По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Слова после постригов

Слово после иноческого пострига
о смирении и молитве

Святые отцы наши понимали великое значение смирения и называли эту добродетель истребительницей страстей. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что сколько подвижник преуспел в смирении, столько он преуспел в молитве. Преподобный Исихий Иерусалимский сказал нечто подобное: «Смирение рождает молитву, а молитва смирение». Благодаря этому подвигу человек приобретает внутри себя Царство Божие еще в земной, временной жизни, предвкушает вечное блаженство, предобручается Духом Святым с Богом, с благодатью Божией.

Вся проповедь

Слово после иноческого пострига сестер Е. и Ф.
об опытном познании истины

Истину можно выразить всего несколькими словами. Когда Спаситель спросил апостолов: «За кого вы почитаете Меня?» (Мф. 16, 15), то святой апостол Петр от лица всех прочих сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (ст.16). Вот это есть истина, а знание только отвлеченное, чисто теоретическое, приносит мало пользы, хотя и оно есть откровение свыше. Опытное же познание того, что Иисус Христос есть Сын Бога Живаго, — это уже наше спасение. Поэтому справедливо Церковь молится и, взывая к Богу, просит о своих чадах: «даруй нам в настоящем веце познание Твоей истины, и в будущей живот вечный». Ведь если мы в сей жизни познаем истину, познаем опытно, познаем в своих сердцах, всем своим существом, то эта истина преобразит нас и сделает пригодными для жизни будущей, для царства Небесного.

Вся проповедь

Слово на постриг в мантию отца И.
о духовной брани

Когда мы умственным взором смотрим на преподобных наших отцов, на мучеников Христовых, показавших непостижимую, непонятную для нас пламенную любовь к Богу, нам кажется, что это действительно были не люди, а ангелы во плоти. Но это не так. Они были обыкновенными людьми, такими же, как и мы, имевшими нередко сильнейшие страсти, против которых подвизались всеми силами своей души. Они были такие же, как мы, но благодать, дарованная им в таинствах крещения и миропомазания, действовала, а не была забыта, не была погребена. И они исполняли великие добродетели, я уже не говорю о творимых ими чудесах, потому что добродетель, любовь к Богу и ближнему, — это, можно сказать, высшее чудо.

Вся проповедь

Слово после иноческого пострига сестры М.
о христианской надежде

Мария Магдалина имела любовь, преданность Господу Иисусу Христу, искала Его даже тогда, когда вроде бы уже не на что было надеяться, когда и гроб Господень оказался пустым. Можно провести аналогию с нашим сердцем: бывает, что мы не просто молимся с некоторой сухостью, но как бы ощущаем в душе совершенную пустоту (хотя, конечно, в этом более наша вина, все же мы имеем право на такое сравнение). Но если мы к этому гробу — к нашему пустому сердцу, будем приникать, несмотря ни на что будем плакать, и молиться, и искать Господа, то вдруг неожиданно для нас благодать Божия посетит нас и мы увидим, ощутим в своем сердце то, чего никак не ожидали, — живого Бога. Живого — потому что Он как бы воскреснет; словно умерший из-за наших грехов, Он воскреснет ради нашей любви, ради нашей преданности Ему.

Вся проповедь

Слово после иноческого пострига сестер М. и Д.
о любви ко Господу

Даже и в мыслях нужно исполнять Евангелие, потому что как злые, так и добрые побуждения исходят изнутри, из сердца человеческого. Поэтому, дорогие сестры, со всею юношеской ревностью устремитесь на монашеское поприще. Вы приняли начаток ангельского образа, а по правилам святых отцов те, на кого была возложена монашеская одежда, в конечном счете обязательно должны принести и монашеские обеты. Воспринимайте же происшедшее сегодня событие как начало вашего подвига. И старайтесь повиноваться настоятельнице, повиноваться старице, потому что через это внешнее делание мы с Божией помощью сподобляемся проникнуть и в суть христианства, т. е. в жизнь по Евангелию, в жизнь согласно евангельским заповедям.

Вся проповедь

Стихи о жизни чистого сердца, дневник