По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Пожертвование и благословение


С января 2002 года вступил в силу Налоговый кодекс, который лишил религиозные организации льгот и фактически приравнял их к коммерческим предприятиям, обязав платить налог на прибыль. В связи с этим Патриарх Алексий заявил, что «по многим налоговым вопросам нам еще предстоит серьезный диалог с государством». То, что мы по привычке называем «ценой» иконы или свечи является жертвой и с точки зрения канонического права не должно облагаться никакими налогами.


Недавно, во времена богоборческой власти, священнослужители официально назывались «работниками культа». Этим словосочетанием нарочито обмирщалось и унижалось священство — возвышенное и таинственное служение Богу и ближнему.

Социальный строй нашего общества меняется, и теперь некоторые представители власти пытаются представить священника уже не «работником культа», а своего рода предпринимателем, бизнесменом. Тем самым они показывают, что хотят видеть в Церкви Христовой не мистическое надмирное Божественное начало, а только земную организацию, пусть и не лишенную своеобразных черт.

К сожалению, нужно признать, что порой мы сами подаем к этому повод, механически перенося товарно-денежные отношения внутрь церковной ограды, что и приводит людей к соблазну. Самый распространенный пример — так называемые «ценники» на утварь и требы в наших церковных лавках. Необходимо объяснять церковным работникам и в особенности прихожанам, что это не цена, потому что благодать Божия не продается, и суммы, указываемые в «ценниках», являются не более чем приблизительным размером пожертвования, указываемым для общего удобства.

Канонические правила безусловно подтверждают эту позицию. 23 правило VI Вселенского Собора гласит: «Никто из епископов или пресвитеров, или диаконов, преподая Пречистое Причастие, да не требует от причащающегося за таковое причащение денег, или чего иного. Ибо благодать не продаваема, и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Если же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому преподает Пречистое Причастие: да будет извержен». Дары благодати священнослужители получают даром, поэтому даром должны и раздавать их всем, кто их достоин (Mф. 10, 8).

Упоминание о благодати подтверждает, что воспрещается и осуждается всякое вымогательство денег или иного вознаграждения за святое Таинство. Священнослужители, конечно, имеют право жить от алтаря, когда алтарю служат (1 Кор. 9, 14), равно как и право на приношения от верующих. «Род и мера приношений в пользу клира, — пишет еп. Никодим, — вполне предоставляется добровольному усердию верующих». Однако любая форма вымогательства самими священнослужителями воздаяния или платы за св. тайны не отвечает ни духу Евангельского закона, ни свойствам духовных даров благодати.

Комментарии к 23-му правилу VI Вселенского Собора отсылают к 4-му Апостольскому правилу, где говорится о необходимости содержания клира за счет верующих: «Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, что епископы и пресвитеры разделят с дьяконами и прочими причетниками».

По толкованию еп. Никодима, «эти начатки плодов-приношений верных были единственным источником содержания клира в первые времена церкви. Хотя приношения эти и были добровольными, верным вменялось в обязанность заботиться о содержании клира. Апостол Павел ясно говорит, что проповедующий Евангелие должен жить от благовествования. Приношения обычно собирались диаконом и предъявлялись епископу, который имел право распределять их своей властью. Эти приношения разделялись на три части, причем одна шла на содержание духовенства, другая предназначалась для богослужебных нужд, а третья — для вспомоществования бедным».

В древности Церковь и священнослужители содержались натуральными приношениям. Теперь же, в особенности в современных мегаполисах, и проще, и удобнее совершать пожертвования в пользу храма в денежном эквиваленте, предоставив самим священнослужителям распределить их на необходимые нужды: содержание духовенства и церковной обслуги, реставрацию и устройство благолепия храма и богослужения, и, конечно, благотворительность.

Нельзя представлять пожертвование прихожан и преподаяние им Божественной благодати как торговлю товарами и услугами. Унизительно и оскорбительно для верующего, когда молебен о больном человеке или отпевание умершего родителя представляют как услугу, когда иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца или книги Священного Писания хотят считать товаром.

Мы не должны соглашаться с этим кощунством, не должны принимать духа века сего, по которому все продается и покупается. Деньги, принимаемые в храм — не плата, а пожертвование; иконы, свечи, книги, утварь церковная — не товар, а благословение, имеющее символическое вещественное выражение, благословение на молитву и добрые дела, на добродетельную жизнь.

Разве не бывает, что мы отказываем в совершении таинства крещения неподготовленному, не осознающему значение этого таинства человеку, несмотря на то, что он предлагает за это положенную сумму; и наоборот, разве мы не крестим нуждающегося человека, ничего с него не требуя? Разве мы не формируем библиотек религиозной литературы в военных частях, в местах заключения, в учебных заведениях, разве не создаем молитвенные комнаты с иконами и необходимой утварью в различных учреждениях, неся при этом определенные финансовые издержки?

Из этих примеров можно видеть, что прямой связи между пожертвованием в виде денег и благословением в виде совершения Таинств или приобретения книг, икон — не существует. Значит, основополагающий принцип торговли: обмен денег на товар — здесь не применим.

Нельзя превращать чисто церковные отношения в акт купли-продажи, нельзя превращать церковную лавку в специализированный магазин религиозных товаров и услуг.

Очень печально, что наше законодательство не желает рассматривать это сугубо церковное явление как юридический феномен, как исключение из обычного порядка вещей, — и таким образом профанирует его, унижает до уровня экономической деятельности.

Об этом говорит великий русский экзегет свят. Феофан Затворник в толковании на изречение святого апостола Павла: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное» и комментарий к этим словам свт. Иоанна Златоуста: «Дабы доставляющее что-нибудь учителям не думали о себе много, он (апостол Павел) показывает, что они больше получают, нежели дают. Земледельцы что посеют, то и пожинают; а мы сеем в душах ваших духовное, а пожинаем вещественное; ибо такова доставляемая нам пища». «Вкушающие духовных благ от веры и сами собою готовы бывают все отдать тем, которые привели их в причастие сих благ. Ибо вера Христова — не голая теория, а дело обновления души, которое тотчас и ощущается. Ощутивший же его сознает, что сподобился блага, которому цены нет на земле. Как не будет такой готов всем делиться с своим просветителем?!»

К этим словам нам больше нечего добавить. Остается только пожелать, чтобы мы сами, священники и миряне, вели себя так, чтобы власть предержащие увидели, осознали: в храме нет акта купли-продажи, но принятие добровольного пожертвования и преподаяние церковного благословения в духе взаимной христианской любви.

«Церковный Вестник», №1, 2002 год
http://www.tserkov.info