По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Крест – знамение Любви победившей. Слово игумении Домники

Сейчас совершается попразднство Воздвижения Креста Господня, и мы каждый день поклоняемся Кресту, лежащему на аналое в центре храма. Как воины в знак победы над врагом поднимают знамя, так и у нас сейчас посреди храма воздвигнуто знамение победы – Крест. Знамя, развеваясь над войском, воодушевляет воинов и устрашает врагов. Точно так же и наше знамя – Крест – обращает в бегство наших врагов и одновременно поднимает наш дух, напоминает нам, за что мы сражаемся и как мы сражаемся.


Ведь что означает Крест? На этот вопрос очень вдохновенно ответил один русский богослов, живший в прошлом веке, – епископ Гавриил (Чепур). Он был сначала епископом Аккерманским, потом Челябинским и Троицким, а затем был вынужден эмигрировать и жил в Сербии. Один его духовный сын, Петр, как-то спросил его: что означает крест?

И владыка объяснил:

— Крест – это знак подвига любви.

Петр переспросил:

— Вы говорите: знак подвига любви… А не знак страдания?

Владыка твердо ответил:

— Нет. Страдания были потому, что Спаситель пожелал их принять ради любви к людям. Решающее значение имела любовь. Поклоняясь страстям, мы прославляем первопричину их — любовь. И Крест Господень есть знак подвига любви, которая не боится страданий и смерти и их побеждает. И нам Господь говорит: «Возьми крест твой и по Мне гряди» — возьми подвиг любви, побеждающей грех, и по Мне гряди. Дело не в страдании самом по себе. Не всякий страдающий есть уже несущий крест Христов. Страдают и грешники... от неудовлетворенных страстей. Разбойник слева тоже был на кресте и страдал вдвойне — и от боли, и от злобы. Но спасся другой разбойник, в котором, несмотря на страдания, горела любовь к Спасителю. Когда какая-нибудь госпожа изнемогает от суеты, раздражения, зависти и злобы и говорит, что несет тяжелый крест, — она совершенно права. Но это крест не Христов, а разбойничий...

Так объяснил владыка Гавриил значение Креста. И, наверно, это самое лучшее объяснение, какое может быть. Крест – это знамение подвига любви. И когда Господь говорит нам: «Возьми крест свой», – Он призывает нас прежде всего к любви. Но почему любовь становится крестом? Потому что любви противятся наши страсти, эгоизм, самолюбие. Или, если говорить шире, любви противится грех, живущий внутри нас. В нашем сердце постоянно происходит борьба между любовью и грехом. И, конечно, в этой борьбе нам бывает нужно что-то потерпеть. И когда мы избираем любовь и терпим ради любви, то тем самым побеждаем грех и в самих себе, и вокруг себя.

Например, кто-то просит нашей помощи. Может быть, нам трудно исполнить просьбу, у нас что-нибудь болит, мы устали. Да и вообще мы в последнее время у всех на побегушках, может быть, хоть в этот раз не соглашаться? Такие могут быть у нас помыслы. Но мы любим Бога и потому не обращаем внимания на эти помыслы. Если есть у нас хоть небольшая возможность, мы стараемся человека не огорчить, чем-нибудь помочь. В этот момент мы берем на себя крест, по заповеди Спасителя, и идем за Ним. И через это в нас побеждается мелочность, эгоизм, и сердце расширяется для Бога.

Или, например, человек рядом причиняет нам какие-то неудобства. Допустим, громко разговаривает или подшучивает над нами, или задает много вопросов. И нас искушает помысел сказать ему: «Ну всё, перестань». Или бывает, что мы сами заговариваем с человеком, а он отвечает угрюмо. И у нас возникают помыслы осуждения, обиды. Но мы берем на себя небольшой подвиг любви – остаемся приветливыми, мирными. И так мы снова откликаемся на призыв Господа: «Возьми крест свой и следуй за Мною».

Можно сказать, что с этими словами Господь обращается к нам каждый день, множество раз: «Возьми подвиг любви, побеждающей грех, и следуй за Мною». И получается удивительная вещь. Отвечая на этот призыв, беря на себя крест, мы на самом деле не страдаем, а наоборот избавляемся от страданий.

Ведь когда человек больше всего страдает? Когда в его сердце мало любви. Тогда все люди вокруг кажутся ему странными, все причиняют ему дискомфорт. И он мучается, как та госпожа, о которой говорил владыка Гавриил (Чепур), то есть изнемогает от помыслов осуждения, гнева, зависти. Они угрызают его сердце, словно хищные звери или ядовитые змеи. Но когда человек берет на себя крест Господень, подвиг любви, то этим он разоряет все змеиные гнезда, которые грех свил в его сердце. Все страсти и помыслы от него убегают!

Как говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Ежечасно и ежеминутно будем возделывать землю сердца нашего Евангельским оралом (плугом) – то есть памятью о кресте Господнем. Этим оралом мы разорим норы ядовитых змей и пагубных зверей, живущих в нашей душе, и сможем выгнать их из себя». И когда человек с помощью креста, подвига любви, освобождается от этих хищных зверей и ядовитых змей, тогда он подлинно может сердцем непрестанно следовать за Господом. Любовь побеждает в его сердце, он становится свободным, сильным, сродным Самому Богу. Как говорит преподобный Исаак Сирин: «Бог Сына Своего предал на крестную смерть, по любви к нам. А если бы у Него было что-то более драгоценное, то и это отдал бы нам, чтобы приобрести нас Себе. И когда кто из христиан уподобится в этом Богу и приобретет любовь к человекам, то вместе с любовью облекается в Самого Бога».