По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Цветы Великого поста

Великий пост называют весной духовной, а весна – это время цветения. И неслучайно в монашеских обителях в это время появляются благоуханные цветы – новопостриженные иноки и монахи, «цвет церковной ветви», как называют их святые отцы. Этим Великим постом появились новые «цветы» и в нашей обители. Настоятельница монастыря игумения Домника в слове новопостриженным монахиням пожелала им, чтобы их души всегда были подобны цветущему саду, то есть были исполнены глубокого внутреннего мира, любви и радости, которые Господь подает каждой душе, ищущей Его.


Дорогие сестры, я поздравляю вас с великим и светлым событием, которому радуемся не только мы с вами. Сегодня радость и на земле, и на небесах: радуется вместе с нами вся Церковь, радуются Ангелы, радуется Божия Матерь, радуется Сам Господь о том, что появились в мире новые монахини, новые души, избравшие девственную, целомудренную жизнь.

О чине девствующих святыми отцами сказано много прекрасных слов, и эти нестареющие слова вновь и вновь вдохновляют нас. Посмотрите, как красиво и вдохновенно говорит о девах святитель Киприан Карфагенский:

«Девы – это цвет церковной ветви, высокое украшение благодати духовной, природа веселая, чистое и неповрежденное создание хвалы и чести, образ Божий, соответствующий святости Божественной, светозарнейшая часть стада Христова. Ими радуется, в них обильно красуется славное чадородие Матери-Церкви: и чем более девство увеличивается в числе своем, тем более возрастает радость Матери».

Радость Церкви земной и Небесной умножается, когда хотя бы один человек избирает целомудренную жизнь. А сегодня не одна, а три наших сестры навсегда избрали девство, то есть посвятили себя Христу! Ведь что такое девственная, целомудренная жизнь? Это и есть полное посвящение себя Господу, отречение от всего временного ради вечного Царства Небесного. Как пишет святитель Киприан Карфагенский:

«Целомудрие идет вслед за Христом и девство предназначается для Царствия Божия».

Приступая к постригу, сестры отрекаются от любой земной привязанности ради Христа и ради Царствия Божия. И Христос принимает их жертву и освящает их Своею благодатью, преображая их души. И мы видим теперь перед собой как будто новых людей!

В священные минуты, когда сестра принимает постриг, с ней происходит то благодатное изменение, о котором вдохновенно и возвышенно пишет преподобный Макарий Великий:

«Когда Архиерей Христос благодатью силы Своей предаст закланию и умертвит в душе жизнь для мира, умирает она для той лукавой жизни, какою жила, и уже не слышит, не говорит, не живет в греховной тьме; потому что лукавство страстей, как душа ее, по благодати выходит из нее».


То есть когда человек решается посвятить себя Христу, принести себя в жертву Господу в таинстве пострига, тогда приходит Сам Христос, Великий Архиерей, и совершает священнодействие. Силой Своей благодати, Он, словно копием, закалает в человеке все ветхое, все мирское. И человек, по выражению преподобного Макария, «умирает для лукавой жизни», то есть для жизни по страстям. Ему подается особая благодать для того, чтобы он уже не говорил, не слушал, не действовал в духе мира сего. Все его мысли обращаются ко Христу, во всем он видит Христа, и ничего не желает, кроме того чтобы быть со Христом и угождать Ему. Это и есть девство души, внутреннее целомудрие.

И каждая инокиня или монахиня призвана всю свою жизнь хранить это благодатное устроение души, приобретенное ею во время пострига. Как говорит одна современная игумения, матушка Евфимия, монах отрекается от всего, что не является Христом, и в этом отречении он упражняется пожизненно.

Каждый день мы призваны отвергать всё, что чуждо Христу, храня девство своей души. Как рассуждает один старец, монах призван быть святым. Но что значит быть святым? «Святой – значит отделенный от всех, навсегда посвященный Богу. Святая Чаша, святые покровцы, святой престол непригодны для какой бы то ни было иной деятельности. Они предназначены исключительно и единственно для служения Богу, они – святые, отдельные».

И мы предназначены для служения Богу. И главное наше служение Богу состоит в том, чтобы служить ему сердцем. Именно наше сердце является тем святым сосудом, который должен быть навсегда отделён для Бога. В этом и заключается живое служение Живому Богу – ведь именно в сердце сосредоточены главные жизненные силы человека.

И мы призваны следить за тем, чтобы наше сердце всегда оставалось свободным для Христа, чтобы мы во всякий момент были готовы отвергнуть ради Христа любое пристрастие. В чем это может выражаться?

Например, в том, что мы всегда с радостью оказываем послушание, то есть мы не связаны никаким пристрастием, мы в любой момент готовы пойти и сделать то, что просит ближний.

Или, например, наша верность Христу и целомудрие души выражаются в том, что мы не принимаем никаких худых помыслов о ближнем, не поддаемся осуждению, неприязни, которыми, по словам святых отцов, оскверняется душа.

И, наконец, в особенности девственное устроение души проявляется в том, что мы вообще стараемся не увлекаться никакими помыслами, уводящими нас от Христа, от молитвы. Митрополит Афанасий Лимассольский в одной своей беседе говорит, что, непрестанно произнося Иисусову молитву, мы заполняем ею свое пустое время. Что он имеет в виду, говоря о пустом времени? Любое время, когда мы не общаемся со Христом, – это время пустое, чем бы мы его ни заполняли. Истинно ценно в нашей жизни только то время, которое наполнено Христом, молитвой.

В житии одного святого рассказывается такой случай. Некий царь охотился в лесу, и, погнавшись за ланью, он неожиданно в глубине леса встретил старца. «Что ты делаешь здесь, в такой глуши?» – спросил царь. И святой ответил: «Как ты гонишься за ланью, так я гонюсь за Христом, чтобы стяжать Его в своем сердце».

Монах – этот тот, кто каждую минуту своей жизни гонится, бежит за Христом, зовет Его! Он имеет только одну эту цель – стяжать Христа в своем сердце!

Задумаемся: какой становится жизнь человека, когда в ней нет Христа, когда человек удален от Бога из-за греха или из-за рассеянности, или из-за увлечения чем-либо земным? Когда нет Христа, тогда сердце человека подобно пустыне, «земли пусте, непроходне и безводне», в которой всё мертво и безотрадно. И только Христос все оживотворяет. Где Жизнодавец – там и жизнь. Стоит только вспомнить о Нем, вновь обратиться к Нему с усердием, с покаянием, и мертвая пустыня вновь оживает, процветает и начинает плодоносить, как говорил древний пророк: «Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и процветет, яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся».


Трудно нам представить, чтобы пустыня вдруг процвела, наполнилась прохладой и зеленью, и растущие в ней сухие колючки и тернии покрылись благоуханными цветами, и прозябли прекрасные растения, и запели птицы. Если бы мы увидели такое чудо, то не поверили бы своим глазам! Но Христос совершает еще большее чудо с нашим сердцем! Он приходит и наполняет его жизнью, миром, любовью. Он приходит и приносит нам радость. Помните еще другие слова пророка? «Тогда скочит хромый яко елень». Это образ радости, которую переживает душа, когда встречает живого Бога. Когда приходит Господь – тогда даже хромой вскакивает, как олень! Когда приходит Господь – тогда душа ликует и веселится, позабыв все свои печали и немощи.

И весь мир тогда в наших очах преображается. Если до этого нас беспокоили какие-то земные мелочи, обиды, трудности, то во Христе все это исчезает. Если нам не нравилось наше послушание или наша келья, или окружающие люди – то со Христом все становится для нас раем. В свою келью мы входим как в царский чертог, свои труды приносим Богу с радостью, в каждой сестре видим образ Божий. Нас не тревожат помыслы о том, какое мы занимаем положение в сестринстве, приносим ли мы пользу. Потому что мы знаем, что лучшее положение – рядом со Христом, высшая польза – в общении с Ним.

Только Сам Христос дает нам силу хранить это небесное, ангельское устроение души. Только Он делает нас способными пребывать выше всех пристрастий и земных привязанностей. Старец Софроний (Сахаров) говорит, что когда душа встречает Живого Бога, тогда она естественно отстраняется от всех земных удовольствий, от всего суетного. Вот как он пишет:

«Ум человеческий от действия любви Божией совлекается земли и очищается от всякого образа».

И это происходит преимущественно благодаря непрестанной молитве, непрестанному обращению ко Христу. По словам владыки Афанасия Лимассольского, «молитва обладает таким свойством: как только она начнет совершаться в человеке, то сразу выводит его из суеты мира, дает ему другое ощущение времени, другое ощущение вещей мира сего. Она заставляет его подняться над всем этим».

Человек, который старается хранить молитву, живет в ином времени, то есть он постоянно чувствует дыхание вечности. И на всё, что его окружает, он смотрит одухотворенным взглядом. И такой человек своим внутренним радованием о Христе вдохновляет и всех окружающих любить Господа.

И я хочу рассказать вам одну удивительную историю. Одна раба Божия посетила старинный монастырь, чтобы посоветоваться о своей жизни со старцем. И когда они только начали беседу, старец вдруг открыто и просто спросил: «Готовы ли вы отдать свое сердце Христу?» Этот вопрос поразил ее своей глубиной и красотой. В нем звучала такая искренняя любовь к Богу, такая радость о Христе, что она почувствовала: после этого она уже не может жить, как прежде. В тот же день она решила поступить в монастырь. И вскоре исполнила свое намерение. Теперь она живет в монастыре, радуясь тому, что Господь удостоил ее стать монахиней.

Старец, с которым она тогда встретилась, всем сердцем любил Господа, и Господь через него творил чудеса, через него призывал и других людей к монашеству.

И нечто подобное происходит со всеми, кто посвящает себя Богу. Каждая инокиня, каждая монахиня самим своим отречением от мира и своей девственной жизнью свидетельствует о Христе.

И я хочу пожелать новопостриженным сестрам, чтобы их сердце всегда горело любовью к Богу, чтобы они старались пребывать в молитве, постоянно отвергая всё, что препятствует соединению с Господом. Так чтобы и мы, глядя на них, чувствовали вдохновение к монашеской жизни, чувствовали, что это действительно лучшая участь для человека, как говорит один современный подвижник:

«В жизни человеческой не существует ничего, с чем бы можно было сравнить монашество, оно превосходит всё естественное. Это величайшая честь, которой удостаивает нас Бог. Это царская честь!»

И мы не будем забывать об этой чести, которой удостоил всех нас Господь, призвав к иноческой жизни. Не будем желать ничего кроме Господа. Будем истинными девами, которые ищут только Христа и Царства Небесного. И тогда наше сердце всегда будет подобно прекрасному саду, чудесно расцветшему на месте безводной пустыни.