Игумен Авраам
Ключ разумения

Предисловие составителя сборника

Досточтимые отцы и матери! Возлюбленные братья и сестры!

Предлагаем вашему благочестивому вниманию сборник статей русских подвижников благочестия. Он посвящен теме, сколько интересной, столько непонятной и загадочной - теме духовной жизни. Представление об этом предмете у многих и многих православных христиан и даже монашествующих весьма туманное. Общепринятым считается, что всё, касающееся внешней деятельности человека, определенно и ясно, а внутреннее его состояние совершенно неописуемо и практически непостижимо. Духовная жизнь якобы столь индивидуальна, что обобщения невозможны и потому судить о степени преуспеяния, о благодатности человека никто не имеет права. Считается, что даже точных критериев, определяющих так называемую духовность, не существует. На самом же деле здесь все так же определенно и точно, как и в любом другом деле, во всяком человеческом занятии. Когда мы имеем смутное представление о каком-нибудь ремесле, то рассуждаем о нем общими фразами, осторожно, часто пытаясь скрыть под многозначительными туманными выражениями свою неосведомленность. Если же рядом оказывается мастер своего дела, он едва удерживается от насмешки, хотя бы мы в своих рассуждениях о том занятии, в котором он преуспел, пользовались словами иностранного происхождения, философскими терминами и искусно строили свою речь. То же самое происходит и в отношении такого понятия, как духовная жизнь.

В настоящем сборнике мы как раз и хотим представить читателям избранные произведения русских подвижников благочестия, точно и ясно описывающих основы духовной жизни. Описывающих их таким образом, чтобы иметь о них не только теоретическое представление, что, впрочем, весьма важно для понимания всего подвижнического пути и особенно его конечной цели, но и научающих нас тому, что именно и в какое время мы должны исполнять, чтобы шествовать по этому пути. Ибо «монашеское жительство – наука из наук, Божественная наука. Это относится ко всем монашеским подвигам, в особенности к молитве. В каждой науке имеется свое начало, своя постепенность, свои окончательные упражнения, так и в обучении молитве существует свой порядок. Тщательное последование порядку служит в науке ручательством успеха в ней, так и правильное упражнение в молитве служит ручательством преуспеяния в ней»[1].

Всем наставлениям, заключающимся в нашем сборнике, присуще свойство, весьма удачно названное святителем Игнатием (Брянчаниновым) «определительность». Потому запутаться в них, получить вред вместо пользы, можно сказать, весьма трудно. Впрочем, святой апостол Петр говорит следующее: ...Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания[2]. Если некоторые умудряются и от учения великого апостола Павла повредиться, то и на нас нет вины в том, что кто-то чрезмерно увлечется каким-то одним назиданием, пренебрегая всей совокупностью православного предания о внутренней жизни христианина.

В связи с некоторыми возвышенными переживаниями, описанными в статьях, предложенной вашему вниманию книги, хочется сказать следующее. Конечно, опасно предлагать новоначальному образцы возвышеннейшего духовного преуспеяния, потому что такой человек не осознает своего скромного душевного состояния и пытается под действием гордости стяжать обильную благодать Божию, которую, на самом деле, возможно приобрести лишь долголетним упражнением в молитве, многой опытностью и, в особенности, глубочайшим смирением. Ведь, как пишет великий наставник нашего времени святитель Игнатий Брянчанинов, «всякому человеку, зиждущему храмину, подобает ископать, и углубить, и положить основание на камени[3]. Камень – Христос. Тот возлагает на себя тяжкий труд копания земли, кто, в противность влечению сердца, нисходит в смирение, кто, отвергая свою волю и разум, старается изучить заповеди Христовы и предание Православной Церкви, с точностью последовать им; тот полагает в основание прочные камни, кто прежде заботится о том, чтобы направить свою нравственность сообразно завещанию Господа нашего Иисуса Христа. Нет места для истинной молитвы в сердце, не благоустроенном Евангельскими заповедями»[4]. Но, с другой стороны, в наши скромные истинными наставниками времена и преуспевающий делатель иногда оказывается в очень затруднительном положении, не имея возможности проверить свои новые духовные ощущения из-за скудости, если не сказать отсутствия, непосредственных описаний молитвенных опытов в их развитии, в том числе, самых возвышенных. Кроме того, в нашей книге мы расположили статьи таким образом, чтобы они постепенно возводили читателя от общих понятий, через рассказ о молитвенных упражнениях, приличных новоначальным и о постепенном преуспеянии в духе покаяния, к представлению о благодатных посещениях и откровениях.

К сожалению, приходится предупредить некоторых неумеренных теоретиков духовной жизни, чтобы они не пытались, с точки зрения своего скромного духовного опыта, отрицать действительность и истинность возвышенных переживаний подвижников, приближающихся к совершенству. Ведь это выглядит даже смешно, когда, абсолютизируя учение о покаянии святителя Игнатия (Брянчанинова), а вернее профанируя его, мы беремся судить о том, что (простите за тавтологию) неизмеримо выше нашей меры не только преуспеяния, но даже понимания. Так можно дойти и до порицания преподобного Симеона Нового Богослова за его «Божественные гимны». Всем известно, что одно и то же слово может обозначать разные вещи. Под словом «покаяние» можно понимать сокрушение в своих грехах, слезы о них, сожаление о совершенных в прошлом нравственных преступлениях. И это правильное, но узкое представление о покаянии. Отнюдь не противоречит ему более широкое понятие об этом всеобъемлющем делании. Борьба со страстями, пламенная молитва об избавлении от мысленных уклонений от Евангелия Христова, плач о падении Адама чрез познание своего падшего естества и, наконец, страх лишиться Божественной любви – всё это тоже покаяние, простирающееся даже до исхода из этой временной жизни в будущую и вечную. Кроме того, нам известно из аскетических писаний некоторых святых отцов, повествующих о своих возвышенных благодатных опытах, что переживания и ощущения людей, достигших христианского совершенства или весьма приблизившихся к нему, имеют великое разнообразие как по силе, так и по свойствам, не меньшее, а, как нам кажется, гораздо большее, чем наши земные чувственные ощущения. А иначе бы оказалось, что телесная жизнь интереснее и приятнее, чем слава будущего века, отчасти являемая уже сейчас в душе преуспевшего подвижника. И таким образом мы стали бы невольными сторонниками людей, считающих вечное блаженство однообразным бездеятельным и хотя беспечальным, но скучным «времяпрепровождением». Православие есть полнота, а не только одно покаяние в узком смысле слова. Не будьте дети умом, – говорит святой апостол Павел, – на злое будьте дети, а на доброе будьте разумны[5]. Когда хорошие умные дети, отличники, уверенно говорят со взрослыми о житейских предметах, то это, конечно, весьма забавно. Но если бы кто-то вздумал к их советам прислушаться, то последствия были бы очень печальны.

Остается добавить, что наш сборник хотя и преследует цели не только теоретические, но и практические, и может служить минимальным, но вполне удовлетворительным руководством для занятий молитвой Иисусовой, однако же мы ни в коей мере не считаем, что он может заменить всю аскетическую литературу и, в особенности, русских духовных писателей, близких к нам по времени и потому более понятных, а, правильнее сказать, более понявших нас самих. Скорее он является некой азбукой, дающей возможность изучившему её правильно понимать святоотеческую литературу. Читая подвижнические слова, мы, не имея собственного опыта и не зная правильного подхода, понимаем эти поучения по-своему, можно сказать, превратно, и, горделиво цитируя аскетические изречения, вкладываем в них свой собственный смысл, совсем не тот, который вложили в него святые отцы. Потому, формально опираясь на Предание Церкви, мы невольно искажаем его и учим не тому, чему учили отцы, но как бы их словами излагаем собственные мнения, уподобляясь в этом сектантам, произвольно толкующим Библию.

Наша книга представляет собой попытку стать неким «ключом разумения», который законники, т. е. люди, считающие, что спасение совершается только точным исполнением церковных уставов и правил, взяли от нас этим самым законничеством; сами не войдя в благодатную духовную жизнь, они и хотящим сделать это воспрепятствовали. Мы же, наоборот, имеем сильнейшее желание предоставить вам этот «ключ разумения», дабы вы получили возможность вступить в Царство Божие, внутрь вас сущее, а, обретя его, помолились и о нас – составителе, переводчиках и всех, принимавших участие в создании этого сборника, – чтобы и мы тоже обрели его в своих сердцах.

Духовник Ново-Тихвинского женского
и Спасского мужского монастырей
Схиигумен Авраам (Рейдман)


[1] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. М., 1993. Т.1. С.266, 267.

[2] 2 Пет. 3, 16.

[3] Лк. 6, 48.

[4] Аскетические опыты. Т.1 С.265-266.

[5] См. 1 Кор. 14, 20.