По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Иже во святых отца нашего Василия Селевкийского
слово на Святую Пасху

1. Неизреченно изливаемое на нас человеколюбие Христа, и многими дарами обогатил Он Свою Церковь. Великий в совете и Сильный в делах[1] искупил от проклятия Закона[2], избавил естество от древнего рукописания[3]. На древе Крестном восторжествовал над запнувшим при помощи древа. Притупил жало страшной смерти. Обветшавших от греха не огнем, но водой обновил. На тридневное погребение указал как на врата воскресения. Отчужденных от общества израильского[4] провозгласил согражданами святых и Своими[5] . Чуждых заветов обетования[4] приобщил к небесным таинствам. Не имеющим надежды[4] даровал Дух как залог[6] спасения. Из безбожников в мире[4] создал храмы Троицы. Бывших некогда далеко – не местом, но нравом, не расстоянием, но волей, не пространством, но вероисповеданием – сделал близкими[7] , с помощью спасительного Креста заключив в объятия непокорных. И это воистину по слову пророка: «Кто слыша сицевая, и кто виде сице?»[8] Все ангелы изумляются таинству. Все небесные силы приходят в трепет перед чудом. Престол не опустел, и мир спасен. От небес не отдалился и землю освободил. Отчих недр не лишил Своего присутствия и ад опустошил. Остался неизменным и новопросвещенных в Себя облек.

2. Слово имеет бытие изначала, и Оно возносит рыболовов, точно на крыльях, к богословию. Поэтому восклицает Иоанн: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу»[9]. И обрати внимание на точность евангелиста. Он не говорит: «В начале родися Слово». Не рождение, но бытие проповедует. В самом деле, поскольку рождение предполагает начало бытия, то евангелист, желая показать безначальность Сына, умалчивает о рождении и проповедует бытие. «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Этих трех выражений достаточно Церкви для ее утверждения. Кто научил тебя им, Иоанн? Озеро? Но оно не преподает догматов. Рыболовство? Но оно не богословствует. Зеведей? Но он простолюдин. Отечество? Но это простое село. Земляки? Но они поселяне. Иудеи? Но они неверные. Закон? Но он имеет тень[10]. Моисей? Но у него дурной выговор и он косноязычен[11]. Авраам? Но он изначально был прахом и пеплом[12]. Давид? Но он был червем, а не человеком[13]. Пророки? Но на них еще лежало покрывало Закона[14]. Как же ты сказал «В начале бе Слово»? Кто тебя поднял на столь великую высоту? Кто тебе даровал такие крылья? Ты забыл свое естество, покинул землю, пересек воздух, промчался мимо эфира, пролетел небеса, опередил Ангелов, превзошел Серафимов, оставил позади Херувимов, приблизился к Царскому престолу, приник к Царскому лону. Ты стал окрыленным верой, вострубил о вере недомыслимой, прогремел о рождении непостижимом, проповедал бытие безначальное, сказал: «В начале бе Слово» – начале, не допускающем начала. «В начале бе Слово», ибо Слово было прежде всякого начала. «Было», не «родилось» Слово, ибо бесстрастно родился Недомыслимый, Простой, Несложный, Недосягаемый, Не поддающийся пытливому исследованию, Вечный, Неделимый, Неизменный, Несозданный, Имеющий бытие в совершенно такой же мере, в какой имеет его Родитель. «В начале бе Слово» – показал безначальность ипостаси. «И Слово бе к Богу» – показал нераздельность сущности. «И Бог бе Слово» – показал неизменность естества. «Сей бе искони к Богу»[15] – показал совечность Отцу. «Вся Тем быша»[16] – показал самостоятельность в творении. «Вся быша», прежде созданное и ныне обновленное.

3. Итак, смотри, новопросвещенный, каких таинств ты удостоен. Ты познал Божественную силу на опыте. Ты куплен[17] – не отдай себя снова в плен. Ты отрекся – не прельстись и не вступи снова в связь. Ты представил долговую расписку – заботься о прибыли. Тебе вверен талант – имей попечение о заработке. Ты обручен на опыте – не прелюбодействуй богохульством. Ты приведен к свободе – не оскорби Освободителя как раба. Ты облекся в блистающую одежду – сверкай безупречной совестью. Ты снял с себя одеяние – не опечаль Духа[18], ибо, издревле проповедуя Таинство Крещения и безмерную благодать Распятого, пророк восклицал: «Волитель милости есть»[19]. Кто, о пророк? Ради милости вочеловечившийся Христос. Девственные врата не отворив Своим рождеством, «Той обратит и ущедрит ны»[20]. «Обратил», ибо избавил тебя от заблуждения. «Ущедрил» тебя, ибо на Кресте восторжествовал над общим грехом и «погрузил есть неправды наша»[20], потому что таинственные воды Крещения изглаживают «во глубинах морских грехи наша»[20]. Разумей под этим купель и проповедуй благодать, ибо Крещение есть всех благ основание, мира очищение, естества обновление, стремительное избавление, лекарство легко переносимое; влага, грехи сожигающая; губка, совесть очищающая; одежда, не ветшающая со временем; чрево, бесстрастно зачинающее; погребение, возрождающее погребенных; пучина, грехи потопляющая; стихия, служащая могилой диавола; печать того, кто получает утверждение; надежный заступник пред Судией; струя, погашающая геенну; благодать, гостеприимно принимающая на вечери Владыки; Таинство древнее и новое, при Моисее предначертанное. Ему, Христу Богу нашему, слава во веки веков. Аминь.

[1] См. Иер. 32, 19

[2] См. Гал. 3, 13.

[3] См. Кол. 2, 14.

[4] См. Еф. 2, 12.

[5] См. Еф. 2, 19.

[6] См. 2 Кор. 1, 22

[7] См. Еф. 2, 13.

[8] См. Ис. 66, 8.

[9] Ин. 1, 1.

[10] См. Евр. 10, 1.

[11] См. Исх. 4, 10.

[12] См. Быт. 18, 27.

[13] См. Пс. 21, 7.

[14] См. 2 Кор. 3, 13–16.

[15] Ин. 1, 2.

[16] Ин. 1, 3.

[17] См. 1 Кор. 6, 20; 7, 23.

[18] См. Еф. 4, 30

[19] Мих. 7, 18.

[20] Мих. 7, 19.