Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Служение
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты


Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
13.10.2018
Появилось расписание богослужений на октябрь-декабрь в храме св. Александра Невского и в храме Всемилостивого Спаса
07.10.2018
Появился рассказ о новой сербской версии нашего сайта
07.10.2018
Появилась сербская версия нашего сайта
25.09.2018
Появился рассказ "«Как спасти от отчаяния целую семью». Будни социальной службы"
Архив новостей

Телефоны для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151.





Книги издательства



О причинах неверия

(Евангелие от Луки, 114 зачало, глава XXIV, стихи 36-53)

По преданию, Евангелие от Луки было написано через пятнадцать лет после Вознесения Господня. Людям среднего возраста промежуток в пятнадцать лет кажется не таким уж и большим. События, которые описывал евангелист Лука и о которых он расспрашивал непосредственных очевидцев (в начале своего Евангелия он сам говорит, что написал его «по тщательном исследовании всего сначала» (Лк. 1, 3)), были для него совсем недавними. Апостол Лука, как мы знаем, был знаком со многими учениками Господа и принадлежал к числу семидесяти апостолов. Господь являлся ему с Клеопой, когда они вместе шли в Эммаус. Таким образом, некоторые евангельские события были известны самому апостолу Луке, а про другие он расспрашивал людей, с которыми был очень близко знаком и которые, безусловно, заслуживали исключительного доверия. Притом он расспрашивал очень подробно, подвергая их слова тщательному исследованию. Надо иметь в виду, что апостол Лука обладал эллинской образованностью, то есть принадлежал, можно сказать, к той же культуре, к которой принадлежим и мы. В то время историческая наука была достаточно развита и уже существовал критический метод исследования, поэтому евангелист Лука не всему верил так легко и свободно, как люди восточной культуры, в которой этот исследовательский принцип тогда еще не был распространен. Писания апостола Луки с исторической точки зрения являются чрезвычайно точными. Именно он в своем Евангелии и особенно в Деяниях апостолов описал наиболее подробным образом, как происходило великое и непостижимое для человеческого ума чудо Вознесения Господня.

Евангелист Марк говорит об этом событии просто и коротко: «Итак, Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19). Как это происходило, он не объясняет, но зато приводит одну очень важную деталь, если только можно это так назвать. По сути это догмат о том, как Господь после Вознесения пребывает на небесах Своей пречистой плотью: «И воссел одесную Бога». Но к этому мы еще вернемся.

А вот как говорит о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа евангелист Лука. По Своем Воскресении «Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 36–49).

Не следует думать, что Вознесение произошло сразу после этой беседы. В Деяниях апостолов, где события описаны более подробно, евангелист Лука говорит, что Господь являлся Своим ученикам еще в течение сорока дней. Здесь же для краткости он опускает этот факт и сразу переходит к повествованию о Вознесении.

«И вывел их вон из города до Вифании» (ст. 50), то есть несколько не доходя до Вифании. Елеонская гора, с которой Господь вознесся на небо, находится между Иерусалимом и Вифанией, поэтому и сказано не «в Вифанию», а «до Вифании». Место это известно, потому что такие знаменательные и дорогие для всякого верующего человека места не могли быть забыты, не могли затеряться, несмотря на прошедшие века. Из поколения в поколение христиане передавали друг другу предание о том, что Вознесение произошло именно на этом месте, где сохранилась и половина камня с отпечатком стопы Спасителя.

«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (ст. 50–53). Вы знаете, что на иконах Вознесения Господь Иисус Христос изображается с поднятыми вверх руками. Это собственно и есть благословение – еще с ветхозаветных времен благословляли, воздевая руки вверх. И в то время, когда Спаситель воздел руки, благословляя учеников, Божественная сила непостижимым для человеческого ума образом стала возносить Его пречистую плоть на небеса. Под небесами нужно понимать не какое-то пространство в атмосфере земли, хотя можно сказать, что духовные небеса находятся вверху. Однако не только вверху, но еще и, если можно так выразиться, в другом измерении (не хочется употреблять это слово, затертое людьми и учеными, и неучеными). Я имею в виду пространство, которое не доступно для телесных чувств, но духовные чувства человека действием Святого Духа проникают туда. Некоторые подвижники Божественной благодатью, которая сообщается Духом Святым, возносились умом на небеса, а некоторые до того просвещались ее действием, до того возвышались не только над всем временным и земным, но и над мысленным и даже вечным, что умом своим созерцали Господа Иисуса Христа, а иные даже видели Его во плоти. Например, Андрей, Христа ради юродивый, увидел Господа, Который восседал на престоле. Господь сказал ему несколько слов, исполнивших блаженного Андрея неизъяснимой благодати. Поэтому не нужно думать, что небеса – это некая совершенно не постижимая реальность. Она непостижима для нас потому, что мы сами малодуховны и приземлены, а не потому, что она недоступна для нас в принципе. Духовная реальность действительно сокрыта от наших телесных чувств, но когда мы подвизаемся, понуждая себя к угождению Богу, в особенности к молитве, то становимся способны духом созерцать Господа Иисуса Христа и видеть Его в своей душе и во всем мире, потому что телом Он пребывает на небесах, а Своим Божеством наполняет, а вернее содержит, всю вселенную. Если же человек находится еще в более сосредоточенном и возвышенном состоянии, то ум его восхищается на небеса и постигает многие неизъяснимые вещи. Это описывают достигшие духовного совершенства подвижники, такие как Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и подобные им. Поэтому слова евангелиста Марка, краткие, но необыкновенно значимые и заключающие в себе глубочайший смысл, может постичь истинный подвижник благочестия. Господь Иисус Христос Своей пречистой плотью воссел одесную Бога Отца, а Божеством Своим Он никогда не отлучался от Отца и Духа Святого. Господь воспринял на Себя человеческое естество, воскресил его из мертвых и вознес на небеса. И отныне человек, конечно в лице Господа Иисуса Христа, уже прославлен Божественной славой. Благодаря человеческим заслугам Спасителя, каждый из нас насколько приобщается ко Господу, настолько сподобляется этой Божественной славы.

Спустя несколько лет после того, как было написано Евангелие, апостол Лука написал Деяния, которые начинаются повествованием о Вознесении: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, обо всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 1–3). Вчера закончились сорок дней, в течение которых мы праздновали Пасху и приветствовали друг друга словами «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» в воспоминание того, что так встречали друг друга ближайшие ученики Христовы сразу после Его Воскресения. Они сообщали друг другу о явлении им воскресшего из мертвых Господа Иисуса Христа, и мы подражаем им своим приветствием.

«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (Деян. 1, 4). Здесь, конечно, говорится о наитии Святого Духа, которое мы будем вспоминать через десять дней. «Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1, 5–6). Несмотря на то, что апостолы были свидетелями Воскресения, они еще многого не понимали. Подобно прочим израильтянам того времени, они считали, что Царство Божие – это расцвет израильского государства, в котором, конечно же, все будет устроено по религиозным законам. Для иудеев в этом не было ничего необычного, потому что Моисеев закон, помимо религиозных установлений, содержал учение и о государственном устроении. Поэтому им казалось совершенно естественным (это, если так можно сказать, было заложено у них в крови), что не может быть служения Богу без правильного государственного устройства – без государства, которое устроено по законам Божиим. Теперь Церковь живет везде, в любом государстве и при любом режиме. Евреям же это казалось невозможным, в их сознании господствовал другой стереотип. И апостолы, несмотря на то, что уже многое знали и понимали, тем не менее спрашивали Господа с некоторой, как нам сейчас кажется, наивностью. Но тогда это было признаком здравого смысла. Люди считали: как можно служить Богу, если ты находишься под властью язычников?

«Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 6–7). Спаситель не пожелал дать ответа апостолам, потому что они не смогли бы его понять, но сказал им примерно так: «Потерпите немного, найдет на вас Дух Святой, и вы все узнаете без Моего объяснения. Если же Я объясню сейчас, вы все равно это поймете превратно, толкуя так, как вам кажется здравым и естественным».

«Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Кроме того, этими словами Спаситель запрещает ученикам гадать о том, когда будет кончина мира и установление Царствия Божия на земле, то есть не только в сердцах тех людей, которые искренне устремляются ко Господу, но и среди врагов Божиих, которые, когда окончательно восторжествует правда, будут вынуждены ей покориться. То, что «времена и сроки Отец положил в Своей власти», означает, как мне кажется, не только то, что время кончины мира и Второго Пришествия никому не известно, но и то, что Отец может это время изменить, потому что это находится в Его власти. Он может ради покаяния людей продлить существование мира, чтобы спаслись еще хотя бы немногие, а может из-за нашего неверия и развращенности и приблизить время кончины мира. Если даже апостолам было запрещено любопытствовать об этом, то нам тем паче нужно вести себя в этом отношении сдержанно и смиренно.

«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде» (Деян. 1, 8–10). Господь Иисус Христос произнес эти последние слова – как бы дал апостолам завещание, – поднял руки и начал возноситься над землей. На глазах апостолов облако, как бы объяв Его, стало поднимать Его вверх. Конечно, это было не обыкновенное облако, а принявшая вид облака Божественная благодать. Представьте, как произошло это неизъяснимое чудо. Для человеческого восприятия оно, может быть, даже более удивительно, чем Рождество Христово, которое внешне происходило обыкновенным образом. Некоторые особенности чудесного рождения Спасителя были известны лишь немногим людям. Как происходило Воскресение Христово, тоже никто не видел, Христа видели уже воскресшим. А необыкновенное чудо Вознесения происходило на глазах всех апостолов, и, естественно, они пребывали в чрезвычайном изумлении. Потрясение их было настолько глубоким, настолько они были поражены, что не могли оторвать взор от неба, и, хотя уже ничего не видели, продолжали с чувством благоговейного ужаса всматриваться в пространство.

Ради того чтобы апостолы покинули Елеонскую гору и начали молитвенно готовиться к принятию благодати Святого Духа, которая в полноте должна была излиться на них в день Пятидесятницы, им явились Ангелы. Само явление Ангелов не вызвало у учеников ужаса или потрясения и не удивило их, но, наоборот, привело в обычное состояние, прервав то изумление, которое охватило их, когда они смотрели вслед возносящемуся на небо Господу. «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10–11). В этих словах содержится благовестие о Втором Христовом Пришествии. Ангелы говорят апостолам: «Идите, наступит время, когда Господь придет таким же образом». «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян. 1, 12). Расстояние субботнего пути, весьма небольшое, – это тот путь, который по закону разрешалось проходить в субботу. Вот еще одно доказательство того, что Вознесение произошло в окрестностях Иерусалима на горе Елеонской.

Это великое чудо совершилось на глазах многих свидетелей и уверило их в истинности обетования о том, что на них должен сойти Дух Святой и что они облекутся силой свыше и станут способны проповедовать истину Евангелия по всему миру. Ученики Спасителя пребывали вместе некоторое время, молились и ждали этого дня. Они не знали точно, что сошествие Святого Духа произойдет именно через десять дней, в день Пятидесятницы, наверное, это не было им сказано для того, чтобы они не впали в нерадение и на протяжении всех этих дней напряженно молились.

Вспоминая Вознесение Господне, свидетелями которого мы, конечно, сами не были и о котором знаем с чужих слов, мы должны помнить, что, несмотря на свою непостижимость и исключительность, оно совершенно достоверно. Мы верим, потому что это событие видели многие, достойные доверия люди, не способные ко лжи. Большинство из них были людьми простыми, не умели лгать и не знали, для чего это нужно делать. Даже если бы они и захотели, то не смогли бы выдумать такое.

Мы должны верить и словам Ангела, которые также слышали многие свидетели Вознесения. Конечно, мы не знаем точно, сколько людей присутствовало тогда на Елеонской горе. Апостол Павел говорит, что Господь по Своем Воскресении «явился более нежели пятистам братий в одно время» (1 Кор. 15, 6), а сколько людей было свидетелями Вознесения, мы не знаем. Слова «мужи Галилейские» не означают, что там были только одни галилеяне или только ближайшие ученики Спасителя (мы знаем, что многие апостолы были из Галилеи).

Далее в Деяниях апостольских говорится: «И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати)» (Деян. 1, 13–16). Мы не знаем точно, когда все эти люди присоединились к апостолам, но вполне можем предположить, что все они были и свидетелями Вознесения. А сто двадцать человек – это очень много. Если бы очевидцами этого чуда были два-три человека, то и этого было бы достаточно, а здесь – более ста человек! Как же мы можем не верить? Чем оправдать наше неверие? Есть только одно оправдание в наших собственных глазах, а правильнее сказать, одна причина неверия – наше своеволие, наша любовь ко греху. Мы не верим, потому что верить нам невыгодно.

Когда в нас начинают подниматься помыслы неверия, мы должны твердо знать: это происходит не потому, что нет доказательств истинности Евангелия. Какие еще нужны доказательства, когда сто двадцать человек видели Вознесение Господа? Неверие подступает к нашей душе потому, что в нас возмутилась какая-то страсть, и она ищет удовлетворения. И когда христианская совесть говорит нам, что при наших убеждениях нельзя поступать так, как диктуют страсти, то мы встаем перед выбором: либо подавить страсть, либо избавиться от убеждений, которые мешают грешить. Вот отсюда и возникает неверие. В человеке, который освобождается от страстей, противных евангельскому учению, вера усиливается и начинает сиять в его сердце все сильнее и сильнее, а в тех, кто поддается страстям, она колеблется и уменьшается. Человек, который окончательно поддался каким-нибудь страстям и уже на деле грешит смертными грехами, часто испытывает полное неверие, в его душе царит тьма. Все это не потому, что христианские истины чересчур возвышенны и непостижимы для ума, что в Евангелии описываются какие-то невероятные события, не имеющие доказательств, а потому, что наше сердце не желает смириться перед нравственным учением Евангелия.

При чтении Евангелия может возникнуть такая мысль: если все это правда, если все действительно так и было, то почему же я так живу? Почему я позволяю себе грешить? Почему я позволяю себе уклоняться от евангельского учения? Ведь я знаю, что все это правда и Господь Иисус Христос воскрес из мертвых и вознесся на небеса на глазах у сотни свидетелей! Когда человек задается таким вопросом, то в нем начинается борьба между верой и страстностью. Причиной неверия, повторю, становится удовлетворение страстей, другой причины нет.

Несмотря на то, что все чудеса, которые описаны в Евангелии, особенно связанные с Рождеством Спасителя, Его зачатием, Воскресением из мертвых и Вознесением на небеса, необыкновенны и исключительны, в то же самое время большинство из них имеет множество свидетелей. И потому никто не может просто отмахнуться от них. А человек, не желающий подчиняться Евангелию, говорит: «Этого не было, это неправда». Как ему ни доказывай – он ничего не примет. Мы же должны принять Евангелие мужественно. Пусть мы грешники, пусть мучаемся от множества страстей, но мы должны, так сказать, насильно насаждать в своем сердце веру. Насильно – то есть наперекор своим страстям. Такое насильственное насаждение веры постепенно будет очищать нас от дурных наклонностей, от нашей чувственности. Тогда мы будем читать Евангелие, Деяния и Послания апостольские с простым, детским сердцем и будем верить так, как будто бы мы своими глазами видели все чудеса Спасителя и своими руками осязали воскресшего из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. И никто никогда, даже самый великий мудрец и самый изощренный спорщик, не сможет переубедить нас в том, в чем будет совершенно уверено наше сердце. Вспомним, как слепорожденный уверенно ответил про Спасителя фарисеям, которые пытались его смутить: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9, 25).

20 мая 1999 года

.


Calendar
  Октябрь 2018   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31  

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

25.10.2018
Преставление схмон. Евфросинии (Мезеновой) (1917 г.)

06.11.2018
Празднование иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»

18.11.2018
– Преставление игумении Таисии, основательницы монастыря


перейти к разделу
Архивное послушание


Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва; и в этом - польза всему миру, ибо мир стоит молитвою; а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет.
Прп.Силуан Афонский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Служение | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1625 6598 5758



410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb