Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Летопись
Главный храм обители
Храм во имя Всемилостивого Спаса
Расписание богослужений
Требы
Календарь
Ново-Тихвинский листок
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Служение
Духовник обители
Паломничество
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты


Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
18.07.2017
В разделе "Будни и праздники" появился новый рассказ «"Он носил в сердце большую любовь". Встреча с правнучкой страстотерпца Евгения Боткина»
10.07.2017
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ о празднике Тихвинской иконы Богородицы
17.06.2017
Изменилось расписание богослужений 22-23 июня в храме св. Александра Невского и в храме Всемилостивого Спаса
15.06.2017
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Воздух Зеленой Рощи. Воспоминания прихожанки"
Архив новостей

Телефоны для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151.





Книги издательства

Беседа о схиигумении Марии (Дохторовой).


Вл.Гавриил с духовником и настоятельницей монастыря
Вл.Гавриил с духовником и настоятельницей монастыря

Нашу обитель посетил митрополит Ловечский Гавриил (Болгарская Православная Церковь), автор книги о замечательной русской подвижнице схиигумении Марии (Дохторовой). В нашей обители матушка Мария пользуется особым почитанием. Летом этого года несколько сестер посетили Болгарский монастырь, которым долгое время руководила матушка. В этой поездке сестры познакомились с владыкой Гавриилом, который был духовным чадом схиигумении Марии. Во время ответного визита в нашу обитель Владыка в течение двух вечеров отвечал на многочисленные вопросы сестер о последних годах жизни матушки. Мы предлагаем вашему вниманию отрывки из этих бесед.

- Я очень рад, что вам понравилось жизнеописание схиигумении Марии. Видимо, вы чувствуете в ней что-то родное, близкое вам по духу. И это хороший признак, потому что это была настоящая, великая подвижница. И это не только мое мнение. Например, в Псково-Печерском монастыре был такой старец, отец Иоанн Крестьянкин, Царство ему Небесное, он очень почитал матушку Марию и многим советовал прочитать ее жизнеописание. А я где-то двадцать лет не решался о ней написать. Ведь это большая ответственность – писать о святых подвижниках, писать так, чтобы не умалить их величие и в то же время не выдумать то, чего не было. Я написал немного, но, надеюсь, правдиво. И сейчас надеюсь так же правдиво ответить на ваши вопросы.

- Владыка, расскажите, как вы познакомились с матушкой?

- Однажды жизнь заставила меня искать себе духовного наставника. Я был тогда атеистом, но у меня начались проблемы, которых я не мог решить сам. Вот и оставалось или впасть в отчаяние, или поискать помощи у Господа. Я выбрал второе. Пошел в храм, начал рассказывать о своих проблемах священнику, а ему все это показалось очень сложным. «Я тебе, наверно, не помогу, - сказал он. – Но вот тут есть один архиерей, очень верующий, сегодня как раз его приемный день, иди к нему». Так я познакомился с владыкой Парфением. Года два я ходил к нему. А однажды он сказал мне: «Поедем в монастырь, к схиигумении Марии. Это живая святая». Мне у матушки очень понравилось, и я стал ездить к ней все чаще и чаще. Ей было тогда 77 лет. По духу я был ее послушником, потому что я советовался с ней во всем, открывал помыслы, старался слушаться, а если не слушался, то потом просил прощения.

Матушка
Матушка

- Вы писали в книге, что в последние годы матушка сильно болела. Какой у нее в это время был режим дня? Во сколько она вставала?

- Матушка вставала ночью, часа в три, и начинала молиться. Она говорила: «Я люблю спать четыре часа, но мне это очень редко удается». Она могла всю ночь молиться, если нужно было. Однажды у нее началось очень сильное головокружение, и она думала, что это уже конец. А потом рассказала мне: «Я успела начать молиться. Когда я молюсь, головокружение на меня уже не влияет. Оно не прекращается, но и не мешает». В другой раз утром она была такая радостная, просто неземная. «Нет, - говорит, - я еще не умру». Я спрашиваю: «Откуда вы знаете?» Она мне ничего не сказала. «У вас было видение?» Она промолчала. Не сказала ни да, ни нет. Но что-то, наверное, ей было открыто, потому что она как дух была, как будто без плоти – такая в ней была радость неизреченная.

- Правда ли, что матушка под конец жизни уже не так строго постилась?

- Нет, она своего правила никогда не нарушила. Я знаю, что она никогда не ужинала. Только в праздник вечером выпивала кипятку и, скажем, съедала яблоко. Да еще укоряла себя. Один раз говорит: "У меня сегодня столько блюд!" - "Сколько?" – "Хлеб. Соль. Вода. Яблоко". Пять или шесть "блюд" насчитала. Вот, говорит, какой я чревоугодник. Даже когда она сильно болела и ей советовали питаться обычно, она говорила: "Моему здоровью скоромная пища уже не поможет. Сколько Господь продержит, столько и буду жить".

- Владыка, нам хочется представить живой образ матушки. Расскажите, какой она была в повседневной жизни, в общении с вами? Как она себя вела, просто или интеллигентно? Была ли она строгой или веселой?

Матушка с сестрами
Матушка с сестрами

- Матушка была высоко интеллигентным человеком. Но знаете, с простым человеком она могла вести себя очень по-простому, а если приезжал профессор, то она говорила с ним на его уровне. Кроме того, что она прекрасно знала святых отцов, она в свое время перечитала и светскую литературу, и философию, и могла говорить на многие темы. У нее были широкие познания, и она могла побороть всех этих материалистов. Но когда не было нужды, она не показывала своих знаний. В одном монастыре она говорила, что ее мама – прачка. Потом одна монахиня услышала, как она говорит на немецком, и сказала: «Матушка, а, кажется, твоя мать не была прачкой».

В общении матушка Мария была всегда очень доброй. Но в некоторых случаях она могла проявить строгость. Например, она не терпела, когда кого-то осуждали. Совершенно не могла слышать осуждения.

Не могу сказать, чтобы она была веселой. У нее были такие болезни, что, наверное, ей было не до веселья. Но дух у нее был радостный. Если она смеялась (это иногда бывало), то у меня было чувство, что смеется Ангел или трехлетний ребенок. Такой у нее был смех неземной, легкий, как бы без плоти. Однажды она мне сказала: «Я сегодня почувствовала, будто мне семь лет». Когда человек чистый, он чувствует себя молодым, как в псалме сказано: «Обновится, яко орля, юность твоя».

- Владыка, матушка знала, что происходит в мире?

- Знала. У нее не было радио, телевизора, но газеты она читала. Она получала одну светскую газету и "Журнал Московской Патриархии" (она всегда сохраняла верность Русской Церкви). Мне она не советовала читать газеты, говорила: "Вам это не нужно, а я как игуменья должна знать, что делается в мире". Когда какие-то катастрофы случались, то она очень скорбела. Наверное, молилась об этих людях.

Она вообще очень сочувственно относилась к чужой беде. Мне вспоминается такой случай. Мы как-то увидели в церкви молодую женщину, она хромала. Когда она уходила, матушка сказала ей вслед: «Бедная, болит у нее нога», - и в ее голосе была такая любовь. Это надо слышать, я так не повторю, как матушка сказала, с таким сильным чувством, от сердца. Та женщина услышала, обернулась и с такой благодарностью посмотрела на матушку. Наверное, никто в жизни не говорил о ней с такой любовью.

- Читала ли матушка святых отцов?

Матушка с мон.Евфимией
Матушка с мон.Евфимией

- Она знала их на память. Когда она говорила поучение, то почти всегда потом вынимала книжку и зачитывала то же самое, что она только что сказала: «Чтобы вы не подумали, будто это я вам так говорю. Это святой Макарий Египетский». Но в то время, когда мы с ней общались, она уже почти не читала, ей приходилось все время работать. Она говорила: «Раньше было время читать, а сейчас пришло время выполнять то, что я читала». Для нее тогда было важно сохранить монастырь. Потом, когда она заболела и не могла двигаться, то уже всё время читала и молилась.

- В воспоминаниях матушки описан период ее жизни в монастыре рядом с юродивой монахиней Диодорой. Не рассказывала ли Матушка об этом что-то еще в частных беседах с вами?

- Она говорила, что однажды матушка Диодора приснилась ей в виде царицы. Красивая, славная, светлая! А в жизни она ходила вся оборванная, грязная, все ее ругали…

- Что больше всего матушка Мария ценила в людях и, в первую очередь, в монахах?

- Искренность. Усердие. Чистоту. Она говорила, что в монастырь идут не ангелы, но в монастыре стараются любить Ангелов и подражать им.

- Как матушка переживала великие церковные праздники, отражалось ли это на ее поведении?

- Для матушки церковь – это была просто ее жизнь. Для нее богослужение было чем-то очень дорогим. Чувствовалось, что она глубоко переживает праздники. У нее все лицо светилось, радость какая-то была неземная, особенно на Пасху. А я еще не мог так воспринимать службу. В праздники я радовался не столько от самой службы, сколько глядя на матушку.

- Владыка, как матушка относилась к России, хотела ли она вернуться?

- Матушка Мария всегда оставалась русским человеком, именно по духу русским. Можно ведь по крови быть русским, а по духу – нет. Матушка все время говорила «у нас в России». Хотя она жила там только в юности. Но все же Россия до конца жизни осталась ее Родиной. Матушка любила дух русского православного народа, русского подвижничества. Я думаю, если бы была возможность, она бы вернулась.

- В своем жизнеописании матушка пишет, что еще в начале подвига она чувствовала сильную благодать в сердце. Не рассказывала ли она вам о своих благодатных ощущениях?

- Матушка говорила, что человеку дается предваряющая благодать, когда он идет на путь служения Богу, а потом Господь может скрыть эту благодать, чтобы человек начал трудиться. Она говорила, что не нужно искать утешений в молитве. Нужно молиться, а Господь, когда нужно, даст человеку радость. От человека не зависит, что он получит в молитве. От него требуется только труд, а все остальное – дело благодати Божией.

- Владыка, простите, а не страшно ли было рассказывать помыслы матушке? Перед ней легко было открываться?

- Вы знаете, у нее был такой взгляд... Казалось, что он проходит тебя насквозь. Если я был виноват, то всегда чувствовал это и понимал, что единственный способ примириться – сказать о том, что меня мучает. Я и не пытался что-нибудь скрыть, потому что это было невозможно. Я чувствовал, что она видит меня всего. Мне просто оставалось сказать о том, что она видела. Это была, пожалуй, моя единственная добродетель – я совершенно открывал помыслы.

У меня бывали смущения, но это потому, что человеческая гордость и враг всегда сопротивляются человеку, когда он хочет сделать что-нибудь полезное. Когда открываешь помыслы, гордость говорит: «Как ты можешь так унижаться? Как ты можешь такое сказать? Это же стыдно! Что о тебе подумают?» В этом отношении всегда нужно себя перебарывать. А когда переборешь и все скажешь старице, то она тебе так поможет, что все становится легко. Думаешь: «Слава Богу, что сказал!» А в следующий раз опять такая же борьба. Однако человек уже имеет некоторый опыт.

- Как матушка реагировала, если люди обижались на нее?

Монастырь Параскевы Петки в Болгарии
Монастырь Параскевы Петки в Болгарии

- У матушки не было ни капли самолюбия. Но она старалась человеку помочь, чтобы он понял свою ошибку. В самом начале были случаи, когда я обижался на нее, но не смел говорить. У меня внутри все горело и кипело, а она улыбалась и была очень спокойна со мной. А я чувствовал, что она все видит. И когда я осмеливался сказать о своем ропоте, тогда она мне все объясняла, спокойно, с большой любовью.

Никогда никаких проявлений самолюбия в ней я не видел. Даже если люди на нее клеветали, она говорила: «Что бы обо мне не сказали, все равно не скажут того, что я заслужила». Она говорила это просто, с глубоким убеждением. Одна медицинская сестра, Царство ей Небесное, всем рассказывала, будто матушка виновата в смерти последней монахини в монастыре, сестры Евлалии. Потому, что мать Евлалию не послали сразу в больницу. Потом эта медсестра заболела таким же раком, и хотя она с самого начала болезни лежала в больнице, но намного быстрее скончалась. Когда матушка узнала об этом, она расплакалась. «Бедная», – говорит. Совсем искренне. А ведь представьте, какая у нее могла быть обида: о ней говорили, что она виновата в смерти матери Евлалии – человека, которого она очень любила, для которого делала все возможное.

- Владыка, в книге вы рассказывали, что были новоначальным, когда познакомились с матушкой Марией и стали ее духовным чадом. Наверное, у вас были и скорби, и огорчения. Как матушка помогала вам? Утешала или давала наставления?

Владыка проводит беседу с сестрами
Владыка проводит беседу с сестрами

- Вы знаете, Матушка всегда умела сказать что-нибудь утешительное с такой силой, что все сразу проходило, самые большие скорби. К ней приходили люди в слезах, а от нее уходили радостными. Она была такой, как апостол сказал: «У нас ничего нет, а мы всех обогащаем». Матушка всегда находила нужные слова для утешения, и, кроме того, чувствовалось, что она такой человек, который может все что угодно у Господа выпросить. Если такой человек говорил тебе: «Ничего, это пройдет», - то ты уже знал, что так и будет.

- Как матушка учила любить Бога?

- Мне особенно запомнился один наш разговор. Как-то вечером мы пошли собирать сено, и вдруг она мне сказала… Дело не в словах, а в том, как она это сказала: живо, сильно! «Бог – это не что-то далекое. Он – здесь. Бог – здесь». Она сказала это так, что у меня всякие сомнения исчезли: да, действительно, так и есть, Бог близко, никаких доказательств не надо… Она все время учила любить Бога – она жила так, как Он заповедал.

- Известны ли какие-то случаи помощи по молитвам Матушки? Если вы сами испытывали какую-то помощь, то не могли бы вы рассказать об этом?

- Таких случаев очень много. Мне вспоминается вот что. Приходила одна женщина из деревни, у нее были шипы в шее. Это такая болезнь, которая просто не лечится. Они говорили с матушкой, и в разговоре матушка мимоходом сказала, что ей трудно мыться одной. Видимо, она знала, что будет дальше. Та женщина сказала: "Я с удовольствием помогу вам, я люблю старых людей". У матушки не было бани. Чтобы помыться, нужно было нагреть ведро воды, поставить корыто и так далее. Несколько раз женщина приходила, мыла матушку и делала это с такой любовью. И вскоре она полностью выздоровела, от шипов не осталось и следа. Я совершенно уверен, что Господь исцелил ее за то, что она матушке помогла, а матушка о ней помолилась. После смерти матушки многие люди рассказывали мне, что они получали помощь, когда молились ей.

О себе я могу сказать, что, если мне быстро нужно решить очень сложный вопрос, и я сам ничего не могу придумать, то я прошу помощи у матушки. И у меня не было случая, чтобы вдруг не пришло какое-то прояснение. Я стараюсь не злоупотреблять этим, потому что иначе можно потерять эту благодать. Были в моей жизни откровенно чудесные случаи. Однажды весной я жег траву, чтобы раскопать землю, и вдруг подул ветер, который погнал огонь на лес. А за лесом была деревня. Если бы лес загорелся, произошла бы страшная вещь. Я понял, что за несколько секунд я сам не успею ничего сделать, и начал от всего сердца просить матушку о помощи. За одну секунду ветер повернулся на 180 градусов, и огонь потух.

Могила матушки Марии
Могила матушки Марии

- Владыка, давала ли матушка какие-то наставления о том, как бороться с помыслами?

- Матушка говорила, что не надо бороться с помыслами. На них просто не нужно обращать внимания, потому что только совершенные могут бороться с помыслами. Помыслы – как мухи, с ними бесполезно бороться.

- Владыка, расскажите, что матушка говорила о молитве? Как достичь внимания в молитве?

- Матушка говорила, что молитва – это и начало, и конец подвига. Без молитвы человек ничего не может. Но и молитву он не получит, если не будет совершать христианские добродетели. То есть молитва дает силу деланию, и сама получает силу от делания. Самое главное, чтобы это была именно молитва, а не просто слова. Дело не том, сколько молитв ты скажешь или сколько часов помолишься, а в том, как ты молишься. Матушка говорила, что Господь может и за короткую молитву дать человеку столько благодати, сколько другому дает за продолжительную. Это в том случае, если человек не может долго молиться (допустим, если он выполняет такое послушание, которое отнимает все его время). Суть молитвы – в искренности, в желании и в простоте. Матушка говорила, что нужно обращаться к Господу, как младенец к матери. Совсем беспомощный младенец, который ничего не может и только вопиет.

- Владыка, а вы помните ее наставления о том, как бороться с какими-либо страстями, например, со страстью гнева?

- Матушка говорила, что гнев – это соединение двух страстей: гордости и злобы. Это она говорила монашествующим, а мирским говорила (чтобы не обидеть), что не хватает любви и смирения. Когда человек чувствует, что приходит гнев, надо молиться и лучше даже уйти куда-нибудь, пока гнев не прошел, чтобы не вспылить. Матушка говорила, что гнев – это огонь. Если здесь его не потушишь, то и там пойдешь в огонь. Мне особенно часто приходилось получать такие наставления.

- Рассказывала ли Матушка, как нужно относиться к своим духовным наставникам? А если нет, то, может быть, вы нам скажете что-нибудь по этому поводу на основе своего духовного опыта?

- Вы знаете, если человек нашел настоящего духовного старца, то им надо дорожить как самым дорогим сокровищем в этом мире. Когда Матушка скончалась, я часто говорил: "Если бы я знал, что она где-нибудь в Америке, я туда пешком пошел бы!" И я действительно это сделал бы – отправился бы на другой конец земли! Настолько для меня это была большая потеря. А один духовный человек говорил: "Когда есть старец, то живешь как в раю". Потому что, если даже трудно и скорбно, всегда есть человек, на которого ты можешь опереться, который тебе поможет. А когда остаешься без старца, становится очень трудно. Старцем надо очень дорожить, это милость Божия.

16.10.2006

Calendar
  Июль 2017   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31  

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

22.10.2016
«Ново-тихвинские пятницы» - встреча с Богом и ближними

13.09.2016
Он пришел поведать нам о любви Божией

11.07.2016
Божия Матерь утешает всех

25.12.2015
Неугасимая свеча смирения. Преподобный Гавриил Самтаврийский

03.08.2017
Обретение мощей прп. Василиска Сибирского (2000 г.)

05.08.2017
Прославление праведного воина Феодора Ушакова

09.08.2017
Память вмч. цел. Пантелеимона. Поклониться частице мощей этого святого вы можете в монастырском храме

14.08.2017
Престольный праздник Спасского храма

19.08.2017
Преображение Господне


перейти к разделу
матушка Мария (Дохторова)


Можно и вне монастыря быть монахинею, живя по-монашески, и в монастыре быть мирянкой.
Свт.Феофан Затворник







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Служение | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb