Ново-Тихвинский женский монастырь:

Об истинной свободе

Постриг
Постриг

Что такое свобода? Как должен понимать ее христианин? Проповедь об истинной свободе, о свободе, понимаемой по-евангельски, схиархимандрит Авраам начал словами Самого Господа Иисуса Христа: "Аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы" (Ин. 8, 32). Спаситель обратился с этими словами к "веровавшим Ему иудеом" (ст. 31), но мы со всей справедливостью можем отнести их к себе, поскольку мы тоже являемся людьми, верующими в Него. Итак, Господь говорит нам, что мы должны не только слышать и признавать умом Его учение, но пребывать в Его слове, то есть применять его к своей жизни, исполнять его. Тогда мы уразумеем истину, и эта истина освободит нас.

Однако, как сказал батюшка, чаще всего мы неправильно понимаем свободу и рабство. Древние иудеи возразили Спасителю: "Семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже [то есть мы не были рабами никому и никогда]: како Ты глаголеши, яко свободни будете?" (ст. 33). Их понимание свободы и рабства было чрезвычайно поверхностным. Под рабством они имели в виду порабощение другому человеку, а под свободой, соответственно, возможность жить по своей воле. Но всякий человек, даже если он никогда ни от кого не зависел, является рабом обстоятельств, рабом собственной плоти, рабом своих близких и родственников, рабом определенного воспитания, образа мыслей, привычек и взглядов. Когда ему кажется, что он исполняет свою волю, на самом деле, он непроизвольно совершает те или иные поступки под действием не осознаваемых им многообразных сил.

Проповедь после пострига
Проповедь после пострига

Подобно иудеям, вопрошавшим Господа Иисуса Христа, мы задаемся вопросом: как мы можем быть свободны? От чего освобождает монашество, от чего освобождает истинно христианский, сугубо евангельский образ жизни? Ведь кажется, что, придя в монастырь, свободные люди, наоборот, порабощаются! Но под порабощением можно понимать порабощение Слову Божию. Как говорит Спаситель в Евангелии от Матфея: "Возьмите иго Мое на себе" (Мф. 11, 29). То есть возьмите рабство Мое на себя. Последовав этим словам Господа, мы научимся от Него кротости и смирению сердечному, и обрящем покой душам нашим. То есть найдем ту самую свободу. Свободу от чего? Свободу от греха. Свободу от всего того, что заставляет человека служить чему угодно – плоти, другим людям, страстям, – но только не Богу, не тому, чего действительно хочет его душа.

Как обрести эту свободу? Если мы действительно хотим быть учениками Христовыми, если мы понудим себя пребывать в слове Его (особенно удобно и уместно делать это при помощи молитвы Иисусовой, потому что, молясь, мы пребываем умом в Господе), то эта свобода будет для нас все более и более очевидной. Когда мы, наконец, почувствуем некое веяние свободы в своей душе, тогда она станет для нас желанной, и мы поймем, что свобода во Христе дороже любых земных благ, даже дороже власти.

В завершение проповеди батюшка напомнил сестрам известный эпизод из Евангелия. Когда Господа Иисуса Христа искушал дьявол в пустыне, говоря Ему: "Поклонись мне, и все царства земные я покорю Тебе", – Спаситель отвечал ему: "Писано есть, Господу Богу твоему поклонишися и Тому Единому послужиши" (см. Мф. 4, 9–10; Лк. 4, 6–8). Мы служим Богу, мы рабы Бога, и в этом смысле мы не можем быть совершенно свободны. Но рабство Богу настолько соответствует внутренней природе человека и всем его стремлениям, что чем более человек порабощается Христу, тем более он освобождается. Он уже не заставляет себя служить Богу, но воля Божия действует в его сердце как его собственная.


09.01.2006