Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version
Српска верзија

Жизнь обители
Летопись
Главный храм обители
Храм во имя Всемилостивого Спаса
Расписание богослужений
Требы
Календарь
Ново-Тихвинский листок
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Служение
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты


Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
12.12.2018
Появилось расписание богослужений на декабрь-январь в храме св. Александра Невского и в храме Всемилостивого Спаса
08.12.2018
Появился рассказ о воскресных школах нашего монастыря "Здесь живет радость!"
02.12.2018
Появилось расписание "Ново-тихвинских пятниц" на декабрь
25.11.2018
Появился устав трапезы в Рождественский пост
Архив новостей

Телефоны для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151.





Книги издательства

Сестры посетили места подвигов глинских старцев


 Глинская пустынь
Глинская пустынь

Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов)… Эти имена говорят сами за себя. Великие старцы великой Глинской пустыни, просиявшие во мраке богоотступнического ХХ века и просветившие тьму неверия живым словом Божиим…

Недавно сестры нашей обители побывали в Грузии. Их целью было собрать как можно больше сведений о жизни и подвигах старцев Глинской пустыни, проведших здесь несколько десятилетий. По рассказам очевидцев, почти все они поселились в Грузии в 60-х годах прошлого столетия. Их родная обитель к этому времени была в очередной раз закрыта богоборческими властями. Русских монахов сразу заметили, причем как высшее духовенство Грузии, так и простые верующие. Старцы привлекали внимание строгостью своей аскетической жизни и зрелостью духовных рассуждений. Вокруг старцев быстро образовалась община, состоявшая из монашествующих и мирян, стремившихся жить по Евангелию. Подвижники ревностно исполняя то служение, к которому призвал их Божий Промысел, окормляя свое «малое стадо». Сестрам удалось встретиться с бывшими келейниками старцев – живыми свидетелями их подвигов. Они рассказали много неизвестных эпизодов из жизни Глинских подвижников.

«Имя мое Серафим»

Храм св. Александра Невского в Тбилиси
Храм св. Александра Невского в Тбилиси

Митрополит Зиновий (Мажуга), настоятель храма святого Александра Невского в Тбилиси, был, несмотря на архиерейский сан, человеком необычайной скромности. Жил при храме, в маленьком домике, в котором было всего две небольших комнатки. Одна из них служила ему кельей, а в другой он принимал многочисленных посетителей. Верующие запомнили своего Владыку как мягкого доброго пастыря, радушного хозяина, который каждого, кто к нему приходил, ласково принимал, непременно выслушивал, утешал, наставлял, молился за него и никого не отпускал, не угостив хотя бы чашкой чая.

Протоиерей Павел Косач
Протоиерей Павел Косач

В Тбилиси сестрам посчастливилось познакомиться с протоиереем Павлом Косачом, который в течение 35 лет был ближайшим помощником митрополита Зиновия. Он рассказал, что большинство верующих считали митрополита святым еще при жизни. И это не удивительно: смирение и кротость архипастыря были необычайными. Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Давид V, очень почитавший Владыку, не раз предлагал ему сменить свою убогую келейку при храме на подобающую его сану резиденцию, но тот всегда отказывался.

Смирению вл. Зиновий прилежал с юных лет. Еще в начале своего иноческого пути, в Глинской пустыни, он всячески понуждал себя к исполнению этой добродетели. Так, сохранилось воспоминание, что когда он был новоначальным послушником, ему не давалось никакое послушание: отовсюду его гнали, постоянно укоряли, жаловались на него настоятелю – он все терпел. Наконец, его определили ухаживать за лошадьми, которых он с детства панически боялся. Преодолев страх, он полностью предал себя воле Божией и вскоре не только начал справляться с порученным ему делом, но даже и полюбил свое послушание. Терпение и молитва молодого послушника победили все трудности.

Схимитрополит Серафим (Мажуга) с игуменом Филаретом (Кудиновым) (слева) и игуменом Вениамином (Селивановым) (крайний справа)
Схимитрополит Серафим (Мажуга) с игуменом Филаретом (Кудиновым) (слева) и игуменом Вениамином (Селивановым) (крайний справа)

Один юродивый глинский монах предрек монастырскому конюху, что тот станет великим человеком. Когда однажды к нему привели будущего митрополита, блаженный воскликнул: «Зачем вы подвели ко мне эту лошадиную голову, ведь он будет великим человеком, и я недостоин того, чтобы он посетил меня». Братья не поняли слов юродивого, не понял их тогда и владыка Зиновий. Но он вспомнил пророчество, когда был возведен в сан архиерея. Однако прежде чем слова юродивого сбылись, прошло много тяжелых и скорбных лет подвижничества. Тюрьма, ссылка, во время которой Владыка подорвал на непосильных работах здоровье. Холод, голод, издевательства охранников, преследования властей… Однако все это не ожесточило души митрополита Зиновия: напротив, когда он вспоминал о скорбных обстоятельствах своей жизни, лицо его всегда просветлялось, старец говорил близким ему людям, что никогда не скорбел, но радовался испытаниям, принимая их, как от руки Божией.

Отец Владимир, нынешний настоятель тбилисского храма св. Александра Невского, – в келье схимитрополита Серафима (Мажуги)
Отец Владимир, нынешний настоятель тбилисского храма св. Александра Невского, – в келье схимитрополита Серафима (Мажуги)

Сохранилось много свидетельств прозорливости святителя, по молитвам митрополита Зиновия многие получали избавление от болезней и утешение в жизненных скорбях. С теми же, кто не слушал слов старца, своевольничал, бывало, случались неприятности. Так однажды митрополит не благословил идти домой одного из своих келейников, велев переночевать в храме: «Ты попадешь в милицию», - сказал он ему. Самоуверенный юноша не послушался, и по дороге на него напали бандиты, начали его избивать. Подоспевшая милиция не стала разбираться кто прав, кто виноват – в отделение забрали всех. Последующее судебное разбирательство стоило непослушному послушнику многих переживаний.

Монашеская община в Грузии, второй слева (сидит) схимитрополит Серафим (Мажуга)
Монашеская община в Грузии, второй слева (сидит) схимитрополит Серафим (Мажуга)

«Если спрашивать меня, так и слушать, а если не слушать, так незачем приходить ко мне за благословением», - повторял старец. Но такая требовательность сочеталась в нем со смиренным мнением, что сам он – ничто, и всякий разумный совет, исходящий от него – это действие благодати Божией. Владыка считал, что она подается ему не за его заслуги, а по вере тех, кто обращался за помощью. Он всегда вёл людей именно к Богу, а не к себе.

Похороны схимитрополита Серафима (Мажуги), в изголовье – протоиерей Михаил Диденко, рядом с ним - убиенный игумен Серафим (Шлыков) в сане иеродиакона
Похороны схимитрополита Серафима (Мажуги), в изголовье – протоиерей Михаил Диденко, рядом с ним - убиенный игумен Серафим (Шлыков) в сане иеродиакона

О своей кончине митрополит Зиновий был извещен Свыше: накануне сообщил близким ему людям, что скоро отправится к отцу Андронику (умершему 11 лет назад), наказывал приходить к нему на могилку, обращаться со всеми своими скорбями, как к живому. Владыка преставился ко Господу в 1985 году. После его кончины у него под кроватью нашли чемодан, в котором было полное схимническое облачение и записка: «Имя мое Серафим». О тайной схиме Владыки не знали даже ближайшие его помощники. Похоронили схимитрополита Серафима в его родном храме святого Александра Невского.

«Духовная мама»

«Серафимы и Херувим». Слева направо: схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш)
«Серафимы и Херувим». Слева направо: схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш)

Советские власти закрывали Глинскую пустынь дважды: в начале 1920-х годов и в начале 1960-х. После закрытия обители богоборцами ее врата открылись вновь во время Великой Отечественной войны, в 1942-м году. Весть об этом быстро облетела всю страну, проникла даже за тюремные ограды: разбросанные по ссылкам и лагерям верные чада Глинской пустыни устремлялись в нее сразу после освобождения. Те, кому удалось избежать ареста, также не медлили, немало приходило и новоначальных послушников, желавших всей своей жизнью послужить Господу, но не имевших до сих пор такой возможности. Братство быстро разрасталось. В то время в пустыни было два старца – схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш). Первый исправлял погрешности братий с помощью строгих епитимий, назначая дополнительные труды и поклоны, а второй – более кротостью и увещеванием, за что братья дали им соответствующие прозвища: «духовный папа» и «духовная мама». Отец Андроник действительно был необычайно мягок в обращении с людьми, его христианская любовь распространялась на всех без исключения.

Игумен Вениамин (Селиванов) (справа)
Игумен Вениамин (Селиванов) (справа)

Закваску доброй подвижнической жизни отец Андроник получил в Глинской пустыни, наставляясь у схиархимандрита Серафима (Амелина). Сильное влияние на его духовный рост оказал и епископ Калужский Павлин (Крошечников), ныне прославленный в лике новомучеников. Отец Андроник стал его духовным чадом после закрытия Глинской пустыни и окормлялся у него вплоть до ареста и мученической гибели епископа. Весьма удивительным в отце Андронике было то, что высочайшего духовного преуспеяния он достиг не в монастырских стенах и не под опекой мудрого наставника, а в условиях, казалось бы, никак не способствующих духовному росту – в тюрьме, среди жестокостей и ругани уголовников, пыток и унижений, которым подвергали его тюремные надсмотрщики. Об этом сестрам рассказали игумен Вениамин (Селиванов) и игумен Филарет (Кудинов), бывшие некогда келейниками отца Андроника.
Игумен Филарет (Кудинов)
Игумен Филарет (Кудинов)
По их словам, впервые отец Андроник был арестован в начале 30-х годов и провел в заключении пять лет. Он совсем недолго пробыл на свободе, после чего последовал новый арест. В камере он добровольно выбрал худшее место – у двери, возле нужника, потому что только там его не было видно в глазок, а это позволяло свободно молиться и читать акафисты. Однажды, в одну из бессонных ночей, он сподобился видения: ему явилась его покойная мать, которая при жизни отличалась крайним благочестием. Она утешила о.Андроника словами: «Сынок, не скорби, Божия Матерь тебя не оставит».

Отец Андроник (Лукаш)
Отец Андроник (Лукаш)

Тюремщики часто издевались над ним, избивали, подвергали таким пыткам, что порой отец Андроник уже не надеялся выжить: то держали на морозе запертым в железный ящик, то избивали, а однажды подвели к раскаленной печи и велели прыгать туда. Отец Андроник лишь спросил: «Так или снять одежду?» - его остановили. Возможно, он действительно бы погиб, если б по Промыслу Божиему обстоятельства не сложились наилучшим для него образом: кроткого заключенного взяли в дом начальника лагеря присматривать за детьми. Когда у отца Андроника окончился срок, вся семья горевала и плакала, никто не хотел с ним расставаться. А сам глава, также весьма опечаленный, сказал монаху, что если в монастыре ему не понравится, то он всегда готов принять его обратно.

Могила о. Андроника (Лукаша)
Могила о. Андроника (Лукаша)

Из тюрьмы отец Андроник сразу же отправился в недавно открытую Глинскую пустынь. Схиархимандрит Серафим (Амелин), бывший тогда настоятелем обители, с радостью принял его и почти сразу же благословил духовно окормлять братию. Вскоре обнаружились духовные дарования, которыми Бог наградил Своего мужественного исповедника… В Грузии сестры познакомились со схимонахиней Ксенией, которая рассказала им, что, когда впервые приехала в Глинскую пустынь и попала на исповедь к отцу Андронику, тот сам рассказал ей все ее грехи. Незадолго до повторного закрытия обители (в 1961 году), отец Андроник благословил ее ехать в Грузию. Такое же благословение он давал и некоторым другим своим чадам. Многие уезжали со скорбью, не понимая значения этого благословения, однако ослушаться своего наставника никто не посмел. И лишь позже все прояснилось: обитель закрыли, в Грузию переехали многие глинские насельники, в том числе и отец Андроник. К тому времени из духовных чад старцев там уже сформировалась целая монашеская община. Некоторые глинские монахи ушли в горы, где вели жизнь отшельническую. Окормлялись они у отца Серафима (Романцова), поселившегося в Сухуми. Другие насельники закрытой Глинской пустыни поселились в Тбилиси, их наставниками стали схимитрополит Серафим (Мажуга) и схиархимандрит Андроник (Лукаш).
Инокиня Наталия
Инокиня Наталия

Об отце Андронике сохранилось множество воспоминаний его духовных чад, бережно хранят они в своих сердцах наставления любимого наставника. Так, по воспоминаниям инокини Натальи, с которой сестры также познакомились в Тбилиси, часто ее духовник говорил ей такие слова: «Будь немая, глухая, слепая – и спасешься», «Где мир и любовь, там Сам Бог», «Фундамент монашества – это терпение, смирение и молитовка Иисусова».

Мудрый послушник

Одним из духовных чад отца Андроника (Лукаша) был игумен Андрей (Машков), который также последовал за своим наставником из Глинской пустыни в Грузию. Людям, знавшим его, он запомнился как простой, боголюбивый и необычайно скромный человек. Наставника своего любил всей душой. Когда тот умер, то отец Андрей не мог вспоминать о нем без слез. Столь же искренно отец Андрей был привязан и к Глинской обители, он все надеялся, что когда-нибудь она вновь будет открыта. По его словам, Глинская пустынь была таким местом, в котором невозможно было не молиться. А молитву отец Андрей, как и все глинские подвижники, считал солью монашеской жизни.

Несколько лет отец Андрей подвизался в горах Кавказа. Об этом подробно рассказал сестрам игумен Вениамин (Селиванов), который отшельничал вместе с ним и еще одним глинским монахом – отцом Исаией. Из его воспоминаний стало известно, что жили они порознь, в меленьких келейках, отстроенных своими руками, а вместе сходились лишь на Богослужения. Еду и все необходимое им приносил из Сухуми один брат, благословленный на это послушание отцом Серафимом (Романцовым), жившим в Сухуми и окормлявшим всех отшельников. Имели подвижники и свой огородик, выращивали кукурузу. Отец Вениамин с улыбкой рассказывал, что водившиеся в тех местах медведи частенько «грабили» огороды местных жителей, но на их огородик никогда не приходили.

Животные не обижали монахов, а вот люди порой проявляли в отношении их звериную злобу: несколько раз в убогие кельи отшельников приходили для разбоя местные жители. Всегда вооруженные, он вели себя развязно и грубо, однажды приставили пистолет к голове отца Андрея, угрожая, что сейчас выстрелят. Отец Андрей вел себя в этот момент мужественно, в ответ на угрозу лишь кротко ответил: «Тело – ваше, душа – Господня». Бандиты не тронули его. После этого случая старцы благословили отшельников уходить с гор.

Отец Андрей (Машков)
Отец Андрей (Машков)

Схиархимандрит Андроник часто говорил про своего послушника: «Андрей всех мудрей» и предсказывал, что в будущем он станет старцем и многих приведет к Богу. Так и вышло: с годами под опытным руководством схиархимандрита Андроника, а затем и других глинских старцев, отец Андрей приобрел истинную духовную мудрость, стал делателем непрестанной Иисусовой молитвы и опытным пастырем. Примером собственной жизни он научил нелицемерному служению Богу многих и многих людей. У отца Андрея окормлялся и духовник нашей обители схиархимандрит Авраам.

Вместо заключения

Глинские старцы… Порой даже сложно поверить, что эти люди жили в совсем близкое к нам время. Их жизнь (а хочется уже сказать: житие) – укор тем, кто считает, что в наши дни жить по Евангелию невозможно. Но Священное Писание учит нас другому: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Глинские подвижники верили богодухновенным словам и презирали мнения мира, за что Бог уже прославил их на небесах славой неизреченной. И мы верим, что не далек тот день, когда и на земле пропоют им достойные величания.


03.10.2007


Calendar
  Декабрь 2018   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

22.10.2016
«Ново-тихвинские пятницы» - встреча с Богом и ближними

13.09.2016
Он пришел поведать нам о любви Божией

11.07.2016
Божия Матерь утешает всех

17.12.2018
Память прп. Иоанна Дамаскина. Частица мощей этого святого пребывает в нашей обители

19.12.2018
Память свт. Николая Чудотворца. Поклониться частице мощей этого святого Вы можете в монастырском храме

31.12.2018
Память прав. Симеона Верхотурского (1694 г.)

07.01.2019
Рождество Христово

11.01.2019
Память прп. Василиска Сибирского


перейти к разделу
Как исцелиться от обидчивости


Бог дал иноку рассуждение для того, чтобы оно управляло его действиями.
прп. Варсонуфий и Иоанн







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Служение | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1625 6598 5758



410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb