Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Трезвомыслие

Прочие поучения

Прочие поучения[1]

 

О любви и единодушии духовном

Кто не имеет чувств любви о Господе и дружелюбного единодушия духовного, тот должен за это себя осуждать, заботиться об исправлении, всячески себя преклонять к любви, молиться об этом усердно и просить Господа, да сподобит этого дара благодати; ибо этот дар всех высший, выше пророчества, мученичества и прочего, как об этом сказал апостол Павел (см. 1 Кор. 13, 1–13). И как не высочайший? Поскольку от Самого Бога исходит и с Богом соединяется, ибо «любы есть Сам Бог, — возгремел великий Богослов и возлюбленный наперсник, — и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем» (см. 1 Ин. 4, 16). Итак, кто не имеет любви, тот да просит ее у Господа усердно, смиряя себя и укоряя, и да ищет ее делами любви. «Просите, и дастся вам, — сказал Господь, — ищите, и обрящете» (Мф. 7, 7); и как молитва дается молящемуся (см. 1 Цар. 2, 9), так и дар любви — стремящемуся к ней со смирением и молитвой.

И это прошение и моление благоприятно Господу, поскольку согласно Его воле и Его желанию. «Хощу, да будете едино» (см. Ин. 17, 21), — сказал Господь. — «Сию заповедь даю вам, да любите друг друга, якоже и Аз возлюбих вы» (см. Ин. 13, 34). А давший заповедь силен и помощь даровать к исполнению ее, если только увидит в нас желание и стремление к такому равноангельному, единодушному и дружелюбному житию, поскольку даже славу Свою Сын Божий полагает в такой любви и Сам молит об этом Божественного Отца Своего: «Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин. 17, 21). И еще: «И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есма…и разумеет мир, яко Ты Мя послал и возлюбил еси их» (см. Ин. 17, 22 и 23). И еще: «Вы друзи Мои есте, аще творите, елика заповедах вам» (см. Ин. 15, 14). А что заповедал нам Господь Бог наш? Явственно, что более всего — любовь небесную и единодушие небожителей, ибо сказал: «О сем познают вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (см. Ин. 13, 35). Вот какого блага, правильнее же сказать, апостольского дара сподобляются все ревностно и со смиренномудрием ищущие. Неужели по нерадению, и самолюбию, и небрежению пожелает кто-либо это потерять и лишиться блаженной участи не только во временной, но и в вечной жизни? Ибо без любви невозможно вселиться в Царство Небесное, где Сам Бог — любовь, и все ангелы, и все святые в Боге и в любви жительствуют и ликуют вечно.

Верховные апостолы, принявшие учение от Господа, поучают нас, что любовь выше всех даров: и горы переставлять, и мертвых воскрешать, и ангельскими языками возглашать — без любви ничто. Ибо многие не имеющие любви скажут в страшный день Суда: «Не Твоим ли именем мы пророчествовали, и бесов изгоняли, и многие чудеса сотворили?» (см. Мф. 7, 22) — но, увы! услышат: «Не знаю вас! Поскольку не вижу в вас Моего подобия — любви. Мои суть те, которые в любви пребывают, они и друзья Мои, и ученики, и где Я, там и они пребудут со Мной вечно в Царстве Отца Моего» (см. Мф. 7, 23; Ин. 15, 10; Ин. 12, 26).

Если и на небе ничего нет превыше любви, ибо любовь есть Сам Бог, то из этого должны мы уразуметь, сколь велика милость Божия к тем, которые удостоились дара любви, изливающегося от Самого Бога в сердца их Духом Святым, как сказано: «Любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). Не стяжать или угасить чистосердечную о Боге любовь — всё равно что лишиться Бога или удалиться от Него; поскольку без любви, хотя изнуришься от поста и подвигов, хотя всякое злострадание претерпишь, так что и тело отдашь на сожжение, хотя всякие чудеса сотворишь, — всё это ничтожно и нет в том никакой пользы.

Любовь, то есть Бог, все небесные силы, все ангельские и архангельские хоры объемлет, животворит, просвещает, освещает, содержит, питает, согревает, воспламеняет, услаждает, веселит. Вот в какое блаженство вводит любовь о Христе Иисусе! Напротив того, в аду, где нет любви, всё злое и мучительное пребывает; и не имеющие любви должны естественно вселиться туда, где нет любви, и пребывать вечно с бесами, которые — враги любви Божией.

Любовь святая объята страданием Христовым, обагрена Его Кровью Божественною; ибо по любви благоволил Христос Бог страдать и Кровь Свою пролить, только чтобы привлечь нас в любовь к Нему и между собой. Этой любовью движимый, Моисей просит изгладить его из книги жизни вместо Израиля (см. Исх. 32, 32). Этой любовью упоенный, Павел вопиет себе анафему (см. Рим. 9, 3) от Христа ради спасения ближних. Презирающий или не вожделевающий и не ищущий такой о Боге любви не повинен ли будет Крови и Телу Господним (см. 1 Кор. 11, 27)? Ибо по любви к роду человеческому страдал Господь, и любовь есть естество Божие, чуждый же любви чужд и Бога.

Итак, будем тщательно хранить себя от ожесточения и от всего такого, что приводит к уничтожению и охлаждению единодушия и дружелюбия о Христе Иисусе Господе нашем, Которому с Отцом и Святым Духом слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

О смиренномудрии

 

Не самое ли величайшее безумие возноситься помыслом, якобы мы что-то сделали для Бога, оставив мир и все, что в мире, и вступив в жизнь иноческую на ближайшее служение Господу, и тем якобы одолжили Бога, принеся такую Ему жертву? Вот подумайте так ли это, если Господь сказал ученикам Своим: «Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас и положих, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет» (см. Ин. 15, 16). Они, апостолы, имели сердца чистые, нелукавые, как Сам Господь о них свидетельствует: «Вы чисти есте» (Ин. 13, 10). И еще: «Се, воистинну израильтянин, в немже льсти несть» (Ин. 1, 47). И жизни они были трудолюбивой, смиренной, тихой, проводимой в скудости и простоте, не имея и ночного покоя; от трудов рук своих питались, ибо были рыбаками. Но и это всё оставив и всем пренебрегнув, по своей воле, вместе с народом день и ночь неотлучно ходили они за Господом. И если Господь, избрав таких достойных, так к Нему любовью прилепившихся и уверовавших в Него, возбранил им и помыслить, будто они сами пошли вслед за Ним, говоря им: «Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас», то нам, не Христу, а мирскому обольщению более внимающим, так от Христа Господа отчужденным и удаленным, во всяких житейских наслаждениях и грехах погрязающим, покою и веселостям и всяким пристрастиям только внимающим — таким, говорю, недостойным, не вслед за Христом идущим, правильнее же сказать, от Христа бегущим и, в подражание миролюбцам, за миром гонящимся, — которых Господь избрал и всемогущими судьбами Своими призвал к равноангельному служению Себе в иноческое житие, можно ли помышлять, будто мы сами пошли служить Богу? Не подобает ли лучше с удивлением сознавать такое величайшее Его к нам, грешным, милосердие и от благодарности предаваться со смирением во всеусерднейшее служение и благоугождение Ему, за что Он же, милосердный, опять воздаст нам стократно в этой жизни, а в будущей — жизнь вечную?

 

 

Об истинном наслаждении

 

Размыслите, из какого худого состояния и в какое высочайшее достоинство мы Самим Богом призываемся! Призываемся из тленного в нетленное, из смертного в бессмертное, из бесславного в пречудную и непостижимую славу и великолепие: из скорбной и многотрудной жизни в нескончаемую, присно пребывающую радость, ни на мгновение ока не умаляющуюся, но присноцветущую с непостижимым услаждением, с вечным покоем и божественным утешением! Переменившись из обветшалости в силу и молодость нестареющую и приняв всех святых достоинство, честь и прославление, может быть, благолепнее красоты ангельской убран и украшен будешь, ибо написано: «Ангели проникнуть желают в славу святых» (см. 1 Пет. 1, 12). Откроется тебе свобода на всех небесах, с дерзновением приступишь к самому престолу Божию! Со всеми святыми будешь ликовать, и украшаться, и в раю Божием прохлаждаться. Не позволит оное неисповедимое блаженство твоему уму вспомнить землю, родившую тебя, поскольку будешь от приснотекущей благодати Божией в непрестанном восторге, видя Самого Бога. Грехи твои больше не помянутся, но, как все праведные и преподобно пожившие, будешь сиять и блистать; из грешника, преступника, ругателя к Божиему содружеству причислен будешь и впредь уже не убоишься пропастей адских, бездны тартара, темниц и мук геенских.

О, пречудная любовь Божия, излитая на нас Спасителем нашим, Господом нашим Иисусом Христом!

С нами, непотребными, мерзкими и много прогневляющими Его, желает быть вечно в содружестве, чтобы мы имели славу, подобную славе Его, были сынами Божиими и богоподобными, сонаследниками Господа нашего Иисуса Христа, сотоварищами и сожителями Его, друзьями Божиими преискренними и наслаждались всеми небесными благами, а более всего тем, что на бесконечные веки прострется наше блаженство.

И после такого откровения об обетованных нам небесных благах хотим, отнюдь себя не утруждая и не исправляя, тех благ достигнуть! Но невозможно быть тому, чтобы грешный, за свои грехи по силе своей удовлетворения не принесший, в блаженство безгрешных и праведных введен был и к ним сопричтен. Содержа это непрестанно в мыслях и сердце, поусердствуем, возлюбленные, всей душой поусердствуем, дабы не лишиться нам этого ожидающего нас вечного блаженства. Сам Господь — помощник тем, кто всей душой об этом заботится.

Это с Божией помощью написал я, грешный и скудоумный, не для всего мира, но для пользы и назидания тех, кого дал мне Господь Бог мой, чтобы я руководил ими и помог им в их посвященной Богу жизни.

 



[1] Перевод с церковнослав. языка выполнен по изданию: Зосима (Верховский), прп. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 376–380.