Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version
Српска верзија

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Служение
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефоны для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151.

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
16.03.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Пасхальная почта, или Как порадовать сельских ребят"
07.03.2019
Появился устав трапезы на Великий пост.
07.03.2019
Появилась рубрика "Великий пост - весна духовная"
02.03.2019
В разделе "Книги издательства" появилась книга Игумен и я"
Архив новостей





Книги издательства

Игумения Павла, настоятельница монастыря в честь святых апостолов
Петра и Павла (Герцеговина).
Внутренняя жизнь монахинь в монастыре

Введение

Святоотеческое предание Церкви оставило нам богатый опыт монашеской жизни. В монастыре присутствуют и Бог, и человек. И хотя монастырь находится в конкретном времени и конкретном пространстве и принадлежит реальности этого века, но вопреки этой принадлежности к теперешнему, и время, и пространство в монастыре, благодаря монаху-подвижнику, освящаются его устремленностью к вечному, постоянной направленностью к грядущему Царству. Жизнь монахинь, как и жизнь остальных христиан, является тайной будущего века; она не мотивирована осуществлением мирских желаний или достижением каких бы то ни было земных целей.

В то же время монашеская жизнь – это реальная жизнь, потому что призыв Божий к монахине не есть какой-то абстрактный призыв, это конкретный призыв к вступлению в отношения с Христом и во Христе с ближними. И если мы хотим, чтобы эта жизнь была истинной и реальной, она должна руководствоваться и вдохновляться Святым Духом, быть духовной реальностью, созданной из подвига и благодати, постоянным движением, устремлением к Богу, хождением за Христом. Девушка, которая желает жить монашеской жизнью, должна знать, что она не может сделать это сама, но только при содействии благодати Духа, как Его сотрудница, потому что монашеская жизнь – это, прежде всего, жизнь во Христе, в Церкви как Теле Христовом. Дух Святой обновляет человека, перерождает его, превращает в причастника Божественной жизни. Это возможно осуществить только в Церкви, которая является Телом Христовым, в общении Духа Святого (2 Кор. 13,13).

На основании богатой монашеской традиции монашескую жизнь можно объяснить четырьмя положениями, которые выражают ее суть. Итак, монашество – это:

   1. Жизнь в Боге, не имеющая каких бы то ни было личных связей и отношений вне Бога.
   2. Апостольская жизнь. Монахиня – это невеста, обрученная Христу, это деятель Божий, не имеющий личных целей и стремлений; она открыта всегда для осуществления Божией воли.
   3. Соборная жизнь, жизнь в Церкви, движимая Церковью, заканчивающаяся в Церкви и принадлежащая Церкви.
   4. Духовная жизнь. От Святого Духа через веру и покаяние начинается эта жизнь и Духом совершенствуется. Это жизнь хождения за Сыном, за Христом в Духе к Отцу.

Согласно этим положениям живет святое монашеское общежитие, где монахини стараются исполнять волю Божию, причем одно из главных условий истинной внутренней жизни монахини – положить доброе начало.

Начало монашеской жизни – покаяние и уход от мира

Один из самых частых вопросов, связанных с монашеством, таков: каким образом и когда созревает решение начать жить монашеской жизнью? Второй вопрос, который вытекает из первого: как узнать, что это решение настоящее?

По словам преподобных отцов, наставников общежительного монашества, это решение приходит тогда, когда человек всем существом почувствует грех как преграду, которая отделяет его от Бога. Решившаяся покинуть мир и всё, что подразумевает жизнь в миру, побуждается к этому именно сильным чувством своей греховности, желанием покаяния, чувством непринадлежности этому миру, в котором она пребывает как изгнанник из рая, как чужой и иностранец. Отец Иустин (Попович) говорит, что вера движет истинным покаянием, «вера – это око, которым душа видит свою нищету и видит, что она из-за греха является нагой и лишенной общения Духа. Такая душа постоянно взывает к Господу и усердно молится, чтобы Он и ее удостоил истинной жизни». Итак, из веры и любви ко Христу приходит осознание своего греховного состояния и рождается покаяние как благая и радостная весть Христова, «как завет с Богом о том, что она будет вести совершенно новую жизнь» (прп. Иоанн Лествичник), как животворящее благовещение Спасителя и Человеколюбца Христа. И через это благовестие, через покаяние будущая монахиня, как свободное существо, перерождается изнутри, преображается, переменяет свой ум (неслучайно покаяние по-гречески – «метанойя» (μετα-νοια = изменение и преображение ума и сердца)), имея одну цель – отделить душу и тело от греха и соединиться со Христом. Так, покаяние является двояким подвигом: отбросить зло и прилепиться к добру; возненавидеть грех и возлюбить добродетель; изменить, обновить жизнь, отвергнуть дьявола и прийти к Богу, посвятить Ему себя всецело.

Движимый верой и покаянием человек устремляет все свое внимание к иной Реальности. И, наверно, никогда восстание из тьмы греха в свет Божьего дня, в новую жизнь, не бывает таким радикальным, как в самом начале. Покаяние, имея источником богообразие и христообразие человека, благодатью будит в человеке силу для бунта, для восстания против грешного, ложного и смертного себя. В этот момент делается решительный выбор и закладывается фундамент, на котором потом строится все здание внутренней жизни монахини. Если в этот момент будет иметь место какой-то расчет, тогда всё, что монахиня покинула только внешне, по одной видимости, рано или поздно встретится ей опять, рано или поздно в зависимости от того, как долго будут действовать все те иллюзии, которые послужили ей вместо фундамента. И она будет, как говорит Господь, оборачиваться назад и окажется не благонадежной для Царства Небесного (Лк. 9, 62). Если же монахиня действительно всем существом, свободно, бесповоротно и отважно прилепится ко Христу, по словам Псалмопевца, «прилепилась душа моя к Тебе» (Пс. 62, 9), ожидая от Него помощи, то тем самым она откроет двери благодати Божией, без которой ее стремления и желания, какими бы сильными и непоколебимыми они ни выглядели, не могут осуществиться и принести духовные плоды.

Контакты с миром являются тем, от чего уклоняется и послушница, и монахиня. Не потому, что есть некий запрет на эти контакты, а потому что они не желают их[1]. Это удаление от мира ни в коем случае не есть трусливое бегство от жизни или малодушное уклонение от обязанностей, которые диктует жизнь, как это часто кажется людям со стороны. Напротив, выбор монашества – это всегда выбор жизни со всеми обязанностями и долгом, с той разницей, что в этом случае все вещи ставятся на свои места: сначала человек возвращается к Богу живому и истинному, и тем самым к себе настоящему и истинному. Весь монашеский образ жизни зиждется на свободе и осуществляется как самое очевидное проявление человеческой свободы. Поэтому оставление мира и всего, что в мире[2], – как материальных вещей, так и отношений и пристрастий, – для той, которая идет за Христом, всегда является движущей силой, а не навязанным условием, которое необходимо исполнить на пути к цели[3].

Благословение того, у кого монахиня находится в послушании, не имеет своей целью запрещать, принуждать и ограничивать. Это, прежде всего, благословение Божие, которое всегда освобождает, дает облечение и укрепляет.

Степени духовной жизни.

Преподобный Феодор Студит говорит в «Подвижнических поучениях монахам», что блажен не тот, кто только начал доброделание, а тот, кто стяжал его как навык и достиг в нем совершенства. Можно сказать, что в этом простом поучении красиво обозначены основные степени духовной жизни:

   1. Начало духовной жизни через покаяние, отсечение своей воли и послушание.
   2. Борьба со страстями и стяжание добродетелей.
   3. Пребывание в любви, которая есть союз совершенства (Кол. 3, 14), потому что духовная, монашеская жизнь – это улица с односторонним движением: мы непрестанно идем к совершенству, к Царству Небесному, к Царству любви Божией.
1. Одно из важнейших средств на пути к спасению и стяжанию смиренномудрия – это послушание. Как говорит отец Иустин в книге «Монашеская жизнь»: «Первое, чему учатся новоначальные – это отсечение своей воли». Святые отцы называют послушание ключом от рая, потому что с его помощью отсекается своя воля, эгоизм, страсти и приходит благодать Божия. Послушание открывает и совершенствует монахиню как личность. Оно является условием беспопечительности, которая есть хранительница молитвы. Послушание – это первая ступень на пути духовного восхождения. Как говорит преподобный Кассиан, иноки из многих опытов узнали, что не могут погасить в себе пламень гнева, скорби, нечистоты, не могут стяжать истинного смирения, не могут жить с братией в мире, и даже не могут надолго остаться в монастыре, если сначала не научатся покорять свою волю, потому что истинного послушания нет без отсечения своей воли. Сам Спаситель сказал: «Я сошел с небес не для того, чтобы исполнять волю Свою, но волю Отца, Который Меня послал» (Ин. 6, 38). Послушание монахини духовнику, игумении и другим должно быть свободным и благоговейным. Она должна служить ближним с трепетом, потому что, служа человеку, мы служим в нем Самому Христу. И, конечно, истинное послушание – это большая ответственность[4].
2. Святой Максим Исповедник говорит, что Бог есть Источник и Создатель всякой добродетели и что человек создан не для того, чтобы жить в страстях – этих источниках греха. Бог действует, призывает, стучится в дверь, желая дать нам благодатные дары, вывести нас из тьмы греха, дабы мы, взирая на Него как на добрый Пример добродетели, и сами жили бы добродетельно. Поэтому для святых отцов достижение свободы от страстей – это цель монашеского подвига. Святой Максим Исповедник говорит, что ум боголюбивого ратует не против вещей или против помыслов, а против страстей, которые связаны с помыслами. Итак, монашеская борьба направлена против страстей[5].
Монашеское устройство жизни – это стезя, на которой монахиня через покаяние, послушание, повседневное богослужение, бодрствование, пост и вообще монашеский образ жизни может стяжать смиренномудрие, которое приведет ее в объятия Божии. Для монахини как рабы и невесты Божией образцом в стяжании добродетелей является Матерь Божия, Святая Дева, Которая сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по глаголу Твоему» (см. Лк. 1, 38). В богообразной личности Богородицы каждая добродетель осуществляется в полноте, и потому Она – Спутница и Путеводительница монахинь на пути преображения и обожения, будучи в чистоте безупречно чиста, в смирении — совершенно смиренна, в послушании — неотступно послушна, в служении — всем существом предана ближним, готова жертвовать Собой и всецело жить другим и для другого.
Все добродетели составляют один неделимый организм, в котором каждая добродетель срослась с другой и одна от другой зависят[6], но молитва – это такая добродетель, через которую мы испрашиваем у Бога и все прочие добродетели. В молитвенном стремлении к спасению монахини находят и животворящую силу, и утешение, и радость.
3. Путь следования за Христом — путь крестоносный, как говорит о том Сам Христос: «Если кто хочет за Мной идти, пусть отречется себя и возьмет свой крест и за Мной идет» (Мф 16, 24). Монашеский этос[7], монашеская нравственность и подвиг основаны на любви ко Христу и людям. Добровольная жертва любви, несение креста и страдание ради Христа – это суть монашества. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что Святой Дух дает крестоносную силу, которая не только помогает нам попирать лукавые козни демонов, но и делает нас готовыми к мученичеству в подвиге любви и смирения по примеру смиренного и кроткого Иисуса.
Святой Марк Подвижник говорит, что Бог спасает и наказывает нас не за наши добрые или злые дела. То, что нас спасает или губит, – это наша верность и любовь или неверность и нелюбовь к Богочеловеку Христу. Насколько мы открыли себя для общения и единения с Богом, настолько мы будем участвовать в Жизни Вечной.
Из этого краткого описания духовной жизни ясно, что существо таких измерений и возможностей, каким является человек, отнюдь не может существовать как-нибудь, он должен жить обильно, духовно полно. «Око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог тем, кто Его любит» (1 Кор. 2, 9). Другими словами, наша духовная жизнь должна быть пребыванием в Богочеловеческой любви, которая для монахинь есть постоянный, продолжительный и величайший подвиг.

Отношения в монастыре. Бытие монахини – в общении и единстве[8]

Истинная духовная жизнь монахини открывается и начинается в ее отношениях с Богом, в которых проявляется ее вера и ее любовь как стремление уподобиться Христу. Поэтому апостол Павел призывает к подражанию Христу, дабы явилась в нас богообразная личность, сотворенная и обновленная по образу Христа Богочеловека: «Вы облеклись в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (см. Кол. 3, 10). Как говорит отец Иустин, «стать христообразным, усвоить Его образ как суть своего существа – это и есть единственный предвечный смысл личности».

Монахини подвизаются в монастыре как свободные личности, которые нормально живут и развиваются только в союзе жизни и любви с другими сестрами. Они живут как «расточенные чада Божии, собранные Христом воедино» (см. Ин. 11, 52) и любят друг друга ради Христа, никого не исключая, потому что стали соборными личностями, собранными вокруг Христа и во Христе, соединенными в Нем со всеми остальными. Христос – это единственная Личность, Которая может гарантировать вечное существование человека, с которым мы общаемся.

Поэтому монахини, которые «ничего не имея всем обладают» (см. 2 Кор. 6, 10), приобретают гораздо более обширную и настоящую семью, чем та биологическая, которую они покинули. Впрочем, в рамки этой духовной семьи входит и прежняя биологическая, но монахиня уже осмысляет ее иначе, по-новому, в Боге. Монахиня как подвижница воздерживается и уклоняется от обычных плотских связей не потому, что отрицательно относится к естеству, а для того чтобы остаться не плененной той красотой, которой обычно пленяются в миру, и стать способной полюбить всех людей, даже тех, которые, с мирской точки зрения ничем не примечательны. И поэтому в монастыре царят – конечно, по мере покаяния, смирения, молитвы и других добродетелей – преображенные отношения, которые основаны на глубоком и сознательном видении другого как неотделимой части собственной личности. Архимандрит Софроний (Сахаров) говорил, что когда мы учимся жить с одним человеком, мы учимся жить с миллионами других людей, которые ему подобны. Таким образом мы научаемся глубоко страдать за весь человеческий род.

Монахини своей простой жизнью, смиренномудрием и тремя монашескими добродетелями: девством, нищетой и послушанием – хранят мир и согласие общежития. Они изучают и любят все, что касается веры и догматов и избегают духа раздора, который уничтожает всякую возможность духовной жизни[9]. Все отношения в монастыре основаны на любви и послушании и опосредованы присутствием Самого Христа, Который устрояет как жизнь каждого отдельного члена, так и жизнь всего общежития. Любовь, которая даруется каждой общине, собранной во имя Христово, не есть просто некое абстрактное эмоциональное состояние, интенсивность которого варьируется нами самими. Но это – само животворящее Христово присутствие, причащаясь которого, мы сами становимся участниками носителями этой любви. Эта любовь, если монахиня ей откроется, воцаряется в ней, изменяет и ее саму, и ее отношение к другим. Святые отцы говорят: «Любовь имеет своей целью то, чтобы один мог отдать радость другому, и я добровольно жертвую собой, чтобы у другого было больше радости, я жертвую собой, чтобы другой чувствовал себя в этой жизни легко».

Действительно, монашество – это очевидный пример истинного человеческого общества, осуществленного в соответствии с Промыслом и волей Божией, и это общество по образу Святой Троицы. Монах или монахиня – это человек будущего века, и поэтому монашеское бытие – это в высшей степени бытие в общении и единстве.

Внутренняя жизнь монастыря и его организация

Монастырь – очень специфическая община. Это не просто человеческая организация и собрана она не во имя земных интересов или целей, а во имя Святой Троицы. Это вхождение в общение со Христом, это ответная реакция на приглашение участвовать в вечери Царства Небесного. Поэтому не может быть монастыря без любви, которая есть дар Христа Его Церкви. Как говорится, любви нет без единства, единства нет без общения, а общения — без сообщества. Итак, нас собирает только любовь Христова.

Стороннему наблюдателю монашеская жизнь может показаться монотонной и однообразной. Она такова и есть, если смотреть на нее глазами этого мира. Но монашеская жизнь имеет атмосферу и перспективу не этого мира, а являет собой живую тайну будущего века, Царство Божие, Царство Небесное в нас и среди нас, которое есть Христос Спаситель и к которому монашеская жизнь устремлена. Поэтому это очень глубокая, активная и поистине вдохновенная жизнь.

Любая монашеская община имеет двойную цель: спасение душ, которые собрались здесь вокруг Христа, и свидетельствование о новой жизни, в которую ведет это спасение. Живя в обители, монахиня спасается, то есть бывает спасаема, и одновременно самой своей жизнью свидетельствует миру о возможности спасения и способе, каким оно достигается.

Монахини отделены от этого мира и погружены в атмосферу будущего века. Они живут в самых благоприятных и естественных для спасения условиях, и все в обители должно говорить о реальности будущего века. Здесь совершаются совместные богослужения, которые для монахини должны быть не обязанностью, а радостью, и если она их избегает, то это первый знак ослабления ревности, которая питает духовную жизнь. Келейное правило, по рассуждению игумении и духовника назначается каждой сестре по ее силам. В это правило входит чтение Священного Писания, Псалтири, творений святых отцов и подвижников благочестия, умная молитва, а также поклоны и рукоделие, которые имеют целью воспитание тела и собирание мысли через трезвение. Всё это охраняет и воспитывает святую ревность и усердие к жизни по Боге, без которого не может быть какого бы то ни было духовного развития. Только в Церкви как живом Теле Богочеловека Христа начинается духовная жизнь монахини и, по мере ее личного усердия, осуществляется во всей полноте.

Устав помогает сохранить ритм монастырской жизни, регулирует отношения между монахинями и хранит каждую из них в отдельности. Но следует знать, что устав не должен навязывать всем такой порядок, который ради пользы общества будет ущемлять свободу конкретных личностей. Поэтому, усваивая какой-либо образец устава или составляя устав общежития самостоятельно, необходимо учитывать очень многое, иметь в виду каждого из членов обители в отдельности, с великим искусством организуя время и пространство, в которых данные личности живут. Суммируя все, еще раз скажу о тех важных положениях, на которые следует обращать внимание и которые способны постоянно возбуждать ревность в монахинях.

   1. Глубокая личная внутренняя жизнь каждой монахини в отдельности и соборная богослужебная жизнь всего общежития.
   2. Основание всех отношений в обители на покаянии, послушании, любви и молитве.
   3. Усердный труд каждого члена общины в деле личного послушания.
   4. Поощрение духа радости и всех других добродетелей: простоты, естественности, кротости, храбрости, воздержности, выносливости, терпения, великодушия, гостеприимства, благодарности, скромности, благородства.
   5. Участие в общих духовных собраниях.
   6. Сознание того, что монашеская аскетическая, подвижническая жизнь не параллельна жизни Церкви Христовой и не отделена от нее, а самым существенным образом с ней связана. Монашество родилось в лоне Церкви, в ней оно живет и приносит плоды.

Совместная жизнь в монастыре подразумевает обязанности и самопожертвование. Это жизнь не ради награды, а ради жертвенной любви за Христа, ради Христовых и наших братий и сестер в Церкви. Вся жизнь монахинь движется вокруг Христа, а Божественные литургии, которые служатся в обителях, представляют собой сердце нашего организма, благодать Христову, любовь Бога Отца, общение Святого Духа со всеми нами (2 Кор. 13,12). Святая литургия возводит нашу жизнь в Царство Небесное, благословенное Царство Святой Троицы.


[1]В том же смысле в монастырских уставах говорится о личных отношениях и контактах монахини с миром, которому она принадлежала до вступления в монастырь, – то есть об отношениях с родителями, друзьями, знакомыми. И послушницы, и монахини должны быть совершенно свободны от мирских связей, от каких бы то ни было пожеланий и пристрастий. Телефонные звонки, встречи, посещения родственников или визиты родственников и друзей в монастырь могут осуществляться только по благословению игумении или духовника, знающих все обстоятельства и имеющих рассуждение.

[2]Подобно тому, как сделал это святой Симеон Новый Богослов, который принес к ногам своего игумена, как к ногам Самого Господа Христа, все свое имущество, а также и все свои заботы и свою волю.

[3]Как раз по этой причине каждый общежительный устав подчеркивает, что монахиня не должна иметь никакого имущества. Чем меньше у нее вещей, чем свободнее она от любой привязанности, тем свободнее она будет шествовать за Христом. Именно поэтому монахиня, вступающая в монастырь, с полным доверием передает монастырю все, что ей принадлежит; она свободна от любого пожелания. Монастырь, т.е. единое сестринство или братство – это единое тело, единый организм, в котором все общее: и имущество, и казна, и трапеза, и богослужение. За личными потребностями каждой сестры следит игумения с истинной материнской заботой и вниманием, с помощью монахини, которой поручается хранение и распределение монастырского имущества согласно благословению.

[4]По словам о. Иустина (Поповича), существует пять свойств, характеризующих истинное послушание: чистая и неложная вера своему наставнику, истинность в делах и словах и в полном исповедании помыслов, неисполнение своей воли, отсутствие противоречия и пререканий, совершенное и чистое исповедание дел и помыслов.

[5]См. «Главы о любви» св. Максима Исповедника, где он говорит, что одно есть предмет (например, человек, женщина, деньги, пища), другое помысел (воспоминание об этих предметах), и совсем другое страсть (безрассудная любовь или ненависть к чему-то из перечисленного).

[6]Святые отцы учат нас, что добродетели возрастают одна через другую. Если одна оторвется от остальных, то она засохнет и увянет. Это особенно имеет значение для тех явлений в монашеской жизни, когда безусловное предпочтение отдается какой-либо одной из добродетелей как особо значимой для нашего спасения.

[7]Этос – признак, обычай, нрав, характер; стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентация её культуры, принятая в ней иерархия ценностей.

[8]Дословный перевод с сербского языка: «Монахиня – существо общины».

[9]Вспомним некоторые черты, которые нужно стяжевать и взращивать монахине: мужественность, которая дает ей духовные силы; бодрость и отважность в делании. Затем радость, воодушевление, пламенность духа, целомудрие, простота как в словах, так и в молчании и трудах. Монахиня должна быть общительной, что совсем не означает любознательности или склонности к празднословию. В то же время необходимо, чтобы она полюбила исихию и молчание, благодаря которым может всегда пребывать в беседе с Богом. Очень важно, особенно в женских монастырях, избегать разговоров о третьем (отсутствующем) лице, критики, фамильярности в отношениях, мирского духа и мирского поведения.



Calendar
  Март 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Устав трапезы
на Великий пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

07.04.2019
Благовещение Пресвятой Богородицы

14.04.2019
Память преподобной Марии Египетской

17.04.2019
Память иеросхим. Константина (Шипунова) (1960 г.)

21.04.2019
Вход Господень во Иерусалим (Вербное воскресенье)


перейти к разделу
Приезд Патриархов Иерусалимского и Александрийского


Божественная струя в устах монаха - псалом исповедания; кто приобрел его, тот совершен.
прп. Ефрем Сирин







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Служение | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1625 6598 5758
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb