Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version
Српска верзија

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Иконописная
Швейная
Издательство
Книги
Переводческий класс
Певческий класс
Библиотека
Церковноисторический кабинет
Просфорня
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефоны для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151.

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
24.05.2019
Появилась беседа отца Авраама "Евангельское учение о молитве"
17.05.2019
Появился рассказ памяти старца Эмилиана Симонопетрита "Я там, где никогда не умирают"
13.05.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Солнечно из Гамбурга!", или Как Пасха объединяет детей из разных стран"
11.05.2019
Появилась новая рубрика "Монашеский путь"
Архив новостей





Книги издательства

Старчество на Урале

Вечные темы не устаревают. И потому, несмотря на то, что книг о старцах и старчестве существует много, каждая новая книга об этом – событие. В этом году наш монастырь совместно с московским издательством «Паломник» выпустил в свет книгу «Старчество на Урале». Это исторический очерк — но адресован он не только историкам. Практическую пользу из книги почерпнет всякий, кто хочет знать, что такое старчество, для чего оно нужно и как относиться к духовному руководству трезво. Старцы, о которых рассказывается в книге, жили в разное время, и обстоятельства их жизни были различны: одни подвизались в XIX веке, в общежительных монастырях, уединенных скитах или в отшельничестве, другим пришлось вести монашескую жизнь в советские годы, пребывая среди мира, подвергаясь гонениям. Но эти внешние различия лишь подчеркивают то, что духовные основы старчества всегда одни и те же.

Игумения Руфина (Кокорева)
Первая часть книги – это очерки по истории уральского старчества с начала XIX до конца ХХ века. Здесь, в основном, рассказывается о подвижниках и подвижницах, которые несли старческое служение в монастырях: Свято-Николаевском Верхотурском, Белогорском, Кыртомском, Екатеринбургском Ново-Тихвинском, Уфимском Благовещенском и других. Но в книгу включены повествования и о старцах, угодивших Богу посреди мира:
иеросхимонахе Константине (Шипунове), схимонахине Евфросинии (Мезеновой), схимонахине Николае (Засыпкиной), а также о преподобном Кукше Одесском, который в течение пяти лет отбывал ссылку на Урале и за это время принес немалую духовную пользу многим монашествующим и мирянам. В книге помещено и жизнеописание замечательной русской подвижницы игумении Руфины (Кокоревой), основательницы и благоустроительницы трех монастырей. Вторая часть сборника — письма подвижников благочестия: преподобного Илии Верхотурского, иеросхимонаха Константина (Шипунова), игумении Руфины (Кокоревой).

По стопам святых отцов

Первое, что дает книга, – это четкое понимание, кто такой старец. Старцем принято называть благодатного подвижника, который прозревает тайные движения человеческой души и руководит людей ко спасению, зная волю Божию о них. Это верно. Такие люди — подлинные, духоносные руководители, старцы от Бога. Но в монастырской жизни слово старец употребляется и в более скромном значении. «Старцем, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — называется в монастырях преуспевший в духовной жизни инок, которому поручается назидание братии». Книга «Старчество на Урале» рассказывает о тех и других старцах и дает ориентиры, по которым можно узнать подлинного, духовно опытного наставника.

Отец Константин (Шипунов)
Святые отцы говорят, что самая характерная черта, по которой человека духовного можно отличить от прельщенного, — это смирение. Жизнеописания уральских старцев прекрасно иллюстрируют эту святоотеческую мудрость. Известно, что преподобный Василиск Сибирский тем, кто благодарил его за духовную помощь, всегда отвечал: «Господу Богу слава и хвала, если Он других мною пользует: Он, а не я; ибо я за подлинно знаю, что я многогрешен и ничего доброго от себя не имею». Преподобный Илия Верхотурский более всего учил искренней молитве, покаянию — и смирению. Отец Константин (Шипунов), прозревая то, что в будущем его будут почитать как благодатного старца, предупреждал своих чад: «Придет время, когда будут меня расхваливать, то да се, вы против этого будьте». Он вообще очень не любил похвалу и при всяком случае унижал себя.

Но, конечно, наряду с истинными, благодатными старцами всегда встречались шарлатаны и обманщики. Так, в Верхотурском уезде в начале XX века проживал некий «подвижник» Фрол Филиппов. Он любил поучать, были у него и свои почитатели. И подвиги его были налицо: лохмотья, вериги… Но наибольшую известность он получил благодаря тому, что многим открывал «ангельское пение». Собрав народ во дворе, он повелевал всем падать ниц, а сам забирался на чердак, где у него стоял граммофон (вещь в тех местах невиданная), и заводил какую-нибудь пластинку... В данном случае речь идет о грубом обмане, очевидном даже для тех, кто не имеет духовного опыта. Однако в истории уральского старчества были и такие случаи, когда человек, считавшийся благодатным старцем, сам находился в заблуждении и невольно вводил в заблуждение других. Именно о таких наставниках повествуется в главе «Об уклонениях от традиций старчества». Эта глава дает вполне наглядный урок: не гоняйтесь за прозорливцами и чудотворцами. Ищите наставника, который, прежде всего, советует читать святых отцов и сам учит в святоотеческом духе, то есть в духе трезвости, благоразумия, смирения.

Наука духовной жизни

В монастырях традиция старчества всегда, если можно так выразиться, шла рука об руку с традицией умного делания, которое включает в себя молитву Иисусову, хранение ума от греховных помыслов, послушание. Из истории монашества известно: где расцветало умное делание, там расцветало и старчество, и, наоборот, оскудение этого делания приводило к оскудению старческого руководства.

Молитве Иисусовой и внутреннему трезвению, отсечению греховных помыслов, учили в древних монастырях Востока (в Египте, Палестине, Сирии) в IV–VII веках. В более позднее время эту традицию возродил преподобный Григорий Синаит, в XVIII веке ее восстановителем сделался преподобный Никодим Святогорец и его последователи. На Руси умному деланию учили преподобные Антоний и Феодосий Печерские, преподобный Сергий Радонежский и сотни его учеников, преподобный Нил Сорский и его последователи. Затем на некоторое время эта духовная традиция в России угасла, но в XVIII веке была возрождена последователями преподобного Паисия Величковского. Благодаря воспитанникам старца Паисия учение об умном делании было насаждено во многих уголках России. В этом отношении не осталась бесплодной и Уральская земля.

Преподобный Илия на Валааме
Тех, кого можно было бы назвать уральскими старцами, в книге перечислено немало: преподобные Василиск Сибирский и Зосима Верховский, верхотурские и белогорские подвижники, известные уральские игумении… Из их биографий очевидно, что и они — также звенья золотой цепи, носители драгоценной монашеской традиции умного делания. Так, например, духовник Верхотурского монастыря схимонах Илия (Чеботарев) был воспитан в Валаамской обители игуменом Дамаскином, наставниками которого, в свою очередь, были Клеопа и Феодор, ученики преподобного Паисия Величковского. Другие уральские старцы были воспитаны в том же святоотеческом духе, что чувствуется и в их поучениях, и в их судьбах.

Книга «Старчество на Урале» – это попытка исследовать, как развивалась традиция умного делания и старческого руководства на уральской земле, какие она принесла плоды. И, конечно, главное в книге – это живые лики, характеры и судьбы самих старцев, познакомиться с которыми будет интересно и полезно любому читателю.

Читайте также:
Об иконе "Учители умного делания"


23.06.2012



Calendar
  Май 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

06.01.2019
Книга о правилах, на которых утверждается Церковь.

24.12.2018
Что делает людей святыми?

13.07.2018
«Я был с царем в его славе, хочу быть с ним и в несчастье». Вышло в свет житие святого Евгения Боткина

22.06.2018
Звезды на церковном небосводе. Книга «Созвездие предивное»

31.05.2019
Обретение мощей сщмч. Константина Богоявленского (2002г.)

31.05.2019
Память схмон. Евфросинии (Мезеновой)

01.06.2019
Память прп. Евфросинии Московской

06.06.2019
Вознесение Господне

16.06.2019
День Святой Троицы, Пятидесятница

Библиотека

"Целуйте эту книгу!"

"Великопостное пособие"

перейти к разделу
Приезд Патриархов Иерусалимского и Александрийского


Блаженны вы, монашествующие, перед Богом, потому что, имея общую со всеми людьми природу, обладаете особым намерением, помышляя о великом.
Св.Серапион Тмуитский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb