Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Трезвомыслие

Краткие сведения о святых отцах, творения которых вошли в сборник

Краткие сведения о святых отцах,

творения которых вошли в настоящий сборник

 

Преподобный Нил Сорский (1433–1508). Считается основателем скитского жития на Руси. До него в Русской Церкви существовало два вида иночества: общежительный и отшельнический, преподобный Нил положил начало третьему — скитскому. Преподобный Нил (в миру Николай Майков) происходил из дворянского рода Майковых, родился в Москве. Свою иноческую жизнь начал в Кирилло-Белоезерской обители, где пользовался советами мудрого и строгого старца Паисия (Ярославова), впоследствии игумена Троице-Сергиева монастыря (ныне Троице-Сергиева Лавра). Через некоторое время преподобный Нил вместе с учеником своим, монахом Иннокентием, совершил паломничество на Восток. Несколько лет провели они на Афонской Горе и в константинопольских монастырях, постигая все виды монашеского подвижничества, в особенности неизвестный им вид скитского жития. Преподобный Нил тщательно изучал наставления афонских старцев относительно умного делания, к которому еще в Кирилло-Белоезерском монастыре имел влечение. Вернувшись на Русь в Белоезерский монастырь, преподобный Нил не остался жить в нем, так как полюбил уединение. Поселился он в пятнадцати верстах от монастыря, на берегу реки Соры, и основал там пустынножительную обитель по скитским правилам, поэтому и почитается первым начальником скитского монашеского жития в России.

В составленном Нилом Сорским «Уставе» описана как внешняя сторона скитской жизни, так и внутренняя. Труд и подвиг скитского жития состоит преимущественно во внутреннем подвижничестве, строгом наблюдении над состоянием души, в умном делании. Иночество, по мнению Нила, должно быть не телесным, а духовным; оно требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего духовного самосовершенствования. Почва монашеских подвигов — не плоть, а мысль и сердце. Главным деланием монахов должна быть молитва, а также борьба со страстями и помыслами, которые необходимо открывать старцу. Духовная польза от такой исповеди настолько велика, что откровения помыслов не следует оставлять даже опытным монахам. Преподобный Нил при скитском образе жизни исключал возможность земледелия, так как оно по сложности своей неприлично отшельнику, для которого главным должна быть внутренняя молитва, непрестанно совершаемая умом в сердце. Нил Сорский раскрывает в своем «Уставе» учение святых отцов о хранении ума и сердца, об очищении внутреннего мира человека.

Несмотря на любовь к уединенной жизни, Нил Сорский принял участие в обсуждении Церковью двух важнейших вопросов того времени: об отношении к ереси жидовствующих (на Соборе 1490 года) и о монастырском землевладении (на Соборе 1503 года). В деле о еретиках Нил Сорский и его учитель Паисий (Ярославов) не согласились с большинством русских иерархов, выступавших за сожжение еретиков (архиепископ Геннадий Новгородский, игумен Иосиф Волоцкий). Преподобный Нил настоял на более милосердном отношении к еретикам. На Соборе 1503 года Нил Сорский предложил, во исполнение обета нестяжания, освободить монастыри от управления вотчинами, что вызвало в Русской Церкви ожесточенные споры. Преподобный Нил считается основателем движения «нестяжателей». Нил Сорский известен не только как основоположник скитского жития и преуспевший подвижник, но и как духовный писатель. Помимо «Устава» к литературным трудам Нила Сорского принадлежат: «Предание старца Нила Пустынника своим ученикам», послания, краткие отрывочные заметки, покаянная молитва и предсмертное «Завещание». В этих произведениях он развивает учение святых отцов о внутреннем трезвении, говорит о борьбе с помыслами, о терпеливом перенесении скорбей. В посланиях преподобный Нил рассказывает о своей жизни, предлагает различные духовные наставления, заповедует памятовать о смерти и дает советы о том, как бороться с греховными помыслами. Преподобный Нил отошел ко Господу 7 мая 1508 года, в возрасте 75 лет.

 

Преподобный Василий Поляномерульский (16921767). Иеросхимонах, основатель Поляномерульского скита в Молдавии, в котором процветало умное делание. Преподобный Василий родился в России, свою монашескую жизнь начал в Мошенских горах, недалеко от Киева. В 20-х годах XVIII века, когда для монашества в результате государственной политики секуляризации церковных земель наступили трудные времена, покинул Россию. На протяжении XVIII века многие русские и украинские иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с несколькими монахами преподобный Василий поселился в пустыни Валя-Шкьопулуй, потом перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен в иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно собралась монашеская община. Около 1730 года из-за увеличения числа братии Василий ушел из Дэлхэуцкого скита с двенадцатью иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу, вблизи изгиба Карпат. С согласия братии Рымникского монастыря, которая являлась владельцем тех земель, и с позволения господаря Валахии преподобный Василий начал строительство Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы (строительство завершено в 1733 году). Василий Поляномерульский, возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила святителя Василия Великого, богослужение по афонскому уставу, старческое руководство и умное делание. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством старца Василия находились одиннадцать скитов и пустыней. В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (будущий преподобный Паисий Величковский), который прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников старца Василия.

Свои аскетические воззрения Василий Поляномерульский изложил в предисловиях к творениям преподобных Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского. Предисловия преподобного Василия представляют собой поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на неправильность мнения тех, кто думает, будто бы умное делание прилично только подвижникам, достигшим бесстрастия и святости. У Священного Синода Румынии возникли сомнения по поводу каноничности поучений преподобного. В 1749 году он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии. На все вопросы высокого собрания преподобный Василий дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов.

В 1750 году старец Василий прибыл на Афон изучать типиконы афонских монастырей, там он посетил преподобного Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию. В 1764 году преподобный Василий разделил Поляномерульское братство на две части, так как братья румынского происхождения, которых в скиту стало большинство, просили старца, чтобы богослужение совершалось также и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, старец Василий предложил румынским инокам остаться в скиту, а сам намеревался с учениками-славянами перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за преподобным Василием право остаться в основанной им обители. В Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий (мастерская рукописной книги), благодаря чему в XVIIIXIX веках сочинения старца получили распространение во многих монастырях Румынии и России. Поучения Василия Поляномерульского оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник признавали преподобного Василия, наряду с преподобным Паисием Величковским, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем, кто желал успешно заниматься Иисусовой молитвой. Скончался преподобный Василий в 1767 году. 5 октября 2003 года он был канонизирован решением Священного Синода Румынской Церкви.

 

Преподобный Паисий Величковский (1722–1794). Настоятель нескольких молдавских монастырей, считается возродителем старчества и практики умного делания в России. Приобрел широкую известность благодаря своим переводам на церковнославянский язык греческих отцов Церкви (Иоанна Лествичника, Феодора Студита, Никиты Стифата, Григория Паламы и многих других). Преподобный Паисий (в миру Петр Иванович Величковский) родился в городе Полтаве 21 декабря 1722 года в семье протоиерея. В семнадцать лет Петр поступил в Любечский монастырь (у местечка Любеча над Днепром), основанный преподобным Антонием Печерским, затем перешел в Николо-Медведовский монастырь, в котором был пострижен в рясофор с именем Платон. Из-за гонений на Православие от униатов, когда иноков принуждали принять унию, Платон покинул монастырь и направился в Валахию. Путь его странствования пролегал через кельи и пещеры пустынников Матроненского монастыря, скитов Кодрица, Долгоуцы и Трейстены, которые были окормляемы старцем Василием Поляномерульским (Мерлополянским). Поселился Платон в Трейстенском скиту, где пользовался советами и наставлениями старца Василия. Вскоре Платон перешел в скит Кырнул, более строгий горный скит во имя святого Архистратига Михаила, и там предался безмолвной жизни. Три года Платон пробыл в Валахии, научившись за это время под руководством опытных наставников послушанию и смирению, умной молитве, а также постоянному вниманию к себе и напряженной духовной борьбе. В 1746 году Платон с благословения старцев отправился на Афон, где долго искал себе опытного духовного руководителя, но так и не нашел. Три с половиной года инок Платон подвизался в безмолвии. В это время Афон посетил старец Василий Поляномерульский. Он постриг пустынника в мантию с именем Паисий. Вскоре вокруг Паисия образовался скит, в котором одним из послушаний было собирание аскетических книг и их переписка. В 1758 году Паисий в возрасте тридцати шести лет был рукоположен в священнический сан. На Афоне старец Паисий пробыл семнадцать лет и возвратился в Молдавию. В Молдавии нашелся пустовавший Драгомирнский монастырь, в котором с позволения господаря Григория и по благословению митрополита Ясского Гавриила и поселился отец Паисий с братией. За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел в этом монастыре устав по чину святых Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита. Основными требованиями этого устава были: нестяжательность, отсечение своей воли, послушание, умная молитва, чтение книг, непрестанное рукоделие и внешнее благочиние, а также содержание образцовой больницы, странноприимницы, занятие церковными художествами и тому подобное. В монастыре старцем было организовано специальное послушание, которое состояло в переводе с греческого языка на церковнославянский творений святых отцов. После перехода территории монастыря к католической Австрии, отец Паисий переселился с братией в Секульский монастырь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а потом с частью братии — в Нямецкий монастырь. Житие в Нямце было устроено отцом Паисием по образу Драгомирны и Секула: общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. В 1790 году отец Паисий был возведен в сан архимандрита.

Переводы святоотеческих творений с греческого на церковнославянский язык, выполненные старцем Паисием, долго были единственными в русской духовной литературе и читались повсюду. Им переведены: Добротолюбие, сочинения преподобных Иоанна Лествичника, Феодора Студита, Марка Подвижника, Нила Синайского, «Восторгнутые класы» (сборник творений святых отцов) и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской, Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви. Преподобный Паисий скончался 15 ноября 1794 года, в возрасте 72 лет. Погребен в Нямецком монастыре, в соборном храме Вознесения Господня у южной стены. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году.

 

Преподобный Серафим Саровский (1754 или 1759–1833). Один из самых почитаемых в России святых, ревностный подвижник, благодатный старец, чудотворец. Преподобный Серафим (в миру Прохор Исидорович Мошнин) родился 19 июля 1754 года (по некоторым источникам, 1859) в городе Курске в благочестивой купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. Прохор рано обучился грамоте, с детства полюбил чтение Священного Писания и житий святых, посещение церковных служб, молитву. В 1778 году он поступил послушником в Саровскую пустынь. Прошел многие послушания: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне, столярне, исполнял обязанности пономаря. В 1786 году Прохор был пострижен в мантию с именем Серафим. В том же году, в октябре, Серафим был рукоположен в иеродиакона, а 2 сентября 1793 года — в иеромонаха. В ноябре 1794 по благословению настоятеля монастыря Исаии (Зубкова) отец Серафим поселился для пустынножительства в лесу, на берегу реки Саровки, в 5–6 верстах от монастыря. Это была «дальняя пустынька», где преподобный подвизался в строгом посте, безмолвии, телесном труде и непрестанной молитве. После пятнадцати лет пребывания в пустыне преподобный по требованию нового настоятеля Нифонта покинул пустыньку, 8 мая 1810 года пришел в монастырь, причастился Святых Христовых Таин и сразу же ушел в полный затвор в свою келью на пять лет, а затем несколько ослабил его. 25 ноября 1825 года, в день святых Климента и Петра Александрийских, Богоматерь в видении разрешила преподобному Серафиму оставить затвор. После выхода из него отец Серафим проводил свои дни в деревянной келье в двух верстах от монастыря (так называемой ближней пустыньке). Итогом долголетнего подвижничества отца Серафима стал подвиг старчества. К отцу Серафиму, обладавшему такими дарами, как прозорливость, духовное рассуждение, благодатные исцеления, стало приходить множество людей, и всех он принимал с лаской и любовью. Целью прозорливого старца было пробуждение голоса совести у приходивших, их раскаяние в грехах, сердечное сокрушение. Сам проводя жизнь в особых иноческих подвигах, он советовал другим идти «царским», то есть срединным, путем и не брать на себя чрезмерно трудных деланий. Он являл людям плод опытного, а не книжного духовного познания. Старец учил, что цель христианской жизни — стяжание Духа Святого через исполнение заповедей и молитву, особенно молитву Иисусову. Путь непрестанной молитвы и чтения слова Божия должен возводить человека к добродетелям. Приобщаясь Святых Христовых Таин каждое воскресение и каждый праздник неопустительно, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к причастию, отвечал: «Чем чаще, тем лучше». Преподобный Серафим отказался от настоятельства в двух монастырях, но в то же время принимал отеческое участие в устройстве женского Дивеевского монастыря, в пятнадцати верстах от Сарова. В 1825 году по указанию Божией Матери была создана в Дивееве отдельная девичья община, для которой отец Серафим стал не только духовным наставником, но и устроителем. Отец Серафим, несмотря на то что в эти годы никуда не отлучался из своей пустыньки, управлял общиной через своих духовных чад, посылая туда благотворителей и новых сестер, снабжая общину средствами. Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Святой Серафим не раз сподоблялся чудесных видений и особых проявлений милости Божией, подкреплявших его в подвигах любви. Святой старец по праву может быть назван учеником Божией Матери, Которая двенадцать раз в течение его жизни являлась ему, трижды исцеляла от смертельных болезней. Известны тридцать поучений отца Серафима, основанных на слове Божием, святоотеческих творениях и житиях святых, а также беседа с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни. Преподобный Серафим отошел ко Господу 1 января 1833 года. Причислен к лику святых 19 июля 1903 года.

 

Преподобный Василиск Сибирский (ок. 1740–1824). Монах-пустынник, благодатный делатель Иисусовой молитвы. Преподобный Василиск (в миру Василий Гаврилович Гаврилов) родился в середине XVIII века в семье крестьянина деревни Иванищи, Калязинского уезда, Тверской губернии. Отрок Василий с детства познал труд и нужду: просил милостыню, затем некоторое время был пастушком. С малых лет его отличала простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. По настоянию отца Василий вступил в брак, но вскоре уговорил жену хранить жизнь чистую, по обоюдному согласию с женой оставил семью и начал вести монашеский образ жизни, сначала в миру, а затем в различных монастырях. В ранний период подвижнической жизни Василий в течение нескольких лет странствовал по российским монастырям, встречался со многими подвижниками благочестия, среди которых были и ученики преподобного Паисия Величковского. Один из них — отец Клеопа, который долгое время жил со старцем Паисием, затем ушел в Россию и стал настоятелем Островской Введенской пустыни Владимирской епархии. Именно отец Клеопа благословил Василия на безмолвное пустынное житие. Некоторое время Василий пребывал с двумя пустынножителями в чувашских селениях, а затем, опасаясь жить по своей воле, ушел в Брянские леса. Здесь Василий нашел себе духовного отца, старца Адриана (Блинского), и был им пострижен в монашество с именем Василиск. Здесь же он впервые встретил своего будущего сотаинника и преданнейшего ученика — отца Зосиму Верховского, который в то время носил еще мирское имя Захарий. По прошествии трех лет отец Адриан призвал своего постриженника, отца Василиска, к себе в Коневский монастырь. Выстроив кельи на некотором расстоянии от монастыря, отец Василиск и отец Зосима подвизались в безмолвии в течение десяти лет. Отец Зосима открыл старцу Василиску святоотеческое учение о непрестанной Иисусовой молитве. Это учение, по горячей ревности и простоте смиренного старца, столь ему усвоилось, что в короткое время он достиг большого преуспеяния. Преподобный Василиск получил дар непрестанной молитвы и сподобился столь чрезвычайных Божественных откровений, что друг его Зосима составил особое повествование о действиях сердечной молитвы старца Василиска. Такое исключительное действие молитвы было даровано отцу Василиску не случайно. Имея от природы кроткий и мягкий нрав, он, приняв монашество, еще более преуспел в смирении и беззлобии. Молитвенное преуспеяние старца Василиска было отмечено уже некоторыми его современниками. Например, святитель Игнатий Брянчанинов в своем «Слове о смерти» пишет, что в его столетие ему известны только двое подвижников, которые сподобились зреть душу свою исшедшею из тела во время молитвы, и один из них — сибирский пустынник, монах Василиск.

Через десять лет старец Адриан перешел на жительство в московский Симонов монастырь, а своих духовных чад, Василиска и Зосиму, благословил удалиться в места более пустынные и посоветовал им идти в Сибирь. Поселившись в пятидесяти верстах от города Кузнецка, они прожили здесь в безмолвии двадцать четыре года. Затем под их руководством в 1822 году в городе Туринске был устроен женский монастырь, в котором старец Василиск и скончался в 1824 году. Время своего отшествия он предсказал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Таин. За семь суток, протекших до его погребения, тело почившего не только не подверглось тлению, но стало еще благовиднее, чем при кончине, было мягким, как у спящего. Святой старец был погребен близ алтаря монастырского собора. В 1913 году жители Туринска возвели над могилой часовню во имя мученика Василиска. В советское время храм и часовня были уничтожены, на их месте построены гаражи. В 2000 году во время демонтажа гаражей обретены святые мощи старца Василиска, которые ныне почивают в Ново-Тихвинском женском монастыре, в городе Екатеринбурге. В 2004 году Архиерейским Собором принято решение об общецерковном прославлении преподобного Василиска Сибирского.

 

Преподобный Зосима Верховский (1768–1833). Русский исихаст, духоносный старец, основатель двух женских монастырей, духовный писатель. Преподобный Зосима (в миру Захарий Васильевич Верховский) родился 24 марта 1768 года в знатной дворянской семье смоленского вице-губернатора Василия Даниловича Верховского. В пятнадцатилетнем возрасте он был отправлен на военную службу и определен в гвардию. В 1786 году после смерти родителей Захарий отдал большое имение сестре, оставил военную карьеру и удалился в Рославльские леса, где встретился со старцем Василиском, направившим его в Коневский монастырь к старцу Адриану (Блинскому). Строгость устава стала хорошей школой иноческой жизни для начинающего подвижника. Ревностно и смиренно исполняя все послушания, Захарий приобрел любовь братии, он был пострижен в монашество старцем Адрианом с именем Зосима. В Коневском общежительном монастыре Зосима приобрел навык к послушанию, чистосердечному откровению помыслов старцу, ведению мысленной брани, смирению, а от опытного иеромонаха узнал о делании молитвы Иисусовой. По прошествии трех лет с благословения наставника Зосима приступил к отшельнической жизни. В 1789 году он вместе со старцем Василиском удалился в пустынный скит, неподалеку от Коневского монастыря. Вскоре, однако, богоугодная жизнь отшельников стала известной в округе, и к ним стали приходить люди за советом, наставлением и утешением. В поисках уединения Василиск и Зосима с благословения старца Адриана отправились в далекую Сибирь, где поселились в пятидесяти верстах от города Кузнецка и в суровых условиях прожили более двадцати лет. Но и сюда вскоре устремились люди за словом истины. Сподвижничество старцев Василиска и Зосимы продолжалось более тридцати лет, вплоть до кончины старца Василиска в 1824 году. Оставаясь на стезе смиренного ученичества, преподобный Зосима в то же время был и учителем старца Василиска: именно от него преподобный Василиск узнал об умной молитве Иисусовой, в которой достиг вскоре высокого преуспеяния. Будучи свидетелем благодатных действий, которых сподобился старец Василиск во время молитвы, отец Зосима оставил записи о них: «Повествование ученика Зосимы о старце Василиске».

В 1820 году несколько женщин с благословения старцев устроили в деревне Сидоровке, находившейся почти в пятидесяти километрах от келий подвижников, монашеское общежитие, которое в 1822 году было перенесено в окрестности города Туринска. Занимаясь внешним благоустройством обители, отец Зосима главное внимание уделял устроению духовной жизни сестринства, в ее основу было положено старческое окормление и умное делание. Через некоторое время из-за клеветы и последовавшего за ней смятения в обители отец Зосима покинул Туринский монастырь и прибыл в Москву. Митрополит Филарет (Дроздов) предоставил отцу Зосиме келью в Чудовом монастыре, а по прибытии из Туринска преданных старцу сестер благословил открытие новой обители в пределах Московской епархии, в Верейском уезде. В 1826 году на земле, пожертвованной благочестивой москвичкой М. С. Бехметьевой, отец Зосима основал обитель, получившую позднее название Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни.

Старец Зосима известен и как духовный писатель. Ему принадлежат несколько произведений о жизни старца Василиска Сибирского, подвигах молодого подвижника Петра Мичурина, разнообразные поучения, наиболее значимым из которых является «Поучение о послушании», сохранились его письма к разным лицам. 24 октября 1833 года старец Зосима скончался, незадолго до этого приняв схиму. В 2000 году он был прославлен как местночтимый святой Московской епархии, а в 2004 году Архиерейским Собором принято решение об общецерковном прославлении преподобных старцев Василиска Сибирского и Зосимы Верховского.

 

Игумен Филарет Глинский (1777–1841). Вошел в церковную историю как настоятель и возобновитель Глинской пустыни, которая за двадцать четыре года его управления превратилась в цветущую благоустроенную обитель. Филарет Глинский (в миру Фома Данилевский) родился на Западной Украине в семье благочестивого казака. Научившись грамоте, Фома начал помогать причетникам своего храма в чтении и пении, быстро и хорошо освоил Церковный Устав. Три года Фома прожил в Киево-Печерской Лавре при старце Трифиллии. Старец требовал от Фомы бескорыстного усердия в служении людям, любви к порядку и опрятности во всем. Отец Трифиллий стал для Фомы первым духовным наставником, первым старцем. Вскоре Киево-Печерская Лавра начала казаться Фоме слишком шумной и многолюдной, не позволявшей сосредоточиться в молитвенном самоуглублении. В 1802 году Фома Данилевский перешел в Софрониеву пустынь, где подвизался под руководством старца Феодосия (в миру Феодора Маслова), воспитанника старца Василия Поляномерульского и друга преподобного Паисия Величковского. В этом же году Фома был пострижен в мантию с именем Филарет, а 8 февраля 1803 года посвящен в иеродиакона. В 1806 году иеродиакон Филарет, по представлению строителя монастыря Исихия, за безупречную нравственность, ревность и усердие в послушании был рукоположен в иеромонаха и назначен благочинным монастыря. После пятнадцати лет усиленных подвигов в Софрониевой пустыни отец Филарет 11 мая 1817 года был назначен на должность настоятеля Глинской пустыни.

Глинская Рождество-Богородицкая пустынь находилась в печальном состоянии запустения и разрухи. Отец Филарет сумел привести обитель в цветущее состояние, благоустроив как внешнюю ее жизнь, так и внутреннюю, введя старчество и умное делание. Глинская пустынь была единственной обителью, в которой устав предписывал всех поступавших в обитель поручать искусному старцу для духовного руководства. В деле старческого руководства отец Филарет особенное значение придавал ежедневному откровению помыслов, поскольку это делание является главным средством искоренения страстей, а также тому, чтобы прививать иночествующим истинное послушание через отсечение своей воли. Благодаря этому в Глинской пустыни был воспитан целый сонм выдающихся подвижников. Игумен Филарет совмещал в себе два разнородных таланта: талант администратора, умело справлявшегося со всеми хозяйственными делами большой обители, и талант духовного наставника. Заложив прочное духовное основание обители, отец Филарет начал и материальное ее восстановление. В течение 1821–1825 годов отцу Филарету пришлось совершить четыре поездки в Петербург, в это время он встречался с императорами Александром I и Николаем I, которые содействовали благоустройству Глинской пустыни.

В Петербурге отец Филарет неоднократно выступал среди русского образованного общества в защиту святоотеческого учения о духовной жизни, богообщении и молитве Иисусовой. Во время этих поездок отцу Филарету приходилось вступать в открытые дискуссии об истинной и ложной умной молитве с еретичествующими мистиками, а также вести полемику о монашестве. В этих спорах он одержал победу, благодаря чему последовало правительственное запрещение открывать тайные общества и масонские ложи. В 1839 году отец Филарет был возведен в сан игумена. Удивительно, что награждению известного всем настоятеля предшествовал такой длительный срок. Объяснить это можно только смирением отца Филарета, не искавшего чинов и наград. Он сам подавал пример ревности к благочестию, молитве, бдению, посту и труду. Отличался знанием святоотеческих писаний, обладал даром прозрения и непрестанной умно-сердечной молитвы, неоднократно сподоблялся благодатных видений. Для возобновленной обители отец Филарет составил несколько книг, переписанных или написанных им лично. Среди них — обширное поучение новопостриженному монаху. Им же написаны: поучение «До и после пострига», наставление «О должности духовника, служащего инокиням», записки об истории Глинской пустыни, нотные книги церковного пения и многочисленные уставы для других монастырей. Скончался игумен Филарет 31 марта 1841 года, в возрасте 64 лет.

 

 

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867). Епископ Кавказский и Черноморский, православный аскет и подвижник, духовный наставник, автор многочисленных творений. Святитель Игнатий (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском, Грязовецкого уезда, Вологодской губернии. Отец его принадлежал к старинной дворянской фамилии, родоначальником которой был боярин Михаил Бренко, оруженосец святого благоверного князя Димитрия Донского. Юный Димитрий был очень способен к обучению, поэтому получил прекрасное домашнее образование, рано полюбил чтение духовной литературы, имел склонность к уединенной сосредоточенной молитве, в которой находил отраду и утешение. В пятнадцать лет, по настоянию отца, Димитрий Брянчанинов блестяще сдал вступительные экзамены в Военное инженерное училище и при значительном конкурсе первым был зачислен сразу же во второй класс. Димитрий окончил училище в 1826 году в чине поручика. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но он подал прошение об отставке, желая принять монашество. Прошение не было удовлетворено, и Дмитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где вскоре тяжело заболел и был освобожден от прохождения службы. По выздоровлении, в 1827 году, он поступил послушником в Александро-Свирский монастырь. Затем перешел вместе со своим старцем иеромонахом Леонидом (Наголкиным) в Площанскую пустынь, а через некоторое время — в Оптину, однако вскоре по состоянию здоровья вынужден был уйти в Кирилло-Новоезерский монастырь, расположенный в Белозерском районе, на острове Огненном. Строгий устав обители был по душе послушнику Димитрию, но суровый, сырой климат местности отрицательно повлиял на его здоровье. Он заболел лихорадкой и для лечения был вынужден вернуться в Вологду и остановиться у своих родственников. Несколько окрепнув, он с благословения Вологодского епископа жил в Семигородской пустыни, а затем — в более уединенном Дионисиево-Глушицком монастыре. 28 июня 1831 года епископ Вологодский Стефан совершил постриг Димитрия в монашество с именем Игнатий. 4 июля 1831 года его рукоположили в иеродиакона, а 25 июля этого же года — в иеромонаха. Вскоре он стал настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря. За короткое время отец Игнатий возродил эту обитель. 28 января 1833 года иеромонах Игнатий был возведен в сан игумена. В 1833 году ему было поручено управление пришедшей в запустение Троице-Сергиевой пустынью под Петербургом, с возведением его в сан архимандрита. Отцу Игнатию пришлось перестраивать в обители все: храмы, корпуса, заводить сельское хозяйство. Он упорядочил богослужение в обители, собрал превосходный хор. Архимандрит Игнатий одновременно исполнял почти несовместимые должности: он был для братии обители прекрасным настоятелем, администратором и в то же время благостным старцем-духовником. В двадцать семь лет он уже имел дар принимать откровение помыслов и руководить духовной жизнью других людей. По собственному признанию отца Игнатия, служение живым словом было его основным занятием, которому он отдавал все свои силы. В Сергиевой пустыни он, несмотря на крайнюю занятость, написал и большинство своих произведений. С 1838 года архимандрит Игнатий был назначен благочинным всех монастырей Петербургской епархии и мог теперь оказывать благотворное влияние на монашествующих в них. Например, при его содействии в Валаамский монастырь был назначен настоятелем опытный в духовной жизни игумен Дамаскин, что привело к расцвету духовной жизни на Валааме.

В 1847 году архимандрит Игнатий, изнуренный болезнями, подал прошение об увольнении его на покой, но вместо этого получил длительный отпуск и поехал лечиться в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, в котором пробыл одиннадцать месяцев, а затем снова вернулся к своим многотрудным обязанностям. 27 октября 1857 года в столичном Казанском соборе архимандрит Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского, а 4 января 1858 года он прибыл в Ставрополь. В то время Кавказская епархия, недавно открытая, была весьма неустроенна. За четыре года управления епископ Игнатий посетил многие приходы своей обширной епархии, привел в порядок систему епархиального управления, содействовал улучшению положения местного духовенства, создал прекрасный архиерейский хор, построил архиерейский дом, благоустроил Духовную семинарию и внимательно следил за ее внутренней жизнью. Кроме того, он неустанно проповедовал. Но тяжкая болезнь не оставляла епископа Игнатия и на Кавказе, поэтому летом 1861 года он подал прошение уволить его на покой. В 1861 году прошение удовлетворили, и он вместе с несколькими преданными учениками переехал в Николо-Бабаевский монастырь. Здесь епископ Игнатий вел уединенную молитвенную жизнь, написал многие известные сочинения («Приношение современному монашеству», «Отечник» и другие), продолжал переписку с духовными чадами. В своих произведениях святитель Игнатий изложил учение святых отцов о христианской жизни применительно к современным условиям. В этом — важная особенность и достоинство его творений. Святитель Игнатий скончался 30 апреля 1867 года. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых.