Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
14.11.2019
В разделе "будни и праздники" появился рассказ "Как подарить Рождество, или 15 лет радости"
11.11.2019
Появилось расписание богослужений в храме святого Александра Невского и в храме Всемилостивого Спаса до Рождества Христова.
25.10.2019
Обновлены актуальные нужды социальной службы
23.10.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ «"Высшее наслаждение на земле - найти в человеке теплую душу". Письма святого Евгения Боткина»
Архив новостей





Книги издательства



О достойном и недостойном причащении

Сегодня, братья и сестры, во время утрени и соединенной с вечерней литургии мы вспоминаем события Великого Четверга, в особенности — установление Господом перед Своими Крестными страданиями Таинства Евхаристии.

Вот как говорит об этом апостол Павел: «Я от Самого Господа принял тό, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор. 11, 23–25). Так было установлено Таинство Евхаристии. С тех пор все верные христиане на протяжении уже почти двух тысячелетий совершают это Таинство.

«Сия чаша есть новый завет». Что это означает? В древности, когда был заключен завет между Богом и израильским народом, все израильтяне были окроплены кровью принесенных в жертву животных и таким образом стали посвященными Богу. Мы, принимая в себя Тело и Кровь Христову, становимся участниками нового завета — также заключаем свой завет с Богом. И если мы соблюдаем его условия, то сподобляемся благословения Божия, а если преступаем какие-то из них — подвергаемся наказанию; когда же нарушаем полностью, тогда вовсе расторгаем этот завет.

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26). Господь наш Иисус Христос прежде Своего страдания в символическом действии преломления хлеба и благословения чаши со словами, что хлеб — это Его Тело, а вино — это Его Кровь, показал ученикам, что вскоре Он должен за них умереть.

Тело, которое за вас ломится… Кровь, которая за вас изливается…». Вкушая их, мы присоединяемся к спасительной Жертве Христовой. Какими бы праведными и святыми мы себе ни казались, если не станем участвовать в этой Жертве, не будем вкушать Тело и Кровь Христовы, то останемся вне искупления. Своими силами, своей волей человек не может себя спасти, ибо имеет в себе залог смерти: яд греха. Очиститься от этого яда и избавиться от власти греха собственными усилиями невозможно.

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11, 27). Если мы будем вкушать Святые Тайны недостойно, это для нас явится тяжким грехом. Если мы исповедуемся не откровенно, что-то скроем, если не подготовимся к Причащению, не прочитаем положенное правило, нерадиво отнесемся к молитве, то мы окажемся виновны не перед священником, но перед самими Телом и Кровью Господней. Если бы эти хлеб и вино являлись только символом, а не истинным Телом и Кровью, тогда, конечно же, подобной страшной вины с нашей стороны не было бы, и апостол Павел не предупреждал бы коринфян, а вместе с ними всех нас об особенном внимании к Таинству, потому что это воистину Тело и Кровь Господа.

Подумайте, как это страшно! Чего мы сподобляемся? Под видом малого кусочка хлеба, смоченного вином, мы вкушаем Самого Христа, ибо в каждой такой частичке содержится весь Христос. Если разбить на мелкие осколки зеркало, то в каждом из них будет отражаться не часть солнца, а все солнце. Прекрасный образ приводит святитель Игнатий (Брянчанинов): в каждой капле росы отражается все солнце. Так происходит и при раздроблении для всех причащающихся Агнца, Тела Христова: в каждой частичке, преподаваемой во время Причащения, содержится весь Христос. Даже если бы мы не могли привести никаких подобных примеров и объяснить это Таинство, было бы достаточно самих слов Спасителя: «Сие есть Тело Мое». Пусть это совершенно непостижимо для человеческого разума, но Тот, Кто сказал эти слова, отнюдь не лгал, Своим словом Он творил непостижимые и великие чудеса, даже мертвых воскрешал, а потому может совершить и это чудо.

В свое время Ф.М. Достоевский издавал свои «Дневники писателя», где описывал невыдуманные случаи, с которыми сталкивался в жизни. Рассуждая о покаянии русского человека и в целом о характере русского народа, он рассказывает в этой книге о таком страшном случае. Два простых мужика в деревне поспорили между собой, и дошло до крайности: один из них сказал, что, когда будет причащаться, возьмет частицу в рот, чтобы потом выстрелить в нее из ружья. Почему он решился на такое отчаянное кощунство — непонятно, может быть, желал показать, что ничего не боится. На литургии он принял частицу, но не проглотил ее, а вынес из храма во рту. Воткнул в землю деревянный кол, положил сверху частицу и взял ружье, чтобы в нее выстрелить. Когда же он прицелился, то увидел перед собой распятого Христа. От этого видения в его душе все перевернулось настолько, что он оставил семью, имущество и всю жизнь ходил по монастырям, каясь в том, что хотел совершить.

Можно было бы вспомнить множество других случаев. Достаточно даже того, что в «Известии учительном» (так сказать, инструкции для священников, содержащейся в «Служебнике») есть предписание о том, как должен вести себя иерей в случае, если хлеб и вино ради нашего маловерия или каких-то иных грехов примут самый вид тела и крови. Отсюда можно сделать вывод о том, что время от времени подобное в Церкви происходило. Поэтому мы должны относиться к причащению, как говорит апостол Павел, с чрезвычайным благоговением, с рассуждением, причащаться достойно. В чем же заключается достоинство?

«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11, 28). Испытание, на которое указывает апостол, состоит в исповеди. Без этого испытания приступать к Чаше нельзя. Конечно, древние христиане не всегда имели возможность исповедоваться, а причащались порой каждый день (в особенности во время гонений), для чего хранили Святые Дары дома. Но сейчас времена переменились. По сравнению с ними мы стали гораздо более холодными и нерадивыми, поэтому Церковь не разрешает нам поступать так же. Желая помочь нам в этом испытании самих себя, она предписывает, чтобы причащению обязательно предшествовала исповедь, во время которой мы и испытываем, достойны мы принятия Таин или нет. И если священник считает, что мы не достойны, не нужно впадать в некую детскую легкомысленность и всеми правдами и неправдами уговаривать его допустить нас к Чаше. Священник, допускающий недостойного человека до Причастия, собирает, по выражению преподобного Симеона Нового Богослова, себе на голову горящие угли. К тому же он еще оказывается виновным в погибели человека.

Если иногда священник колеблется, снизойти ли к тому или иному человеку или все же проявить к нему ту строгость, которой он заслуживает, и, в конце концов, чаще всего склоняется к снисхождению, то это происходит именно оттого, что он понимает: люди сейчас немощны, не способны вынести ни малейшей строгости. Древние христиане, впадшие в тяжкие грехи, отлучались от Церкви на многие годы, а сейчас отлучение человека даже на месяц воспринимается людьми как несправедливость, хотя фактически это даже не является отлучением, поскольку иные причащаются реже, чем раз в месяц. А человек возмущается: «Вы, мол, не имеете права, вы поступаете жестоко, а Бог милосерден». Он не понимает, что священник делает это отнюдь не ради какой-то формальной жестокости, но — из любви к ближнему. Ведь любовь не всегда выражается только в том, чтобы человеку во всем потакать, но часто проявляется и в строгости. Если мы наказываем своих детей, то это не означает, что мы их ненавидим. Иные неразумные родители (а таких сейчас, думаю, много) своих детей всегда только жалеют, никогда ни за что их не наказывают — и из этих детей, как правило, вырастают порочные люди, совершенно неспособные собой владеть, всегда следующие единственно своим греховным желаниям.

«Ибо, кто ест и пьет недостойно, — говорит апостол Павел, — тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29). Мы думаем, что в любом случае Причастие идет нам на пользу, однако оно может оказаться для нас и в осуждение, ибо мы не рассуждаем о том, что такое Тело Господне. Мы не хотим понять этого как должно, не хотим воспринять Таинство всей душой, а относимся к нему как к обязательному обряду. Некоторые считают, что если они причащаются раз в год, например в Великий пост, или несколько раз в году, например в четыре поста и в день своего Ангела, то таким образом, благодаря редкому причащению, становятся его достойны. Святитель Иоанн Златоуст говорит примерно так: «Если ты достоин причащаться, значит, достоин причащаться часто; если же недостоин, значит, вовсе никогда недостоин». Редкое причащение не делает человека достойным этого Таинства. Скорее наоборот, те люди, которые причащаются часто, лучше видят свои грехи, лучше за собой следят. Ведь если человек причащается и бывает на исповеди лишь раз в год, то что он вспомнит из своих грехов, совершенных за целый год?

Апостол Павел говорит и о тех наказаниях, которые ждут недостойно причащающихся: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 30). Мы приходим к Богу и по немощи своей просим у Него чаще всего лишь одних телесных благ, о благах же духовных, о спасении почти не думаем. Например, молимся, чтобы и мы, и родные наши были здоровы. Однако некоторые из нас, оттого что причащаются недостойно, заболевают и даже преждевременно умирают.

«Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11, 31). Если бы мы сами себя осудили, сами себе вынесли приговор и исполнили бы его, то есть покаялись по-настоящему, не просто перечислив грехи (хотя и это сейчас мало кто умеет делать), но еще исправив свою жизнь, — тогда бы Господь нас не судил. Тогда причащение действительно было бы нам во освящение и исцеление души и тела и в жизнь вечную.

«Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтоб не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11, 32). Все-таки даже подобное не вполне достойное причащение, с наказаниями в виде болезней и иных неприятностей, — лучше, чем отсутствие причащения, потому что мы, хотя и подвергнемся в этой жизни наказанию от Бога, но, по крайней мере, не будем осуждены со всем миром, который живет вне Церкви, вне ее спасительных Таинств. По словам одного современного греческого старца, перед Причастием в душе должно быть чувство страха, благоговения, покаяния, осознания своего недостоинства, после же Причастия — мир и тихая радость. Вот основные признаки того, как человек должен причащаться и что при этом должен чувствовать. Правда, иногда бывает, как об этом пишет святитель Игнатий (в особенности у людей больных, немощных), что после Причастия от усталости человек не сразу испытывает подобное духовное чувство — тишину в своей душе. Однако после незначительного отдыха оно обязательно начинает в нем действовать.

Сегодня, в Великий Четверг, вспоминая установление Таинства Тела и Крови Христовых, мы служим в красных ризах. Мы должны и готовиться к этому Таинству с чрезвычайным благоговением, и любить Божественную литургию. Замечательно говорил великий угодник Божий, святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Братья, возлюбите литургию, как я ее возлюбил». А он служил Божественную литургию каждый день на протяжении пятидесяти лет. Сама совершаемая им служба была необыкновенно благодатной. Когда же он причащался Тела и Крови Христовых, то видимым образом преображался. Его усталость, изнуренный вид (в пастырских трудах он постоянно переутомлялся) сменялись живостью в глазах и румянцем. Господь укреплял его не только духовно, но и телесно.

Благодать, которой сподобляются достойные причастники Тела и Крови Христовых, чрезвычайно велика: в причастившемся человеке все пронизано Христом.

Некоторые святые отцы пишут и о том, что бывает при недостойном причащении. Один из греческих старцев, во время литургии сподоблявшийся различных видений, рассказывал, что как-то раз он взглянул на лица причащающихся и увидел, что к Чаше подходят люди с мордами разных животных. У одного — морда обезьяны, у другого — собаки и т. д. Он изумился: «Господи, почему же так, ведь это люди?» Иные же подходили к Чаше с обычными человеческими лицами, а когда принимали частицу, лица их просветлялись. Вот что значит достойное и недостойное причащение!

Еще один случай. Один мальчик в храме во время Причастия стал смеяться. Его спросили, почему он смеется, и он ответил: «Когда люди подходят к Чаше и священник протягивает им на лжице частицу, вдруг подлетает голубь и эту частицу выклевывает. Люди облизывают пустую ложечку, вот я и смеюсь». Людям казалось, будто они причащаются, а на самом деле никакой благодати они не принимали. Частичку мы все же вкушаем, но есть ли от этого польза или нет, зависит уже от нас самих. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что когда к Чаше приступает человек недостойный, то Дух Святой от частицы как бы отлетает. Во время Божественной литургии святого Василия Великого священник в алтаре, молясь после совершения Таинства, тихо или про себя произносит такие слова: «Да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров». Если по вине священника, из-за его грехов, благодать может не действовать, то это тем более возможно и по вине любого человека. Бог дает Свою благодать тому, кому хочет. Во время земной жизни Господа к Нему приходили разные люди: одни получали исцеление от прикосновения к Нему, другие не получали ничего, третьи же приближались к Нему с тем, чтобы Его заушить и оплевать. Так же и мы, принимая в себя частицу Тела и Крови Христовых, можем оказаться среди этих трех категорий людей: или истинно верующих, или безразличных, маловерных, или врагов.

Итак, причащаясь Святых Таин, мы действительно принимаем Тело и Кровь Христовы — верит человек в это или не верит, кощунственно к этому относится или с благоговением. Но то, как воздействует на нас Христос, зависит от нашего достоинства или недостоинства, от того, рассуждаем ли мы о том, чтό принимаем, готовимся ли к Таинству, как требуют Церковь и собственная наша совесть, или нет. Если мы последуем велению своей совести и с покаянием, сокрушением, искренним намерением исправиться приступим к Чаше, то будем очищены. А если подобного устроения у нас не окажется, то будем осуждены и наказаны. Поэтому, по словам апостола Павла, «да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».

16 апреля 1998 года

.



Calendar
  Ноябрь 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

26.11.2019
Память свт. Иоанна Златоустого. Частица мощей этого святого пребывает в нашей обители

04.12.2019
Введение во храм Пресвятой Богородицы

06.12.2019
Память блгв. вел. кн. Александра Невского (1263 г.)

19.12.2019
Память свт. Николая Чудотворца. Приглашаем поклониться частице мощей этого святого!


перейти к разделу
Как пасхальные подарки приехали к детям


Монах, который не научился молитве Иисусовой, не знает, зачем стал монахом.
Старец Иосиф Афонский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1603 8791 9823
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb