По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского
Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»

Любой храм – это частица неба, островок Царства Небесного на земле. «Источник всякой истинной радости течет в храме, ― говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский. ― Сам Бог утешает тут души верующие, как мать утешает младенца». Тем более это можно сказать о храме, посвященном иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Само наименование этого образа как бы говорит о том, что Пресвятая Богородица как нежно любящая мать всегда готова успокоить, утешить, поддержать каждого человека.

Богородица – радость монахов

Нет такого монаха, который не любил бы Пресвятую Богородицу, как малое дитя любит свою маму. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Когда монах читает молитву к Божией Матери: “Пресвятая Богородице, спаси нас!” — он, как малое дитя, теребит край Ее ризы, чтобы быть услышанным».

Основательница нашего монастыря, игумения Таисия, тоже любила Божию Матерь крепко и нежно и всегда горячо молилась Ей. Она не сомневалась, что именно предстательством Пресвятой Богородицы и был устроен монастырь. И в благодарность матушка Таисия заложила в обители сразу два храма в Ее честь. Одним из них и был храм во имя иконы «Всех скорбящих Радость», заложенный в 1823 году и освященный через девять лет, в 1832 году. Сестры очень любили молиться в этой церкви.


«Я много лет слышу, как Меня хулят, и терплю…»

После революции Скорбященский храм, как и все храмы монастыря, претерпел надругательство: с него сняли купол, надстроили зубцы, чуть позднее отсекли апсиду. Внутри разместился клуб. Храм, где десятки лет возносилась молитва к Божией Матери, стал местом для антирелигиозной пропаганды, концертов и танцев. А Пресвятая Богородица терпеливо ждала, когда люди придут в себя и снова начнут молиться Ей.

Известна такая история. Один молодой человек работал в шахте по много часов вместе с людьми, которые хулили Богородицу. Ему было нестерпимо слышать хулы, и однажды он со слезами стал молиться Божией Матери перед Ее образом: «Пресвятая Богородице, Я не могу слышать, как Тебя хулят! Что мне делать?» И вдруг он услышал голос Богородицы, Которая сказала: «Я уже две тысячи лет слышу, как Меня хулят, и терплю. И ты потерпи, Я все устрою. Иди, молись, Я буду с тобой».

Пресвятая Богородица не перестает молиться о людях, даже о тех, которые хулят Ее. И по Ее молитвам миновало страшное время, люди устали от безбожия, храмы начали возвращаться Церкви. Вернулся и храм «Всех скорбящих Радость», и в 2006 году началась его реставрация. Правда, вернулся храм в ужасном состоянии – от него остались только две стены и фундамент.


Небо внутри храма

Очень часто в строящемся храме совершались молебны о помощи Божией. Возведены были стены, купол, на куполе установлен крест – храм снаружи приобрел прежний вид. Затем к работе приступили сестры-иконописцы. Вместе с профессиональными архитекторами, М. В. Голобородским и В. Г. Рудневым, они долго работали над макетом, образом внутреннего убранства храма. Какой должен быть основной цвет? Золотой? Синий? Светлый или темный? Наконец, остановились на том, что основным цветом будет небесно-голубой. Этот цвет напоминает о чистоте, непорочности Божией Матери, Ее духовной красоте. И все росписи в храме должны быть светлые, легкие, воздушные. За образец были взяты фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные знаменитым иконописцем XVI века Дионисием. Сестры обращались и ко многим другим памятникам древнерусского искусства, а также к образцам византийской иконописи Палеологовского периода (монастырь Хора в Стамбуле, храмовые росписи Сербии и Македонии). Над цветовым и тональным решением храма сестры работали около года, советуясь со специалистами высокого уровня, такими, как профессор Е. Н. Максимов, академик Академии художеств.

Всем, кто трудился над эскизом, хотелось создать такой храм, в котором всё до мелочей напоминало бы о Божией Матери…


В куполе традиционно изображен Спаситель – за образец сестры взяли композицию из древнего константинопольского монастыря Хора. Большинство росписей в храме посвящены земной жизни Пресвятой Богородицы и Ее прославлению. Так, в основании барабана изображены ветхозаветные жены – прародительницы и прообразы Божией Матери: святые праведные Ева, Сарра, Мариам, Ревекка и другие и, наконец, Ее праведная мать, святая Анна с Самой Пречистой Марией на руках. В парусах размещены главные сцены из жизни Пресвятой Богородицы: Ее рождество, введение во храм, Рождество Христово и Успение.

На храмовых росписях изображены святые, которым являлась Божия Матерь. Это преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Парфений Киевский, Силуан Афонский, Иосиф Оптинский, великомученица Екатерина, преподобная Евфросиния Суздальская и другие.

Сестры-иконописцы говорят, что работа над росписями в храме «Всех скорбящих Радость» шла удивительно легко и быстро – словно Сама Божия Матерь водила рукой каждой сестры…


«Буду вечно молиться за того, кто и один кирпич положит для храма Божьего…»

Один из оптинских старцев рассказывал такую историю. Некий человек помогал при строительстве храма, и однажды ему во сне явилась Божия Матерь и сказала: «Кто и один кирпич положит на созидание храма Божьего, за того Я вечно буду молиться Сыну Моему и Богу». И, конечно, Она молится и о всех, кто потрудился над храмом в честь Ее иконы «Всех скорбящих Радость».

Во время летней практики студенты Московского архитектурного института провели в нашей обители несколько дней и с большой любовью и усердием помогали на росписях в Скорбященском храме, делали инкрустацию для иконостаса.

Одно из главных украшений храма – мраморная резная сень над алтарем. Ее создали мастера московской компании «Цель», а саму идею сени предложил екатеринбургский архитектор Михаил Голобородский. Эта сень, или иначе киворий, – не просто декоративная деталь. Распростертый над престолом, местом пребывания живого Господа, киворий символизирует Пресвятую Богородицу, «Божественную сень Слова, чистотою Ангелы превосшедшую». Над резной сенью мастера трудились больше года.

- Созданный иконостас – это храм в храме, – рассказывает Роман Полунин, заместитель генерального директора компании «Цель». – Каждый его элемент благодаря мастерски созданным пустотам кажется воздушным. Сестры предоставили нам эскиз, мы разработали чертежи. Все детали, а их около тысячи, вырезали в Москве, везли сюда, а затем собирали всю конструкцию из отдельных элементов. Подобный киворий – большая редкость. Например, в России, насколько мы знаем, такой есть только в Храме Христа Спасителя в Москве.


Храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» был торжественно освящен 26 августа 2018 года. Каждый субботний и воскресный день здесь совершается Божественная литургия, в эти же дни храм открыт для посещения. Надеемся, что каждый приходящий сюда помолиться, обретет светлое утешение, мир и радость от Самой Божией Матери, сердцем чувствуя, что Она истинно Радость всех скорбящих.