По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Та, Которая всегда рядом

Дорогие сестры, я вновь поздравляю вас с праздником Воскресения Христова! Наверно, нет кроме Светлой Пасхальной седмицы иного такого времени, когда бы мы с такой ясностью чувствовали, как радость объемлет весь мир. Радуется сердце каждой из нас, радуемся все мы вместе, как один человек, радуется с нами и сама природа – всякое творение празднует Пасху! И это еще не предел. Радость о Воскресении Христовом обнимает не только весь этот видимый мир. Праздник Пасхи совершается сейчас и в Царствии Небесном! Можно сказать, что в дни Светлой седмицы мы с вами находимся на удивительном торжестве, где собрались вместе Херувимы и Серафимы, Архангелы и Ангелы, все пророки и праведники, все преподобные и мученики и одновременно все христиане, еще живущие на земле, в том числе и мы с вами. И все мы – и те, кто на земле, и те, кто на небе, – согласно празднуем, ликуем и славословим воскресшего Христа!


Об этом единодушном торжестве неба и земли мы слышим каждый день в Каноне Пасхи. В тропаре пятой песни гимнотворец призывает нас:
«И спразднуим любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную», или, в русском переводе: «Будем праздновать вместе с любящими празднества чинами Пасху Божию спасительную». В дни Пасхи небесные чины радуются не только о воскресшем Христе, но и о всех нас, о нашем спасении. Вот как пишет об этом преподобный Никодим Святогорец:
«Давайте же начнем праздновать вместе с любящими празднества чинами небесных ангелов, ибо и они желают праздновать сегодня, не только ради той любви, которую они имеют к Воскресшему Христу, их Владыке, но и ради той любви, которую они имеют к нам, людям, сегодня ставшим нетленными и бессмертными благодаря Воскресению Господа».
Об этом же писал и святитель Иоанн Златоуст:
«Сегодня радость повсюду во вселенной и духовное веселье, сегодня и народ ангелов, и лик всех горних сил радуется о человеческом спасении. Уразумей, возлюбленный, величину радости в том, что горние силы празднуют вместе с нами, ибо они сорадуются нашим благам».

Весь горний мир празднует в эти дни Пасху! Но более всех радуется, конечно, Божия Матерь. Та, Которая возлюбила Господа больше, чем кто-либо другой на земле и на небе; Та, Которая больше всех страдала, стоя у Креста Спасителя, теперь имеет и самую великую радость. И этой радостью Она желает наполнить и наши сердца. И мне хотелось бы, чтобы в эти пасхальные дни все мы чувствовали, что Божия Матерь находится рядом с нами и подает нам радость.

Обычно в праздник Пасхи мы славословим Господа Иисуса Христа и радуемся о Нем, а Пресвятая Дева как бы остается в тени. Но мне сегодня хотелось бы поговорить именно о Ней как одной из главных участниц и виновниц этого торжества. Ведь, как говорит преподобный Иустин (Попович), «если бы не Она, Господа Христа не было бы на этом свете. Если бы не Она, Вечной Божественной Истины не было бы на этом свете. Если бы не Она, вечной любви Божией не было бы на этом свете. Если бы не Она, не было бы Евангелия Христова».

По учению Церкви, все духовные дары, все добродетели подаются нам через Божию Матерь. Значит, и все благодатные плоды воскресения Христова мы ощущаем в своей душе именно благодаря Ей. И духовная радость, и живая вера, и упование спасения, и любовь к Богу и ближним подаются нам через Нее. Мы духовно празднуем Пасху всегда вместе с Пресвятой Девой, при Ее живом участии! Потому в этот праздник для нас так естественно благодарить и славить Божию Матерь и радоваться о Ней.

И в эти дни мы можем в особенности живо почувствовать то, что Она постоянно пребывает рядом с нами, как Мать нашей монашеской семьи и как Хозяйка нашей обители. Я желаю, чтобы эта истина напечатлелась в наших сердцах. И сегодняшнюю беседу я хочу посвятить именно Пресвятой Богородице, ради того чтобы и в эти пасхальные дни, и во все последующие мы с особой любовью обращались к Ней как к нашей Матери, нашей Небесной Игумении, нашей Покровительнице и Подательнице всех благ.

Ее постоянное присутствие в монастыре должно быть для нас такой же очевидной истиной, как, например то, что мы каждый день видим Ее иконы, молимся Ей. Куда бы мы ни пошли, Божия Матерь всегда рядом с нами. Она знает каждый уголок нашего монастыря лучше, чем мы сами; знает и каждую из нас гораздо ближе, чем мы с вами знаем друг друга. Она трудится в нашей обители, управляя ею, намного больше, чем все мы вместе. Можно сказать, что именно Божия Матерь и строит наш монастырь, а мы лишь немного добавляем своих трудов к Ее трудам. Она знает все наши нужды, питает и одевает нас, исцеляет наши болезни или подает нам терпение переносить их. Она помогает нам жить в мире, любви и радости, постоянно утешает и духовно поддерживает нас. И в особенности Она старается радовать нас в праздники. Все мы, наверно, замечали, что в Господские и Богородичные праздники мы всегда чувствуем особенное утешение, и во всей обители царят глубокий мир, любовь и единство.

Всё это потому, что Божия Матерь особенно любит монастыри. Можно сказать, что монахи и Богородица – неразлучны. Где живет монашеское братство или сестринство – там пребывает и Божия Матерь. Мне хочется рассказать вам один случай, который был с владыкой Афанасием Лимассольским.

В юности, когда он был еще только что рукоположен в дьяконский сан, он приехал к старцу Паисию Святогорцу для духовной беседы. Тот принял его с любовью, они поговорили, и затем старец пригласил его вместе помолиться. И вот они ночью в маленькой церкви читали молитвы Божией Матери, и вдруг весь храм озарился светом и лампада перед иконой Богородицы начала тихо раскачиваться. Владыка Афанасий потом рассказывал, что в этот момент он ощущал себя как в Раю. После бдения он спросил у старца:

- Геронда, что это было?
- Что именно? – переспросил вместо ответа старец.
- Ну, лампада. Как лампада могла качаться так долго?
- А что ты видел? – вновь спросил старец Паисий.
Дьякон ответил:
- Я видел, как лампада перед иконой Матери Божией раскачивалась.
- Ты видел только это?
- Это, и еще свет, – сказал дьякон.
- И всё? Больше ты ничего не видел?
- Больше ничего.

Владыка Афанасий, вспоминая этот разговор, пишет: «Думаю, если старец расспрашивал меня о том, видел ли я что-либо еще, то, наверно, сам он видел нечто большее». Расспросив его, старец Паисий наконец сказал: «Ну, ладно, ничего особенного в этом не было». – «Да как же ничего особенного, геронда! Ведь раскачивалась лампада, и был свет!» И старец Паисий ответил: «Э, да разве ты не знаешь, что Пресвятая Богородица каждый день обходит монастыри и скиты, где призывают Ее всесвятое имя? Она посещает кельи монахов и смотрит, чем они занимаются. Ну вот, Она зашла сюда, увидела, что и здесь два сумасшедших молятся Ей, и решила их поприветствовать и покачала Своей лампадой». Старец говорил об этом так просто, как о чем-то естественном и привычном.

Так и для нас должно быть естественно и привычно, что Божия Матерь каждый день пребывает с нами. И на всех нас Она смотрит как на Своих детей. Может быть, вы помните один случай из жития преподобного Серафима Саровского. Однажды в великий праздник Божия Матерь явилась ему и одной из сестер Дивеевской общины, монахине Евпраксии. Сохранились воспоминания сестры Евпраксии, я зачитаю небольшой отрывок из них:

«Вот что было. В келии отца Серафима сделался шум, подобно шуму леса от большого ветра. Когда оный утих, послышалось пение, подобно церковному. Дверь в келию сама собою отворилась, и сделалось белее самого светлого дня, а келию наполнило благоухание, похожее на росный ладан, только лучше. Впереди шли два Ангела, за ними святой Иоанн Предтеча и святой Иоанн Богослов. За ними шла Богоматерь, а за Нею двенадцать святых дев, все великой красоты. Все стали кругом нас. Царица Небесная была в середине. Келия сделалась просторная, и верх ее наполнился огнями, как бы от горящих свеч.

Я испугалась и упала. Царица Небесная подошла ко мне, и, коснувшись правою Своею рукою, изволила сказать: “Встань, девица, и не убойся нас; такие же девы, как ты, пришли сюда со Мною”. Я не почувствовала, как встала. Царица Небесная благоволила повторить: “Не убойся, мы пришли посетить вас”. Отец Серафим стоял уже на ногах пред Пречистою Богородицею, и Она говорила с ним столь милостиво, как бы с родным человеком. Объятая великой радостью, спросила я отца Серафима: “Где мы?” Я думала, что я уже не живая. Пресвятая же Богородица много говорила отцу Серафиму, чего я не могла расслышать, а только одно услышала: “Не оставь дев Моих”. Видение продолжалось не один час, и потом в одно мгновение всё стало невидимо».

И сам отец Серафим, и сёстры Дивеевской общины были для Богородицы Свои, родные, и Она заботилась о них с материнской любовью. Так было открыто преподобному Серафиму и его духовной дочери в один из великих праздников. Мы тоже сейчас празднуем величайший из праздников, и я вновь хочу пожелать, чтобы в эти светлые дни мы особенно почувствовали, что все мы – дети Божией Матери. И для нас так естественно всегда ощущать Ее заботу и любовь, обращаться к Ней в любой нужде телесной и духовной. И как дети, глядя на свою мать, во всем подражают ей, так и монахам свойственно подражать Божией Матери. И можно сказать, это главное благо, которым Богородица одаривает монахов. Хорошо нам чувствовать Ее любовь, вверять Ей попечение о всех наших житейских нуждах, искать у Нее заступничества в искушениях. Но главное благо и главное чудо для нас – это Сама Богородица, возможность подражать Ей и следовать по Ее стопам. И Сама Божия Матерь из любви к нам желает, чтобы мы подражали Ей, чтобы нам было хотя бы отчасти открыто то, что открыто Ей, чтобы мы были причастны Ее радости.

Может быть, вы помните, мы на трапезе однажды читали доклад сербской игумении Павлы о монашеской жизни, и в нем были такие слова:

«Для монахини как рабы и невесты Божией образцом в стяжании добродетелей является Матерь Божия, Святая Дева. В Ее богообразной личности каждая добродетель осуществляется в полноте, и потому Она – Спутница и Путеводительница монахинь на пути преображения и обожения, будучи в чистоте безупречно чиста, в смирении — совершенно смиренна, в послушании — неотступно послушна, в служении — всем существом предана ближним, готова жертвовать Собой и всецело жить другим и для другого».

Божия Матерь Сама была монахиней, Она положила начало монашеской жизни на земле, и Она может научить всех нас истинному монашеству. И Она действительно постоянно учит и воспитывает нас – в то время, когда мы молимся Ей, или внимаем церковным песнопениям о Ней, или обращаемся к Ней в каких-либо нуждах. И как дети, общаясь со своей матерью, становятся похожими на нее, так и мы, пребывая в общении с Богородицей и научаясь от Нее, можем стать похожими на нашу прекрасную Матерь, Пресвятую Деву.

И мне хочется, чтобы сегодня мы вместе написали образ Божией Матери, но не красками на иконной доске, а вдохновенными словами святых отцов – в наших сердцах. Я хочу прочитать сейчас несколько святоотеческих описаний, какой была Божия Матерь, какой у Нее был характер, чтобы мы могли более живо представить Ее себе и с большим усердием подражать Ей. Конечно, в краткой беседе невозможно описать все добродетели Пресвятой Богородицы, и мы сегодня назовем лишь некоторые.

Для начала вспомним известное описание, оставленное апостолом от семидесяти, священномучеником Дионисием Ареопагитом. Мы увидим Божию Матерь такой, какой Ее видели Ее современники. Вот что пишет апостол Дионисий:

«Когда я был введён пред лице богообразной, светлейшей Девы, и Она подняла на меня боголюбезный взор Свой, из глаз Ее меня облистал извне и изнутри великий и безмерный Божественный свет и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание, что ни немощное тело моё, ни самый дух не в силах были вынести столь обильных и великих знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце моё, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Свидетельствую Богом, имевшим жительство в честнейшей утробе Девы, что если б я не содержал в памяти и в новопросвещенном уме Божественное учение и заповедания, то я признал бы Деву Богом и почтил бы Ее поклонением, подобающим единому истинному Богу, потому что человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого представления».

Те из нас, кто имели счастье общаться с людьми святой жизни, со старцами, стяжавшими благодать, знают, что даже одна встреча с таким человеком совершает в душе серьезную перемену. И тем более, живое общение с Богородицей, Которую называют не просто святой, а Пресвятой, и даже один взгляд на Нее, одно сказанное Ею слово потрясали душу каждого, кто Ее видел. Она носила в Своем сердце Царство Небесное, и все, кто оказывался рядом с Ней, чувствовали, как выражается святой Дионисий, «начатки вечного блаженства и славы». И хотя это описание Божией Матери кажется очень возвышенным, но на самом деле в Ее облике мы видим то, к чему призван каждый человек, то блаженство и славу, которые Господь уготовал всем любящим Его.

Теперь прочитаем небольшое письмо, написанное другим современником Богородицы, так же знавшим Ее лично. Вот что писал священномученик Игнатий Богоносец апостолу Иоанну Богослову:

«Многие жены у нас желают посетить Пречистую Деву, коснуться персей, питавших Господа Иисуса, и услышать от Нее о многих таинствах. У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Ее не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, чем может;… более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее… О Ней рассказывали нам люди, достойные всякого доверия, что по Ее святости видно, как в Ней соединилось естество Ангельское с человеческим. Всё это возбудило в нас безмерное желание увидеть это небесное чудо и столь изумительную святость».

И обратите внимание, какую добродетель Богородицы святой отец называет в первую очередь. Повторю его слова:

«Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается».

То есть Божия Матерь всегда имела мирный, радостный дух, в любых обстоятельствах. И этот дух был в Ней настолько силен, что это замечали все знавшие Ее. Наверно, можно сказать, что Божия Матерь всю жизнь исполняла заповедь, которая была дана Ей в Благовещении: «Радуйся!» Однажды обрадованная Господом, Она сохранила эту радость в Своем сердце навсегда. И может быть, вы знаете, что слово «Благодатная», с которым обратился к Ней Архангел Гавриил, иначе переводится с греческого языка так – «Обрадованная». Теперь к Божией Матери каждый день так обращаются все христиане мира: «Радуйся, Благодатная», то есть «Радуйся, Обрадованная». Богородица – навеки Обрадованная!

А в чем источник Ее вечной радости? Об этом тоже сказал Архангел Гавриил в день Благовещения: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Богородица избрала девственную жизнь, ради того чтобы полностью, душой и телом, принадлежать Господу. И Господь удостоил Ее особенной близости с Собою, а значит и особенной радости, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Духовная радость от присутствия в Ней Господа обымала все Ее существо, как Она Сама это засвидетельствовала. Обыкновенно святая радость объемлет человеков, сподобившихся ощутить в себе действие Святаго Духа, тем более Богоматерь была преисполнена Божественной радости».

Как мы знаем, впоследствии Божия Матерь перенесла величайшие скорби, каких не знал ни один человек, – Она стояла при Кресте Сына Своего и Бога, и Ее душу прошло оружие, по пророчеству праведного Симеона Богоприимца.

Церковные песнопения, в которых описываются Ее внутренние муки, потрясают душу. Что пережила тогда Божия Матерь – для нас великая тайна. Мы знаем только, по словам святых отцов, что скорбь Ее была безмерна, как океан. А преподобный Силуан Афонский говорит, что если бы Богородицу при Кресте не укрепляла сила Божия, то Она умерла бы от скорби. Казалось бы, после таких страданий Она уже никогда не могла бы радоваться. Но вот перед нами удивительное чудо. Как мы знаем из письма священномученика Игнатия Богоносца, уже после Страстей Христовых, после воскресения и вознесения Господа, Божия Матерь вновь пребывала в радости, Ее видели веселой среди бед и гонений, благодушной среди нищеты. Воскресение Господа наполнило Ее душу радостью, которая превзошла все скорби. Сораспявшись со Христом, Божия Матерь совоскресла с Ним для новой радости, которой уже ничто не могло отнять у Нее.

И для монахинь, подражающих своей жизнью Пресвятой Деве Богородице, естественно, по Ее примеру, всегда быть радостными. Ведь и мы, как Она, избрали девство и целомудрие для того, чтобы всецело принести себя Господу. И нашу жертву Господь так же с любовью принимает и подает нам особую благодать, особую радость. Как пишет матушка Евфимия, «безбрачная жизнь ради Христа привлекает благодать. Лишение ради Господа наполняет сердце дарами Его любви». Поэтому всех ведущих девственную монашескую жизнь можно назвать, по примеру Божией Матери, обрадованными.

И если мы почему-либо потеряли радость, то Божия Матерь может возвратить нам ее. Как писал старец Силуан, «одно имя Её радует душу». В минуты душевного смущения мы можем почувствовать успокоение и мир, например, просто прочитав акафист Богородице. А если мы терпим какую-либо скорбь или искушение, тогда тем более нам нужно обращаться с молитвой к Божией Матери.

Богородица страдала больше всех людей на земле, так что никакой ум не может вместить Ее страданий. И Она больше, чем кто-либо другой, способна сострадать людям и может утешить нас в любой скорби. Любая мать желает видеть своих детей радостными. А тем более Божия Матерь в любую минуту готова подать нам, Своим чадам, утешение и мир. Нам стоит только обратиться к Ней – и Она обязательно обрадует нас.

Теперь я хочу вспомнить еще одну добродетель Божией Матери – Ее подвижнический настрой. Нам может казаться, что Пресвятая Дева не нуждалась ни в каком подвиге. Ведь Она еще до Своего рождения была посвящена Богу, с раннего детства воспитывалась в храме, во Святая Святых. Поэтому нам представляется, что внутренняя чистота была Ей как бы свойственна без всяких усилий с Ее стороны. Но, как говорит Церковное Предание, на самом деле Богородица усиленно подвизалась. Преподобный Иустин (Попович) пишет:

«Святая Дева, по учению богомудрых отцов, [с младенческих лет] трудилась над тем, чтобы быть без личных грехов».
А святитель Николай Сербский говорит об этом так:
«Пресвятая Дева приложила исполинский труд для возвышения Своей души к Богу».

Неслучайно Архангел Гавриил во время Благовещения сказал Деве Марии: «Ты обрела благодать у Бога». Благодать Божию обретает только тот, кто, во-первых, нуждается в ней, а во-вторых, ищет ее. Значит, Пресвятая Богородица нуждалась в очищении Божественной благодатью, и Она подвигом взыскала благодать и подвигом обрела ее. И когда святые отцы говорят о непорочности и безгрешности Пресвятой Девы, они говорят не об отсутствии греха в Ее естестве, а об Ее отношении ко греху, Ее решимости, Ее подвижничестве, Ее борьбе и победе над грехом.

Какими же подвигами Пресвятая Богородица победила грех? Во-первых, Она жила в удалении от мира и его соблазнов. Во-вторых, как говорит Никифор Каллист, Она была «далекой от изнеженности», утесняла Свою плоть. По словам святителя Амвросия Медиоланского, «все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды. Но и тогда, когда тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное». Кроме того, Пресвятая Дева совершала множество земных поклонов. Она так навыкла к этому с ранней юности, что и в старости не оставляла этого делания. В Ее горнице даже остались следы от Ее колен на каменных плитах пола. Наконец, Богородица никогда не пребывала в праздности, много трудилась, занимаясь рукоделием. Но, конечно, главным Ее подвигом был подвиг духовный. Как истинная монахиня, Она любила чтение, внимала слову Божию в храме, непрестанно молилась. Особым подвигом Пресвятой Девы было внутреннее трезвение, которому Она прилежала с таким усердием, что за всю жизнь не приняла ни одного греховного помысла, не согрешила даже мыслью, как было открыто Духом Святым старцу Силуану Афонскому.

Решимость подвизаться против греха внешне и внутренне – в этом призвана подражать Пресвятой Богородице каждая из нас. Подобно Ей, мы удалились от мира и всего мирского. Подобно Ей, мы ведем воздержную жизнь, избегаем праздности, много времени посвящаем духовным занятиям – чтению и молитве. Но, наверно, главное делание, через которое мы можем уподобиться Пресвятой Деве, – это трезвение. Трезвение соделало Ее Пресвятой и Пречистой и приготовило к принятию Божества. Трезвение может очистить и наше сердце и соделать его сосудом для Духа Святого. Каждый раз, когда мы отвергаем греховные помыслы, не допускаем в свое сердце огорчение, или обиду, или ропот, тогда сердце наше очищается, и мы на шаг приближаемся к тому блаженному состоянию, в котором пребывает Пресвятая Дева.

Есть еще одна добродетель, за которую Церковь особенно восхваляет Божию Матерь. Мы воспеваем Ее как Честнейшую Херувим, Славнейшую Серафим, Превысшую небес. Но как Она стала такой? Какая добродетель более всего возвеличила Ее? Конечно, это добродетель смирения. Пресвятая Дева была самым смиренным человеком на земле. И Она показала величие человека, когда он живет не по своей воле. Нам часто кажутся сильными люди, которые умеют настоять на своем мнении, добиться исполнения своих желаний. Но на самом деле, тот, кто во всем ищет исполнения своей воли, – это самый несчастный, самый слабый человек. А тот, кто во всем ищет воли Божией и ради этого отрекается от своей воли, – это и есть сильный, великий человек.

В чем же проявилось смирение Божией Матери? Во-первых, Она показала его тогда, когда сказала Ангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Нам обычно представляется, что для Пресвятой Девы было легко произнести эти слова, что в этом не было подвига самоотречения. Но задумаемся: до Благовещения Пресвятая Дева не представляла Себе никакой иной жизни, кроме той, которой Она жила до тех пор, – жизни в полной безвестности, в глубоком уединении, в заботах о Своем спасении и молитвах о мире. Она Сама избрала такую жизнь и предполагала, что будет жить так до конца Своих дней. Но вот совершенно неожиданно Ангел возвещает Ей, что Ей предстоит совсем иная жизнь, что Она призвана стать Матерью и взять на Себя великое и страшное служение – носить Сына Божия, питать Его, служить Ему, оберегать Его. И Пресвятая Дева, выслушав это, отреклась от всего, что Она желала и представляла до сих пор, отреклась от Своей воли, ради того чтобы исполнить волю Божию. И через это Она получила величайшее освящение и познала высшую радость, какие только возможны для человека.

Этим Она и всем нам открыла, в чем радость и блаженство человека – в том, чтобы отречься от себя. Никогда, начиная от Адама, исполнение своей воли не приносило человеку счастья! Наоборот, все беды в жизни людей, все проблемы, все несчастья произошли от своеволия, от непослушания и гордости. Старец Ефрем Ватопедский в одной из своих проповедей сказал:

«От чего происходят все искушения у человека? От нашей собственной воли. От того, что мы не советуемся, не подчиняемся, не преклоняем выи, имеем на всё собственный помысел… Я желаю всем нам того, чтобы Господь дал нашему уму это просвещение, эту силу, чтобы мы, смиренные и сокрушенные, постоянно исследовали волю Божию, ибо тогда мы будем угодны Господу, подобно тому, как Ему было угодно смирение Девы».

Смиренная Богородица, покорная воле Божией, показала нам путь жизни, путь радости. И нам особенно удобно следовать этим путем в монастыре, где вся жизнь основана на послушании и отречении от своей воли. Я желаю, чтобы пример Пресвятой Богородицы постоянно вдохновлял нас в этом каждодневном подвиге.

Смирение Божией Матери проявилось и в том, что Она не признавала за Собой никакой заслуги в великом чуде Боговоплощения. Когда совершилось воплощение, Она воздала славу Богу и сказала: «Величит душа Моя Господа… яко призре на смирение Рабы Своея». Она называла Себя Рабой Господней и действительно считала Себя простой Рабой. «Я не сделала ничего. Всё сделал Бог, Который призрел на Свою Рабу», – так говорила Она, хваля и благодаря единого Бога за совершившееся чудо.

Еще одной добродетелью, в которой мы можем подражать Пресвятой Деве, является молчание. Если собрать вместе все слова, сказанные Божией Матерью и сохраненные Церковным Преданием, то получится, наверно, не больше одной страницы.

И как говорят святые отцы, молчание Богородицы проистекало из Ее глубокого смирения. Даже при самых великих событиях в Ее жизни Божия Матерь хранила смиренное молчание. Так, например, в день Рождества Христова, когда ангелы сошли с Небес и воспевали воплощенного Бога, казалось бы, Богородица могла бы многое сказать, выразить Свою материнскую радость. Но Она, созерцая чудо рождения Господа, пребывала в глубоком благоговейном молчании. Или когда Она принесла Своего Сына в Иерусалимский храм и там праведный Симеон Богоприимец начал воздавать Ему хвалу, называя Его Спасителем всех народов и славой Израиля, Богородица ничего не отвечала на это и лишь «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем».

Часто у нас бывает так, что когда Господь дарует нам какое-то утешение: например, удостаивает нас внутреннего благодатного посещения, или доставляет радость через какие-либо внешние обстоятельства, то нам хочется излить свою радость в словах. Но так наша радость быстро испаряется, как миро из открытого сосуда. Пресвятая Дева показывает нам, как сохранить и приумножить дарованное нам Богом утешение – оно сохраняется молчанием. Помните, как говорит Псалмопевец: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом». То есть пусть ваша радость будет тихой, молчаливой, благоговейной, соединенной с ощущением присутствия Божия. Тогда радость может сохраниться в вашем сердце надолго.

Как пишет архимандрит Захария (Захару):
«Часто мы чувствуем себя счастливыми в жизни. И Бог расширяет наше сердце счастьем и благоденствием. Но в таких случаях мы не должны торопиться языком, как говорит Писание, и не расширять своих уст, но пусть расширяется только наше сердце пред Богом.
Для того чтобы сосуд был полным, совершенным, необходимо, чтобы вливаемое в него благовоние не растрачивалось, то есть чтобы в сосуде не было трещины и миро не вытекало… То же самое требуется и для благодати Божией. Сосуд, куда вливается благодать Божия, должен хранить ее в себе запечатанной, не давая ей проливаться и испаряться. Хранить молчанием и смирением. И таким совершенным сосудом была Пресвятая Дева».

В смирении и молчании, по примеру Пресвятой Девы, и мы призваны принимать от Господа всё благое, что Он посылает нам. И конечно, со смирением мы призваны принимать от Него и всё скорбное. Если продолжать сравнение отца Захарии: когда мы смиренно терпим скорби, тогда сосуд нашей души становится «прочным, способным выдержать и жару, и мороз, и удары по нему, так что ничто его не сокрушит». И в этом тоже показывает нам пример Божия Матерь.

Пресвятая Богородица в тот момент, когда совершилось зачатие, сознавала, что вскоре Ей придется потерпеть из-за этого скорби. Во-первых, Ее ждало поношение от первосвященников, которые вручали Ее Иосифу и знали, что Она давала обет оставаться девой. Как много, вероятно, они говорили о Ней между собой, когда увидели, что Ее обет, как они думали, нарушен. Во-вторых, Богородица знала, что и сам Иосиф смутится, увидев Ее непраздной. И Она не могла не скорбеть, видя его смущение, «бурю помышлений сумнительных», как говорится в акафисте. И всё это Она заранее приняла со смирением ради исполнения воли Божией. Потому Господь и избрал Ее Себе Матерью – Смиренный избрал Смиренную.

И терпя поношения, Божия Матерь никогда не пыталась оправдаться или отстоять Свое достоинство, но принимала оскорбительные подозрения от людей так же, как и хвалу, то есть принимала их с кротким молчанием.

В этом тоже явилось величие Ее смиренной души, Ее полная преданность Богу. Как замечает отец Захария (Захару), «если бы Она заговорила, это значило бы, что Она стала говорить по человеческой доверительности или по человеческому страху, но такие побуждения – не от Бога. Потому Она оставляла всё на Бога».

Всякая добродетель Божией Матери – руководство для нас. Как пишет Никифор Каллист, «во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». И когда мы стараемся подражать Ей в том, чтобы со смирением принимать от ближних всё; когда не пытаемся исправлять окружающих нас людей или отстаивать перед ними свои права, тогда мы чувствуем, что Господь и нашу душу наполняет благодатью и миром, и дает нам духовные силы. Как пишет старец Емилиан:

«Никто не может быть с Богом, если не смиряется, если не презирается, если не проигрывает в чем-либо, если не терпит ущерба каждый день. Ежедневно терпеть ущерб, лишения и бесчестия от других – это наше опытное смирение, которое делает нас великими пред Богом и благословенными у Бога… Я должен вкушать смирение черпаком, снова и снова и часто сокрушаться. Однако когда я ничего не принимаю, когда я берегу свое достоинство, смотрю за тем, чтобы меня уважали, любили, чтобы я был желанным, чтобы меня понимали, одобряли, признавали, тогда со мной нет Бога. Моя жизнь – душевная, она – не духовная. Тогда я живу душевными переживаниями, в какой-то неполноценности. Живу по законам психологии, а не духовного общения».

Образ истинного духовного общения показала нам Божия Матерь, смиренная Наставница смиренного монашеского чина.

Наконец, Божия Матерь для нас – пример человека, совершенно чуждого эгоизма, человека, который живет другими и для других.

С отрочества Она была преисполнена милости к людям и, пребывая в Иерусалимском храме, молилась за все человечество. А «соделавшись Матерью Милостивого Господа», как пишет преподобный Иустин (Попович), «Она и Сама стала “Источником милости”, “бездной милосердия”». И Ее милость превзошла всякие пределы после перенесенных Ею великих страданий у Креста Христова. Эти скорби утончили Ее сердце настолько, что Она сострадает всему миру, чувствует внутреннее состояние каждого человека, все его малейшие нужды, печали и радости.

И как при жизни для Нее всегда было радостью послужить ближним, утешить их и поддержать, так и теперь, пребывая в Царствии Божием, Она продолжает служить всему человечеству. Она служит людям не только тем, что подает чудесную помощь в бедах и скорбях. Для Нее радость послужить людям даже в чем-либо малом. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи, бывшие в разных монастырях, когда, например, Богородицу видели помогающей монахам за трапезой или во время богослужения.

Один из старцев Великой Лавры на Афоне рассказывал, что в Господские и Богородичные праздники он множество раз видел Богородицу вместе с двумя честными старцами: апостолом Иоанном Богословом и преподобным Афанасием Афонским. Как говорил этот монах, «Госпожа Богородица с очень радостным лицом отдавала распоряжения святым, чтобы они служили братиям за общей трапезой. И оба святых с великим почтением и послушанием бегали и исполняли повеления Богородицы».

И когда мы служим ближним, сестрам или гостям обители, то одно воспоминание о том, как служила людям Богородица, наполняет наше сердце вдохновением, и нам хочется служить с такой же любовью, ревностью и радостью, как делала это Она. И мы чувствуем, что такое служение делает нас похожими на Нее и сближает нас с Нею.

Есть еще одно средство для нас – как мы можем подражать Богородице в любви и милости. Сохранились интересные свидетельства о том, как Божия Матерь общалась с ближними. Святые отцы говорят, что в общении Она была мягкой и деликатной и никогда не огорчила ни одного человека. У святителя Амвросия Медиоланского есть о Ней такие слова:

Есть еще одно средство для нас – как мы можем подражать Богородице в любви и милости. Сохранились интересные свидетельства о том, как Божия Матерь общалась с ближними. Святые отцы говорят, что в общении Она была мягкой и деликатной и никогда не огорчила ни одного человека. У святителя Амвросия Медиоланского есть о Ней такие слова:

«Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьей Своих мыслей. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

Смотрите, как подробно он говорит о деликатности Богородицы, то есть эта черта Ее характера была особенно заметна. Я даже вновь зачитаю его слова, относя щиеся к этой добродетели Божией Матери:

«Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, избегать хвастовства. Разве Она когда-либо хотя бы выражением лица обидела кого-нибудь, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах».

И я хочу прочитать вам еще одно свидетельство, оставленное нам современниками Божией Матери. Однажды в дом к апостолу Иоанну Богослову, где жила Богородица, пришли странники из Галлии, недавно обращенные в христианство. Они желали увидеть Пресвятую Деву, и им было это позволено. Сохранилось повествование об этом событии:

«[Войдя в дом апостола Иоанна, галлы молили его о том, чтобы он допустил их к Деве-Богоматери]. Апостол, тронутый их благоговением, готов был уже исполнить их желание и доложить о них Пречистой, как дверь отворилась и на пороге появилась Жена величия неизреченного. Ее священный лик, несмотря на годы, светился всем блеском юности, а взор был преисполнен Материнской нежности. При виде Ее галлы поверглись на землю. Преблагословенная Дева подошла к путешественникам, возложила Свои руки на их головы и произнесла: “Сыны Галлии, дети Мои, встаньте, Я люблю вас”. Потом сказала им, что Она помнит о них, издали следит за ними и радуется успеху их непрерывных трудов. Затем Пречистая удалилась, оставив галлов преисполненными невыразимого ликования».

В дни земной жизни Божия Матерь изливала Свою любовь на всех окружающих. И после Своего успения, являясь людям в видениях, Она нередко представала перед ними как нежно любящая Мать и утешала их Своей лаской. Вспомним, например, Ее явление праведному Иоанну Кронштадтскому. Вот как он описывает его:

«В день Успения Богоматери 1898 года я имел счастие в первый раз видеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Ее сладчайший, блаженный, ободрительный глас, говоривший: “Милейшие вы чада Отца Небесного”. Тогда как я, сознавая свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом. О лик пресвятый и преблагий! О очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи!»

Любовь Божией Матери к людям выражалась в самых простых вещах – в том, чтобы утешить словом или любящим взглядом, в том чтобы никого не обидеть, всем оказывать смиренное почитание. И, как говорит старец Паисий Афонский, «тот, кто видел Богородицу, становился другим человеком, потому что духовная мягкость, которую Она источала, исцеляла души».

В таких же простых вещах может выражаться и наша любовь. И благодаря мягкости, деликатности в общении и наша душа освящается и изменяется, и люди рядом с нами становятся другими.

Святость Божией Матери, Ее духовное величие непостижимы для нас, но в то же время они часто проявлялись просто, в обычной жизни. И все христиане, а в особенности монашествующие, призваны подражать Ей в служении ближним, в смирении перед ними, в подвижничестве, трезвенном настрое, благодушном и мирном принятии любых жизненных обстоятельств. Подражая Ей в этом, мы можем стать святыми. В особенности, если будем постоянно просить Ее о помощи, помня, что Она всегда пребывает с нами в монастыре и всегда готова помочь нам в любой нужде, а более всего в нуждах духовных. Как писал преподобный Никодим Святогорец:

«В невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство и помощь нам».

Даже когда мы забываем о Боге, о заповедях, Божия Матерь рядом с нами и всегда нас оберегает, побуждает нас к покаянию, старается пробудить в нас ревность. Она же, как мы уже говорили, подает нам и все добродетели. По словам преподобного Иустина (Поповича), «Пресвятая Богородица покрывает человека и днем и ночью, отгоняет уныния сон, оживляет умерщвленного страстями, ибо родила Жизнодавца; Она просвещает ослепленную душу, ибо родила невечерний Свет; Она излечивает души от многолетних, застарелых страстей, ибо родила Врача; Она обновляет душу, обветшавшую во грехах; Она дарует очам слезы покаяния, очищающие душу от скверны; Она, Существо над-ангельское, наполняет душу над-земным настроением».

Будем молиться Ей с верой, с упованием, с несомненной надеждой, и Она приведет нас ко спасению и вечной радости. Как пишет об этом преподобный Иустин, словами которого я хочу завершить беседу:

«Она есть Матерь Бога, а потому и Матерь всего Божественного, всего святого, всего небесного, всего самого лучшего. Из всего лучшего Она – наилучшая, из всего святого – самая святая, из всего чистого – чистейшая, из всего досточудного – самая досточудная. Она есть самый совершенный образец всего совершеннейшего. Ведь если через Нее Бог вошел в мир, в человека, как тогда не войдет через Нее в человека всё Божие, всё небесное, всё бессмертное, всё вечное, всё блаженное? Поэтому – “всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная, Богородице, Чистая Приснодево”».