Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Трезвомыслие

О должности духовника, служащего инокиням

О должности духовника, служащего инокиням[1]

Духовник приходящим к нему для исповеди, для открытия совести и за советом духовным, всем труждающимся о Господе, а паче подвижнейшим, да являет себя во всякое время удобоприступным, дабы сии приходящие к нему и Бога ради труждающиеся сестры имели несумнительную веру и удобную откровенность во всем. Он должен прилежно, по званию духовническому, смотреть всех приходящих и наблюдать, с каким кто духом приходит и кто какими душевными недугами болезнует, и, распознав болезни, да тщится прилагать и врачевство всякой язве полезное. Дерзостным от подвижнейших да предлагает опасность падения от нечаянного нашествия немощей и страстей, предстоящую тем наипаче, кои слабостями других соблазняются и к немощам ближних не снисходительны, — таковым предлежит великая опасность: и ров падения, и души бедствование, и дверь отчаяния. Аще же кто приидет с обремененною немощами душою, с болезнью в сердце и с глубокими язвами в совести; и со смирением и близ отчаяния, — таковых подобает принимать с милованием любвеобильным, и предлагать им неизреченную милость Божию за исповедание согрешений и покаяние истинное, и представлять им примеры прежних великих грешников, истинно покаявшихся, и по очищении от грехов Господу угодивших, и ко святым приложившихся; и так соответственное недугу каждому врачевство преподавать, по наставлению преподобного Иоанна Лествичника, так глаголющего: «Да не предлагаеши приходящим врачевства единого: приходящему к тебе врачеваться с высокомудрием подвижничества и знания от деяния предлагай, яко высокомудрым падения и наказания ко смирению попущаются от Бога, и благодать Божия отступает от них, и врагу бывают подручники; и “мняйся стояти блюдется, да не падет” (см. 1 Кор. 10, 12), — апостол пишет. Отягченному же грехами предлагай Бога быть милостива и простительна грехами обремененным и истинно кающимся». — И так духовник должен иметь во всех случаях рассуждение; изнуряемых стужением браней мысленных и страстей телесных утешать и укреплять в подвигах, да не унывают и да не впадают в малодушие и отчаяние; но да последуют оному наставлению отеческому: «Аще и тысящу язв на всяк день от врага приимеши, да не отступиши от живоносного подвига», ибо кому больше различными браньми стужает враг, аще не подвизающимся? Завидует бо им, видя их истинное и ко спасению стремящееся по Бозе намерение в подвигах; а сего ради с большею яростию нападает на них и паче вначале стужает хульными помыслами. Но кто не желает и отгоняет их по возможности, тому они и в грех не вменяются. Аще же кто и не может отгнать их, да открывается духовнику или искусным старцам, и Бог прогонит их; точию да не желает их, но да противится им, пренебрегая и в грех себе не вменяя их. Сие бывает по зависти бесовской, по Божию же попущению ради искуса и смирения подвизающихся. Аще же иные и подвизаются, и постятся, и бдят на молитве, и брани от врага не стужают им, и скорби внутренние и внешние не находят на них; таковых подобает наблюдать опасно[2]: ибо таковых подвиг опасен есть, паче же, аще кто с самочинием и высокомудрием безгодное имеет рвение к безмерным подвигам, — таковых подобает приудерживать советом, соглашаясь о сем с настоятельницею, по правилу преподобного Лествичника, глаголющего: аще видиши юна, «быстро восходяща на небо, емь за нозе, верзи долу». Новоначальные паче да навыкают прежде по земле ходить и во всем умеренности держаться. Подобает наставлять их отсечению воли своей пред старейшими, да последуют искусных отцов учению, да пребывают в повиновении старицам, да обучают ум познавать прилоги вражии и отгонять молитвою Иисусовою и сопротиворечием. Подобает учить их, как побеждать страсти и противостоять оным; паче же низлагать злобу и гордость и к различным вещам пристрастие. — Бог попущает и подвижным быть в падении, егда не имут смирения: сего ради псалмопевец гласит: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). — Да тщится убо духовник навыкать в искусстве духовного врачевания и приходящих к нему да вразумляет и обучает познанию вины страстей и браней. Аще какая сестра будет противиться игумении или своей восприемной старице, таковую духовник да наклоняет к смирению и послушанию; ибо в правилах иночества написано есть: «Аще кто настоятельницу или старца своего в коем-либо словеси, ко спасению его изглаголанном, преслушает, яко враг Божий и соперник обретается». Аще какую сестру, по долгу и правильно, игумения или старица, ей же та вверена от игумении, за нарушение устава или за иную вину некую свяжет, духовник не имеет власти разрешить связанную без совета и соглашения со связавшею; на что указует и слово оное, в Прологе обретаемое, о старце, связавшем ученика своего, иже и мученик бысть; и многие сему сообразные изречения в Божественных писаниях обретаются. — Посему духовник и игумения должны иметь в запрещениях согласие между собою; и первый, по добровольному тайному грехов исповеданию, тайную и эпитимию да налагает, а игумения за нарушение правил устава и за соблазн власть имеет наказать противящуюся и открытою эпитимиею. Егда сестрам, паче же подвижнейшим, случаются частые брани и искушения, духовник да не приводит их в малодушие и отчаяние, паче же да не согласует смущению тех, им же враг влагает помысл в мир возвратиться за страсть телесную; но да укрепляет и ободряет таковых, уверяя благодатию Божиею, яко та, молитвами Божией Матери, отженет от них вражию брань и страсть им стужающую, аще токмо смирятся и страсть оную возненавидят с болезнью сердца, и так покой обрящут душам своим. — Аще же духовник даст искушаемой послабление в таковом случае и ко внушениям вражиим приложит совет свой на ея возвращение в мир, то сам постраждет за ее совращение с пути спасения, и душа погибшая от рук его взыщется, якоже и писание свидетельствует: «Мнози, — глаголет святой Григорий Синаит, — неискуснии несмысленных повредиша, их же суд имеет по смерти». Всякому убо духовнику подобает блюстись, да не когда в притчу сию впадет. Сего ради внимай тщательно, духовный отче, да и себя устроишь постепенно ходить по заповедям Божиим и по преданиям святых отец, утвержденным Соборами, написанным по благодати Святого Духа и по ясному повелению Самого Христа Спасителя, Иже рече апостолам: «Шедше, научите вся языки, не токмо, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, но и учаще их блюсти вся, елика Аз заповедах вам» (см. Мф. 28, 20). — В назначении же эпитимий да будет рассуждение многое и правилам святого Златоуста внимание; то есть аще кто сам признается в грехах своих и сожалеет об оных и осуждает себя, яко виновного, полвины такового уже от Бога оставляется. Аще же и духовнику свои согрешения исповедает, и кается истинно, и приемлет эпитимию подобающую: грехи отпущаются, и Бог прощает ему; и понеже правила отлучают некоторых на несколько лет от причащения; то аще кто языком токмо исповедует грех свой и отступать от оного не решается и никакой эпитимии нести не хочет, такового подобает отлучить от причащения, да смирится; и аще смирится и сотворит покаяние, облегчите отлучение. Аще же болящий, под отлучением от причащения, приближается к смерти и причаститься Святых Таин желает; причащай, не считая дней в смертном случае; аще же по сем здрав будет, да держит прежде ему назначенную эпитимию до определения. — Служащему при девичьих монастырях духовнику подобает оказывать инокиням, не по своей воле, но за послушание по нужде обители обращающимся с мирскими, вящшее, нежели прочим, милование, и укреплять их всеми способами; и ленивейшим, на сих подвижниц клевещущим, не скоро верить, но рассуждать, и всё испытывать, и суд милостию растворять со всяким благоразумием, дабы и «сокрушенные трости не преломить» (см. Мф. 12, 20), и хромое да исцелеет. — Да тщится же ни единой от приходящих не отпустить от себя без врачевания; но всех да утешает, и утверждает в вере и в терпении, и возбуждает к ревности на духовное преуспеяние, к молитве, к подвигам, к познанию прилогов вражиих и как побеждать искушения молитвою и сопротиворечием, паче же откровенным искушений и помыслов исповеданием; якоже и ко всем добродетелям, и к опытному в житии иноческом искусству по возможности да наставляет. Да посещает усердно недужных, в больнице живущих (ибо кроме больницы, по иным келиям инокинь и самому духовнику неприлично ходить), да облегчает телесные страдания их духовными утешениями, да ободряет надеждою вечного воздаяния за терпение с благодарением и покоем вечным со святыми в Небесном Царствии, по исходе из сей юдоли плача. — Наипаче же да печется о сущих в сомнении, унынии и отчаянии по навету вражию, благовременно и более в церкви да вопрошает их о душевном их состоянии, да разгоняет мрачные мысли их светом истины и любви Божией и так да врачует их, яко же и всех в дому Божием сущих, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков, аминь.



[1] Печатается по изданию: Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб, 1856. С. 83–90.

[2] Опасно (церковнослав.) — осторожно, осмотрительно, тщательно.