По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Блаженного Исихия, пресвитера Иерусалимского, слово на Святую Пасху

1. Светло небо, освещаемое хороводом звезд, еще светлее вселенная с восходом утренней звезды, но настоящая ночь не столько звездами озарена, сколько преисполнена ныне веселия оттого, что Бог и Спаситель наш стал победителем. «Дерзайте, – говорит Он, – Аз победих мир»[1]. Теперь, когда Бог победил невидимую вражду, по справедливости и мы сами одержим победу над демонами. Так останемся же подле спасительного Креста, чтобы получить начатки даров Иисуса. Священную эту ночь торжествуем со священными факельными шествиями, вознося песнь Божественную и воспевая гимн небесный. «Правды солнце»[2] – Господь наш Иисус Христос и настоящий день по всей вселенной озарил, над Крестом взошел, верных спас.

2. Поэтому никто пусть не отказывается верить символу Креста, но блаженному и треблаженному древу Крестному поклоняется, – символу того Креста, который отверз нам врата небесные. Уже не «вжигают светильника и под спудом поставляют», под «спудом» же подразумеваю Закон, «но на свещнице»[3], а под «светильником» – Слово. Под Законом, как под спудом, пребывало Слово и оставалось сокрытым для неверных, но когда взошло на Крест и тем самым было поставлено «на свещнице», тогда по всей вселенной воссияло.

3. Взгляни, возлюбленный мой, на Рим, царствующий благодаря символу Креста, возвышающемуся посреди площади. Взгляни на Павла, составившего бессмертные Послания и приписавшего себе звание раба Креста: он не постыдился Креста, соблазна для иудеев, безумия для язычников, он снискал покровительство Премудрости[4], благодаря Крестному древу собрал Церкви вселенной. Один жезл Моисеев отвратил египетские бичи, и жезл же ради своего сродства с Крестным древом положил конец человеческим грехам. Там фараон тонет, устремляясь в погоню за Израилем, здесь же диавол ниспровергается, а поклоняющиеся Кресту спасаются. Там Адам простер руки и навлек на нас смерть, а наш Владыка тем самым, что простер руки, всех спас.

4. О древо, великолепнейшее неба и восходящее превыше небесных сводов! О древо треблаженное, наши души переносящее на небо! О древо, давшее спасение миру и прогнавшее диавольское воинство! О древо, метнувшее, словно копье, разбойника в рай и приведшее к тому, чтобы он ликовал со Христом, – «Аминь, аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи»[5]. Будем же подражать благой воле человекоубийцы, а вернее – духоносца, ради его последующей веры. В самом деле, что он говорит? «Помяни мя, Господи, во Царствии Си»[6]. И благодаря одной убежденности веры поселяется в раю и проходит небеса, – «Аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи». Останемся же и мы подле Креста Спасителя, возглашая эти слова: «Господи, помяни мя во Царствии Си», дабы и мы стали причастны раю и вкусили Небесного Царствия.

5. Сегодняшнее торжество – в честь победы, братия, победы Всецаря, Сына Божия. Ибо ныне диавол терпит поражение благодаря Распятому, а наш род радуется благодаря Воскресшему. Ибо нынешний день ради моего воскресения восклицает и говорит: «Во время моего движения увидел я зрелище небывалое: гроб открывается и человек воскресает, кости радуются[7], души веселятся и люди созидаются, небеса разверзаются и Силы взывают: “Возмите врата князи ваша”[8] – и прочее. Ныне увидел я, как Небесный Царь восходит, опоясанный светом, превыше молнии и лучей, превыше солнца и источников водных[9] , превыше облаков, духа силы[10] и жизни вечной». Ибо Он скрылся сначала во чреве плоти, а затем во чреве земли, там рождающихся освящая пребыванием во чреве, а здесь умерщвленных оживотворяя воскресением, – «Отбеже болезнь и печаль и воздыхание»[11]. «Кто бо разуме ум Божий, или кто советник Ему бысть»[12], разве только Слово воплощенное и на древе пригвожденное, из мертвых воскресшее и на небеса вознесшееся?

6. Этот день благовествует радость, ибо в этот день воскрес Господь, воскресив с Собою сонм Адамов: Он получил рождение через человека и воскрес в человеке. Ныне благодаря Воскресшему рай отверст, Адам оживотворяется и Ева утешается, число избранных умножается и Царствие уготовляется, человек спасается и Христос приемлет поклонение. Ибо, поправ смерть, пленив тирана и опустошив ад, Он взошел на небеса как Царь-Победитель, как Властитель славный, как Возничий неуловимый и говорит Отцу: «Се, Аз и дети, яже Ми дал еси, Боже»[13] – и прочее. И услышал Он от Отца: «Седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих»[14]. Ему слава ныне и во веки веков. Аминь.

[1]Ин. 16, 33

[2]См. Мал. 3, 20.

[3]См. Мф. 5, 15.

[4]См. 1 Кор. 1, 23–24.

[5]Лк. 23, 43.

[6]Лк. 23, 42.

[7]См. Пс. 50, 10.

[8]Пс. 23, 7.

[9]См. Пс. 17, 16.

[10]См. Прем. 5, 23.

[11]Ис. 35, 10.

[12]Рим. 11, 34; Ис. 40, 13.

[13]См. Ис. 8, 18; Евр. 2, 13.

[14]Пс. 109, 1; Деян. 2, 34–35.