По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского
О благой части монашествующих. Новая книга схиархимандрита Авраама.

Однажды духовник нашей обители схиархимандрит Авраам так рассказывал о себе: «Мечтая стать священником, мне думалось, что я буду многих ближних обращать к вере, крестить и что это самое высшее служение, какое только возможно. И моя юношеская мечта осуществилась, хотя и не так, как я ожидал. Сейчас я постригаю сестер — в рясофор, в мантию, в схиму. По сути, я крещу их уже вторым крещением, которое, если можно так выразиться, полное и окончательное, потому что принимается вполне сознательно, искренне и сердечно». После совершения чина пострига схиархимандрит Авраам всегда говорит новопостиженным сестрам слово назидания. В этих кратких словах, основанных на евангельских изречениях, о. Авраам стремится показать величие, глубину и высоту монашеского призвания, раскрыть многообразие духовной жизни, предостеречь от возможных ошибок, вдохновить сестер на мужественную духовную борьбу. Новая книга о. Авраама «Благая часть: слова на постриги» прежде всего обращена к тем, кто откликнулся на призыв Божий к высокому монашескому подвигу. Надеемся, что и благочестивые христиане, живущие в миру, среди наставлений монашествующим непременно найдут для себя слово, которое укрепит их веру и преисполнит ревностью о спасении. Перед вами несколько отрывков из этой книги.

Человек, увидев в толпе того, кто ему дорог и близок, смотрит поверх прочих людей, никого не замечает, боится потерять из виду дорогого человека, опасается, как бы толпа не оттеснила того в сторону, и устремляется к своему близкому. Если в нашей жизни любовь к какому-то человеку, на чем бы она ни была основана, заставляет нас пренебрегать всем остальным, то любовь ко Христу должна быть много сильнее. Мы должны смотреть как бы поверх толпы — взирать на Господа поверх всех временных, суетных событий и стремиться к Нему, преодолевая все препятствия, чтобы соединиться с Ним. Тогда наша жизнь — монашеская или жизнь в миру — будет подлинно христианской, вдохновенной, имеющей истинную цель, то есть вечность.

***

Люди ищут покоя и счастья, но они ищут его там, где его невозможно найти: в разнообразных делах и занятиях, в общении, в дружбе. Найти его они смогут только тогда, когда придут ко Христу, после чего любое их дело и занятие освятится благодатью Божией. В еще большей степени это относится к нам, монашествующим, потому что мы услышали призыв Господа, идем за Ним, пренебрегая даже по видимости добрым и хорошим, ради того, чтобы приобрести значительно больше, приобрести Самого Господа Иисуса Христа.

«Приидите ко Мне вси труждающиися и обременении» (Мф. 11, 28). Кто может сказать о себе, что он не утружден разными скорбями, грехами, страстями, суетными занятиями, пусть и нужными, и так далее? Нет такого человека. Кто может сказать о себе, что он не обременен грехами? Такого человека нет. Все мы — «труждающиися и обременении», и Господь призывает нас, потому что только в Нем Одном мы можем обрести покой. Почему мы берем на себя иго, а обретаем покой? Потому что иго Спасителя благо, в подчинении Спасителю нет ни малейшей тени, ничего дурного, а только один свет, в отличие от всех прочих отношений между людьми, когда человек вынужден кому-то подчиняться. Иго Спасителя благо, а бремя, которое мы на себя берем, — это бремя не грехов, но заповедей. Нам нужно помнить слова из послания апостола Иоанна Богослова о том, что «заповеди Спасителя не тяжки» (1 Ин. 5, 3). Они кажутся нам тяжелыми потому, что мы хотим сохранить свою волю, греховные привычки и навыки. А если мы устремимся к Господу и будем стараться всей душой служить Ему, тогда мы поймем, постигнем, что заповеди Спасителя не тяжки и бремя Его легко есть.

Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «монах — это тот, кто во всякое время и на всяком месте думает только об одном — о исполнении евангельских заповедей». Однако всякий человек, если он истинно верит в Евангелие — не только декларирует свою веру, но и жизнью доказывает ее правоту, волей-неволей понуждая себя к этому, — должен знать евангельские истины. Одна из них — христианская жизнь есть борьба, понуждение себя, причем чрезвычайное, при котором человек до крайности напрягает свои силы и даже, как иногда представляется, совершает то, что превышает его возможности. Он, может быть, мобилизует какой-то свой скрытый потенциал или получает помощь свыше… даже трудно определить, что с ним происходит. Безусловно, без помощи Божией невозможно совершить христианский подвиг, но эта помощь тоже приобретается понуждением себя к чрезвычайно внимательной, пламенной молитве.

***

Вся наша жизнь состоит из как будто бы мелочей, которыми мы пренебрегаем. И в результате оказывается, что мы ничего не приобрели, потому что нужно, чтобы врученные нам таланты, пять ли их, два или один, были постоянно в действии, в движении. А это значит, что мы должны подвизаться непрестанно как телесно, так, в особенности, и духовно, в смирении, непрестанной молитве, трезвении и тому подобном.

Вспомним, что сказал Господь Своим верным рабам? «О мале ми был еси верен, над многими тя поставлю» (Мф. 25, 21). Если в малом мы будем хранить веру Спасителю и служить Ему, то войдем в радость Господа своего и будем всегда духовно ликовать, ведь и монашество есть непрестанное ликование. Я желаю вам, чтобы сегодняшняя духовная радость оттого, что вы вступили в лик иноческий и приняли ангелоподобный образ, всегда пребывала с вами и чтобы вы совершали свой подвиг, служа своему Господу с радостным воодушевлением. Всегда помните о том, что малое приведет вас к великому — то малое, которое вы храните, введет вас уже здесь, на земле, в предвкушение Царствия Божия, а затем и в великое, бесконечное блаженство будущего вечного Царства.

Суть отречения от мира — в обращении внутрь себя, к своему сердцу, и вхождении через него в мир невидимый. Вот почему во время пострига звучат слова апостола Павла о том, что наша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных. Именно от этих духов происходит всякое зло. Оставляя внешнее, мы тем самым отвращаемся от следствия и обращаемся к причине, находящейся в нашем внутреннем мире — в мире духов. В этом-то мире мы и совершаем брань, побеждаем себя и страсти, которые, по выражению святых отцов, «суть демоны». Побеждая, мы становимся источниками воды живой — из нашего сердца текут благодатные струи, напояющие нас. И сердце наше воистину превращается в Царствие Божие.

***

«Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию» (Мф. 9, 13), ― говорит Христос. Пусть эти прекрасные слова, исполненные безграничной любви, из-за которой мы и называем Бога Человеколюбцем, нас вдохновляют, помогают подниматься после преткновений и окрыляют нас в нашем стремлении следовать за Господом, хотя бы это и казалось чем-то неизмеримо высоким для наших слабых сил и немощного разума.

Господь призывает нас к покаянию — как мы смеем, видя Его безграничное милосердие, не откликнуться на Его зов! Его слова должны не только обнадеживать и умиротворять нас, но и вдохновлять, вызывать в нас пламенную ревность. Если Господь пришел призвать нас к покаянию, то как мы можем остаться безразличными к Его призыву? Он снизошел к нам, простил нам все и призвал нас — негодных, ничтожных, грешных людей! Если мы и после этого останемся холодными и равнодушными, то, конечно, напрасно нам надеяться на милость Божию. Но если мы пребываем в непрестанной борьбе, то, значит, живем по заповеди Божией и через покаяние можем наследовать Царство Небесное, о котором Спаситель сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

ЗАКАЗАТЬ КНИГУ