Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Трезвомыслие

Предисловие составителя

Предисловие составителя

 

Досточтимые отцы и матери!

Возлюбленные братья и сестры!

 

С некоторым смущением вынуждены своими рассуждениями предварить творения великих русских подвижников, хотя достаточно было бы, с нашей точки зрения, предложить вам прочесть эти богомудрые писания, ничего не добавляя от себя. Но мы таким образом объясняем, для кого предназначено это собрание святоотеческих трудов.

Может возникнуть впечатление, что оно адресовано только монашествующим, по той причине что и все авторы его — монахи и писали они как будто для монашествующих. Но это не совсем так. Преподобный Нил Сорский в самом названии своего творения говорит о том, что оно душеполезно для всех, а не только для аскетов («Предание старца Нила Пустынника своим ученикам; и всем полезно его иметь») В жизни каждого мирянина, в том числе ведущего семейный образ жизни, есть место для аскезы, потому что всем нужно непрестанно молиться, всем — бороться с греховными помыслами и хранить чистоту ума. По учению преподобного аввы Дорофея, монахи отличаются от мирян добровольными обетами целомудрия и нестяжания, а все прочее поприще евангельских заповедей — общее для тех и других. «Заповеди (Христовы) даны всем христианам, и всякий христианин обязан исполнять их; они, так сказать, дань, должная царю. И кто, отрекающийся давать дани царю, избег бы наказания?»[1]. Святитель Игнатий в заключении к своему выдающемуся творению «Приношение современному монашеству» говорит, что оно может быть полезным для мирян, желающих «среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением». Но ведь кто не имеет такого, по выражению святителя Игнатия, особенного тщания, того, наверное, можно назвать нерадивым — и это состояние, конечно, одобрить невозможно.

Нам представляется, что из данного собрания святоотеческих поучений могут получить пользу и миряне, благоразумно избирая из него то, что подходит для их образа жизни, и новоначальные монахи, находя в нем изображение всего аскетического пути, и преуспевшие подвижники. Произведения русских аскетических писателей, содержащиеся в этой книге, расположены таким образом, что предыдущие объясняют те творения, которые находятся за ними, а последующие дополняют и углубляют понимание предшествующих. Благодаря этому создается полная картина духовной жизни. И в связи с этим мы обращаемся к читателям с большой просьбой: несмотря на то что отдельные произведения из этого сборника вам уже знакомы, прочтите его от начала до конца подряд. Уверяем вас, что в этом случае вы по-новому и яснее воспримете то, что вам казалось само собой разумеющимся и понятным.

Книга эта может быть полезна монашествующим и мирянам, духовникам, настоятелям и настоятельницам монастырей, стремящимся правильно организовать монастырскую жизнь. Она не претендует на то, чтобы заменить собой все древние аскетические писания, а скорее представляет собой введение в святоотеческую аскетику, и в то же самое время она сама по себе является удовлетворительным руководством для духовной жизни, в котором описаны и начальные ее этапы, и возвышенные добродетели, а также даются предостережения от прелести и ложной ревности.

Просим уважаемых читателей помолиться за составителя, переводчиков и издателей: духовника Ново-Тихвинского женского монастыря схиархимандрита Авраама и настоятельницу обители игумению Домнику с сестрами.

 

Схиархимандрит Авраам

 

 

 

 

 

 



[1] Дорофей, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка / Авва Дорофей. Репр. воспр. изд. 1895 г. М.: Актис, 1991. Поучение 1. Об отвержении мира. С. 31.