По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Благодарность отверзает духовные очи. Беседа игумении Домники

Для начала я хочу рассказать вам одну мудрую притчу. Жил-был человек, который непрестанно считал свои скорби. Он мог перечислять их день и ночь, помнил каждую свою неприятность.
— Вот, – думал этот человек, – когда я предстану пред Господом, Он спросит меня: «Расскажи о страданиях своих, чтобы Я выбрал тебе меру райских радостей, соизмеримую с твоими страданиями».
А потому все горести свои, как большие, так и малые, он записывал в особую тетрадь, чтобы не упустить чего-нибудь, когда он предстанет пред Христом, и чтобы не лишиться радости райской.
И вот умер этот человек и увидел Господа. И сказал ему Господь:
— Расскажи мне о радостях, которые ты испытал в жизни. Я с такой любовью на Тебя всегда взирал, подавал тебе всё нужное, всё благое, всё полезное для спасения. Расскажи теперь мне: как ты радовался? Без этого Я не смогу понять, к какой мере райского блаженства ты готов.
И ничего не смог ответить тот человек, потому что радости свои он не считал, а только беды.


Эта простая притча напоминает нам об одной из главных истин нашей веры: о том, что путь любого христианина – это путь, исполненный великих благодеяний Божиих, исполненный любви Божией. Неприлично христианину считать свои скорби и трудности. Для него более естественно видеть, что вся его жизнь наполнена милостями, ниспосылаемыми от Бога, а значит наполнена и радостью. В любых жизненных обстоятельствах он чувствует, что Господь в изобилии изливает на него Свою любовь. Неслучайно Церковь каждый день напоминает нам об этом в богослужебных песнопениях и молитвах. Например, на вечерне во время пения стихир мы каждый день слышим: «Яко утвердися милость Его на нас».

Утвердилась милость Его на нас, то есть Господь не просто иногда подает нам милость, когда мы особенно просим или когда остро нуждаемся в ней. Нет, Он изливает Свою милость на нас постоянно, каждый день, каждую минуту! И, как поется в другом песнопении, Своей милостью Он предваряет нас, то есть подаёт нам ее прежде, чем мы попросим. Помните слова прокимна, поемого в пятницу на вечерне: «Боже, Заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя».

То есть Господь предваряет и мысль нашу, и прошения наши Своей преизобильной милостью. По словам святителя Иоанна Златоуста, Господь «каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем».

И я хочу пожелать, чтобы мы всегда видели благодеяния Божия, каждый день ощущали, как Его милость изливается на нас. Для этого есть один простой способ, для каждой из нас доступный. Этот способ – постоянно благодарить Господа. Лишь только мы поблагодарим, как сразу ощутим милость Божию, Его любовь и близость! Как советует старец Емилиан, «возблагодари Бога – и Он тут же будет рядом с тобой». Это самый простой и действенный способ, потому что ничто так не угодно Господу как благодарение. Он откликается сразу!

Расскажу вам такую историю, которую описал в своем дневнике один духовник. Некий благочестивый человек часто предавался унынию. И кто-то посоветовал ему записывать в особой книжечке все милости, которые посылал ему Господь. И всякий раз, когда уныние охватывало его душу, он открывал эту книжку. Вот что он рассказывал: «Стоило мне тогда лишь заглянуть в мою книжку, вновь окунуться в испытанную мною любовь Божию, чтобы мгновенно рассеялись все тучи: теплой волной радости и упования переполнялось сердце, и хотелось только благодарить и славить Бога без конца».

И для нас также важно научиться постоянно благодарить Господа. Лучше всего это делать с помощью молитвы. Когда мы часто произносим: «Господи, слава Тебе» или «Слава Богу» или иные подобные молитвы, то это постепенно отверзает наши духовные очи. Мы на каждом шагу начинаем замечать проявления милости Божией к нам.

Мы видим ее даже в самых простых вещах, и любая обыденная мелочь приносит нам глубокую духовную радость. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Хотя бы дар был и мал, но он становится велик потому, что дарован Богом».

Например, мы радуемся, когда просто выходим на улицу и видим наших сестер; утешаемся тем, что всех нас связывает любовь и единодушие. Мы радуемся и тогда, когда приходим на трапезу, где Господь питает нас и телесно, и духовно. Мы видим Божию любовь даже в каких-нибудь инструментах для работы, радуемся тому, что они удобные, помогают нам беречь наше время и силы, нужные нам для молитвы.

Когда мы понуждаем себя постоянно благодарить Господа, то это помогает нам обрести внутреннюю свободу. Мы не боимся неожиданностей и перемен, потому что ощущаем милость Божию в любых жизненных обстоятельствах. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Радующийся в Господе ни в каком случае не может быть лишен этой радости».

То есть, если мы в любой ситуации стараемся возводить ум к Богу и благодарить Его за всё, то нам и будет приносить радость всё: и праздники, и будни; и хорошая трапеза, и строгий пост; и наше уединение в келье, и общие работы; и то, что к нам проявляют внимание, и то, что мы забыты. Даже какие-либо перемены в духовной жизни, искушения и недоразумения не будут смущать нас. При нахождении внутренней брани или при рассеянности, нечувствии, духовной сухости, мы будем понимать, что и в этом есть какой-то смысл, и в этом проявляется милость Божия: может быть, например, Господь попускает нам это для смирения.

Кто-то может сказать: «Но если я совсем не чувствую благодарности? Как я могу постоянно благодарить Бога? Это будет неестественно». Но Господь с любовью приемлет и то, когда мы просто понуждаем себя к благодарению. Один священник давал своим духовным чадам такой совет: когда борет ропот или уныние, нужно усердно произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе». Однажды в его жизни был такой случай. У одного его духовного сына были очень тяжелые жизненные обстоятельства, так что он дошел почти до полного отчаяния. Священник посоветовал ему стараться постоянно хранить и возгревать в своем сердце искреннюю благодарность Богу; благодарить Его за все происходящее, за любые обстоятельства, которые посылаются Промыслом Божиим. Через некоторое время этот человек вновь пришел к духовнику, совершенно потрясенный. Он рассказал ему, что старался исполнять его совет, и сейчас у него в жизни всё изменилось: одна проблема разрешилась, другая тоже, третья еще частично осталась, но теперь он почему-то к ней относится гораздо спокойнее. Благодарение переменило и обстоятельства, и саму душу этого человека.

Так и мы, когда понуждаем себя к благодарению, даже если сердце наше не сочувствует этому, вскоре чувствуем помощь Божию. Благодарение изгоняет ропот, уныние, дает нам духовные силы.

В том, как нужно благодарить Бога, есть еще один секрет. Мы тогда можем в особенности искренно, от сердца благодарить Господа, когда отказываемся от своей воли, своих планов, своих желаний. Например, когда мы общаемся с ближними, то не нужно ожидать от них особого внимания и любви. Старец Емилиан приводит такой пример:

«Когда ты идешь навестить кого-то, не жди, что он очень обрадуется встрече с тобой. Если ты ждешь, что тебя примут с радостью, то, скорее всего, ты разочаруешься. А если ты идешь, не ожидая ничего, тогда, как бы с тобой не обошлись — а тем более, если к тебе проявят немного доброты и любви, — ты вернешься домой, благодаря Бога за великую честь и любовь, тебе оказанные».

В то же время, когда мы стараемся пребывать в благодарении, то это помогает нам отсечь свой эгоизм, отказаться от своей воли.

Благодарение, как и любая иноческая добродетель, требует понуждения и постоянства. Святитель Игнатий в «Аскетических опытах» пишет: «Благодарение составляет часть умного иноческого делания».

Как вообще умное иноческое делание – это труд, так и благодарение – это труд. И мы обязательно научимся благодарить Бога от сердца, если будем над этим трудиться. Господь даст нам дар благодарения, как подает и все другие дары. У старца Порфирия есть такое поучение:

«Сами по себе мы неспособны ни к какому добру. Но Духом Божиим становимся способными к нему. Мы становимся такими потому, что в нас живет Христос. Когда благодать Божия вселится в нас, тогда всё преобразится, всё изменится, станет иным. Гнев, раздражение, возмущение, неблагодарность, скорбь превратятся в любовь, радость, благодарение. Рай!»

То есть даже если мы сами от природы не способны к благодарению, но понуждаем себя к нему и молимся, то Господь может так изменить наше сердце, что мы станем самыми благодарными, самыми счастливыми людьми. Вся наша жизнь будет казаться нам раем! Преподобный Иустин (Попович) пишет, что рядом с Господом всё становится раем. Зачитаю его вдохновенные слова: «В давние времена по земле прошел Господь, Всеблагий и Всемилостивый, и претворил землю в рай. Там, где Он стоял, там и начинался рай. На все существа и на всю тварь из Него истекала бесконечная доброта и любовь, нежность и милость, благость и мудрость. Он ходил по земле и сводил небо на землю».

Где Господь – там и милость, и любовь, и мир, и утешение. И не может быть, чтобы мы, обращаясь к Господу с благодарностью и молитвой, не чувствовали исходящую от Него благость. И чем более мы молимся и благодарим, тем всё большей благодарностью наполняет Господь наше сердце, так что всю свою жизнь мы воспринимаем как милость Божию, не замечая и не помня ничего плохого.

Рассказывают, что отец Иоанн (Крестьянкин), который прожил трудную жизнь, прошел через лагеря, претерпел много несправедливостей, тем не менее, всегда пребывал в благодарении Богу и в радости. Будучи уже в глубокой старости, он часто спрашивал у приходивших к нему молодых людей: «Почему вы не радуетесь, унываете и тяготитесь жизнью? Если бы мне Господь даровал к моим девяноста годам еще столько же, я бы и тогда не устал жить и радоваться и Бога благодарить».

А святогорский старец Порфирий благодарил Господа даже за тяжелые болезни. В конце жизни, страдая от рака, он говорил: «Хотя мне больно, но болезнь моя прекрасна. Я воспринимаю ее как любовь Христову. Прихожу в умиление и благодарю Бога. Это за грехи мои. Я грешен, и Бог пытается очистить меня».

То есть нет таких обстоятельств, в которых мы не могли бы благодарить Бога. Даже в самых трудных испытаниях мы можем ощущать Его милость. Как говорил старец Емилиан, «прилепившаяся ко Господу душа любую скорбь признает, понимает, толкует и принимает как любовь Божию, преодолевает все трудности и еще более радуется».

Прилепляясь душой ко Господу, мы всегда чувствуем, что Господь любит нас и Его любовь проявляется во всем – в каждой вещи, которую мы имеем, в каждом жизненном обстоятельстве, в каждом человеке, который находится рядом с нами, в каждом нашем телесном и духовном даровании.

Человек в своем обычном падшем состоянии не в силах иметь такое видение, чтобы Бог открывался ему во всем, в каждом обстоятельстве его жизни. Такое благодатное виденье возможно приобрети именно чрез благодарность. Благодарность отверзает наши духовные очи. И тогда мы совершаем свой путь в Царство Небесное с простотой и радостью.

Один святогорский монах по имени Антоний незадолго до своей кончины радостно говорил: «Мы совершенно счастливые, потому что мы – для рая».

И мне хотелось, чтоб и мы всегда чувствовали, что мы – для рая, чтобы мы постоянно благодарили за это Бога и так достигли Небесного Царства и вечного единения со Христом.