Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефоны для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151.

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
20.08.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Светлая часовня на перекрестке".
12.08.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Путеводные звезды"
11.08.2019
Появились новые открытки с днем Ангела
07.08.2019
Появились новые открытки в рубрике "Золотые слова"
Архив новостей





Книги издательства



О причастности к Искупительной Жертве

(Евангелие от Марка, зачало 35, глава VIII, стихи 27-31)

Господь наш Иисус Христос направлялся с учениками в селения Кесарии Филипповой, и «дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?» (ст. 27). Вопрос этот Спаситель задал ученикам совсем не по той причине, по которой обычно подобные вопросы задаем мы. Ведь нас, имеющих страсти тщеславия, человекоугодия, волнует человеческое мнение, и потому мы хотим знать, как о нас думают люди и что они о нас говорят. Одобрение или неодобрение с их стороны вызывают в нас соответствующие чувства: успокоения или же неудовольствия и негодования. Хотя бы мы были правы и знали, что ведем себя безупречно, но неодобрение людей вызывает в нас смущение, и душевно нам бывает очень трудно. Пророк Давид обращался к Господу с такими словами: «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя» (Пс. 118, 134) — настолько тяжело перенести отрицательное человеческое мнение и злословие. Но Господь, как бесстрастный и совершенный человек, как святой, не имеющий и тени греха, не мог руководствоваться подобными чувствами. И спросил Он учеников потому, что желал, чтобы они сами исповедали Истину и осознали ее до конца. Возможно, среди них было еще некоторое колебание и они не знали, как правильно думать о Спасителе, или не до конца были уверены в правильности своего образа мыслей о Нем.

«Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков» (ст. 28). Не в каком-то иносказательном смысле, но в самом буквальном люди почитали Господа Иисуса Христа воскресшим Иоанном Крестителем. Недаром царь Ирод, когда услышал о чудесах, творимых Спасителем и Его учениками, сказал: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мк. 6, 14). Не думаю, чтобы Ирод был богобоязненным человеком, так что ему могла бы прийти на ум подобная мысль. Нет, вероятно, он повторял эти слова за другими, соглашаясь, что они похожи на правду. Иные принимали Его за Илию — и не в переносном, не в том таинственном смысле, в каком Спаситель, например, говорил об Иоанне Крестителе, что «он есть Илия» (Мф. 11, 14), то есть пришел в духе Илии, но в самом буквальном и точном. Веруя в воскресение мертвых, иудеи считали, что Христос есть воскресший Иоанн Креститель или пришедший с неба пророк Илия. Они даже не допускали мысли о том, что в их время может явиться новый пророк. Настолько они осознавали духовную скудость и пустоту, господствовавшую в израильском обществе, что никому из живущих тогда людей не могли приписать какой-либо духовности, считая, что истинно духовные люди были только в древности. «А иные — за одного из пророков». Эти слова также нужно понимать в том смысле, что иудеи видели в Христе не нового пророка, но одного из тех древних пророков, которые в давние времена являлись израильтянам и открывали им волю Божию.

«Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?» (ст. 29) И вот Петр, будучи человеком искренним, порывистым, нередко из-за простоты своей даже не обдумывающим своих поступков и слов, отчего порой говорил или делал что-либо неправильно, но иногда выражал и открывал волю Божию, от лица всех учеников ответил: «Ты Христос» (ст. 29). Краткие, простые слова. Несколько иначе передают их другие евангелисты. Евангелист Матфей говорит, что апостол Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). А евангелист Лука передает, что ответом Петра Спасителю были слова: «Ты — Христос Божий» (см. Лк. 9, 20). Но смысл этих слов одинаковый. Сказать: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго», или: «Ты — Христос Божий», или: «Ты Христос» — значит сказать одно и то же, потому что «Христос» в полном, единственном и исключительном смысле этого слова есть воплотившийся Сын Божий — Тот, Кто помазал Свое человечество воплотившимся Божеством. Если «христы», иначе — «помазанники Божии», какими были иудейские первосвященники или цари, помазывались действием и силой Божией, то Истинный Единственный Христос, Чьим лишь прообразом являлись эти первосвященники и цари, помазан не действием Божества, но Самим воплотившимся Божеством, вочеловечившейся Второй Ипостасью Пресвятой Троицы. И действие Божества, таким образом, пребывало во Христе не как в некоем сосуде, но, наоборот, как в источнике.

«И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем» (ст. 30). Почему Спаситель это сделал? Потому, что время еще не пришло; потому, что еще не понимали, в чем состоит основное дело Христа, основной подвиг, который Он должен совершить. Иудейский народ видел славу Христа в Его чудесах и в пророчествах, ожидал от Него, что Он воцарится и прежде всего уничтожит всякое зло и заблуждение в израильском обществе, затем распространит Истину на все народы, покорит заблуждающихся людей Истине, заставит людей служить Богу, может быть даже и насильно. И если бы апостолы стали распространять учение о том, что Иисус есть Христос, в то время когда Ему вскоре надлежало претерпеть страдания, то это оказалось бы чрезвычайно соблазнительным и многие бы в Нем разуверились. Поэтому в тот момент Спаситель приостанавливает эту проповедь, наказывая никому не говорить о Нем, и только после Своего Воскресения, явившись ученикам, повелевает им проповедовать Истину, начиная от Иерусалима, по всему миру — всем народам.

«И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (ст. 31). Здесь Спаситель приоткрывает ученикам великую тайну искупления человеческого рода. Они, конечно, этого еще не понимали. И мы сейчас тоже, может быть, слышим лишь простые, как нам кажется, слова-предсказания о грядущих страшных событиях, об унижении Сына Божия, Помазанника-Христа, не до конца понимая, что в них заключена глубочайшая Истина.

Святые отцы, говоря о догматическом учении Церкви, весьма часто употребляют словосочетание «евангельские догматы». Ибо все догматическое учение Церкви со всеми его утонченными логическими, диалектическими формами, строгими определениями, имеющими философское и едва ли не математически точное значение, почерпнуто из подобных простых, на наш взгляд, евангельских текстов. Собственно, оно и является Евангелием, изъясненным для ясности в определенных философских терминах. И вот какое догматическое учение содержится в этом одном стихе. Господь Иисус Христос, Сын Божий, принявший на Себя человеческое естество, через Крестное страдание должен был искупить весь человеческий род, всех верующих в Него людей. И потенциально Он действительно искупил всех, но воспользоваться этой возможностью способен только тот, кто искренне верит Ему и следует Его учению.

Как совершилось это искупление? Сын Божий принес в жертву за нас Свое человеческое естество. Но поскольку это человеческое естество было усвоено Сыну Божию, как сказано в церковном песнопении, «непреложно», то есть навеки, неизменно, то эта жертва стала смертью не просто одного праведного человека, безвинного страдальца, но смертью Божией. Не в том смысле, что Бог в действительности претерпел страдания, а в том, что Сын Божий, обладая по воплощении двумя природами — Божественной и человеческой, пострадал Своей человеческой природой. А потому, как дерзновенно говорит Григорий Богослов, мы можем сказать, что пострадал Бог. Таким образом, эта жертва приобрела безграничную, бесконечную цену. Страдания и смерть Господа столь бесконечно велики, что если бы люди пожелали присоединиться к жертве и участвовать в ней, то есть с верой принять ее не только умом, но и совершением соответствующих этой вере дел, тогда всякий человек, какими бы тяжкими ни были его грехи и грехи всего человечества, был бы погружен в бездну Искупительной Жертвы, как некая песчинка в океан. И все его грехи так же были бы поглощены Божественной благостью, очистительной силой Божией, как песчинка, погружаясь в океан, поглощается его водами и бывает уже совершенно невидима.

Вот что приоткрыл Спаситель Своим ученикам в этих кратких словах: «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть». Если до искупительного подвига Христа в мистическом таинственном смысле всякий человек (поскольку грехи имел даже и праведник) за каждый самый незначительный грех должен был умереть, хотя бы его грехи были ничтожными, так что все побеждала смерть, то теперь же Спаситель, принеся Себя в жертву, разрушил смерть, открыл дверь Царствия Небесного, сокрушил врата адовы. И хотя после Воскресения Спасителя прошло уже значительное время, а день всеобщего воскресения еще не наступил, это не дает нам повода для неверия, но говорит о долготерпении Божием, о том, что Он предоставляет людям возможность добровольно присоединиться к Его жертве и таким образом вслед за Ним Его силой (не собственными заслугами) разрушить власть смерти и вернуться к прежней праведной, святой жизни, какой обладали наши прародители в раю. Святые отцы считали, что праведники сподобятся даже гораздо большего блаженства и близости к Богу, чем имели Адам и Ева до грехопадения. После же свободного присоединения себя к Искупительной Жертве уже не будет никакого изменения, никакой возможности падения. А если и будут происходить изменения в жизни человека, то только в плане бесконечного совершенствования и насыщения благостью Божией.

Смерть Спасителя — это страшное, чудовищное преступление — стала радостью и избавлением для всего мира. На Кресте произошло искупление человеческого рода. И, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, мы должны всеми силами подвизаться для того, чтобы присоединиться к этой жертве, не думая, однако, о себе, будто исполняем нечто великое, делающее нас уже достойными ее. Ибо, по его словам, одна капля крови Царя бесценнее и дороже, чем вся кровь, которую пролил бы раб. Потому, осознавая свое низкое, греховное, рабское состояние, нам необходимо понимать: если бы мы и все подвиги совершили, и даже кровь пролили за Христа (а мученичество является высочайшим христианским подвигом), то и тогда не сделали бы ничего достойного того, что Он сделал ради нас. Но мы только показали бы свою искреннюю веру, свое желание угодить Богу и присоединиться к неоценимой, бесконечной, великой, страшной жертве Христовой за нас.

15 апреля 2000 года

.



Calendar
  Август 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

28.08.2019
Успение Пресвятой Богородицы

12.09.2019
Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского (1724 г.)

21.09.2019
Рождество Пресвятой Богородицы


перейти к разделу
Бояться ли злых духов


Помни, что истинная монашеская мантия есть радушное перенесение клеветы и напраслины: нет скорбей, нет и спасения.
св. Серафим Саровский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1603 8791 9823
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb