По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского
История обители

Когда-то на том месте, где сейчас находится Ново-Тихвинский монастырь, было только загородное кладбище, а вокруг шумел лес. В 1782 году здесь был освящен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который построил купец первой гильдии Иван Иванович Хлепетин в память о своей почившей жене. При храме был построен домик для причта, но долгое время он пустовал. Наконец, в домике поселились несколько вдов и девиц, и это пустынное безмолвное место освятилось непрестанной молитвой. Они читали в Успенской церкви Псалтирь по усопшим, ухаживали за могилами. В 1796 году в эту общинку пришла Татьяна Андреевна Костромина – дочь мастерового Верх-Исетского завода. В юности она была выдана замуж, но ее супруга очень скоро забрали в рекруты на 25 лет. Детей у них не было, и Татьяна на многие годы осталась одна. С военной службы ее супруг не вернулся: в 1806 году, будучи уже унтер-офицером, он заболел и скончался.

Татьяна Костромина, деятельная, милосердная, горевшая любовью ко Христу, всего через несколько месяцев была избрана старшей в общине. Она с любовью заботилась о сестрах, старалась обеспечить их всем необходимым. Уже в 1797 году недалеко от Успенской церкви был заложен каменный двухэтажный корпус. Во время закладки корпуса произошло чудо. Неизвестно откуда перед народом явился всадник на белом коне. В руках он держал свиток, на котором было изображение преподобного Феодосия Тотемского и некий план. Обратившись к Татьяне Андреевне, он произнес: «Прими, мать Татиана, строителя сего». Затем, обращаясь к народу, он трижды повторил: «Усердствуйте строителю сему» — и исчез. Для сестер это было знаком особого благоволения Божия к их общине. После этого чуда они усердно молились преподобному Феодосию Тотемскому о помощи в устроении монастыря – неслучайно впоследствии один из храмов обители был посвящен этому святому. В то время открыть монастырь было очень непросто. После церковных реформ императрицы Екатерины ІІ на Урале не осталось ни одной женской обители и к открытию новых власти отнюдь не были расположены.

Однако Татьяна горела желанием устроить монастырь и твердо верила, что Господь поможет ей в этом. Ради того, чтобы ближе узнать монашескую жизнь, она совершила в 1801–1802 годах паломничество по монастырям России. Татьяна посетила Киево-Печерскую Лавру, а затем Саровскую пустынь. В то время там подвизался преподобный Серафим, но в 1801–1802 годах он пребывал в глубоком затворе, и увидеть его Татьяне не удалось. Зато она познакомилась с духовником преподобного Серафима, строителем пустыни иеромонахом Исаией (Зубковым), благодатным и мудрым старцем. Татьяна получила от старца Исаии много полезных наставлений о монашеской жизни, а также особый, ценный дар – Саровский устав, по которому и стали проводить жизнь сестры в общине.


После возвращения из паломничества начальница Татьяна стала собирать документы, необходимые для учреждения монастыря. В то время от образования монашеской общины до официального признания ее в качестве монастыря проходило иногда до 30 и более лет. Но благодаря вере, горячему усердию и любви Татьяны к монашеству екатеринбургская кладбищенская община стала монастырем гораздо скорее – прошло немногим более десяти лет после ее основания.

На первое ходатайство Татьяны об открытии монастыря епархиальное священноначалие ответило отказом. Это произошло в 1806 году. Но Татьяна проявила необыкновенную веру: она вновь собрала необходимые документы и отправилась ходатайствовать об открытии монастыря в Санкт-Петербург. Она не имела ни денег, ни покровителей, происходила из низкого сословия и даже была неграмотной. Но так сильно было ее желание монашеской жизни и ее вера, что она готова была проехать пол-России, претерпеть любые унижения и невзгоды, дойти до самого Государя, только бы в Екатеринбурге был открыт монастырь! И Господь подал ей Свою помощь: сразу по приезде в Петербург Татьяна и ее спутница Агафья познакомились с отставным адмиралом Федором Федоровичем Ушаковым, ныне прославленным в лике святых. Адмирал был человеком великого милосердия и благочестия. Федора Федоровича тронула горячая вера Татьяны и ее желание открыть монастырь, и он стал всеми способами помогать ей. Он писал прошения в Святейший Синод, обращался к высокопоставленным лицам, Пермскому епископу (Екатеринбург тогда находился в составе Пермской епархии). Татьяна тоже не бездействовала: она собирала пожертвования на устроение обители, общалась с государственными мужами, которым представлял ее Федор Федорович, и главное, многие часы проводила в молитве, прося помощи у Бога.

Наконец, 31 декабря 1809 года Высочайшим Императорским Указом в Екатеринбурге была учреждена Ново-Тихвинская женская общежительная обитель. Татьяна Костромина была пострижена в монашество с именем Таисия и назначена настоятельницей обители.


Необычайно радостным было ее возвращение в Екатеринбург накануне праздника в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Уезжала она начальницей маленькой безвестной общинки, а возвращалась игуменией монастыря. С собой матушка Таисия везла две святыни: точный список с чудотворной Тихвинской иконы и ковчег с 25-ю частицами святых мощей. В Екатеринбурге им была устроена торжественная встреча, под звон колоколов святыни принесли крестным ходом через весь город в обитель.

Всего через тринадцать лет после своего учреждения, в 1822 году, Ново-Тихвинский монастырь Высочайшим указом был возведен в первый класс. До этого в России было только шесть женских монастырей первого класса. Одновременно был утвержден общежительный устав обители, составленный на основе уставов Саровской пустыни, Валаамского монастыря и Александро-Невской лавры.

В 1824 году монастырь удостоил посещением Император Александр I. Государь после посещения келий игумении Таисии, вероятно, тронутый беседой с настоятельницей, в сердечном умилении поцеловал руку одной из престарелых сестер, о чем еще долго вспоминали в обители.

Именно матушка Таисия утвердила духовные основы монастыря, при ней были заложены все шесть храмов обители, развивались рукодельные мастерские. Но главное, игумения Таисия была любвеобильной и мудрой духовной матерью, заботившейся о спасении каждой сестры. Непосильные труды по устроению обители подорвали здоровье матушки. В ночь на 5 ноября 1826 года игумения Таисия, простившись с сестрами, тихо скончалась. Скорбь сестер была так велика, что они написали картину-эпитафию, на которой изобразили прощание с любимой матушкой и написали «плачевные причеты» – трогательный и возвышенный гимн своей почившей духовной матери.


После матушки Таисии настоятельницей стала ее духовная дочь, игумения Александра (Неустроева). Она родилась в крестьянской семье в селе Стриганском Ирбитского уезда. Когда ей было 19 лет, через село проходил крестный ход, участники которого рассказали Анастасии о том, что в Екатеринбурге открыт женский монастырь. Ее сердце сразу загорелось желанием монашеской жизни. Вскоре она уже была в обители, где стала с большой ревностью исполнять послушания, прилежать молитве. После смерти матушки Таисии она была избрана игуменией и с 1827 года управляла обителью. Матушка Александра свято хранила монашеские традиции, заложенные игуменией Таисией; в особенности она заботилась о том, чтобы между сестрами царили единение и любовь. Трудами игумении Александры были достроены и благоукрашены храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», освященный в 1832 году, и храм в честь святого Александра Невского, который был освящен в 1854 году. Матушка Александра удостоилась принимать в обители Наследника Всероссийского престола, будущего Императора Александра II, который посетил монастырь в 1837 году.

С 1858 года Ново-Тихвинским монастырем управляла игумения Магдалина (Неустроева). Она жила в обители с пятилетнего возраста, знала еще матушку Таисию. Всего матушка Магдалина прожила в монастыре 76 лет, а монастырь возглавляла 35 лет. При ней были достроены все монастырские храмы, заложенные еще матушкой Таисией, а число сестер возросло почти в два раза: в 1866 году в обители было 380 насельниц, в 1881 году – 510, а в 1890-м – уже 605. При матушке Магдалине обитель посещали сыновья императора Александра II великие князья Владимир и Алексей, а также святитель Иннокентий Московский.

В 1893 году матушка Магдалина почила, и обителью недолгое время управляла игумения Агния (Бобылева). В монастырь она поступила в 16 лет и более 50 лет самоотверженно трудилась на благо обители. Ко времени возведения в сан игумении ей было около семидесяти лет. Игумения Агния исполняла обязанности настоятельницы в течение двух лет, а затем по слабости здоровья в 1895 году ей было разрешено уйти на покой; в том же году она почила.

Новой настоятельницей была избрана матушка Магдалина (в миру Пелагия Стефановна Досманова). Современники отмечали ее самоотверженность, трудолюбие и любовную простоту в общении. Матушка была твердо убеждена, что для дела спасения необходима Иисусова молитва и чтение святоотеческих книг. В начале XX века Ново-Тихвинский монастырь стал одним из крупнейших в России: здесь было более тысячи насельниц. При ней обитель торжественно отметила свое 100-летие, в 1905 году монастырь посетил «всероссийский пастырь» святой праведный Иоанн Кронштадтский. При огромном стечении богомольцев батюшка совершил утреню и литургию в храме святого Александра Невского, посетил кельи настоятельницы.


Однако на долю матушки Магдалины (Досмановой) пришлось и тяжкое испытание – трагические события 1917 года и Гражданской войны, закрытие и разорение дорогой ее сердцу обители. В 1918 году сестры монастыря были последними, кто на этой земле оказал помощь семье Царственных страстотерпцев. До самой мученической кончины царственных узников сестры приносили для них в корзинках свежие продукты; об этом сохранились благодарные свидетельства в дневниках Государя и Императрицы. Сестры принесли передачу в дом Ипатьева и в тот день, когда в живых больше не было никого из тех, кому она предназначалась. Впоследствии сестры, приносившие продукты Царской семье, пострадали от рук большевиков. По устным свидетельствам, они были расстреляны.


Сестры передавали обеды и священномученику Гермогену Тобольскому, которого матушка Магдалина сама навещала в екатеринбургской тюрьме. Известно, что в 1918 году монастырь посещала преподобномученица Елисавета Феодоровна в то время, когда находилась в ссылке в Екатеринбурге. Святая Елисавета просила власти разрешить ей поселиться в обители. Но вместо этого преподобномученица была отправлена в Алапаевск… В 1918 году, в недолгое правление белых, на монастырском кладбище погребали тех, кто пострадал от рук большевиков. Здесь был похоронен священномученик Павел Чернышев, который много лет служил в Успенском храме Ново-Уткинского завода и был без всякой вины убит большевиками. На монастырском кладбище были погребены и верные царские подданные, принявшие мученическую смерть в Екатеринбурге: князь Василий Александрович Долгоруков, генерал Илья Леонидович Татищев, верный «дядька» Цесаревича матрос Климентий Григорьевич Нагорный и лакей Великих княжон боцманмат Иван Дмитриевич Седнев.


В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, в его стенах разместились военные учреждения; в 1930-е годы храмы и корпуса были приспособлены под дом Красной армии. Известно, что многие из сестер попали в заключение или были отправлены в ссылку, некоторые расстреляны.

Сестры, оказавшиеся в миру, продолжали жить по-монашески, соблюдая иноческие обеты, а духовной матерью для многих из них оставалась матушка Магдалина. Она проводила подвижническую жизнь, обладала дарами рассуждения и прозорливости, была источником утешения для всех, кто к ней обращался – и для монахинь, и для горожан. День своей кончины матушка Магдалина предсказала с точностью и за три дня до нее приняла постриг в великую схиму. 29 июля 1934 года схиигумения Магдалина предала дух свой Господу. Сейчас она почивает у алтаря монастырского храма в честь святого Александра Невского.


Еще долгие годы у стен бывшего монастыря можно было встретить пожилых женщин, в которых легко было узнать бывших инокинь по их особенному облику. Они приходили сюда, чтобы помолиться у врат дорогой им обители.

Прошли годы, и милостью Божией в 1994 году Ново-Тихвинский монастырь был возрожден.