Ангелов, сопровождавших меня: «За всякий ли грех, который человек совершит в жизни, он в мытарствах сих после смерти истязается, или, быть может, возможно еще в жизни загладить свой грех, чтобы очиститься от него? Я просто трепещу от того, как подробно все разбирается». Ангелы отвечали мне, что не всех так испытывают в мытарствах, но только подобных мне, не исповедавшихся чистосердечно перед смертью. Если бы я исповедала отцу духовному без всякого стыда и страха все греховное, если бы успела исправить добрыми делами многие грехи и если бы получила от духовного отца прощение, то я перешла бы беспрепятственно все эти мытарства и ни в одном грехе мне не пришлось бы быть истязаемой. Но так как я не захотела чистосердечно исповедать духовному отцу своих грехов, то здесь и истязают меня за это. Конечно, мне много помогало то, что я в течение всей своей жизни старалась и желала избегать греха. Тот, кто с усердием стремится к покаянию, всегда получает от Бога прощение, а через это и свободный переход от жизни сей в блаженную жизнь загробную. Духи злые, которые находятся в мытарствах вместе со своими писаниями, раскрывши их, ничего не находят написанным, ибо Святой Дух делает невидимым все написанное ими и изглаживает благодаря исповеди! Она спасает человека от многих бед и несчастий, дает возможность беспрепятственно пройти все мытарства и приблизиться к Богу. Иные не исповедаются в надежде, что будет еще время и для спасения, и для оставления грехов; иные просто стыдятся на исповеди высказать духовнику свои грехи, – вот такие люди будут испытаны в мытарствах строго. Есть и такие, которые стыдятся все высказать одному духовному отцу, а избирают несколько, и одни грехи одному духовнику открывают, другие – другому и так далее; за такую исповедь они будут наказаны и не мало претерпят при переходе из мытарства в мытарство.
Мы шли и беседовали. Незаметно перед нами показалось мытарство шестнадцатое – мытарство Блуда. Истязатели этого мытарства вскочили и, глядя на нас, изумлялись тому, что мы достигли беспрепятственно этого мытарства и несколько времени стояли, как будто в забытьи. Потом долго меня истязали здесь за то, что я в жизни сделала, причем говорили не только правду, но много дали и ложных показаний, приводя в подтверждение имена и места.
Вот мытарство семнадцатое – Прелюбодеяния. Быстро слуги этого мытарства подскочили ко мне и начали излагать мои грехи: говорить о том, как я прежде, когда еще не служила у святого отца нашего Василия, имела супруга, которого дала мне моя госпожа, и я жила с ним, а потом когда-то с другим согрешила. И здесь очень много на меня клеветали. Святые Ангелы и здесь защитили меня, и мы пошли дальше.
Явились мы потом на восемнадцатое мытарство – мытарство Содомское, где истязают все противоестественные блудные грехи и кровосмешения, и вообще все сквернейшие, тайно совершаемые дела, о них же, по слову апостола, срамно есть и глаголати (Еф. 5, 12). Я не была виновна против грехов этого мытарства, и мы скоро его миновали.
Когда поднимались мы выше, святые Ангелы сказали мне: «Ты видела страшные и отвратительные блудные мытарства. Знай, что редкая душа минует их свободно: весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все почти люди сластолюбивы; помышление сердца человеческого – зло от юности его (Быт. 8, 21). Мало умерщвляющих плотские похоти и мало таких, которые бы свободно прошли мимо этих мытарств. Большая часть, дошедши сюда, погибает. Власти блудных мытарств хвалятся, что они одни более всех прочих мытарств наполняют огненное родство во аде. Благодари Бога, Феодора, что ты миновала этих блудных истязателей молитвами отца своего, преподобного Василия. Уже более не увидишь страха».
После этого мы пришли на девятнадцатое мытарство, которое носит название Идолослужения и всяких ересей. Здесь ни в чем меня не испытывали, и мы скоро миновали его.
Затем нам встретилось мытарство двадцатое, которое называется мытарством Немилосердия и Жестокосердия. В этом мытарстве записаны все немилостивые, жестокие, суровые и ненавидящие. Когда кто не следует заповеди Божией и будет немилосерд, то душа такого человека, придя в это мытарство, подвергнута будет разным истязаниям и брошена в ад и там затворяет ее до общего воскресения. Такую душу Бог не милует, так как она ни убогому не подала куска хлеба, ни нищего не пристроила, ни болящего не посетила, не помиловала слабого и обиженного, если не делом, то хотя словом утешительным, и в его горе не поскорбела вместе с ним, но, наоборот, такая душа все противоположное совершала. Когда мы пришли сюда, князь сего мытарства показался мне весьма и весьма жестоким, суровым и даже унылым, как будто от продолжительной болезни. Он плакал и рыдал. Казалось, что он дышит огнем немилосердия. Слуги его подлетели ко мне, как пчелы, и начали меня испытывать, но, не нашедши ничего, они отошли. Мы же, веселые и радостные, отправились дальше.
И вот приблизились к вратам небесным, вошли в них, радуясь, что благополучно прошли горькие испытания в мытарствах. Врата эти были как хрусталь, а здания, которые здесь находились, блистали, как звезды. Стоявшие тут юноши в золотых одеждах с радостью приняли нас, увидевши, что душа моя избежала горьких испытаний воздушных мытарств. Когда мы шли внутри Неба, веселясь и радуясь о спасении, вода, бывшая над землей, расступилась, а позади вновь соединилась. Пришли мы на одно страшное место, в нем были юноши очень красивые, в огненных одеждах. Они, увидев, что Ангелы несут меня, встретили нас, радуясь тому, что душа моя спасена для Царствия Божия. Они шли вместе с нами, пели Божественную песнь. Когда мы шли, облако спустилось на нас, а затем другое. Пройдя еще немного, мы увидели высоту необъяснимую, на ней был престол Божий, весьма белый, просвещающий всех предстоящих перед ним. Вокруг него стояли юноши весьма красивые, блиставшие, одетые в красные одежды, и что тебе, чадо мое Григорий, рассказать об этом? Все там находится такое, что невозможно ни понять, ни объяснить. Ум омрачается недоумением, и память исчезает, и я забыла, где я нахожусь. Приведшие меня Ангелы подвели меня к престолу Божию, и я поклонилась тут невидимому Богу. Затем услышала голос, говорящий: «Пройдите с нею и покажите ей все души праведных и грешных и все обители святых, находящиеся в раю и в преисподних ада, и потом дайте ей покой, где укажет угодник мой Василий». Мы отправились по неведомому пути и пришли в обители святых. Что о них скажу? Нахожусь в недоумении… Там были различные палаты, искусно и красиво устроенные. Конечно, они сотворены рукою Божией, как говорится в Писании, «на месте хладне, на месте злачне, на месте покойне». Видя все это, я изумилась, была весьма весела и с радостью на все смотрела. Святой Ангел, показывая мне, пояснил: «Это – обитель апостолов, а то – пророческая и иных мучеников, а другие обители – святительские, преподобных и праведников. Все они по длине и ширине были подобны царскому городу. Когда мы вошли внутрь и очутились посреди этих прекрасных обителей, святые встретили нас и облобызали лобзанием духовным, радуясь о моем спасении. Затем привели меня в жилище патриарха Авраама и здесь все показали. Все здесь было полно славы и радости духовной, благовонных цветов, мира и аромата. Были здесь палаты различные, устроенные только Духом Божиим. Там мы увидели множество младенцев, ликующих и веселящихся. Я спросила водящих меня Ангелов: «Что это за собор светоносных младенцев, ликующих вокруг этого святого старца?» Мне Ангелы ответили, что это патриарх Авраам, а собор младенцев – суть христианские младенцы. Затем мы отправились осматривать окрестности рая, которых красоту просто невозможно описать. Если я начну все рассказывать о том, что я видела и слышала, то на меня нападет страх и трепет.
Затем меня повели в преисподнюю, где Господь заключил сатану, связав его. Там видела я ужасные муки. Оттуда меня повели на запад, и там я видела такие же страшные муки, которые приготовлены для грешников. Все это показывали мне Ангелы, говоря: «Видишь, от каких бедствий ты спасена, благодаря молитвам святого угодника». В страшных муках грешники кричали и молили о помиловании их. Я видела многие мучения, о которых тяжело и рассказывать. Когда мы прошли все это и рассмотрели, то один из Ангелов, сопровождавших меня, сказал: «Знаешь, Феодора, что в мире есть обычай: в сороковой день после смерти оставшиеся в живых творят память по умершим. Так вот там, на земле, сегодня поминает тебя Василий преподобный». Итак, теперь, духовное чадо мое Григорий, после сорока дней разлучения моей души с телом я нахожусь в этом месте, которое уготовано для преподобного отца нашего Василия. Ты еще в мире и преподобный Василий тоже. Он наставляет всех приходящих к нему на путь истины и, заставляя покаяться, многих обращает ко Господу. Иди за мной, мы войдем во внутренний мой покой, в котором я нахожусь, и рассмотришь его. Здесь недавно перед твоим приходом был преподобный Василий.
Я пошел за ней, и мы вместе вошли туда. Когда мы шли, то я видел, что ее ризы были белы как снег. Мы вошли во дворец, который был украшен золотом. Посреди него были различные деревья с прекрасными плодами и, посмотрев на восток, я увидел роскошные палаты, светлые, высокие. Здесь был большой трапезный стол, на котором стояли золотые сосуды, весьма дорогие, вызывающие удивление. В сосудах этих находились овощи разных сортов, от них исходили прекрасные благоухания. Здесь был и преподобный Василий. Он сидел на чудном престоле. Здесь же возле трапезы возлежали люди, но не такие, какие живут на земле и которые имеют тело, нет! Те были окружены как бы солнечными лучами, но только образ человеческий имели они. Когда ели от трапезы этой, она снова наполнялась. Всем им прекрасные юноши подавали кушанья. Когда кто из возлежащих за трапезой желал пить, то, вливая питье в уста свои, испытывал сладость духовную. Долгие часы они проводили за трапезой. Служившие же им юноши были перепоясаны ремнями золотыми, а на главах их были венцы, сделанные из дорогого камня. Феодора, подойдя к преподобному, молила его обо мне. Преподобный, посмотрев на меня, с радостью подозвал к себе. Я приблизился, поклонился ему, по обычаю, до земли. Он тихо сказал мне: «Бог помилует тебя и простит, чадо мое! Он, Всемилостивый, наградит тебя всеми небесными благами». Подняв меня с земли, он продолжал: «Вот Феодора. Ты так сильно просил меня об этом – вот ты ее теперь видишь, где она и какой участи сподобилась душа ее в этой загробной жизни. Смотри же теперь на нее». Феодора, с радостью посмотрев на меня, сказала: «Брат Григорий! Милостивый Господь за то, что ты думал обо мне смиренно, исполнил твое желание, благодаря молитве преподобного отца нашего Василия». Преподобный, обратившись к Феодоре, сказал ей: «Иди с ним и покажи сад мой. Пусть увидит красоту его». Взявши меня за правую руку, она привела меня к стене, в которой были золотые врата и, открывши их, ввела меня внутрь сада. Я видел там замечательно красивые деревья: листья на них были золотые, они были украшены цветами и издавали необыкновенно приятное благовоние. Таких прекрасных деревьев было бесчисленное множество, и ветви их преклонялись до земли от тяжести плодов. Меня все это поразило. Феодора, обратившись ко мне, спросила: «Чему ты удивляешься? Вот если бы видел сад, который называется раем, который насадил Сам Господь на востоке, как бы тогда удивился?! Наверное, ты поражен был бы его величием и красотой. Этот против рая ничто…» Я умолял Феодору сказать мне, кто насадил этот сад. Подобного я никогда не видел… Она отвечала, что я не мог видеть ничего подобного, так как я нахожусь еще на земле, а здесь все неземное, и жизнь они здесь проводят неземную. Только жизнь, полная трудов и пота, которую проводил преподобный отец наш Василий от юности до глубокой старости, только усиленные молитвы и лишения, какие он переносил, спавши на голой земле, претерпевая часто зной и мороз, питаясь подчас только одной травой, прежде чем вошел он в Константинополь, – только такая жизнь подвижническая послужила на спасение ему самому и через него многим из людей. Только за такую жизнь и за молитвы подобных подвижников Бог дает в загробной жизни эти обители. Кто в земной своей жизни много переносит скорбей и напастей, кто оберегает строго заповеди Господни и в точности выполняет их, тот получает награду и утешение в жизни загробной. Святой псалмопевец Давид сказал: «Плоды трудов своих снеси». Когда Феодора сказала, что жизнь на небе отличается от жизни земной, я невольно осязал себя, как будто желая узнать, во плоти ли я еще, и, конечно, убедился в этом. Чувства и помыслы мои были чисты, и дух мой радовался всему увиденному мною. Я захотел возвратиться во дворец теми же вратами, через которые вошел. Войдя туда, я за трапезой никого не нашел. Поклонившись Феодоре, я возвратился домой. И в это самое мгновение я проснулся и размышлял: «Где я был? Что было все то, что я видел и слышал?» Вставши с одра своего, я отправился к святому Василию, чтобы от него узнать, было ли это видение от Бога или от бесов. Придя к нему, я поклонился до земли. Он благословил меня, приказал сесть вблизи себя и спросил: «Знаешь ли, чадо, где ты был в эту ночь?» Представившись незнающим, я отвечал: «Нигде, отче, я не был – я спал на своем одре». Преподобный сказал: «Верно, ты действительно телом почивал на своем одре, но духом ты был в другом месте и знаешь все, что показано тебе в эту ночь. Ты видел Феодору. Когда ты подходил к вратам Небесного Царства, она тебя встретила с радостью, ввела внутрь этого дома, показала тебе все, рассказала о своей смерти и о всех мытарствах, которые прошла. Не по моему ли велению ты пошел во двор, где видел чудную трапезу и дивное устройство ее? Не ты ли видел там овощи: какова их сладость, каковы цвета, каково питье и какие юноши служили у трапезы? Не стоял ли ты, смотря на красоту этих палат? Когда я пришел, не показал ли я тебе Феодору, которую ты желал видеть, чтобы от нее узнать, чего она удостоилась за свою благочестивую жизнь? Не взяла ли она тебя по повелению моему и не она ли ввела тебя во Святой град? Не это ли было в видении твоем в сию ночь? Как же ты говоришь, что ничего этого не видел?» Когда я это услышал от святого, то уже нисколько не сомневался, что это было не мечтание, что это был не сон, но действительное видение, посланное Господом Богом. Я размышлял сам с собою: «Как велик у Бога сей праведник, который был там и телом и душой, и все виденное и слышанное мною он знает!» Я прослезился и сказал: «Правда, святый отче, все было так, как ты рассказывал. И я благодарю Человеколюбца Владыку, Господа нашего Иисуса Христа, сподобившего меня видеть все это и наставившего меня прибегнуть к тебе, чтобы постоянно находиться под охраной твоих молитв и насладиться видением таких великих чудес». Святой сказал мне: «Если, чадо Григорий, ты совершишь свой жизненный путь правильно, не уклоняясь от Божественных заповедей, то после смерти злые духи, живущие в мытарствах воздушных, ничего не успеют сделать тебе, как ты сам слышал от Феодоры. Пройдя мытарства, ты будешь блажен и будешь принят с радостью там, где был недавно духом и где видел Феодору, где и я, многогрешный, надеясь на Христа, обещавшего мне даровать Свою благодать, думаю получить виденную тобою обитель. Слушай, чадо, что я говорю тебе, но сохрани тайну отца твоего, так как я хочу раньше тебя умереть, а затем уже ты последуешь за мной, спустя долгое время, воспитавши себя в добром деле, как сказал мне Господь. Соблюдай все сказанное мною, пока я жив, чтобы никто не узнал ничего из слышанного тобой. Ты же, если хочешь потрудиться и мою скромную жизнь не без памяти оставить, как в обычае вообще описывать жизнь тех, которые подвизались в добродетелях, опиши ее… Опиши собственно не мою жизнь, но ту Божественную благодать, которая дана мне милосердным Господом, которая меня наставляла и укрепляла в течение всей моей жизни, которая давала мне возможность творить не только добрые дела, но и чудеса. Ты воспроизведи все виденное тобой и слышанное, чтобы и читающим, и слушающим все послужило на пользу. Прежде же всего передай в своем писании, что Господь, если захочет, всем содействует и совершает великие чудеса, и об этих-то чудесах, тобой виденных, расскажи все по порядку, чтобы узнавшие прославили Бога, щедрого в благих делах. Береги себя от сетей лукавого во всякое время дня и ночи, пока не призовет тебя Господь». Преподобный, рассказавши мне об этом и еще о многом другом, совершил молитву и отпустил меня. Он имел обычай часто бывать у своих духовных детей, ради духовной пользы их. Ведь он был неподражаемый врач: он молитвами исцелял как телесные, так и душевные болезни. Он был и прозорлив: он духом провидел, кто из людей думает тайно сделать кому-либо злое, и предупреждал об этом. Он был пособником всем тем, которых постигали беды и несчастия; он постоянно заботился о нищих и о сиротах. Всем приходящим к нему с твердой верой в Господа он давал благие советы и наставления. Он утешал скорбящих. Он все это делал от чистого сердца, искреннего и любящего сердца.
Тогда святой ударил одержимого бесом по щеке, и из уст его обильно потекла кровь. Все присутствующие пришли при этом в ужас и с гневом воскликнули святому: «Это не исцеление, а убийство совершается!» Когда же довольно вытекло крови, святой сказал одержимому бесом: «Кровь ли точишь? Во имя Иисуса Христа стань!» Тотчас же течение крови прекратилось и больной выздоровел, после чего он пал к ногам святого, возблагодарив Бога и Его угодника, – и, радуясь своему чудесному исцелению, возвратился в дом свой.
И много других знамений совершил преподобный Василий даром Духа Святого, так как с самых детских лет был наделен от Бога этой чудодейственной благодатью. Если кто вздумает описать все до одного чудеса его, то уподобится тому человеку, который взялся бы перемерять море чашею, или же сосчитать звезды небесные, или же песок земной. И я нисколько не погрешу, если осмелюсь сказать, что ни один из прежних святых не был таковым, ибо чудесами своими он всех превзошел. Но, впрочем, оставим это и возвратимся к повествованию.
В один день, когда я сидел молча в своей келье, вспоминая и сокрушаясь о своих грехах, у меня как-то невольно явилась в голове мысль, которая сильно заняла меня, – насколько искренна и велика вера евреев, боящихся Бога! Когда я думал об этом, мне невольно припомнилось в подтверждение этой мысли, насколько был честен Авраам, праведен Исаак и велик пред Богом Моисей, знамениями и чудесами наказавший Египет. Как же они, думал я, могут не веровать в Бога, давшего им закон на горе Синайской и Своим гласом научившего их десяти заповедям, которые они приняли и строго и неуклонно исполняют? Как они могут не веровать и не почитать Бога, Который через Своего пророка Моисея разделил для них Чермное море, провел их по безводной и бесплотной пустыне Израиля, избавил от египетских работ и послал им в бесплодной пустыне манну небесную? И, вспоминая все то, что содержится в Ветхом Завете, и все, что мною было прочитано об этом, я невольно сказал сам себе: «Поистине, они счастливый и угодный Богу народ!» Но этого мало.
Вдруг появилось облако, подняло нас и вознесло на высоту неимоверную, и казалось мне, что все это не во сне, а наяву. Тогда увидел я какую-то страну дивную, странную и непонятную, и пока я удивлялся ей, облако отступило от нас и мы очутились на каком-то непонятном поле, светлом и прекрасном. Земля на этом поле была чистая и прозрачная, как лед или стекло, и видны были оттуда все концы мира сего. Там были юноши с огненными лицами, сладко и благозвучно поющие и пением своим славящие в Троице Единого Бога. После этого пришли мы на какое-то место страшное, как будто объятое огнем Божиим. Увидя это место, я пришел в ужас, и мне казалось, что меня привели сюда, чтобы сжечь здесь, но потом я заметил, что место это не горит, а только светится светом пламенным. Затем увидел я тут юношей крылатых, дивно красивых и светлых; они двигались при помощи крыльев, куда хотели, летали на высоту, и были они в белых как снег одеждах. И подумал я о них, что это Ангелы Божии, невещественно ходящие и кадящие высший жертвенник, то есть место духовного огня, от которого огонь для службы Божией. Пока я думал об этом, вдруг очутился у какой-то страшно высокой горы, на которую мы с большим трудом поднялись. Тогда повелел мне светоносный муж посмотреть к востоку, где я увидел другое поле, необъятно большое и страшное, блестящее, как золото. Когда увидел я это, сердце мое наполнилось неизреченной радостью. Затем увидел я какой-то город, чудный и обширный, от которого я пришел в умиление и простоял несколько часов, как будто в забытьи. Когда стоял я на вершине этой горы, удивляясь и умиляясь всему увиденному мною, то спросил своего проводника: «Господи, что это за город, такой обширный и странный, при виде которого ум мой помрачился?» Тогда он ответил мне: «Это вышний Иерусалим, это есть Сион нерукотворный, он так же велик, как свод небесный в ширину и длину. Построен он не из смолы, не из мрамора, не из дерева или стекла, так как все это тайные вещи, ты же видишь, что он кажется чистым и блестящим, как золото, а построен он из двенадцати каменьев. Красота и благолепие города таковы, что их глаз человеческий не видел и ухо не слышало, и мысль не может представить, и ни человеческий, ни ангельский ум не в состоянии постигнуть. Высота стены его, мне кажется, не менее двухсот локтей, или даже более, но никак не меньше этого. Ворот в нем двенадцать, прочно построенных и крепко запертых; каждые из этих ворот одинаковы, каждые из двенадцати честных камней и блестят, как лучи солнечные». Размышляя об этом чудном и дивном видении, я невольно сказал сам себе: «Если город этот снаружи представляется таким дивным и чудесным, то кто может описать и кто может себе представить то, что находится внутри его!» И, придя в удивление и ужас от этого видения, я невольно спросил провожавшего меня Ангела Господня: «Господи, какой это город и кто живет в нем, кто царь в этом городе и кто построил его, как он называется и какая это страна, и зачем мы пришли сюда?» Тогда ответил мне сей светлый юноша: «Этот город Великого Царя, о котором чудесно предсказал Давид. Создал его Господь наш Иисус Христос по окончании своей земной жизни и после Своей чудесной смерти, а по вознесении Своем на небеса к Богу, Отцу Своему, приготовил его святым Своим ученикам и апостолам и тем, кто через проповеди их уверовал в Него, как сказал Сам Господь в Евангелии Своем: В доме Отца Моего обители много суть, если же нет, пойду и уготовлю вам место. Это вот и есть то обширное и дивное жилище, которое Он обещал им и всем возлюбленным Его и с усердием хранившим Его заповеди. Имя ему – Новый Сион, град христианский, град высшей митрополии. Немного обождав, увидишь ты и живущих в нем, и не только людей, но и Царя их, ради Которого ты пришел сюда. Тогда узнаешь обо всем и увидишь, как всякий верующий в Сына Божия жив будет учением святых Его учеников, повелениями и заповедями святых и богоносных отцов и верою во Святую Соборную Церковь Божию. Неверующий же в это не будет пользоваться жизнью вечной, а будет предан вечному огню». Пока мы говорили это, вдруг явился посередине города холм высокий, как гора; вершина этого холма казалась блестящей, как раскаленное железо, и на ней сиял крест дивный, освещая все кругом, а на кресте – голубь, белый как снег и сияющий светом неописанным. Видя это, я удивился. Тогда с неимоверной высоты, блестя как молния, спустился на этот город юноша и начал все приготовлять и украшать, как будто готовясь к встрече Царя. Вслед за ним на город спустился другой юноша, который нес престол чудный и поставил его на вершине того холма, для ожидаемого Царя, а после этого послышался громкий голос, говорящий: «Вот Царь хочет прийти в град сей с силою и славою великою». Вслед затем спустились с высоты четверо юношей, светлых и благолепных, держащих в руках по большой свече, сильным и невещественным огнем горящей, и запели согласно: «Возсия благодать Твоя, Господи, прииде слава святых Твоих, Вышний Сын Живого Бога». После них еще юноша спустился на город, говоря: «Вот суд и воскресение мертвых будет и воздаяние каждому от Праведного Судии наступит». Вслед за тем с высоты спустился столп огненный, из которого был слышен голос грозный, и пламень огненный разливался по всему воздуху; столп этот не остановился над городом, но опустился на мир и рассеялся на все четыре конца земли и объял всю вселенную. После этого был слышен голос, говорящий: «Вот содетельная сила Вышнего, которая соберет всякое творение», и раздался голос этот над всеми костями человеческими, и стали собираться кость к кости, сустав к суставу, член к члену. Затем еще спустился юноша, держа в руке своей свиток огненный, послание Господне к сатане, в котором сказано: «Окончилось владычество твое, ибо прошли уже три года, которые даны были тебе царствовать по всей земле». Стал юноша тот пред сатаною и прочитал это послание, а затем с гневом повлек его из царских дворов и положил голову его на краю земли, чтобы изверг он из себя всю злобу, погибель, гнев, неистовство, ярость, весь яд злой, всякую нечистоту, всякую неправду и всякие ереси, так как приблизился конец его, и он будет сожжен со всем своим воинством. Потом видел я, как полки Сил Небесных на конях огненных по воздуху разъезжали, и послышался вопль мучительный, плач и рыдания многочисленные и ужасные: эти огненные всадники, гоня пред собою, убивали всех тех, которые прельщались учением антихриста, во время его владычества на земле. Затем видел я, как полки воинов благообразных сошли на землю и стали приготовлять ее к пришествию Господню. Среди них был один юноша, отличавшийся благообразием и державший в руке трубу золотую, а с ним двенадцать других юношей с такими же золотыми трубами. Когда они сошли на землю, затрубил пред ними их главный начальник, и звук трубы его раздавался от одного до другого конца вселенной, за ним затрубили двенадцать других юношей, и такой раздался гром от звука труб их, что земля заколебалась, как море. Тогда тела облекли собою кости, лежащие в земле, но жизни не было в них.
Потом затрубил во второй раз их начальник, и тотчас же открылись гробы, и все от начала мира умершие вышли из гробов. И вот спустилось бесчисленное, как песок на берегу моря, множество юношей, которые направились к восставшим из мертвых, чтобы душу каждого человека направить в свое тело. После этого раздался в третий раз звук трубный, от чего ужаснулось небо и земля, и все мертвые стали живы, и каждый из них осенен был той добродетелью, которой был славен на земле. Тогда моря, реки, озера, болота, леса и чащи со страхом возвратили целыми всех тех, которые погибли в них, от чего появилось бесчисленное множество человеческих существ, как песок морской. Возрастом все были равны между собою, муж стоял вместе со своей женою, и всякий народ, каждое колено и каждый род были соединены между собою. Не понимая таинства воскресения, я был объят страхом и с трепетом думал: «Были в перст превращены и вдруг стали целы», и удивлялся, видя, как у некоторых из них лица сияли, как звезды, а у других сияние было меньше, чем у первых, подобно тому как сказал Божественный апостол: «Звезда от звезды отличается славою». У одних лица сияли как луна в темную ночь, у других – как дневной свет; у тех – как железо раскаленное, искры рассыпающее, у этих – как солнце. У одних лица были как снег, у других же – как волна морская, а у иных – белые и румяные, как цвет. У каждого из них была книга в руке, а на челе каждого была надпись. У одних было написано: «пророк Господень», у других – «проповедник Господень», у тех – «апостол Христов», у этих – «мученик Господень», кто – «евангелист», кто – «исповедник Господень», один – «воздержавшийся Господа ради», другой – «святитель Господень», тот – «праведник», тот – «преподобный Иисуса Христа», и много всяких надписей было видно, указывающих на добродетели восставших из мертвых: «нищий духом», «смирен сердцем», «претерпевший Господа ради в пустыне», «кроток Господа ради», «милостив и добр», «чист сердцем», «миротворец», «изгнанный правды ради», «зависти ради и лести пострадавший», «нищету и напасти претерпевший Господа ради», «праведный пресвитер Господень», «честно послуживший службу духовную», «девственник Господень чистый», «положивший душу за ближнего своего», «сотворивший правду», «научивший добру», «сохранивший ложе неоскверненным», «покаянием Господу угодивший» – и много других различных добродетелей написано было на челе у восставших из мертвых. Также написаны были и пороки каждого из восставших: «злоба», «лукавство», «нечистота», «скаредство» и разные другие грехи и беззакония. У одних было написано на темени, а у других казалось написанным в воздухе над головою, чтобы всем были видны грехи и беззакония их. Согрешившие же в христианстве и без исповеди скончавшиеся казались скверными и нечистыми, с темными мрачными лицами, и было их много. У одних лица были как земля с пеплом смешанная, у тех – как гной, у этих казались изгнившими до конца и черви кишели на лицах их; у одних лица были черные, как у самого сатаны, у тех – как кожа аспидова, у этих – как кожа ехиднина, а у некоторых – как кожа ослиная; одни были покрыты с головы до ног гноем смердящим. Все они, друг к другу обращаясь, говорили: «О, горе нам! Ибо это есть последний день пришествия Христова, про которое мы знали еще до кончины нашей и теперь восстали, чтобы получить каждому из нас по делам нашим. О, горе нам несчастным и грешным, ибо мы осквернены и помрачены. Господь накажет нас! О, горе нам, ибо мы только теперь познали стыд и позор наш».
И много говорили они, укоряя себя и проклиная день и час своего рождения, и стояли, ожидая с поникшей головой приговора Праведного Судьи.
Многие стояли, говоря: «Кто есть Бог и кто Христос? Мы не знаем, мы многих богов имеем. Мы угодили им, и они должны почтить нас», – говорили они самонадеянно. Множество других стояли, говоря: «Если Бог закона Моисея воскресит нас, мы получим от него много добра, так как мы рассеяны были по всей вселенной, потому что кроме этого Бога иного не хотели признать. Если Сын Человеческий придет судить нас, горе нам будет: мы возненавидели Его, хулили, ругали, делали Ему много зла и предали смерти, учеников Его убивали, не веря им и не признавая их Учителя. Теперь мы тоже сомневаемся, может ли Он прийти судить, как Бог. Вместе с нами и Он будет судим за то, что говорил: Я Сын Божий и равен Ему. Хорошо было бы, если бы мы видели Его здесь и обличили Его во лжи, ибо Он считал Себя нашим Судьею. Господь же сказал, что никого не будет судить, но суд даст Сыну Своему. И не раз Он называл Себя Сыном Божиим, но мы хорошо знаем, что Бог говорил Моисею на горе Синайской. Тот же никогда не видел Бога». Когда иудеи разговаривали между собою об этом, ждали Праведного Судию и хотели Его видеть, они просили друг друга: «Если кто увидит здесь Христа, возьмите Его, и мы представим Его пред Богом». Другие израильтяне стояли во множестве и говорили: «Горе нам, верующим не в признаваемого Законом Бога, но в алгуя, астартия, старофу, в двух златых тельцов и прочих богов языческих. Мы не знали, откуда приключилось с нами несчастие».
На некоторых из стоящих явились червленые слова: на мужчинах – «муж-убийца», на женщинах – «женщина-убийца». На других написано было: «тать» или «татица» (то есть вор или воровка), «блудник» или «блудница», «идолослужитель» или «идолослужительница», «мытарь» или «хищник», «детогубец» или «детогубица», «завистник» и «гневный». На некоторых написано было: «суров» и «сердит», «злосердый» и «немилостивый», «жадный» и «сребролюбивый». На других: «еретик», «духоборец», «манихей», «савелиан», «павликиан», «яковитин», «оригенит», «маркионит», «богомил» и вообще придерживающиеся какой-нибудь ереси, изобличаемой надписью. И все некрещеные, или после христианского Крещения согрешившие, или умершие без исповеди стыдились, видя на себе обличения, и плакали горько, стеная. Все смотрели на это и изумлялись. И вот являются Ангелы с сияющим Крестом, поющие Божественную песнь, они поставили Крест на престол в виду всех воскресших из мертвых. Народ изумлялся красоте Креста, иудеи же молча смотрели на него и трепетали от страха, на лицах их виден был стыд. Ударяя себя по лицу, они говорили: «Недоброе знамение видим мы в Явившемся во славе, это знамение Распятого! Если Он придет судить нас, как мы встретим Его или где скроем себя: мы ведь много зла сделали не только Ему Самому, но и верующим в Него?» И вот когда иудеи, рыдая, говорили это, водивший меня Ангел сказал: «Видишь ли, как они начали трепетать, смотря на Честный Крест?» Я стоял на высоком месте, и мне казалось, будто я носился в воздухе, видел все от края вселенной; все слышал, даже то, о чем говорили где-нибудь лишь шепотом, доносилось до моих ушей; я все помнил, что бы кто ни говорил. После этого я услышал говор, большой шум и страшный звук и испугался. Но водивший меня Ангел святой сказал мне: «Не бойся, еще больше этого увидишь». И вот святые Ангелы расступились перед Судьею, Который шел судить и воздать каждому за беззаконие, обличаемое надписью на челе. Начали являться страшные бесчисленные силы пред престолом Судии. Видя это, я еще более устрашился. Но святой Ангел снова ободрил меня, сказавши, что я должен внимать всему разумно, ибо происходившее пред моими глазами послужит в пользу мне. Не успел он окончить своих слов, как вдруг блеснула молния, послышался свыше страшный голос, и земля затряслась. Те, на которых были светлые лица, не только не устрашились, но еще больше стали радоваться и веселиться: они тихо и молча приблизились к престолу Судии, сияя красотой, которой удивился бы всякий человек. На идолопоклонниках же и неверных виден был страх, и мрачны были их лица. Когда явился Крест и они поняли, что Христос хочет судить всех, упали духом и устыдились, тогда как все верные от Авраама до Христа не боялись, а радовались. Израильтяне до появления Креста называли какого-то великого бога, но увидевши сияющий паче солнца Крест Господень и понявши, какой веры он служит знамением, возопили: «О, горе нам! Иисус Христос, Которого прославляют христиане, хочет судить всех!» И лица их омрачились и исполнились стыда, а верующие радовались и кланялись Кресту, зная, что он есть именно тот, на котором Господь пригвожден был по Своей воле. В это время вдруг явилось светлое облако с молнией и, осенивши Божественный Крест, долго оставалось на нем, как только оно поднялось туда же, откуда снизошло, вокруг Креста обвился пречудный украшенный венец. Иудеи и агаряне при виде его удивились и вострепетали, идолослужители, мучившие святых, от страха и изумления не могли слова произнести. Христиане же исполнились великою радостью и, поднявши руки вверх, прославляли Господа. И вот заблистала молния, послышался шум, гром, явились Ангелы и Архангелы, весь воздух наполнился ими, – всех объял трепет. Ангелы с благоговением пришли и остановились на приготовленном для судилища месте. Грешники поняли, что все их тайные помышления сделаются известными. Ибо Господь сказал: «Нет такой тайны, которая не будет обнаружена». Престол Божий не на земле стоял, но в воздухе, на высоте около сорока локтей, и Ангелы ходили не по земле, а носились в воздухе. Одни из них стояли на восточной стороне, а другие – на южной, третьи – на северной, четвертые – на западной. Все они отличались один от другого: одни были белые, как свет солнечный, другие были подобны пламени или золоту блестящему, или красному цвету. Разделившись на четыре части, они наполнили всю поднебесную; земля же наполнена была людьми. За ними появилась огненная колесница, вокруг которой шли шестокрылатые, многоочитые Херувимы, взывавшие: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и землю славы Твоей». Ангелы воскликнули: «Благослови, Отче Вседержителю, благословен Грядый во имя Господне Иисус Христос, Слово Соприсносущное Отцу». От их славословия содрогнулись небо и земля. Пришедшие с колесницей окружили престол Божий. Евреи и агаряне, слыша, что Ангелы наравне с Богом Отцом славят и Господа нашего Иисуса Христа, начали рыдать, говоря: «О, горе нам! Мы не ждали Его, и Он пришел».
Затем я увидел, как Святой Крест поднялся с того места, на котором стоял, и, приблизившись к Святому городу, остановился у ворот, где стоял Господь, призывавший Своих святых и вводивший их в Святой город.
После этого посмотрел Господь с гневом на запад, и пришли со скоростью молнии огненные Ангелы, которые наблюдали за муками, и начали они ввергать грешников в огненное море. Грешники же рыдали: «О, тяжело, тяжело!» И затем потопáли. Обо всем этом открыл святой Ангел.
Молю же вас, братья и отцы, прочитавши это, пусть никто не усомнится в справедливости сказанного, помышляя, что грешному, недостойному, худому мужу не могли быть открыты такие тайны, которые от начала века никто из великих святых не сподобился видеть, а между тем многие из них сподобились получить от Бога великие дарования, каждый по своему достоинству. Открыл же мне все это Господь не потому, что я был достоин, а по молитвам святого отца моего Василия. Что удивляться Божию смотрению? Или вы не знаете, что тайну Воскресения Своего Господь открыл прежде всего женщинам? И пастухи первые узнали о Его рождении, и неблагородные и необразованные рыбаки сделались проповедниками Его учения. И во многих Божественных Писаниях вы найдете о замечательных и чудесных дарованиях многих святых. Одним давались откровения, другим иные чудеса, подобно тому как и у апостолов усматриваем различные дары Духа Святого. Я – последний из людей, и то, что мне было открыто, я здесь излагаю, дабы принести пользу тем, которые будут читать сие. Все это я не сам собою измыслил, но если, благодаря моему невежеству и грубости, вы здесь найдете что-либо неразумное, то не осуждайте ради этого всего моего писания. Мы не скроем того, что пишем это для читающих с сокрушенным сердцем, и пишем истинно и неложно, в чем нам свидетель Бог, что мы это видели и слышали. Думаю, что никто из хорошо мыслящих не усомнится в виденном и слышанном нами, в особенности из изучивших Ветхое и Новое Писания, где немало находится свидетельств об этом, и тем большую пользу получит. Мы же возвратимся к прежнему.
Когда они это говорили, Господь ангельской трубой сказал к ним: «Не Я ли Господь Иисус Христос, Сын Бога и Отца, преклонивший небеса, сошел и родился от Духа Святого и от Святой Девы Марии? На собраниях ваших учил вас и говорил: Я и Отец едины есть; и если не верите Мне, то верьте делам Моим. Вы видели дела Мои – мертвых воскресил, слепых просветил, хромые стали ходить, прокаженные очистились, расслабленные выздоровели, бесов изгнал и всякую болезнь и недуг исцелил. Вы же все это видели, но ослепились разумом. Меня послушать не хотели, а потому спастись, вечно жить и царствовать не можете, но еще больше скажу: за все, что сделал вам хорошее, вы распяли Меня на кресте и вонзили в ребро копье. Видите, вот руки и ребра Мои и теперь покрыты ранами, которые служат лучшим доказательством той свирепости, которую вы проявили ко Мне. Но не за это Я буду судить вас, а за то, что вы не послушали избранных учеников Моих, посланных обратить вас к покаянию. Вы не захотели обратиться, но предпочли умереть в грехах». Слыша это, они начали плакать. Одни били в грудь, а другие драли себе лицо, говоря: «Моисей, Моисей, тяжело нам! Где ты теперь? Приди, если ты заслужил милосердие от Бога, и теперь избавь нас». Господь снова сказал им: «Вследствие вашего неверия в Меня пусть невинных найдет Моисей, которого вы зовете на судный ответ, он обличит вас». При этих словах пред ними явился Моисей в великой славе. Они увидели его, тотчас узнали его и закричали: «О Моисей, ты дал нам Закон. Мы данный нам тобой Закон сохранили, как ты нам заповедал, и не только не приняли теперешнего Судью, но распяли и убили Его. Скажи нам теперь: Кто есть Этот, и почему ты не сказал о Нем в своем Законе? Скажи нам об этом и избавь нас от руки Его, потому что видим, что мы все находимся в Его власти и нас постигло то, чего мы не ожидали. Хочет судить нас, и нет такого, который бы избавил нас, теперь помоги нам, находящимся в таком бедствии».
Для отшедших в жизнь вечную нет ни лета, ни зимы, ни дня, ни ночи. Времена не изменяются, ни дождь, ни снег, ни теплота солнечная не нужны. Они не чувствуют ни голода, ни жажды, ни печали, ни воздыхания, не нуждаются в возделывании земли, ибо все изменилось и стало новым: небо, и земля, и человек.
Житие их мирно и беспечально, ибо им чужды всякие телесные похоти. Они не знают ни гнева, ни ревности, ни лихоимства, ни злобы, ни гордости – все это попрано с диаволом и ввержено в преисподнюю. Они наслаждаются вечными благами, вечно сияющим светом и подобно Ангелам не изменяются. Все это сказал мне святой проводник.
Я видел, как Ангелы выходили из Святого града и раздавали святым селения, скинии, столы и престолы, каждому по заслугам: одним на земле, другим в воздухе, и ходившие по земле, и летавшие в воздухе – все духовно веселились. На все это я со вниманием смотрел и изумлялся.
Молитвами преподобного Василия да сподобимся и мы избежать горьких мытарств и водвориться в обителях, уготованных любящим Бога и исполняющим заповеди Его, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же с Отцом и Святым Духом честь и слава во веки веков. Аминь.