Ново-Тихвинский женский монастырь: Иконописное послушание

Иконописная мастерская

До революции в иконописной мастерской Ново-Тихвинского женского монастыря проходило послушание около ста сестер. Иконы, написанные насельницами обители, а также выполненные их руками миниатюры и расписные сувениры пользовались широкой известностью, некоторые из них были преподнесены в дар членам Императорской Фамилии.

Сестра за работой
Сестра за работой

Ныне монастырь возрождается; по благословению духовника обители схиархимандрита Авраама возобновлена и иконописная мастерская. Сейчас на этом послушании трудится тринадцать сестер.

Основным направлением мастерской изначально является возрождение канонической иконописи. В своем выборе сестры исходили из того, что икона канонического письма более других способствует созданию молитвенного настроя. Это заложено в самом способе канонического изображения – глубоко символичном. Высшая красота не может быть адекватно передана с помощью обычных художественных средств, поэтому необходимо прибегать к символике, выработанной Церковью на протяжении веков. Когда мы смотрим на икону канонического письма, где каждая деталь имеет некий духовный смысл, то, даже не зная точного значения всех символов, мы проникаемся ощущением того, что изображенные Лица и События – "не от мира сего". Конечно, это происходит только тогда, когда иконы написаны с точным соблюдением всех канонов и при этом проникнуты живым чувством. Сестры избрали образцом для подражания византийские иконы XIII–XIV веков (Палеологовского периода), в которых в полной мере имеется и строгая каноничность, и возвышенная эмоциональность.

Сестры стремятся соблюдать не только древние каноны иконописи, но и старинные технологии изготовления икон. Иконные доски изготавливаются из дерева, сушившегося в течение нескольких лет естественным путем. Для грунта под живопись используются натуральные клеи животного происхождения. Краски делаются на основе яичной эмульсии из перетертых вручную минералов. Например, для получения всех оттенков синего цвета используется лазурит, который применялся мастерами с древних времен. Красная краска — это киноварь, желтая — аурипигмент, зеленая — малахит, глауконит и т. д.

Прежде чем написать образ какого-нибудь святого, или Спасителя, или Божией Матери, сестры просят молитвенной помощи в этом деле, стараются прочитать житие того угодника Божия, которого изображают. По словам иконописцев, иногда им даже бывает немного страшно приступать к работе, они испытывают особое благоговение, потому что знают, что люди будут смотреть на эту икону и, созерцая ее, умом будут возвышаться к Богу.

Изготовление икон

Здесь Вы можете посмотреть иконы, написанные сестрами монастыря

Иконописное послушание

Архивное послушание

Монастырское издательство

Переводческое послушание

Певческое послушание

Библиотечное послушание

Швейное послушание

Назад к послушаниям